Методическая разработка открытого кураторского часа «Широкая Масленица» (форма проведения: экскурсия в традиции)
методическая разработка
Основной целью данного кураторского часа является совершенствование знаний о фольклорном празднике Масленица и его традициях: истории, особенностях празднования каждого дня масленичной недели, апробирование игр и развлечений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Алексеевский колледж»
Методическая разработка
открытого кураторского часа
тема: «Широкая Масленица»
форма проведения: экскурсия в традиции
Куратор
Черменева С.И.
211 группа специальность
44.02.01Дошкольное образование
Алексеевка
Тема: «Широкая Масленица»
Форма проведения: экскурсия в традиции
Группа: 431группа специальность 39.02.01 Социальная работа11 группа специальность 44.02.01Дошкольное образование
Место проведения: кабинет №48
Цель:
Совершенствовать знания о фольклорном празднике Масленица и его традициях: история, особенности празднования каждого дня масленичной недели, апробирование игр и развлечений.
Задачи:
Создавать условия для ознакомления с историей и традициями празднования Масленицы.
Содействовать развитию творческого подхода обучающихся к подготовке и участию в воспитательных мероприятиях.
Способствовать воспитанию любви к Родине.
Оборудование:
- технические средства: проектор, экран, компьютер, звуковые колонки;
- презентация «Широкая Масленица»;
- материалы выставки: самовар, декоративные доски, предметы посуды с народными росписями, элементы народной одежды, драпировка;
- стол для сервировки: скатерть, посуда;
- оформление кабинета: на доске плакат «Солнце», надписи «Широкая Масленица», праздничная терминология (обжорная, разгульная, честная, Веселая Масленица и др.), кукла Масленица, модель солнца для хоровода.
- раздаточный материал: тарелки с блинами, салфетки, ткань для изготовления кукол-сувениров «Масленица», тематические буклеты.
Подготовительная работа:
Организация поисково-исследовательской работы со студентами: беседы с родителями, бабушками и дедушками о праздновании Масленицы в родном крае.
Поиск предметов праздничной атрибутики для выставки.
Оформление тематических надписей для оформления кабинета.
Подбор и содержания и оформление буклета и презентации.
Выбор тематического музыкального репертуара.
Подбор элементов народных костюмов для участников.
Взаимодействие с родителями: выпечка блинов.
План работы
1.Организационная часть.
Музыка
Вступительная беседа
2.Основная часть
Познавательная информация об истории праздника Масленица.
Ознакомление с традициями каждого дня Масленицы и активизация обучающихся в их апробировании.
- Понедельник - изготовление куклы-сувенира «Масленица».
- Вторник - угощение блинами, загадки- шутки.
- Среда - частушки.
- Четверг - игры в снежки.
- Пятница – обмен рецептами блинов.
- Суббота - сервировка стола.
- Воскресенье - прощеный день, памятные сувениры, хоровод – «Закличка Солнцу».
3. Рефлексия
Рефлексивная беседа.
Игровое задание «Скажи по-другому».
Ход работы
На перемене звучит веселая народная музыка
Ведущий 1. Звучит вступление к опере А. Н. Римского-Корсакова "Снегурочка" Слайд Масленица, блины | Дорогие студенты и гости, вслушайтесь в эту музыку. Она прекрасно передает состояние природы в конце февраля — начале марта, когда повсюду происходят важные перемены. Наступает Масленица. Происхождение Масленицы затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляли собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красноватый оттенок. Пекли блины из гречневой или пшеничной муки. | |
Ведущий 2. Слайды костры, колеса | "Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, крепких браков и здоровых детей". Поэтому и на наших столах блины. В Центральной России, помимо блинов, использовались и другие символы солнца — горящие колеса, спускаемые с гор, полыхающие костры. | |
Ведущий 1. | Масленица — семейный праздник, и мы сейчас, собрались большой нашей семьей в колледже, чтобы вспомнить традиции и передавать их следующим поколениям. | |
Ведущий 2. | Вы все, наверное, слышали поговорку: ―Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи?‖ С чем это было связано? (Ответы студентов). В действительности дело было в том, что до 14 века Масленица для славян была еще и встречей Нового года (год начинался с марта). А все мы знаем, как Новый год встретишь, так его и проведешь. Никто не хотел весь год жить в скуке и нужде, поэтому и была Масленица разгульной и веселой. | |
Ведущий 1. | Масленица имеет очень много разных названий. Какие из них известны вам? (Масленица, Масленая неделя, Широкая Масленица, Сырная неделя, Сырная масленица, Сырная седмица, Объедала, Объедуха, Боярыня–Масленица, Блиноеда, Разорительница, Обжорная, Разгульная, Честная, Веселая Масленица.) Почему именно блины были основным блюдом на Масленицу? (Ответы студентов). | |
