Вокальная техника. Индивидуальный подход в работе с учениками.
статья

Семеницкая Татьяна Игоревна

В статье рассматриваются принципы постановки вокальной техники, а так же условия индивидуального подхода в работе с учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vokalnaya_tekhnika_.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Татьяна Семеницкая

Вокальная техника. Индивидуальный подход в работе с учениками.

В рамках занятий вокалом и постановки певческого голоса огромное значение имеет работа над вокальной техникой. Природные данные ученика, безусловно, влияют на звучание голоса, однако, уделяя достаточное внимание технике вокала, практически любой человек может добиться хороших результатов за счет правильного дыхания и управления определенными мышцами.

Дыхание является одним из важнейших моментов в обучении пению.

Выделяют несколько типов вокального дыхания:

- Ключичное. Это наименее продуктивный, поверхностный тип дыхания. При больших энергозатратах он дает наименьший результат. На вдохе в основном движутся только ключицы и плечи, а воздух заполняет только верхнюю часть легких.

- Грудное. При грудном (рёберном) дыхании расширяются верхние рёбра, и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам.

- Брюшное. В данном типе дыхания основную роль в каждом дыхательном цикле играет диафрагма - перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. В момент вдоха диафрагма опускается, живот подаётся вперед, а грудная клетка и плечи остаются неподвижными. На выдохе живот втягивается обратно. В работу активно включается брюшной пресс. Этот способ дыхания предоставляет легким больший объем вдыхаемого воздуха.

- Смешанное. Смешанное дыхание еще называют нижнереберное диафрагмальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь сквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме. Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма опускается.

Стоит отметить, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет. Вокалисты чаще всего пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием то грудного, то брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Отсутствие опоры в пении  обусловлено вялым дыханием, форсированному пению предшествует шумный вдох с перебором количества воздуха. Важно работать над свободой мышечных движений, которая обеспечит свободное дыхание и координацей всех составляющих голосового аппарата.

Следующим пунктом, которому следует уделять внимание при постановке техники  пения, является диапазон.

Диапазон - это звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука. Прежде всего это природное качество, однако при действенной методике развития голоса естественный диапазон может быть увеличен как вверх, так и вниз. Чем шире диапазон, тем больший репертуар для исполнения доступен певцу.

Диапазон голоса делится на регистры.

Регистр – это ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру. Различают грудной, головной и смешанный регистры. Взаимосвязь регистров всегда была большой проблемой в вокальной педагогике. Прежде всего проблемой является устранение регистрового порога, сглаживание резких переходов между регистрами. 

Также следует уделять достаточное внимание работе с мышцами, которые управляют процессами в гортани, так как гортань является важнейшим органом, участвующим в звукообразовании. Ее правильная работа во многом определяет чистоту звучания голоса.

При пении гортань может переходить из высокого положения в низкое, изменяя звучание голоса. Благодаря специальным упражнениям и техникам можно научиться расслаблять и расширять гортань для лучшего звучания.

Необходимо также учитывать, что существует несколько режимов смыкания голосовых связок:

- Грудной. Связки смыкаются полной массой по всей своей длине.

- Фальцетный. Связки смыкаются краями.

- Смешанный /Микстовый. Полное, но не плотное смыкание.

Тип смыкания голосовых связок напрямую связан с понятием «атака звука», которая определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени. Различают следующие виды атак:

- Мягкая. Голос и воздух на выдохе формируются одновременно, не опережая друг друга.

- Твёрдая. Связки смыкаются до звучания. Будто в начале произносится буква «К».

- Предыхательная. Используется в качестве расслабления, во избежание крикливого пения.

Для усиления силы звука используются резонаторы – полости, попадая в которые звуковая волна начинает вибрировать, усиливая свою громкость. Выделяют два вида резонаторов:

- Грудной. В него входят: бронхи, трахея, гортань. Это не самый звонкий резонатор. Лёгкие заглушают звуковые вибрации.

- Головной. Его составляют: назальные, лобные, гайморовы пазухи; зубы. Этот вид резонатора придаёт голосу полётность, чистоту звучания. Его легко почувствовать на сонорных буквах «Л, М, Н».

Буквы и звуки должны звучать чётко и внятно. Поэтому на занятиях большое внимание следует уделять дикции и артикуляции.

Артикуляция бывает внутренняя и внешняя:

- Внутренняя включает в себя твёрдое нёбо, мышцы глотки, мягкое нёбо.

