Курсовая работа
материал
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкально-эстетического образования
Сокушева Екатерина Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАБОТКЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищена | Специальность: 53.02.01. |
с оценкой_______________ | Музыкальное образование |
«26» февраль 2019 года | Курс: 3, группа: 30 |
Руководитель: Валах С.В., | |
преподаватель музыкальных дисциплин | |
высшей квалификационной категории | |
Челябинск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ | |
1.1.Сущность понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия» | 7 |
1.2.Методы и приемы формирования познавательных УУД | 11 |
1.3.Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий | 14 |
Выводы по 1 главе | 18 |
ГЛАВА 2. ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ОБРАБОТКЕ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ | |
2.1. Классическая музыка как жанр искусства | 19 |
2.2. Виды переложений классической музыки | 23 |
2.3.Слушание классической музыки в современной обработке как средство познавательной деятельности младших школьников | 27 |
2.4. Принципы и методы развития познательных УУД на уроках музыки | 30 |
Выводы по 2 главе | 35 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 36 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 38 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодняшняя школа – уже не просто источник информации, она призвана учить детей учиться.. Введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. В связи с этим перед учителями начальных классов и учителями художественно-эстетического цикла, была поставлена непростая задача – достигнуть оптимального развития, в том числе и творческих способностей каждого ребенка, вооружить учащихся способами действий и развить у них способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формировать универсальные учебные действия, позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях [2].
В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Эти способы в школьной практике принято называть универсальными учебными действиями.
Как органично встроить работу по формированию УУД в образовательный процесс восприятия музыки? Д.Кабалевский писал: «Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней….»
В этой цитате подчеркнуты слова, связанные с размышлением о музыке, потому что в широкой школьной практике именно этого компонента музыкального восприятия, слушательской культуры в целом как раз и не хватает. Все настолько привыкли к истине, что восприятие музыки есть единая эмоционально-интеллектуальная деятельность, что перестали на уроках замечать отсутствие в ней музыкального мышления должного уровня и содержательности, которых требует сама музыка как искусство.
Музыкальное искусство является одним из активных средств эстетического воспитания. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, музыка не только ориентирует человека в мире духовных ценностей, но и позволяет раскрыть его творческий потенциал.
Приобщение к миру музыки требует специальной подготовки. На уроке музыки она осуществляется в различных видах деятельности, ведущее место среди которых занимает восприятие. Формирование его - длительный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов. Для того чтобы слушание музыки стало слышанием ее, необходимо приложить значительные творческие усилия, проявить определенные аналитические умения. Каждое музыкальное произведение способно обогатить музыкальную культуру ребенка, углубить его эстетические переживания, приблизить к постижению красоты [4].
В настоящее время интересы детей больше обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, редко бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, то есть формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия в процессе слушания и анализа музыкальных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью — это основные цели учителя музыки.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе восприятия классической музыки в современной обработке. Для этого нужны методы и приемы, активизирующие учебную музыкальную деятельность учащихся.
Формирование познавательных УУД на уроках музыки осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству в различных видах, более понятных для современного школьника. Это способствует формированию учащихся целостной картины мира.
На основании актуальности проблемы исследования нами определена тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через знакомство с классической музыкой в современной обработке».
Исходя из проблем исследования, нами была поставлена цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть роль классической музыки в современной обработке в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс учебной работы учителя музыки в начальной школе.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий через использование знаний о классической музыке в современной обработке.
Для достижения поставленной цели в работе были определены задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия»;
- описать приемы, формы, методы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
- рассмотреть специфику формирования познавательных УУД на уроках музыки;
- определить роль слушания классической музыки в развитии познавательнеых УУД;
- систематизировать виды переложений классической музыки;
- рассмотреть принципы и методы развития познательных УУД на уроках музыки.
В нашей работе мы использовали методы теоретического исследования:
- анализ современной литературы и периодических изданий;
- сравнение точек зрения исследователей;
- систематизация материала;
- обобщение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Сущность понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия»
Возникновение понятия универсальные учебные действия (далее УУД) связано с изменением парадигмы образования; от усвоения знаний, умений, навыков к развитию личности учащихся. Формирование УУД – надежный путь повышения качества образования.
УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий:
Личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения.
Коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
Регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана [28].
Концепция развития УУД разрешена на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской О.А. Карабановой, Н,Г Салминой и С.В.Молчановым.
УУД в образовательном процессе выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня обшего образования.
Как писал А. Г. Асмолов: «универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [2].
В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
По мнению А. В Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее направленность ценностно – смысловых и операциональных характеристик». [2].
В наиболее общем плане универсальные учебные действия можно определить, как деятельность самого учащегося, направленную на процесс получения образования.
Остановимся более подробно на познавательных УУД. Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [28].
Познавательные учебные действия могут быть простыми – это поиск информации, исследование; и сложные – это переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления.
