"Система работы по повышению квалификации педагогических работников ДОУ"
методическая разработка
В материале указаны основные методы, стимулирующие педагогов повышать свою квалификацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 317.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил: старший воспитатель
МБДОУ ЦРР ДС №51 М.А.Болотова
г.Озёрск, 2015г.
Наше дошкольное образовательное учреждение МБДОУ ЦРР ДС № 51в настоящее время реализует следующие функции: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительную. На сегодняшний день у нас работают 30 педагогов, из которых 10 человек (33%) имеют высшую квалификационную категорию, 5 педагогов (17%) первую квалификационную категорию, 5 человек (17%) вторую квалификационную категорию и без категории 10 педагогов, что составляет (33%).
В начале года для выявления стремления педагогов повышать свою квалификационную категорию им была предложена следующая анкета:
- Ваш возраст:
- 18-24 года;
- 25-35 лет;
- 35-50 лет;
- свыше 50 лет.
- Укажите Ваше образование?
- Неполное среднее;
- Полное среднее;
- Среднее специальное;
- Незаконченное высшее.
- Высшее
- Укажите степень удовлетворённости Вашим уровнем профессиональной квалификации:
- полностью удовлетворён;
- частично удовлетворён;
- не удовлетворён.
- Достаточно ли Вам знаний, умений и навыков для выполнения своей профессиональной функции?
- достаточно;
- не всегда достаточно;
- не достаточно.
- Соответствует ли Ваш уровень профессиональной квалификации выполняемым вами заданиям?
- полностью соответствует;
- частично соответствует;
- не соответствует.
- Отметьте, какие навыки и умения Вы хотели ли бы улучшить:
- работа с документацией;
- работа с офисными программами;
- проведение НОД;
- проведение режимных моментов;
- написание календарно-тематических планов;
- свой вариант ответа.
- Ваша текущая должность соответствует Вашему уровню профессионализма?
- соответствует;
- возможно соответствует;
- не соответствует.
- Как Вы относитесь к развитию профессиональной квалификации?
- положительно;
- нейтрально;
- отрицательно.
- Хотели бы Вы развивать свою профессиональную квалификацию?
- да;
- возможно;
- нет.
- Как Вы считаете, уровень профессиональной квалификации играет важную роль в жизни человека?
- безусловно, да;
- больше да, чем нет;
- да;
- нет, больше, чем да;
- нет.
- Ощущаете ли Вы заинтересованность руководства ДОУ в развитии Вашей профессиональной квалификации?
- да;
- время от времени;
- нет;
- нет.
- Какие способы развития профессиональной квалификации являются более успешными?
- лекционные и практические занятия;
- курсы;
- тренинги;
- дистанционное обучение;
- наставничество;
- самообучение;
- свой вариант ответа.
- Вы достигли намеченного уровня развития профессиональной квалификации, какие чувства Вы испытываете?
- гордость;
- уважение;
- удовлетворение;
- радость;
- безразличие;
- свой вариант ответа.
- После достижения определённого уровня развития профессиональной квалификации Вы…
- остановитесь на достигнутом;
- продолжите осваивать новые уровни.
- Согласны ли Вы с утверждением: «Нет пределу совершенства» применительно к развитию профессиональной квалификации?
- полностью согласен;
- согласен;
- не совсем согласен;
- не согласен.
- Какие факторы, на Ваш взгляд, препятствуют саморазвитию?
- состояние здоровья;
- недостаточная поддержка со стороны администрации;
- недостаток времени;
- собственная инерция
- Стимулирующие регламенты оказывают благоприятное влияние на развитие профессиональной квалификации?
- безусловно, да;
- скорее да, чем нет;
- скорее нет, чем да;
- нет.
Обработав данные приведенной выше анкеты, получились следующие результаты:
- 40% педагогов полностью удовлетворены своим профессиональным уровнем и им достаточно знаний, умений и навыков для выполнения своей профессиональной функции;
- 60% педагогов хотели бы развить свою профессиональную квалификацию;
из приведенных вариантов способов развития профессиональной квалификации 43% выбрали практические занятия;
- 82% педагогов согласились с тем, что стимулирующие регламенты оказывают благоприятное влияние на развитие квалификации.
Выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов.
На первом месте - недостаток времени (59%), на втором - отсутствие поддержки со стороны руководителей (26%)., далее - состояние здоровья и собственная инерция (15%).
Модель повышения квалификации педагогических кадров можно выстроить следующим образом:
Повышение квалификации педагогов в нашем ДОУ осуществляется через:
учеба в вузах, колледжах;
КПК в ЧИППКРО
МО в городе
МО в ДОУ
самообразование
Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его осуществления определяется в планах работы ДОУ: в Программе ДОУ, годовом плане и месячных планах работы.
Продумывая систему профессионального совершенствования педагогов и свою роль в качестве наставника в образовательном процессе, мы учитывали основные андрагогические принципы (Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога):
равенство позиций в образовательном процессе,
стремление к использованию диалогических форм,
опора на личный опыт и индивидуальные потребности педагога,
побуждение к развитию творческих потенций личности взрослого человека.
Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр. В детском саду – это методический кабинет. Не буду останавливаться на перечислении оснащения м.кабинета, все вы прекрасно это знаете.
В управленческой деятельности мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться – это актуально.