Ведущий 2. Слайд молодожены на Масленицу | Масленица – это еще и время свадеб. Считалось, что брак, заключенный во время Масленичной недели, будет долгим и счастливым. Молодоженам устраивали «смотрины», например, заставляли целоваться у всех на виду. | |
Ведущий 1. Слайд Масленица в Москве | Во времена Петра 1 Масленицу праздновали особенно широко. Император устроил необычную процессию, которая проехала по всей Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади. Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной ладье. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестью медведями. | |
По рассказам старожилов в наших краях Масленицу так же издавна отмечали весело, по всем русским традициям: существовали кулачные бои, где зачинщиками были дети, а потом продолжали борьбу взрослые. Местами, так называемых «кулачек» были территории между деревнями, и победителями были те, кто вытеснил чужаков с нейтрального поля назад в свою деревню. С тех пор осталась поговорка «Погнали наши городских!», что означало радость болельщиков за победу земляков. | ||
Предлагаем вашему вниманию выставку предметов, которыми в нашем крае пользовались во время масленичных гуляний: самовары, красивая посуда, нарядная одежда, а так же веселые лица наших родственников на старинных фотографиях. | ||
Ведущий 2. | А как же сейчас отмечают Масленицу? Как отмечают этот праздник, с чем его сейчас связывают? Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы, с ряжеными и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями. | |
Ведущий 1. | Дата этого праздника всегда зависит от даты христианской Пасхи: Масленица начинается за 8 недель до Пасхи и длится 1 неделю, с понедельника по воскресенье. Причем в русской культуре каждый из семи дней недели имеет своё название и традиции проведения. | |
Ведущий 2. Слайд кукла Масленица | Что же, по вашему мнению, делали в понедельник? (ответы студентов) Понедельник –Встреча. В былые времена, взяв со своего двора по пучку сломы, жители села складывали их в одну кучу, из которой потом все вместе делали куклу, наряжали ее «по-бабски»и возили в санях по улицам, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу, а потом ставили на самое высокое место. (Вносится кукла) С понедельника богатые люди начинали печь блины. Бедные же люди начинали печь только с четверга или пятницы. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару. «Месяц, ты месяц, Золотые твои рожки! Выглянь в окошко, Подуй на опару!» | |
Ведущий 1. Звучит русская народная песня, студенты приступают к рукоделию. | В семьях, где есть молодежь, делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одевают в девичий наряд. Обычай этот идет от древней традиции встречать невесту и жениха соломенной куклой — домашней Масленицей, символом крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи. Ее также выставляли в окнах и дверях в тот день Масленицы, когда молодые приходили к теще на блины. Эта домашняя Масленица как бы дочка Масленицы большой. У вас на столах лежат необходимые материалы. Предлагаю вам изготовить куклу - Масленицу. Посмотрите какие забавные масленичные сувениры у вас получились. | |
Ведущий 2. Слайды Звучит мелодия «Ой, блины мои блины!» | Вторник – Заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, где женихи высматривали невест, а девушки суженых! Звали родных и знакомых поесть блинов. Народные гуляния сопровождались бойкой торговлей горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Угощайтесь гости дорогие! | |
Ведущий 1. | Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе "на посиделки" — там царило веселье и обязательно загадывались загадки. Слушайте внимательно, очень занимательно! | |
Ведущий 2. | Чего нет в капусте, Ни в свекле, ни в репе, А есть в моркови, Огурце, помидоре? | |
Ведущий 1. | Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему каждая овца шла? | |
Ведущий 2. | Каким гребешком никто не причесывается? | |
Ведущий 1. | Отчего гусь плавает? | |
Ведущий 2. | Какой в реке камень? | |
Ведущий 1. | Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? | |
Ведущий 2. | Несла баба в корзине 100 яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось? | |
Ведущий 1. Слайд Застолье | Среда - Лакомка. Ой, ты Лакомка-Среда! Маслена сковорода! Как повелось со старины – Едем к теще на блины! В этот день тещи угощали блинами своих зятьев. Был также очень интересный обычай: теща мазала голову зятя маслом, чтоб был ласковым и к жене ―примаслился (т.е. любил жену и не заглядывался на других женщин). Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей. На вечерних посиделках пелись песни и частушки. Частушки Мы при всём честном народе Мы на масленой неделе Мы мороза не боимся, Песни петь боюсь немножко, Бой снежками не на шутку, 25 блинов здоровых На санях с высоких горок Мы пропели вам частушки, | |