Таким образом, познавательные УУД включают общеучебные действия; логические действия, а также постановка и решение проблем (Таблица 1.1):
Таблица 1.1
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные УУД | ||
Общеучебные | Логические | Знаково-символические |
К общеучебным познавательным универсальным действиям (ОПУД) относятся, представленные в Таблице 1.2:
Таблица 1.2.
Общеучебные познавательные универсальные действиями
Общеучебные УУД | |
Выделение познавательной цели | поиск информации |
Структурирование знаний | Выбор способов решения задач |
Контроль и оценка процесса | Смысловое чтение |
Речевое развитие | Решение проблем |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логическими познавательными универсальными действиями (ЛПУД) являются (Таблица 1.3):
Таблица 1.3.
Логические познавательные универсальные действиями
Логические УУД | ||
Сравнение | Установление аналогий | Классификация |
Опознание объектов | Обобщение | |
Анализ | Доказательство | |
Синтез | Подведение под понятие | |
Сериация | Вывод следствий |
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Особую группу ОПУД составляют знаково-символические действия, представленные в Таблице 1.4.
Таблица 1.4.
Знаково-символические познавательные универсальные действиями
Знаково-символические УУД | |||
Моделирование | Освоение системы социально принятых знаков и символов | Преобразование модели | Понимание |
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культур;
- понимание.
- Для преодоления трудностей дальнейшего формирования и развития познавательных УУД в педагогической практике существует ряд методов и приемов.
1.2. Методы и приемы формирования познавательных УУД
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы.
- Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
- Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала детям дается задание самостоятельно, например, составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.
- Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Одним из приемов проблемного обучения является технология проблемного диалога, которая дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Наглядные методы.
- Частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся и способом формирования всех видов УУД является включение их в исследовательскую и проектную деятельность.
Исследовательские и проектные работы построены таким образом, что в них формируются, развиваются и реализуются и личностные, и коммуникативные, и регулятивные, и познавательные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Исследовательская и проектная деятельности имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести структуру проектной и исследовательской деятельностей, которые включают общие компоненты:
- анализ актуальности проводимого исследования;
- целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование, определение последовательности и сроков работ;
- проведение проектных работ или исследования;
- оформление и представление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом:
- прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
- прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
- прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его эстетической ценностью;
Правильный выбор места и времени применения того или иного метода позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании простых методов обучения.
1.3 Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Олеся Борисовна Дарвиш - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, доктор психологии, автор и разработчик учебно методических комплексов по дисциплинам психологического блока в своем учебнике отмечает, что младший школьный возраст - это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новые социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус [11].
По мнению автора у младших школьников меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, т. о весь его уклад жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония которая опережает психическое развитие ребенка.
Валерия Сергеевна Мухина - советский и российский психолог, педагог и философ считает, что младший школьный возраст определяется не только важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу, но и постоянными обязанностями, связанными с учебной деятельностью, при переходе ребенка в новую систему отношений с окружающими его людьми. [21]
Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учебная деятельность. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [5]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность.[21] Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [21] Это в свою очередь организует внимание школьника. В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей. Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [5] Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [20] Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти.
Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, так же как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [1] Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [7] Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями [11] Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.
- Выводы по 1 главе
Таким образом, изучая проблему формирование универсальных учебных действий, мы рассмотрели понятия «универсальные учебные действия» и выяснили, что существует четыре вида УУД, как: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Так же рассмотрели различные формы формирования познавательных навыков у младших школьников.
Далее коротко изучили психологическую характеристику детей младшего школьного возраста и обозначили для себя то, что младший школьный возраст является вершиной детства и в этом возрасте у младших школьников меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы, ценности ребенка, то есть весь его уклад жизни. Затем выяснили особенности развития познавательных универсальных учебных действий. И пришли к выводу, что формирование УУД является одной из главных задач школы.
ГЛАВА 2. ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ОБРАБОТКЕ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Классическая музыка как жанр искусства
Классическая музыка – музыка прошлого, связана с эпохой классицизма, её поздним просветительским этапом. Классицизм в переводе с латинского - образцовый. Драматурги эпохи классицизма за образец взяли сочинения античных авторов, дополнив принципы построения античной драмы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля, требованием соблюдения трёх единств: времени, места и действия. В музыке эти принципы могли быть реализованы только в опере, отчасти и в иных жанрах, связанных с литературными первоисточниками, — в оратории или кантате: широкое распространение, включая и реформаторские оперы К. В. Глюка (первого, кому удалось исполнить все требования классицизма), и многие сочинения «венских классиков», получили либретто, основанные на античных сюжетах.
