сценарий мероприятия "Голос русской души!"
методическая разработка

Макшаков Бронислав Макеевич

Сценарий праздника русской песни "Голос русской души!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos_russkoy_dushi.docx252.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника русской  песни

 «Голос русской души!»

Цель: формирование духовно-нравственной культуры обучающихся с помощью русской народной песни

Задачи: 

- раскрыть значение русской песни в жизни народа

- развивать патриотические чувства у ребят

- прививать любовь к русской песне  

Ход мероприятия.

  1. Звучит «Калинка-малинка»

http://tmregister.ru/base/NEW/4535/453541/1.jpg 

Ведущий        

Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!

  1. Исполнение песни «Гляжу в озёра синие»

https://drinking-songs.ru/wp-content/uploads/2016/10/slova-pesni-glyazhu-v-ozera-sinie.jpg

Ученик (ца)

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

Ученик (ца)

 А собрались мы здесь песни послушать, попеть,

поиграть и про песню русскую узнать.

ВЕДУЩАЯ

Песня – самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи.

 Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?

Ученик (ца)

 А какие же были песни?

(Дети поднимают по очереди плакаты и называют жанры)

Исторические  

Сиротские   

Урожайные

Солдатские

Свадебные

Частушки

Шуточные

Трудовые

Лирические

 

Плясовые

 

Ученик (ца)

 Вот, к примеру трудовые. Они сопровождали практически каждый вид трудовой деятельности крестьянина – будь то охота, подъём тяжестей, или кузнечное дело.

Ученик (ца)

 Ведь с песней и дела спорятся быстрее, и работа прямо чуть ли не кипит.

  1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ»

https://pesnipodgitaru.ru/wp-content/uploads/2011/04/Vo-kuznitse-notyi.gif

Ученик (ца)

 Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Что вижу, о том и пою. Вот, песни о любви. Пели эти песни чаще всего парни и девушки до свадьбы. В них – вся горечь безответной любви, радость от свидания, страшная тоска по милому.

  1. «Что стоишь, качаясь…»

Ученик (ца) (по очереди)

 Песню, оставшуюся в народе на века, мог придумать обычный русский крестьянин или ямщик,

Ученик (ца)

   - мастеровой или служивый,

Ученик (ца)

 -  мещанин или дворянин,

Ученик (ца)

Ученик (ца)

  А как популярны юмористические или сатирические народные песни.

Ученик (ца)

В этих песнях отражается весёлый и неунывающий нрав русского народа, который просто не привык грустить.

  1. «Раз-два люблю тебя, люблю тебя»

Ученик (ца)

А вот удалые, раздольные,

Как ветер безудержный вольные,

Такие, что сразу – и в пляс!

Вас Русь родила благодатная

И силой своей неохватною

До края наполнила вас.

  1. «Ой снег, снежок, белая метелица»

Стригунов Глеб. От всех них отличаются бытовые песни.  Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью.  Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

  1. «При лужке»

Ученик (ца)

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

  1. Звучит фоном песня «Я на горку шла»

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

Ученик (ца)

А как хороши песни ратные!

К России любовь необъятная

Звучит в вас, как грозный набат.

Мы с песнею ратной на смерть в бою

Пойдём, о Россия, за жизнь твою,

Не сделав ни шагу назад.

  1. «Солдатушки, бравы ребятушки»

Ученик (ца)

 Говоря о русских народных песнях нельзя не вспомнить о частушке. Вся жизнь России нашла свое отражение в этой маленькой, но очень емкой песенной форме. Частушки теснейшим образом связаны с окружающей действительностью. Они проникали во все уголки человеческого быта.

 Ученик (ца)

Вот выдают девушку замуж за немилого, и частушка уже готова, она повествует о девичьей печали:

- Неужели надоела своей матери-отцу?

Неужели я достанусь разнесчастному вдовцу?

Ученик (ца)

 В частушке, как и в песне, можно встретить «то разгулье удалое, то сердечную тоску».

Очень много частушек и о Великой Отечественной войне

10. «ЗВУЧАТ ЧАСТУШКИ"(исполняют девочки, последнюю частушку - мальчик)

1.На фронт милого забрали

Я ходила провожать.

На прощание сказала:

«На границе не дремать!»

2.Три письма дружку писала,

Не спала девять ночей.

Не чернилами писала,

А слезами из очей.

3.Мы с милёночком поедем

Воевать на парочку:

Он пойдет за командира,

Я – за санитарочку!

4.Я к проклятому германцу

На работу не пойду.

Через мох, через болота

К партизанам убегу.

5.Когда кончится война,

Пойдут ребята ротами.

А я милого свово

Встречу за воротами.

Ученик

Сшила бабка мне кафтан,

Из овчины латки.

Променял я тот кафтан

На три шоколадки!

Ученик (ца)

Россия, Россия, края дорогие, 
Здесь издавна русские люди живут 
Они прославляют просторы родные 
Раздольные русские песни поют.

11.Матрёшечки» 

Мальчики и девочки по очереди (первую часть пословицы мальчики, вторую девочки)

В старину говорили: «Кто с песней живет, того

кручина неймет».

«Как живется, так и поется»

«Где песни, там и молодость»

Беседа дорогу коротает, а песня работу.

Весело поется, весело прядется.

Без частушек прожить можно, да что-то не живут.

Не всяк весел, кто поет и за песней плачется.

Голосу нет, душа поет.

Красна сказка складом, а песня ладом.

Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

Все вместе «Песня - душа народная».

12. «Коромысел золотой»

Ученик (ца)

               Песнями богата родина моя.
               Прославляет песня милые края.
               Звонкая, веселая, грустная порой
               Льется по России вольною рекой.

Ученик (ца)

Песня русская – не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть.

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Всё она своим сердцем объемлет,

Ей и 20, и 1000 лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет!

13.  «Уж, ты Порушка-Параня»

Ученик (ца)

Испокон веку песня всегда

была рядом с человеком и в радости, и в горе.

 Хором

От самого рождения  и до самой смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Сценарий вечера "Русский романс"

В данном материале дана краткая характеристика жанра и история создания некоторых русских романсов....

Сценарий проводов русской зимы

Данный сценарий можно использовать для проведения праздника широкой масленицы для детей всех возрастных категорий....

Сценарий "Проводы русской зимы"

Сценарий "Проводы русской зимы"...

Загадочная русская душа(к 100-летию В.Ф.Бокова)

Открытое внеклассное мероприятие проводилось к 100-летнему юбилею поэта-земляка Виктора Фёдоровича Бокова....

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Масленица, русская душа!»

Методическая разработка воспитательного  мероприятияна тему:«Масленица, русская душа!» Выход скомороха. (Семенихин Игорь) Вместе: Спешите все! Спешите все!Масленица жде...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Масленица, русская душа!»

Методическая разработка воспитательного  мероприятияна тему:«Масленица, русская душа!» Выход скомороха. (Семенихин Игорь) Вместе: Спешите все! Спешите все!Масленица жде...