«Применение инновационных технологий в воспитательной работе»
материал
Термин «инновации» прочно вошёл в нашу жизнь и используется в самых различных направлениях в жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_vospitatelnoy_rabote.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Школа с Аксарка
ДОКЛАД
По теме: «Применение инновационных технологий в воспитательной работе»
Воспитатель:Бондаренко Л.М.
п. Аксарка 2015 г.
Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
Термин «инновации» прочно вошёл в нашу жизнь и используется в самых различных направлениях в жизни общества. Понятие «инновации» встречается во всевозможных сочетаниях. Не являются исключением образование и педагогика.
Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса, в том числе и в воспитании.
В Законе об образовании сказано, что «… под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней..».
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Новые, инновационные подходы к воспитанию заложены в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
Идеологической основой ФГОС стало:
- духовно-нравственное воспитание личности;
- гражданская идентичность;
- системно-деятельностный подход.
Инновационные технологии воспитания:
- - национально-образовательные;
- - создание развернутой системы дополнительного образования внутри интерната;
- - телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
- - информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);
- - нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
- - различные варианты школы полного дня;
- - создание детско-родительских объединений внутри школы;
- - социальное проектирование.
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.
В этих условиях воспитателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. И сегодня, с целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы воспитатели активно используют информационно-коммуникационные инновационные технологии. А иначе:
- Как поддержать интерес воспитанников к мероприятиям ?
- Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
- Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем мы?
И сейчас я расскажу немного, о педагогических и воспитательных технологиях.
Что же такое педагогическая технология?
Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания.
В нашей воспитательной работе используем здоровьесберегающие и оздоровительные технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его. (физкультминутки, гимнастика для глаз, беседы о правилах здорового питания, и по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: Веселые старты, День оленевода и т.д.).
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.
В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения мероприятий, Часов семьи, собраний семьи, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы не только учителя, а также воспитателя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, воспитанники не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации. (Проектные работы: «Оленеводы Ямала», презентации детей о Героях Ямала). В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию воспитателя. Если ранее при подготовке мероприятий, родительских собраний, я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня, мы способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, стали намного проще с помощью ИКТ. Одним из главных помощников для учителя является Интернет. Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать детям в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Я знаю, что у каждого воспитателя есть «копилка» в компьютере, где он собирает материал по технологиям, педагогические мастерские, презентации и интерактивные игры, ролики по темам, учебные фильмы.
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в интернате, развить познавательный интерес и у наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....
Применение инновационных технологий при обучении математики в техникуме
Применение элементов инновационных технологий при обучении мматематике....
Применение инновационных технологий в образовательном процессе
В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...
Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО
На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...
«Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным?»
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...
Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский " Применение инновационных технологий в воспитательной работе".от 19.08.2024г.
Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский " Применение инновационных технологий в воспитательной работе".от 19.08.2024г....