В инструментальной музыке нашли себе применение более общие принципы классицизма: требование равновесия, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции и чёткого разграничения жанров. С этим требованием, предполагавшим строгую структурную упорядоченность — чёткую иерархию высшего и низшего, главного и второстепенного, центрального и подчинённого, было связано и постепенное вытеснение полифонии, господствовавшей ещё в эпоху раннего барокко, гомофонным складом, в инструментальной музыке окончательно утвердившимся во второй половине XVIII века. Сказывалось и влияние оперы: гомофонное письмо, разделившее голоса на главный и аккомпанирующие — в противовес полифоническому равноправию голосов, — оказалось более приспособлено для жанра музыкально-драматического; найденные в опере средства индивидуализации персонажей, передачи их эмоциональных состояний были восприняты и инструментальной музыкой.
Ещё в середине XVIII века составы оркестров были, как правило, случайными; композиторское творчество оказывалось в прямой зависимости от наличного состава оркестра — чаще всего струнного, иногда с небольшим количеством духовых. Образование постоянных оркестров, их унификация во второй половине XVIII века способствовали становлению жанров симфонии и инструментального концерта, развитие которых сопровождалось поисками оптимального оркестрового состава, отбором и совершенствованием инструментов.
Понятие «классика» очень широкое, ведь сегодня к ней причисляют выдающиеся музыкальные произведения и шедевры не только эпохи классицизма, а, как минимум, четырех ушедших столетий. Произведения музыкальной классики «выплавлялись» из нашего бытия. В них – конденсация глубоких, могучих страстей, то скорбных, то гордых суждений о человеке. О судьбах людей, о парении мысли, о мятежном, беспокойном духе мечтателей, искателей правды, об их победах и поражениях музыка говорит так же горячо и призывно, как и другие виды искусства – литература, живопись, театр или кино, - разумеется, на своем языке. В молодости часто не хватает ни жизненного опыта, ни развитого вкуса, чтобы оценить мудрость и величие большого искусства. Так же и с музыкой. Свои сокровища она открывает не сразу. Постижение её зависит от многих причин: от нашей общей культуры, от запросов жизни, к искусству, от способности приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное [24].
Рассматривая понятие «классическая музыка» мы приводим высказывания известных великих поэтов и музыкантов:
И. Гёте писал: «Настоящая музыка превращает любое событие, действие, чувство в нечто совершенное, в то, что хочется полюбить. Именно в ней, как ни в каком другом искусстве, проявляется жизненная сила и вдохновение. Музыка — в лучшем смысле этого слова — меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует» [15].
«Музыка – самая тесная связь с народом. Она может изменить его взгляды, подарить новое мировоззрение, заставить любить что-то новое, наставить на другой путь. Проникает в самые глубины сознания», говорил о музыке В.А. Моцарт.
Мы согласны с мнениями композиторов, так как по-нашему мнению, понимание глубокой, содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное сочинение. Понимание музыки формируется медленно и содержание музыки доступно всем, нужно только приложить старания, чтобы преодолеть трудности начала пути. Музыка обогащает воображение, помогает улавливать, постигать то сокровенное, что скрывается глубоко в душе человека [33].
Новое восприятие является путеводителем для начинающих, который предлагает новый подход и учит искусству слушать без напряжения, отдаваясь музыкальной стихии и оставляя в стороне технические детали.
С начала 80-х годов классическая музыка переживает всемирный бум. Объемы ее продаж сейчас высоки, как никогда, и с каждым годом по всему миру исполняется все больше живых концертов. Многие увлекаются классической музыкой, потому что видят в ней возможность духовной самореализации. В классической музыке есть нечто мощное, красивое, трогательное и ускользающее, что отсутствует в музыке другого рода. Она может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни. В ней, как в религии, заключается некая главная тайна. Классическая музыка может нравиться только людям определённой национальной культуры. В классической музыке часто не бывает слов, поэтому нужно прислушиваться к используемой ею лексике: ритму, инструментовке и т.д., чтобы понять, как они влияют на настроение. Нас мучает непреодолимое желание во всем видеть смысл, музыка здесь не исключение. Произведения с описательными названиями, такие как «Времена года» А. Вивальди или «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, вводят нас в заблуждение, что музыка сама несёт в себе некий смысл. Интересно, что произведения с повествовательными заголовками всегда были более популярны, чем без них. Чтобы наслаждаться классической музыкой независимо от её стиля или времени её написания, следует понять, что объединяет различные произведения классической музыки.
Особенность классической музыки заключена в значительной мере в её способности переходить от одного настроения к другому в пределах одного конкретного отрезка музыки. В каждый момент любая пьеса классической музыки, независимо от того, является ли она клавесинной сонатой восемнадцатого века или созданной на компьютере пьесой в стиле минимализма в конце двадцатого века, может быть отнесена к одному из трех состояний, т.е. прошлого, настоящего, будущего. [6].
