Региональный научно-практический семинар
материал
Модель профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_proforitentatsii.docx | 328.81 КБ |
prezentatsia_vystuplenia_strelkova_i_v.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Модель профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ является частью общей системы профориентации, при этом профориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации. Наличие физических ограничений здоровья означает понимание особой природы процесса их взаимодействия с окружающей средой, в том числе в плане профсамоопределения.
Слайд №2
Затруднения, которые возникают в практике организации и осуществления профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования, учтены нами при разработке модели , ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования
Разработанная модель учитывает различия подходов и условий организации профессиональной ориентации лиц, имеющих различные нозологии, создание специальных условий обучения, систему мер социальной поддержки обучающихся.
Основной структурной единицей модели является Региональный ресурсный центр инклюзивного профессионального образования и отдел практики и трудоустройства
Особенности развития и особые образовательные потребности лиц с инвалидностью и ОВЗ учтены при разработке организационно-функциональной модели и представлены в таблице.
Организационно-функциональная модель
профориентационной работы колледжа
Организационная структура профориентационной работы | |||||
Материально-техническое обеспечение | Архитектурная доступность | Кабинеты | Специализированное учебное оборудование | Базы практик | |
Учебно-методическое обеспечение | Программы профессиональной диагностики | Программы профессионального консультирования | Программа профориентационной работы | ||
Кадровое обеспечение | Преподаватели | Специалисты сопровождения (педагог- психолог, социальный педагог, тьютор) | Взаимодействие с социальными партнерами в реализации профориентационной работы | Волонтеры |
Слайд №3
Организационная структура профориентационной работы основана на ресурсах колледжа и включает следующие компоненты: материально-техническое , учебно-методическое и кадровое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение в свою очередь включает архитектурную доступность колледжа , учебные кабинеты, специализированное учебное оборудование, базы практик. Данные ресурсы необходимы нам для эффективного осуществления профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поскольку позволяют организовывать и осуществлять профориентационные мероприятия с учетом специфических особенностей развития, возможностей данных категорий и их образовательных потребностей.
Учебно-методическое обеспечение профориентационной работы включает программы профессиональной диагностики, профессионального консультирования, профориентационной работы. Учебно-методическое обеспечение, разработанное с учетом специфических особенностей психического развития, образовательных потребностей потенциальных абитуриентов различных нозологических групп, позволяет повысить эффективность проводимых профориентационных мероприятий с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Кадровое обеспечение профориентационной работы
Профориентационная работа осуществляется преподавателями, специалистами сопровождения (педагог -психологи, медицинские работники, социальный педагог, тьютор и пр.), волонтеры. При необходимости к реализации профориентационных мероприятий привлекаются сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики , в рамках социального партнерства (общественные организации инвалидов, коррекционные школы и др.)
Функциональная структура профориентационной работы | |||||||
Информационное сопровождение | Система консультирования | Сайт, адаптированный под особенности и возможности лиц с инвалидностью и ОВЗ (версия для слабовидящих) | |||||
Профориентационное сопровождение | Отдел практики и трудоустройства | Региональный центр развития движения «Абилимпикс» | Отдел дополнительного профессионаьного образования | Ресурсный центр | |||
Комплексное сопровождение | Консультирования родителей или законных представителей | Волонтерское движение |
Слайд №4
Функциональная структура данной модели включает следующие модули:
1. Информационное сопровождение. На сайте колледж в сети Интернет создан специальный раздел (страница), отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. На базе колледжа функционирует система консультирования для данной категории лиц.
Слайд №5
2.Профориентационное сопровождение.
Основными формами профориентационной работы в колледже являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.
В рамках мероприятий по профориентационной работе, осуществляемой колледжем особое внимание уделяем профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, просветительской работе с семьей, информационной работе с общеобразовательными организациями, информационной работе с потенциальными работодателями
В процессе осуществления профконсультации оценивается степень развития у подростка «профессионально значимых» или «ключевых» психофизиологических функций и качеств, выявляются слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса, в соответствии с этим дается рекомендация о выборе тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу. Индивидуальная профконсультация, рекомендация профессий или видов деятельности базируется на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к организму работника или видами деятельности. Мероприятия по профотбору проводятся в специально подготовленном помещении, индивидуально или группами с небольшим количеством человек, в комфортной обстановке и доброжелательной атмосфере.
Отдел дополнительного профессионального образования призван решать вопросы повышения квалификации педагогического коллектива колледжа, обучающихся, учителей общеобразовательных организаций, в том числе по вопросам организации и осуществления профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Региональный центр развития движения «Абилимпикс», созданный на базе нашего колледжа, позволит вовлечь потенциальных абитуриентов из числа школьников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в данное движение. Экскурсии на чемпионат Абилимпикси участие в нем становятся эффективным мотивационным средством для привлечения школьников в колледж .
Отдел практики и трудоустройства является структурным подразделением профессиональной образовательной организации, взаимодействует с региональным ресурсным центром инклюзивного профессионального образования, что представляет собой единую цепочку от профориентации до трудоустройства выпускников.
Предприятия-партнеры, взаимодействующие с отелом практики и трудоустройства выпускников, являются также партнерами колледжа при организации профориентационных мероприятий.
Слайд №6
3. Комплексное сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение абитуриентов проводится с целью снижения вероятности возникновения стрессового состояния во время прохождения вступительных испытаний(на специальность физическая культура, музыкальное образование) , при возникновении у абитуриента затруднений, в профессиональной или в социально-психологической сферах, он может обратиться за помощью и поддержкой к сотрудникам Ресурсного центра, тьютеру.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся по данной модели используем такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует более тесному взаимодействию студентов с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны в общественной жизни в будущем.
Слайд №7
Об эффективности профориентационной работы может служить следующий факт.
Выпуск 2017 года – 2 выпускника из числа инвалидов
Выпуск 2018 – 7 человек. И все они трудоустроены.
В данный момент только на 1 курсе обучается 15 человек из числа инвалидов. Всего в колледже проходит обучение 42студента из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные исследования: экономика, управление и право»
26 мая 2016 г. в Курском институте социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ состоялась Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные иссл...
Региональная научно-практическая конференция«Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»...
Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год.
Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год....
Вопросы исторического и экологического регионоведения. Сборник статей участников Региональной научно-практической конференции (5 декабря 2019 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ. 2020
Завьялова А.А., Телухин А.А., Завьялова С.В. Князь Юрий (Георгий) Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода и деятель общерусского масштаба. С. 17-21Яшин И.Е., Яшин В.Е., Завьялова С.В. Прадед...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др....
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской деятельности студентов...