Ведущий 2. Слайды Кулачные бои, игры в снежки. | Четверг – разгул, перелом, широкий четверг. В четверг заканчивалась ―узкая Масленица и начиналась ―широкая. Именно с этого дня все жители сел и деревень устраивали хороводы, балаганы, веселые игры и пирушки. В этот же день проводились кулачные бои. Иногда для боя одевали специальные меховые рукавицы и толстые шапки, чтобы противники в пылу битвы не покалечили друг друга. Важным событием четверга было взятие снежного городка –символическая битва весны и зимы. Приглашаем желающих поиграть в снежки, для этого необходимо разделиться на две команды и стремиться попасть снежком друг в друга. Игра в снежки | |
Пятница — тёщины вечёрки В масленичную пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь зятьев угощать своих тёщ блинами. В четверг вечером зять лично заходил к родителям жены, кланялся тёще в пояс и звал её в гости. Приняв приглашение, тёща должна была послать в дом зятя сковороду, половник, миски — всё необходимое для приготовления блинов, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Бытовой смысл данного приглашения состоял в том, чтобы наладить добрые отношения с матерью жены, хорошо угостив и выслушав её поучения уму-разуму, а также различные полезные советы и напутствия в семейной жизни. Поэтому на тёщины вечёрки, чтобы обеспечить своей тёще максимальный почёт и уважение. Была еще одна интересная традиция: зять должен был прокатить свою сытую и довольную тещу на санях. Мужчины, которые хотели угадить тещи ехали по ровной дороге с ветерком, а те, кто не боялся вступить с тещей в спор и высказать свое мнение, ехали по неровной дороге с холмами и ухабами. Стоит заметить, что на такой поступок зятья шли редко, ведь главное в семье мир и понимание. | ||
Ведущий 1. Слайд «Сервировка стола» | В субботу — Золовкины посиделки: молодые невестки, принимали у себя родных. Этот день считался своеобразными смотринами молодой жены. Помимо золовок на это действо собирались посмотреть люди со всего села и даже из окрестных сел. Оценивалось все – от блюд, которыми она потчевала гостей, до общения с незнакомыми людьми. Весьма тяжелым, ответственным и утомительным был этот день для молодой хозяйки, но если она не ленилась, и застолье удавалось, то она получала признание общественности, а это имело особую важность в давние времена. После этого совершался следующий обряд: все гости по очереди целовали молодую жену, говоря ей при этом слова: «Спасибо на Масленице!» Предлагаем будущим хозяйкам сервировать стол, согласно правилам этикета. | |
Ведущий 2. Слайды с изображением народных развлечений на Масленицу Ведущий 1. Хороводная музыка Ведущий 2. | Воскресенье — Проводы, Прощальный день (или Прощеное воскресенье): В этот день жители городов и деревень собирались на центральных площадях и улицах и продолжали масленичные гуляния и игры. Ледяной столб. Конкурс «Силачей», где предлагалось поднять тяжелую гирю, а зрители громко считали, кто сколько раз поднял. Перетягивание каната. Концертные конкурсы: Сожжение Масленицы как символа злой, холодной зимы. На украшенных конях приезжала Весна - красна, люди радовались встреч, водили хороводы, пели песни, читали заклички солнцу. Приглашаем вас в весенний хоровод . Солнышко, покажись! Солнышко, выгляни! Прощеное Воскресенье имело разные названия. Называли его также и целовальником, и проводами. В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивалось гулянье, на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». Предлагаем вам накануне праздника повернуться к другу и попросить прощения. Не забудьте это сделать со своими родными и близкими в воскресенье. Мы тоже низко кланяемся и просим прошения у всех присутствующих. В память о нашем мероприятии дарим вам небольшие сувениры (куклы, буклеты). При подготовке кураторского часа, мы ставили цель не только развлечься, но и чему-то научиться, скажите, что для вас было познавательно и интересно? Подумайте и скажите одно слово, можно сказать о нашей экскурсии в традиции. Спасибо за внимание, до новых встреч. |
Литература
- Александрова З. Ждет вас русское веселье: сценарий праздничного школьного представления на Масленицу / З. Александрова // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 24. – С. 63-79.
- Джалилова Н. Как на Масленой неделе...: сценарий праздника / Н. Джалилова // Народное творчество. – 2011. – № 1. – С. 51-54.
- Ильичева А. Широкая Масленица: взгляд на современное празднование : сценарий праздника / А. Ильичева // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 24. – С. 2-22.
- Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2011. -216 стр.
- Масленица. Праздники народов России : энциклопедия. — М., 2012. — С. 10,сост.С.В.Волков.
- Паникеев И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.
Приложение 1
Загадки-шутки
- Где край света? (Там, где начинается тень.)
- Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)
- Без чего не испечешь хлеба? (Без корки.)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно – второе будет уже не натощак.)
- В каком году люди едят больше? (В високосном.)
- Почему собака лает? (Говорить не умеет.)
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
- У кого голова дорога? (У коровы, ведь у нее, действительно, голова да рога!)
- В каком месяце 28 дней? (В любом месяце есть 28 дней.)
- Что стоит между окном и дверью? (Буква «И».)
- Сколько минут надо варить крутое яйцо - две -три - пять? (Нисколько, оно уже сварено. Варят вкрутую.)
- Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят.)
- Что делается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Будет мокрым.)
- Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса, дальше он уже выбегает из леса.)
- Что случается с вороной через три года? (Ей идет 4-й год. )
- Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.)
- На что похожа половина яблока? (На вторую половину.)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
- Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый.)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой.)
- Какой конь не ест овса? (Шахматный.)
- Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин.)
- Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)
- Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?(Возраст)
- Человек выключил свет и успел добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. Как это? (Он лег спать днем)
- Какие зубы не жуют пищу?(Зубы пилы)
- Какое колесо у автомобиля не крутится во время езды?(Запасное)
- Какой рукой лучше размешивать чай?(Лучше ложкой)
- Какой нос не чувствует запаха?(Нос ботинка, сапога, носик чайника)
- Когда человек бывает деревом?(Когда он со - сна)
- Тебе дано, а люди пользуются. Что это?(Имя)
- Мужчина ехал в машине. Фары он не включил, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили. Перед машиной дорогу стала переходить старушка, но водитель вовремя затормозил и аварии не произошло. Как ему удалось разглядеть старушку?(Был день)
- Какое ухо не слышит? (Ушко у кружки)
- Чем заканчивается лето и начинается осень?(Буквой «о»)
- Чего нет в Америке, найдется в Москве, нет в Петербурге, а видно в Неве?(Буква «в»)
- П о ч е м у, когда захочешь спать, идешь на кровать?(По полу)
- Несла бабка на базар 100 яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (Ноль)
- Где свету конец? (В темной комнате)
- Что случится 30 февраля? (Нет такого числа, ничего не случится)
- Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу)
- Почему шляпу носят? (Потому что она сама не ходит)
- У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?(Да, если трактористы - женщины, либо речь о разных Сергеях)
- В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, - через 72 часа будет снова полночь)
- Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на "а", либо на "я": Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на "а", ни на "я". Назовите его. (Любовь)
- Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...)(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Надо достать лист бумаги)
- Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы)
- Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости? (100% , т.к. три точки всегда образуют одну плоскость)
- На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты? (2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль)
- С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте)
- Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть? (1 ч 40 мин = 100 мин)
- Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската? (Петухи не кладут яйца)
- Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре? (Да, это всадник на лошади)
- На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось? (На березе яблоки не растут)
- Куда идет цыпленок, переходя дорогу? (На другую сторону дороги)
- Как можно поместить два литра молока в литровую бутылку? (Налить в бутылку литр, когда его выпьют, налить второй литр; или насыпать сухого молока...)
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть)
- Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Она ходила внутри круга с радиусом 10м, причём не обязательно по кругу)
- Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Палец на карте, глобусе; марка на конверте; интернетчик ;-)
- Можно ли зажечь спичку под водой? (Если ты в подводной лодке, то да)
- Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Главное бросать его так, чтобы оно летело больше 3 метров, тогда оно разобьется не когда пролетит 3м, а когда упадет)
- Что все люди на Земле делают одновременно? (Живут)
- Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Уровень песка в песочных часах)
- Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?(Спрыгнуть с низщей ступеньки)
- Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Кучу всего: скорость, время, работу, напряжение, IQ и тд)
- Когда сеть может вытянуть воду? (Когда вода превратится в лед)
- Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? (Нет)
- Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин).
- Приложение 2
- ИГРЫ И ЗАБАВЫ НА МАСЛЕНИЦУ
- Игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"
Цель кураторского часа - воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...
Методическая разработка по теме "Широкая масленица"
Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при взаимосвязи учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента в свободное время.Предлагаемая разрабо...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии...
Методическая разработка кураторского часа "Гордимся! Помним!"
Кураторский час посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., проводится в течении 1.5 часов. Целью данного кураторского часа является воспитание у студентов ...
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны...
Методическая разработка кураторского часа на тему: «Все мы разные, но мир у нас один» (форма: актуальный разговор с приглашением представителя правоохранительных органов)
В методической разработке представлено теоретическое и практическое обоснование проблемы профилактики терроризма и экстремизма в воспитательном процессе СПО. В настоящем пособии затрагивается актуальн...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....