«Классика – единственная отдушина на фоне всего ужаса, который сейчас звучит. Классическая музыка способна излечивать человека. Классика – очищение от всех тягот и невзгод нашей повседневности» - эти замечательные слова Дениса Мацуева о классической музыке очень точно определяют сущность жанра.
Мы согласны с определением Д. Мацуева и считаем что, музыка может рассказать о многом. Когда мы вслушиваемся в настроение того или иного музыкального произведения, это является хорошим способом вникнуть в некого, позволяет сосредоточиться на всем звучащем потоке. Разумеется, постижение прекрасного, не дается легко. Далеко не всегда и не всем сразу открывается в музыке то, что композитор хотел выразить своим сочинением. Эмоциональное восприятие музыки - с какой бы интенсивностью нас оно ни охватывало – это лишь первая ступень на пути к постижению содержания музыки. Сила музыки в том, что ей удается с максимальной выразительностью, многозначностью воспроизводить процессы, происходящие в мире, в природе, в сознании человека. Она способна изобразить и внешний мир, и природу, и душевную жизнь человека в их непрерывном движении, в развитии, показать возникновение чувств, тончайшие их оттенки [34].
2.2. Виды переложений классической музыки
Транскрипция. Прослушивая современную музыку, мы искали возможную связь с классической. Сделали вывод, что там, где эта связь существует, есть много способов взаимодействия современной и классической музыки.
Переложение музыкального произведения (аранжировка) или его свободная виртуозная обработка (концертная). Играла важную роль в становлении инструментальной музыки; в 16 веке значительную часть произведений для клавишных инструментов составляли вокальные сочинения. Широкую известность приобрели многие фортепьянные транскрипции Ф. Листа, Ф. Бузони, Л. Годовского, М. А. Балакирева, С. В. Рахманинова, К. Таузига, а также скрипичные Т. Ф. Крейслера.
Транскрипция имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для различных инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно транскрипции началось в 18 в. (транскрипции, главным образом для клавесина, произведений Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 1-й половине 19 в. распространение получили фортепианные транскрипции, отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.); нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий.
Выдающуюся роль в раскрытии технических и колористических возможностей фортепиано сыграли многочисленные концертные транскрипции Ф.Листа (особенно песен Ф.Шуберта, каприсов Н.Паганини и фрагментов из опер В. А.Моцарта, Р.Вагнера, Дж.Верди; всего около 500 переложений). Много произведений в этом жанре создали преемники и последователи Ф. Листа — К. Таузиг («Токката и фуга d-moll» И. Баха, «Военный марш» D-dur Шуберта), X. Г. фон Бюлов, К.Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др.
Ф.Бузони и Л.Годовский — крупнейшие мастера фортепианной транскрипции послелистовского периода; первый из них прославился транскрипциями произведений Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа («Испанская рапсодия», этюды по каприсам Н.Паганини), второй — обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса.
В транскрипциях Ф.Листа, Ф.Бузони, Л.Годовского пианистическое изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки; вместе с тем в изложении допускаются различные изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. п., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение транскрипции одного и того же каприса Н.Паганини — E-dur No 9, сделанных Шуманом и Ф.Листом).
Различают два вида транскрипции: приспособление произведения для другого инструмента (например, фортепианная транскрипция вокального, скрипичного, оркестрового сочинения или вокальная, скрипичная, оркестровая транскрипция фортепианного сочинения); изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для которого предназначено произведение в оригинале. К жанру транскрипции иногда ошибочно относят парафразы [18].
Аранжировка, переложение
Переложение – произведение написанное автором для одного инструмента (или группы инструментов), переводится в звучание другого без изменения, (или почти без изменения), нотно-звукового текста. Обработка музыкального произведения для исполнения другими голосами или инструментами; иначе — аранжировка. Такой прием называется также аранжировкой, транскрипцией.
Переложение — переработка музыкального произведения, имеющие самостоятельное художественное значение. Переложение – это искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной, это сочинение музыкантом новых партий, гармонизация, поиск нужных акцентов, работа над темпом, динамикой и фразировкой. Важным этапом является мастеринг и сведение. Без них невозможна хорошо звучащая фонограмма. Отличается от оркестровки тем, что допускает применение различных способов развития первоначального материала — изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и так далее. Одним из видов переложений является переложение музыкальной пьесы из одного рода исполнения в другой (например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля и наоборот). Это один из творческих процессов, во время которого пишутся дополнительные партии для избранного сочинения, позволяет подчеркнуть характер того или иного произведения. При гармонизации мелодии аккорды нужно использовать разнообразные. Очень скучно, когда аранжировка песни состоит только из трезвучий. Введение обращений, септаккордов и нонаккордов сделает композицию значительно красивее. Очень важно следить за голосоведением. Нужно учитывать, для какого голоса пишется переложение. Когда создается переложение музыки, то обязательно нужно организовывать ее в форму, заранее продуманную и прочувствованную. Нужно позаботиться о том, какое количество частей будет использовано и как они будут размещены [20].
