Неравенство образовательных ресурсов в условиях пандемии.
статья
При переходе на дистанционное обучение растет неравенство образовательных ресурсов у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_kruglyy_stol.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
для кругло стола на тему
«Неравенство образовательных возможностей в условиях пандемии.»
Добрый день уважаемые коллеги.
Современная система образования уверенно вошла в информационно насыщенное пространство. Успешно существовать в этом мире можно, только грамотно применяя информационные технологии. Образовательные организации осваивают и внедряют эти технологии на протяжении уже нескольких десятилетий.
Сегодня накоплен богатый опыт применения цифровых технологий в образовании.
Все мы конечно знаем ,что эффективное применение информационных технологий в образовательном процессе открывает новые возможности для построения качественной цифровой образовательной среды, которая позволяет каждому обучающемуся получать необходимую актуальную информацию, выстраивать знаниевый сегмент под индивидуальную образовательную траекторию и этот индивидуализированный сегмент будет органично взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса и образовательными институтами.
Но в условиях массового перехода к дистанционным форматам обучения растет образовательное неравенство.
Неравенство есть всегда .Неравенство – как возможностей, так и результатов – есть всегда, в том числе и в образовании.
Перевод учебных заведений на дистанционный формат или их закрытие, пусть даже временное, имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения.
- Прерванное обучение. Дети лишаются возможностей для роста и развития, причем главным образом это сказывается на обучающихся из малообеспеченных семей, для которых образование вне государственной системы недоступно.
- Питание. Вне учебного заведения многие обучающиеся не получали бесплатное или льготное питание.
- Дети без присмотра. Работающие родители вынуждены оставлять детей одних, что может быть опасным для их жизни и здоровья.
- Экономические издержки. Работающие родители вынуждены пропускать работу, чтобы заботиться о детях, что во многих случаях приводит к снижению заработной платы и негативно влияет на производительность.
На данный момент в мире мало систем образования, обладающих хорошим техническим обеспечением, чтобы осуществить быстрый переход на онлайн-обучение.
Переход на дистант потребовал больших затрат. Нужно было не только сформировать инфраструктуру, но и обеспечить:
- Поддержкупедагогов , предоставлением качественных и актуальных цифровых учебных материалов,
- развитие у обучающихся навыков эффективного использования технологий для обучения,
- внедрение вспомогательных систем управления учебным процессом и информацией.
Дистанционное обучение способствует росту расслоения учащихся. Переход в онлайн принёс непропорционально большую пользу обучающимся с изначально более выгодным положением. Расслоение наблюдается, например:
- по финансовым возможностям семей - (состоятельные / малоимущие),
- по территориальному признаку (проживающие в городе / в сельской местности),
- по школьной успеваемости (с хорошими показателями / неуспевающие),
- по опыту (уже учились дистанционно / не было такой практики).
Для большинства обучающихся «дистанционка» создала трудности и принесла меньше пользы, чем традиционный формат обучения, особенно для детей в бедных районах, не имеющих компьютеров и доступа в интернет.
Поначалу учащиеся показывают более слабые результаты, что объясняется и нехваткой опыта обучения в новом формате, и сложностями создания дома благоприятных условий для учебы, и отсутствием мотивации.
Учебным заведениям приходится выбирать, чему обучать, а что оставить обучающимся для самостоятельного освоения. Некоторые предметы и мероприятия перенести в онлайн-среду сложно или невозможно.
Педагоги, обучающиеся и их родители после введения в России дистанционного обучения в учебных заведениях из-за пандемии коронавируса больше всего жаловались на технические сбои, а также неготовность оборудования и самих педагогов к работе онлайн. Эксперты Института прогрессивного образования решили изучить мнения рунет-сообщества о первых итогах такого перехода. Рабочая группа аналитиков провела экспресс-мониторинг интернета и систематизировала основные жалобы на онлайн-уроки от учителей, школьников и их родителей. В дайджест исследования вошли запросы поисковой выдачи ведущих систем (Яндекс, Google, Рамблер и Mail.ru), а также социальные сети, наиболее популярные среди россиян (ВКонтакте, Одноклассники и Facebook).
- Не все учителя способны осуществить быстрый и эффективный переход на новый формат, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются. Педагогам понадобилась поддержка и дополнительное обучение.
- В условиях дистанта родители сыграли ключевую роль в поддержке своих детей, но большинство из них плохо к этому подготовлены, поскольку не обладают достаточными техническими навыками. У родителей может быть несколько детей, посещающих школы, поэтому они столкнутся с проблемой распределения устройств между ними.
- В мировом сообществе не выработан опыт для определения объемов и механизмов финансирования системы онлайн-обучения. Выяснилось, что ряд обучающихся жалуются на платные задания."Более 13% участников тематических коммуникаций также обратили внимание, что часть занятий на образовательных платформах остается платной. Особенно это заметно, по оценкам родителей, в разделах контрольных и проверочных работ. Несмотря на то, что многие онлайн-школы временно открыли бесплатный доступ к своим ресурсам и библиотекам, значительная доля контента, рекомендуемого образовательными учреждениями, требует вложений. И даже сами педагоги ограничены в выборе бесплатных заданий",
- Помимо этого, 10% сообщений связаны с жалобами на недостаток необходимого оборудования для онлайн-обучения.
"Никто и никогда в современной России не анализировал, готовы ли дети к "дистанционке". Не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. В особой зоне риска здесь ноказались многодетные и малоимущие семьи".
Да. бесспорно учебное заведение старалось оказать своим обучающимся техническую поддержку .но оно не в силах обеспечить всех нуждающихся из-за ограниченного количества техники. Да и сама техника не всегда удовлетворяла техническим возможностям.
Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход получает широкое развитие. Педагоги после пандемии еще активнее осваивают новые инструменты, а сама роль педагога в образовательном процессе трансформируется: возрастает значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.
Таким образом, сегодня в результате роста цифровизации образовательных процессов для сохранения качества образования популярными становятся смешанное обучение и обучение по запросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.
Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...
Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе
Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
В работе преподавателя часто приходится обращатся к опыту других людей. Для этого я использую совершенно разные электронные образовательные ресурсы....
Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Цель: повысить эффективность образовательного процесса, разнообразить формы и методы проводимых уроков, для подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к про...
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиде...
Вопросы подготовки учащихся к поступлению в музыкальное училище в условиях пандемии COVID-19
Статья написана на основе личного опыта подготовки учащихся к поступлению в музыкальные училища в 2019-2020 учебном году...
Актуальность и востребованность новых ЛЕ в современном немецком языке в условиях пандемии коронавируса
Обзор неологизмов в немецком языке, возникших во время пандемии коронавируса, примеры новых лексических единиц...