Дистанционное обучение иностранному языку в СПО
статья
Плюсы и минусы дистанционного образования, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели СПО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение иностранному языку в СПО
Сегодня иностранный язык является обязательным предметом, как в школе, так и в учреждениях СПО. Студенты приходят в образовательное учреждение со знаниями, соответствующими школьной программе, и в колледже продолжают изучение иностранного языка с активным использованием лексики технической направленности.
За последнее столетие методы, формы и способы организации продуктивных взаимодействий в процессе обучения иностранным языкам в системе образования СПО претерпели значительные изменения. Из-за этого изменяются требования и подходы к изучению иностранных языков. Уникальную возможность получать новые знания, самостоятельно планируя место и время, даёт дистанционное обучение.
Дистанционное обучение — это новая форма обучения студентов, которая способна дополнять любую из видов подготовки на расстоянии: очную, заочную или вечернюю. Благодаря этой системе, учащиеся имеют возможность осваивать новые материалы, консультироваться с преподавателями, выполнять контрольные и экзаменационные работы в удобное для них время с помощью своего домашнего компьютера.
На сегодняшний день потребность в применении дистанционного обучения возникает не только у определенных лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и у обычных студентов среднего профессионального образования. Использование этой технологии обучения открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Именно дистанционное обучение – новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студентов с использованием информационно-коммуникативных технологий, поэтому необходимы новые, творческие подходы к усилению мотивации. Нельзя недооценивать роль дистанционного образовательных технологий и при заочной форме обучения.
Преимущества дистанционного обучения:
- Гибкость
- Модульность
- Параллельность
- Новые информационные технологии
В первую очередь дистанционное обучение – это желание получить образование. Таким образом, основой организации обучения ИЯ с использование ДОТ является организация и обеспечение самостоятельной деятельности. Также важным элементом ДО является обеспечение оперативного взаимодействия студента и преподавателя – синхронное и асинхронное. Систематическая работа с Цифровыми образовательными ресурсами при обучении английскому языку формирует устойчивые навыки самостоятельной работы позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Все это формирует у студентов общекультурные компетенции по изучаемой дисциплине. Обучение студентов СПО английскому языку строится вокруг учебной программы, учебника (печатного или электронного), поурочных методических рекомендаций и инструкций преподавателя. Как и «традиционное» занятие, дистанционное может включать этапы презентации нового языкового материала, отработку речевых умений и языковых навыков, продуктивного использования изучаемых языковых единиц в речи (устной и письменной), контроля сформированности навыков. В рамках дистанционного урока на этапе презентации нового материала могут использоваться различные типы цифровых образовательных ресурсов: анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы и правила, учебные тексты и т.д. На этапе отработки и практического использования введенных языковых единиц могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки. Этап контроля осуществляется обычно при помощи тестов, в роли которых могут выступать и интерактивные задания.
Использование цифровых образовательных ресурсов студентами при обучении английскому языку дистанционно дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Используются многогранные возможности сети Интернет в исследовательской деятельности. Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют формированию общекультурных компетенций по изучаемой дисциплине. Этот вид самостоятельной работы, где содержание самостоятельной деятельности студентов направлено на создание личностного образовательного продукта, ставит студента в центр процесса обучения, повышает его интерес к иностранному языку, дает чувство комфортности и удовлетворения от работы, обогащает его эмоциональный опыт. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных компьютерных презентаций вызывают огромный интерес у учащихся, активизируют различные каналы восприятия информации и повышают степень запоминания и усвоение учебного материала. Широко применяется студентами и во внеурочной деятельности. Это помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении обучающихся, поскольку помогает им развивать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором студенты могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха.
Однако у дистанционного обучения есть и свои недостатки. В качестве одного из недостатков дистанционного обучения можно выделить снижение количества контактной работы с преподавателем. В случае очного обучения преподаватель может скорректировать ход занятия при возникновении трудного для текущего контингента учащихся задания, уделить проработке темы больше времени или дать дополнительное домашнее задание на отработку темы. При дистанционном обучении текущий контроль выполнения заданий затруднен, корректировка хода занятия часто невозможна. Выходом становятся отдельные занятия для снятия затруднений - это могут быть синхронные очные или онлайн занятия, но эффективность отсроченной проработки затруднений ниже.
Еще одним из недостатков использования информационных технологий для дистанционного взаимодействия в образовании является условно низкая мобильность при формировании курса. Для проверки знаний часто используют различные виды тестирования, эффективность которых также является затруднительной в рамках дистанционного обучения. При проведении очных занятий опытный преподаватель может скорректировать занятие в соответствии с затруднениями, возникшими у студентов, или перестроить следующее занятие в рамках рабочей учебной программы под интересы студентов. Введение новых текстов (например, новостных в ходе занятия), обсуждение актуальных тем, «на злобу дня» затруднено в случае заблаговременной подготовки видеоматериала и т.п.
Снижение внешних мотивационных и контролирующих факторов в виде обязательного посещения занятий увеличивает роль самодисциплины и самоорганизации студента для достижения целей обучения.
Дистанционная форма обучения усложняет процесс отработки речевых навыков: разговорной и письменной речи. Если письменная речь требует проверки преподавателя, то развитие разговорных навыков требуют непосредственного участия в учебной беседе или ее непосредственного наблюдения, например, для исключения неправильного запоминания речевых оборотов. Развитие навыков разговорной речи требует присутствия преподавателя, в таком случае занятия в онлайн-группе сложны, а индивидуальное сопровождение затратно по времени.
В заключение хотелось бы сказать, что современный преподаватель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня преподаватель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО
Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....
К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.
В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...
тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»
Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»
Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...
Дистанционное обучение иностранному языку в СПО
Дистанционное обучение иностранному языку в СПО имеет свои преимущества и недостатки. В этой статье рассмотрены те трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, а также те плюсы, которы...
Дистанционное обучение иностранному языку в СПО
доклад на семинар областного МО преподавателей иностранного языка...
Дистанционное обучение иностранному языку с использованием платформы Zoom"
Современные реалии заставляют нас искать новые пути обучения с применением новейших информационных технологий. В кратчайшие сроки мы, учителя иностранного языка, должны были выбрать из огромного колич...