Современные виды переложения
Цитирование. Самого патриотичного из композиторов Александра Бородина современная молодёжь знает благодаря творчеству американского репера Warren G. Афроамериканец процитировал из оперы «Князь Игорь» тему половецких девушек, и не подумав поставить ссылку на первоисточник.
Более того, даже частично оставшийся русский текст у Warren G. пела норвежская певица Сиссел.
Можно было бы много рассказывать, кто такой Александр Бородин. Как он в девять лет написал своё первое музыкальное произведение – танец-польку. Как в десять лет решил, что музыка – вздор, а вот химия – королева всех наук, и всю жизнь разрывался между музыкой и химией. Как основал вместе с Мусоргским и Балакиревым союз «Могучая кучка» и как открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот. Однако, в современной жизни молодёжь познакомилась с фрагментом произведения великого композитора через рэп.
Обработка. На прилавках музыкальных магазинов огромное количество современных обработок классической музыки. Вот, например скрипачка Ванесса Мэй виртуозно исполняет произведения А. Вивальди. Многие слышали «Времена года» не только в академическом исполнении. Часто звучит «Зима» в обработке, звучание скрипки «уживается» с электро-гитарой и ударными , знакомая музыка звучит в гораздо более быстром темпе, очень импульсивно. Может быть, поэтому современная интерпретация получила новое название – «Шторм». Музыка как будто стала отвечать требованиям современной жизни, такой же быстрой, энергичной, стремительной.
Немало обработок у Ричарда Клаудермана, например, обработка вальса си-минор Ф.Шопена, произведений русских композиторов, например, М.П. Мусоргского тему половецких плясок Клаудерман тоже обрабатывал.
Прослушав современные музыкальные обработки, мы пришли к следующим выводам:
- Автор использует отвечающий запросам современного слушателя инструментарий (прежде всего электронные инструменты);
- Изменяются темп . Как правило, музыка звучит подвижно, скорость звучания ускоряется ( по сравнению с первоисточником);
- Автор не использует начальное произведение целиком, а берёт только яркие, запоминающиеся интонации, как «интонационное зерно»;
- Мелодия не своя собственная , она не обработана до «неузнаваемости», но в то же время звучит на фоне сопровождения свежо, по-новому, по-современному.
- Можно сказать, что изменяются все элементы музыкального языка(кроме мелодии): темп, регистр, динамика (становится более громкой), фактура, тембр.
Кроме приведённых примеров в настоящее время существует огромное количество музыкальных дисков, которые так и называются «Классическая музыка в современной обработке».
Сочетание элементов рока, академической музыки (классической и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур воплотилось в направлении АРТ-РОК (от английского art – искусство).Наряду с арт-роком, употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок. Барокко-рок, техно-рок и другие, однако они представляются более узкими или, напротив, расплывчатыми. Истоки арт-рока можно найти в позднем творчестве «The Beatles», которые много экспериментировали со звучанием отдельных акустических инструментов и целых симфонических составов, одними из первых применили богатые возможности синтезатора, усложняли форму композиций. В современном музыкальном искусстве существует множество различных стилей. Какие-то живут долгие годы, другие существуют несколько лет и умирают, либо перерастают в новые.
2.3. Слушание классической музыки в современной обработке как средство познавательной деятельности младших школьников
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. «Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…»[27]. Сухомлинский В. А. писал: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения знаний, т.е. умения учиться.
Универсальные учебные действия - это совокупность способов, приёмов, которыми пользуется ученик для решения учебных задач, причём «универсальность» обозначает независимость или отрешённость самого действия от содержания. Например, если ребёнок знает, что такое сравнивать (это выделять тождества, различия), то ему всё равно, что сравнивать, будь это геометрические фигуры или музыкальные жанры и т.д., потому что это умение сравнивать поднялось над предметным и стало универсальным.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения обучающихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности используются на уроках и внеурочной деятельности и помогают в формировании универсальных учебных действий.
В основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения с последующим обсуждением. Это помогает формировать умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других, участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое- либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы дети могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.
Такой предмет, как музыка, связанный с изучением и ознакомлением учащихся с русским и зарубежным музыкальным искусством, которое в свою очередь тесно взаимосвязано с живописью и литературой, его традициями, истоками, видами, ценностными ориентирами с опорой на различные художественный источники, дает большие возможности учителю по разработке типовых заданий на развитие всех типов универсальных учебных действий. Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Познавательные УУД выражаются в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края и музыки других народов; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио, видео и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Познавательные УУД обеспечивают учащимся умение: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности; создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
2.4. Принципы и методы обучения для развития познавательных УУД на уроках музыки
При выборе тех или иных методов обучения на уроках музыки мы опираемся на те методы , которые приводят к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
- Принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
- Принцип взаимообучения. Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
- Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.