- Внешняя - губы, кончик языка, челюсти, зубы

Для улучшения дикции полезно применять артикуляционную гимнастику и скороговорки.

Самое главное в работе педагога - найти индивидуальный подход каждому ученику, учитывая его особенности и голосовые возможности. Для этого важно уметь  различать типы восприятия людей. Традиционно выделяют следующие типы восприятия:

1. Визуальный
2. Слуховой /Аудиальный
3. Тактильный / Кинестетический
4. Образный
5. Логический

Визуальный тип восприятия часто развит у детей. Такому человеку важно, как выглядит преподаватель, аудитория. Использует жесты. Использует фразу: «Как я вижу».

Люди со слуховым /аудиальным типом восприятия, как правило, очень музыкальны. Им легко работать с иностранными языками. Такому человеку стоит дать послушать пример исполнителя. Фраза: «Как я слышу»

Тактильный / Кинестетический тип чувствует атмосферу, обстановку в классе. Бывают не статичные, которым нужно движение. Развиты мышечные ощущения. Будут присутствовать жесты, желая почувствовать. Таким людям следует описывать мышечные ощущения. В одежде, прежде всего, им важно удобство. К такому человеку можно прикоснуться, чтобы объяснить те или иные моменты.

Для людей образного типа хорошо работает приём метафоры, ассоциации. Развито воображение, видение картинки.

Людям логического типа восприятия свойственно видеть связь между предметами.      

     

В процессе обучения пению важным вопросом является формирования репертуара. Чтобы уметь грамотно подобрать вокальный материал, нужно не только учитывать тембральные особенности голоса отдельного ученика, но и различать виды репертуара, в зависимости от контекста мероприятия.

- Учебный. Используется для приобретения определённых навыков, качеств и решения проблем.

- Концертный. Как правило, тематический. Может быть легким технически. В большей степени используется для настроения и создания атмосферы.

- Конкурсный. Объединяет в себе две предыдущие задачи. В песне должно присутствовать развитие, модуляция, динамика, кульминация, бридж. Приветствуется использование разных видов техник.

- Экзаменационный. Объединяет все предыдущие задачи. Его отличие в том, что педагог, принимая экзамены, из раза в раз может видеть рост студента.

Чем большим количеством приёмов владеет исполнитель, тем он становится интересней.

Вокальные приемы способны придать голосу новые краски. Вот некоторые из них:

           

Дисторшн (искажение).  Происходит расщепление, сжатие ложных связок. Легче искать на верхнем чистом голосе. Выражает эмоции агрессии, боли.

Гроулинг (рычание). Можно почувствовать, попробовав издать звук мотора мотоцикла.

Грант (хрюканье). Приём следует искать на тёмном звуке, при опущенной гортани.

Фрай (штробасс). Похож на поскрипывание, треск или хруст. Голосовые связки расслаблены.

Рэттл (погремушка). Штробасс + расщепление перед нотой. Сильный воздушный поток

+ тванг (носовой звук).

Скрим (вопль, визг). Сильное подсвязочное давление + много тванга.

Расход вохдуха небольшой. Существует два вида скрима. На вдохе и на выдохе.

Йодль. Чередование плотного смыкания связок в грудном режиме и слабого в верхнем.

При обучении пению важны как работа над вокальной техникой, так и подбор репертуара, позволяющего максимально раскрыть и продемонстрировать голос певца. Педагог должен учитывать природные возможности ученика, работать над техничностью, принимая во внимание его тип восприятия. Уделяя внимание всем этим моментам, можно добиться желаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход на уроках физической культуры.

Учителю физкультуры необходимо планировать работу, учитывая  возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало дл...

Методический доклад Индивидуальный подход к ученику

Методический доклад:  «Индивидуальный подход к ученику»   Доклад «Индивидуальный подход к ученику» представлен на методический совет МОУ ДОД «ДМШ» г. Покачи. В начале доклада даются реком...

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО»

Актуальность проблемы определяется современным этапом развития отечественной образовательной системы, который характеризуется интеграцией в общеевропейское образовательное пространство и переориентаци...

презентация " Индивидуальный подход к каждому ученику"

Данная работа представлялась по окончанию учебного курса....

Вокальные техники

Данная презентация полезна для преподавателей вокала и их студентов, для понимания и точного представления о различных техниках в вокале....

ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Проблема индивидуального подхода является актуальной как для общеобразовательной, так и коррекционной школы....