Семинар "Адаптация детей раннего возраста."
консультация

Дамигуль Кудайбергеновна Кульманова

Семинар "Адаптация детей раннего возраста."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_rebenka_k_dou.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Адаптация ребенка раннего возраста»

Цель: облегчение адаптации детей к условиям детского сада.

Материалы и оборудование: журналы, газеты, кисти, клей, фломастеры, 2 ватмана, ножницы, цветная бумага, драже, воздушные шары (4штуки), магнитофон.

Организация помещения: кабинет психолога, группа.

Ход мероприятия:

  1. Знакомство. Родители представляются по именам, рассказывают о своих детях.

  1. Игра «Поменяйтесь местами…».
  • У кого светлые волосы
  • У кого есть сын
  • У кого веселое настроение
  • У кого есть в одежде что-то красное
  • У кого есть 2 детей
  • У кого любимый праздник Новый год и т.д.

  1. Игра с воздушными шарами «Сто шаров». 

Участники берутся за руки и, не отцепляя рук, должны отбить сначала 1 шарик, не дать ему упасть, затем 2, 3, 4.

  1. Составление коллажа «Мой ребенок ходит в д/с».

Немного отдохнули, а теперь мне хотелось бы узнать, какие ассоциации у вас вызывает слово «адаптация». Да, действительно, адаптация – это процесс привыкания человека к новым условиям (будь то новый коллектив, новая работа, школа, детский сад).

И  нам с педагогами интересно было бы увидеть и узнать ваше видение в отношении того, как ваш ребенок ходит в д/с, и предлагаем вам создать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в д/с». Поделитесь на 2 команды и с помощью подручных средств: журналов, клея, цветной бумаги, карандашей, фломастеров и т.д. создайте коллаж, затем работы нужно будет презентовать, представить. Время на выполнения задания 15-20 минут (под музыку).

  1. Мини – лекция на тему «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (варианты адаптации и как облегчить адаптацию в домашних условиях).

Одна из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Аксарина Н.М. в связи с данной проблемой всегда приводила один и тот же пример:

Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

А теперь обратимся к детям, проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду можно по следующим показателям.

Легкая степень адаптации.

К 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2-х недель. Заболеваемость не более 1 раза, сроком не более 10 дней.

Средняя степень адаптации.

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительны. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна также страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное. Заболевание до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Тяжелая степень адаптации.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60 дню пребывания в детском саду. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное. Отношение к детям – избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней.

Для того чтобы ребенок смог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время.

  1. Обсуждение с родителями приемов облегчения адаптации ребенка к детскому саду (делятся опытом).

 Итак, чтобы облегчить адаптацию, дома:

  • Соблюдаем режим детского сада, смена блюд, не ходим в гости (лишняя нагрузка на нервную систему). На неделе встаете примерно в одно и то же время, обязательно дневной сон, прогулка, спать ложится пораньше.
  • Меньше смотреть телевизор (до 2-3 лет противопоказано).
  • Используйте элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями).
  • Успокаивают игры с водой. Предложите ребенку поиграть с водой перед сном. В это время дня хорошо поиграть с теплой водой. Пусть малыш наливает и переливает воду из одних сосудов в другие (они должны быть пластмассовыми). Успокаивающий эффект от упражнения с водой будет способствовать быстрому засыпанию и хорошему сну вашего ребенка.
  • Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
  • Как можно больше гулять на свежем воздухе.
  • Пораньше забирать из детского сада.
  • Очень важно, чтобы у ребенка были сформированы навыки общения со взрослыми, детьми, игровые навыки  (ребенку легче будет занять себя и легче отвлечься).
  • Больше рассказывать о детском саде, воспитателях, детях, обязательно в радостных и положительных тонах.
  • По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.

Помните, не бывает одинаковых детей – у всех адаптация проходит по-разному.  Родители должны сами постараться настроить себя на спокойный терпеливый лад, так как ребенок чувствует ваше настроение, ваши переживания.

  1. Импровизированный тест Люшера с цветными драже.

Родителям предлагается с помощью драже ответить на вопрос:

«С каким настроением Вы отдаете своего ребенка в детский сад?»

Красный – выбирают активные, энергичные люди, несдержанные, с потребностью активно действовать.

Желтый – хорошее, светлое настроение.

Синий – потребность в глубоком личностном контакте, а не поверхностном, потребность в спокойствии, внимании.

Зеленый – с высоким уровнем притязаний, для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Коричневый – тревожные люди, испытывают страх за своего ребенка.

  1. Рефлексия (обратная связь).

Автор-Вжесинская Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»

АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...

Образовательная деятельность детей раннего возраста

Конспект занятий: "Лепка" группа раннего возраста.               "Ёжик"(лепка)Цель: Развивать у детей интерес к лепке. Совершенств...

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Информация об  опыте Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, ...

КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КУРСОВАЯ  РАБОТА  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В  РАЗВИТИИ         РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО   ВОЗРАСТА...

Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у белочки»

· Психологические особенности детей данного возраста: ситуативность поведения (для них важно то, что происходит именно в данную минуту), предметный фетишизм (потрогать, повертеть, полизать и...