- Принцип индивидуализации. Это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.
- Принцип самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
- Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, так же как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:
Профессиональный интерес. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательные действия будут обусловлены заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию
Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Транскрипции и переложения классической музыки более понятны и доступны сегодняшнему поколению молодых слушателей. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание — всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. «Надо воспитывать ребенка так, чтоб в нем возможно раньше началась внутренняя борьба со своими дурными привычками»,- заявлял Толстой, призывая обращаться к воздействию хорошей музыки, «заражающей» душу ребенка чувством прекрасного [9]. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании в ребенке способности ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни – в детском саду и в семье дети не в полной мере знакомятся с настоящей классической музыкой. Мало какие семьи дома слушают классическую музыку, как правило, дети слушают лишь современную, эстрадную музыку. Вот почему уже необходимо приобщать к шедеврам музыкального искусства. Давая слушать детям классическую музыку, мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Развитие у детей познавательного интереса и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка формируются основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Так как дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни, музыка помогает ребенку расширять эти представления, передавая всю гамму чувств. Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений, слушание шедевров классической музыки помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать [23].
Выводы по 2 главе
В процессе исследования было изучено понятие «классическая музыка», сделали классификацию видов переложений классической музыки и описали несколько примеров современных переложений, шедевров музыкальной классики. Мы рассмотрели множество высказываний как современников-музыкантов, так и великих музыкантов прошлых веков. Привели несколько примеров современных переложений шедевров мировой культуры А. Вивальди, Л. Бетховена, А. Моцарта, Ф. Шопена.
Рассмотрели методы и принципы создания условий для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств, те развитию познавательного интереса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) к важнейшим задачам начального образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе.
Исследуемая тема дала возможность понять, что сейчас существует большое количество различных форм, методов и средств, для развития познавательной компетенции младшего школьника.
Мы пришли к выводу, что основная задача современной школы состоит в развитие не только предметных знаний, но и надпредметных умений, которые способствуют самостоятельной организации собственной деятельности. Достижение этого результата является возможным благодаря, формированию у младших школьников системы УУД, которые представляют собой совокупность способов учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать условия компетенции, включая самостоятельную организацию самого процесса. В рамках концепции познавательные УУД
На основе изученного материала мы отметили, что стимулом к познанию выступает яркость выбранного музыковедческого и музыкального материала и правильно подобранные приемы и методы донесения нового до школьников на уроках музыки.
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД, так как именно в этом возрасте закладывается основа знаний.
Знания, полученные нами в этой работе, являются актуальными и помогают решить ряд проблем связанных с познавательным аспектом в начальной школе, поэтому в дипломной работе мы планируем разработать и апробировать сборник бесед «Музыка далекая и близкая» о классических произведениях в современной обработке.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная нами в начале исследовательской работы, была достигнута.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- .Бахтин, В.В. Формирование у младших школьников ценностного отношения к музыкальной деятельности в процессе художественного анализа музыкальных произведений/ cт. из журнала «Гуманитарные науки»№1/2011,
- http://www.itmydream.com/citati/muzyka (Дата обращения 09.03.2018)
- https://www.liveinternet.ru/.(Дата обращения 09.03.2018)
- Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О.М Арефьева. // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011.
- Асмолов, А.Г., Стандарты второго поколения. Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов — М.: Просвещение, 2-е изд., 2011. — 159 с.
- Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская. – М.: «Просвещение», 2007. - 424с.
- Во, А. Ю. Классическая музыка. Новое восприятие. / А.Ю.Во, 2007 М.: Ниала-Пресс.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
- Гладко, М.П. Сюжетно-ролевые и деловые игры в начальной школе. Зачем нужно проводить такие игры? [Электронный ресурс] - URL.: http://pedsovet.su/ns/6322_rolevye_i_delovye_igry_v_nachalnoy_shkole (дата обращения: 22.12.2018).
- Григорьев, Д.Б. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.Б. Григорьев // Москва «Просвещение» 2011г
- Давыдова, В.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений / С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 10. – С. 78-83
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш.— М.: Владос-Пресс, 2005.
- Зверинцев, А.Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ А.Б. Зверинцев // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83
- Илалтдинова, Е.Ю. Игра в воспитательном пространстве детского – взрослого сообщества [Текст] / Е.Ю. Илалтдинова // Воспитание в школе. – 2014. – 32-33 с.
- История возникновения игры [Электронный ресурс] - URL.: http://studbooks.net/1831417/pedagogika/istoriya_vozniknoveniya_igry (дата обращения: 10.12.2018).
- Казаринова, А. В. мире музыки: Учеб. Пособие по музыкальной литературе для ДМШ. – Переизд.-М.; СПб.: Музыка, 1996.-200 с.:ил..
- Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51
- Козюренко, М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения [Текст] / М.А. Козюренко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 15-19.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 303-323с.