Мы считаем, что педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:
- оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;
- связано с их прошлым и настоящим опытом;
- участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;
- создана атмосфера взаимного уважения;
- есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.
«Поработать над самим собой» это актуально в наши дни и педагог должен развивать своё самосознание, т.к. он работает над развитием личности каждого ребёнка.
Мы придерживаемся мнения, что значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается нами как:
- форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;
- компонент системы непрерывного образования;
-индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;
- объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.
Главная цель управления педагогическим коллективом: создать профессионально – личностную зону успеха каждому сотруднику, повысить его заинтересованность в совершенствовании своего педагогического мастерства, проявлении творческой активности и духовного единения с участниками образовательного процесса через овладение ключевыми и профессиональными компетентностями.
Целенаправленная работа администрации по достижению этой цели должна способствовать формированию многоуровневой культуры самоорганизации всех членов коллектива, росту их педагогического мастерства.
Задачу старшего воспитателя дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов, из которых применяю следующие:
- индивидуальное наставничество;
- консультации
- моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.
- выступления перед аудиторией;
- обобщение опыта работы.
- творческие группы;
- взаимопосещение непосредственно образовательной деятельности;
- психолого-педагогические семинары.
- педагогические часы.
- аукционы знаний, методических находок и идей.
- смотры-конкурсы
- круглые столы
- открытые образовательные ситуации
- конкурс методических находок.
Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, я выделила три уровня педагогического мастерства:
- низкий (интуитивный),
- средний (поисковый),
- высокий (мастерский).
Так, в методической работе по повышению квалификации педагогов с воспитателями низкого уровня я ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары, участие в беседах за «круглым столом», на консультации, открытые занятия, изучение опыта педагогов ДОУ. В первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических игр и пособий, изготовленных педагогами. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.
Цели методической работы повышения квалификации педагогов с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности. Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее активные» педагоги.
Методическую работу с воспитателями высокого уровня я строю на принципах стимулирования их творчества. Педагоги являются руководителями творческих групп по «Разработке календарно – тематического планирования», «Внедрению ФГОС в дошкольное образование», оказывают помощь молодым педагогам, являются активными участниками городских, Всероссийских и Международных конкурсов.
Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в ДОУ. Оптимальный психологический климат- такие социально- психологические условия, при которых в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.
На существование в коллективе неформальных приятельских и дружеских микрогрупп педагогов, отсутствие конфликтов благотворно влияют совместное проведение досуга, свободное общение. Мероприятия, проводимые в ДОУ, способствуют созданию атмосферы психологического комфорта.
Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Какой должна быть система стимулирования, чтобы она обладала мотивирующей силой? Анализ показал:
- на высоком уровне стоят психологические условия, административное управление, , методическая работа;
- чуть выше среднего уровня - материальные и социальные условия.
Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы и соответствующая оплата труда. Несмотря на то, что у части сотрудников ДОУ материальные стимулы преобладают, использование морально-психологического стимулирования все-таки остается наиболее значимым. Многие воспринимают в качестве подобной нормы похвалу в свой адрес на собрании коллектива, благодарность с занесением в трудовую книжку и другое.
Построенная и апробированная нами модель методической работы дает хорошие результаты, которые мы определяем по следующим параметрам:
результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей, что подтверждается положительной динамикой уровня знаний, умений, навыков детей;
экономичность методической работы достигается тем, что рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности;
улучшается психологический микроклимат в МДОУ.
В будущем, планирую освоить новые формы методической работы, такие как:
- педагогические ринги,
- стажерские площадки,
- творческие лаборатории,
- создание банка инновационных идей,
- клубы по профессиональным интересам
Таким образом, процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике государства, изменения концептуальных ориентиров побуждают педагогов к поиску новых подходов к самосовершенствованию, мотивирующих развитие креативных способностей сотрудников, их познавательно – ценностных интересов и повышение уровня профессионального мастерства.
Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-психологической науки, передовой практики; совершенствование оценочной деятельности педагога, путем создания систем стимулирующих выплат; позитивная мотивация педагогического труда; неформальное творческое содружество педагогов-стажистов и молодых специалистов; грамотное и умело организованное методическое сопровождение – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога.
Предложенная в данной работе модель повышения квалификации педагогических кадров должна послужить стимулом для дальнейшего роста уровня профессионализма педагогов.
Используемая литература:
1 Бабанский Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1986. – 626 с.
2 Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Педагогика, 1989. – 140 с.
3 Дуброва В. П., Милашева Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – Москва: Новая школа, 1995. – 223 с.
4 Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 187 с.
5 Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТЬ, 1997.
6 Поташник М. М. Профессиональное объединение педагогов: методические рекомендации [Текст] / М. М. Поташник. – М.: Высш. шк., 1997. – 118 с.
7 Третьяков П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М.: «Новая школа», 2003. – 150 с.
8 Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - №2. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций
Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки...
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТЕХНИКУМЕ
Основной целью повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения является развитие профессионального мастерства, культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, о...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА позволяет организовать работу по повышеню уровня профессиональной подготовки воспитателей в области применения современных образовательных те...
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров ОАО "РЖД"
Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного ...
«ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ (НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ»
XV Международная научно- практическая конференция...
Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»
Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам.
Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции Малярные и декоративные работы". Категор...