- Марголис, А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 1. – С. 79-92
- Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / — М.: Просвещение, 2-е изд., 1985. - 272 с.
- Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 2015. - 272 с.
- Панов, А.Н. Системно-деятельностный подход в образовании: Методические рекомендации. [Текст] / А.Н. Панов. – Томск, 2012. – 96с
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология./ В.И. Петрушин - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.320 с..
- Россихина, В.П. Беседы о классической музыке. -М.: Просвещение, 1980.-110c.,с ил.- (Мир знаний).
- Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. [Текст] /А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2008. – с. 204
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 381 с.
- Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы 3- е издание» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2014г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.№1897)
- Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 223 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 45-74с.
- Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – 48-51 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Примеры шедевров музыкальной классики в современной обработке
Антонио Вивальди «Времена года». Одна из самых популярных произведений всех времен. Этот цикл из 4-х концертов для солирующей скрипки и оркестра композитор написал в 1723 году.1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения».. В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет.
В 1765 году в Париже появилась первая вокальная аранжировка концерта «Весна» - это был мотет. В 2016 году появилась первая аранжировка этих барочных концертов в жанре симфоник-метал. Принадлежит она соотечественнику А. Вивальди, Джузеппе Ямпьери. Над созданием этого альбома «The Four Seasons» трудились более сотни классических и рок-музыкантов. Флейтист Мо Кофман записал в 1972 году джазовый альбом из «Времен года» А. Вивальди. Патрик Глисон в 1982 году сделал первую компьютерную запись (синтезатор) концертов. Французский музыкант Жан-Пьер Рампаль сделал аранжировку для флейты всех четырех концертов. Скрипач Дэвид Гарретт наряду с классическим вариантом, в 2010 году записал свою современную обработку "Грозы". Новозеландская певица Хейли Вестенра адаптировала "Зиму" в песню, под названием "River of Dreams". Американская симфо-рок группа "Trans-Siberian Orchestra" в 2012 году записала композицию "Dreams of Fireflies (On A Christmas Night)" сделав современную обработку «Января».
Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната». Сегодня вряд ли найдется человек, никогда не слышавший «Лунной сонаты» Л. Бетховена, ведь это одно из самых известных и любимых произведений в истории музыкальной культуры. Такое красивое и поэтичное название произведению дал музыкальный критик Людвиг Рельштаб уже после смерти Бетховена. А если быть точнее, то не всему произведению, а только его первой части. А частей в сонате три. Была написана в 1801 году. В «Лунной» сонате все особенности композиции и драматургии зависят от поэтического замысла. В центре произведения душевная драма, под действием которой настроение меняется от скорбной самопогруженности, скованной печалью размышления к бурной активности [19].
Первая часть – лирическая, она полностью сосредоточена на чувствах и мыслях композитора. Исследователи отмечают, что манера, с которой Бетховен раскрывает этот трагический образ, сближает эту часть сонаты с хоральными прелюдиями Баха. Вслушайтесь в первую часть, какой образ хотел донести до публики Бетховен? Конечно же лирика, но она не светлая, а слегка подернута скорбью. Может быть это размышления композитора о своих несбывшихся чувствах? Слушатели словно на мгновение погружаются в мир мечты другого человека.
Вторая часть достаточно небольшая и построена на легких интонациях, а также игре света и тени. Что скрывается за этой музыкой? Возможно, композитор хотел рассказать о тех переменах, которые произошли в его жизни благодаря знакомству с прекрасной девушкой. Без сомнений, в этот период – настоящей влюбленности, искренней и светлой, композитор был счастлив. Вот только счастье это длилось совсем не долго, ведь вторая часть сонаты воспринимается, как небольшая передышка, чтобы усилить эффект финала, ворвавшегося со всей своей бурей чувств. Именно в этой части невероятно высокий накал эмоций. Примечательно, что косвенно тематический материал финала связан с первой частью. Какие эмоции напоминает эта музыка? Конечно же никаких страданий и скорби тут уже нет. Это взрыв гнева, который закрывает собой все другие эмоции и чувства. Лишь в самом конце, в коде вся пережитая драма отодвигается вглубь невероятным усилием воли. И это уже сильно похоже на самого Бетховена. В стремительном, страстном порыве проносятся грозные, жалобные, взволнованные интонации. Весь спектр эмоций человеческой души, испытавшей такое тяжелое потрясение. Можно с уверенностью сказать, что перед слушателями разворачивается самая настоящая драма.
Именно в финале возникает тот самый открытый конфликт, собственно, для его показа и понадобилось переставлять части местами, чтобы усилить эффект и драматичность.
Известный гитарист Марсель Робинсон создал переложение для гитары. Большую популярность получила аранжировка Гленна Миллера для джазового оркестра.
Финал этой сонаты – бушующий океан эмоций в душе композитора – мы и будем слушать. Для начала – оригинальное звучание произведения в исполнении немецкого пианиста Вильгельма Кемпфа. Уязвленное самолюбие и бессильная ярость Бетховена воплощаются в стремительно взмывающих вверх по клавиатуре фортепиано пассажах [20].
Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада». Музыка, которая по известности превзошла многие серьезные и глубокие классические композиции, представляет собой миниатюрный камерный шедевр. Кажется, что она способна неуловимо прозвучать и раствориться в эфире. Мимолетная и легкая как вдох, она наполнена жизнерадостным смыслом, восторгом и упоением. Жанр серенады имеет несколько трактовок и богатую историю. «Sera» (в начале слова) с итальянского переводится «вечер», «serena» - вечерняя песня трубадуров, певцов любви. Это романс, который исполняет влюбленный под балконом возлюбленной, аккомпанируя себе на гитаре или лютне. Романтичную таинственность пению придает ночная темнота, скрывающая воздыхателя, и луна – извечный спутник сердечных дел. Оживленный быстрый темп передает эмоциональный порыв. Мелодия главной темы построена на размашистых взлетах и напоминает живой разговорный диалог, а ритм аккомпанемента подражает счастливо-возбужденной пульсации сердца человека, внезапно получившего прекрасную весть. Ее популярность мало с чем можно сравнить. Иногда это даже окрашено в негативный тон, когда изысканную и утонченную музыку используют утилитарно. Так мелодия Серенады №13 Соль-мажор звучит в качестве рингтона для мобильного телефона или «фоном» на общественных мероприятиях для того, чтобы подчеркнуть торжественный момент какого-либо события, или в рекламе. Но и в традиционных концертах – сценических или стилизованных под старину – эту музыку играют часто. Ничто не способно отменить или умалить ее музыкальную ценность. Существует много переложений для фортепиано и даже хоровые зарисовки. Очаровательную обработку для малышей знают даже те, кто далек от мира искусства. Серенаду, по-прежнему, любят профессиональные музыканты, исполняющие ее струнным ансамблем или оркестром. А для любителей-меломанов эта мелодия подобна драгоценности, которой никогда не устанешь любоваться [20]. Это музыкальное произведение используют Майк Террана - современная обработка на барабанах и Дэн Мамм - современная обработка на гитаре.
Фридерик Шопен «Ноктюрны». Фридерика Шопена называют поэтом и душой фортепиано. И не удивительно, ведь все свое творчество, за исключением нескольких произведений для других инструментов, голоса и оркестра, он посвятил именно ему. Весомое место в его наследии занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие - все они очень любимы в музыкальном мире. Мы привыкли слышать эти пьесы в фортепианном звучании, но в последнее время большую популярность набирает их исполнение в переложении для других инструментов. Интересно? Еще бы, ведь сразу произведение раскрывается с другой, дотоле невиданной стороны [6].
В XIX столетии ноктюрны считались самыми популярными произведениями Ф. Шопена. Почему современники отдавали предпочтение именно им, догадаться совсем не сложно. В них сконцентрировалось то главное, что было свойственно романтической эстетике - глубоко личное, субъективно-лирическое, интимное переживание, которое целиком и полностью захватило сознание художника новой эпохи. В них проявился и новейший камерный пианизм и салонное изящество, ставшие своеобразным противовесом виртуозной фортепианной музыке того времени. Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн. На сегодняшний день существует множество обработок произведений Шопена для самых разных составов. Одним из первых, кто начал экспериментировать с его пьесами, был Н. Римский-Корсаков. В 1950 году в его архиве были обнаружены рукописи - переложения шопеновских творений для оркестров разного состава – духового, малого симфонического, струнного. В их числе были и ноктюрны.
Свои обработки сочинений Шопена делал и И . Стравинский. Правда, это было не его инициативой – сделать транскрипции его попросил С. Дягилев, чтобы дополнить ими постановку балета «Сифильды». Одним из сочинений, подвергшихся переработке, стал ноктюрн As-dur op. 32 №2. Печатное издание этой инструментовки, а также оригинальный автограф, в настоящее время хранятся в Архиве Игоря Стравинского в Фонде Пауля Захера. Современные исполнители продолжают работу в этом направлении и предлагают слушателям свое видение шопеновских опусов. Очень интересна в этом плане работа французского пианиста Жака Лусье. Он прославился на весь мир тем, что стал исполнять классические произведения в джазовой обработке. Правда, делал всегда это он преимущественно в составе трио, а вот в случае с Шопеном сделал исключение – он записал диск с 21 ноктюрнами для фортепиано соло.
Аранжировки и современныех обработки ноктюрнов делали: Жак Лусье - Ноктюрн №1, Филипп Хии - Ноктюрн №2, Владислав Шпильман – Ноктюрн №20, Дэвид Гаррэтт – Ноктюрны [22].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...
Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК
Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...
Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ
Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
В пособии предоставлены методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...