Диплом
материал
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкально-эстетического образования
Сокушева Екатерина Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИКЛА БЕСЕД
«КЛАССИКА & СОВРЕМЕННОСТЬ» ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)
ВКР допущена к защите | Специальность: 53.02.01. |
« » _____________ 2020 года | Музыкальное образование |
Заместитель директора по НМР | Курс: 4, группа: 40 |
Анищенко И.Л. | Руководитель: Валах С.В., |
преподаватель музыкальных дисциплин | |
ВКР защищена | высшей квалификационной категории |
с оценкой___________________ | Рецензент: |
« » ______________ 2020 года |
Челябинск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Психолого-педагогические аспекты понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.Принципы и методы развития познательных универсальных учебных действий на уроках музыки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Проведение бесед во внеклассной работе как средство формирования познавательной деятельности младших школьников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы по 1 главе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ЦИКЛА БЕСЕД «КЛАССИКА & СОВРЕМЕННОСТЬ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Задачи и практическая методика апробации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Характеристика базы апробации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Ход и результаты апробации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы по 2 главе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Сегодняшняя школа – уже не просто источник информации, она призвана учить детей учиться.. Введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. В связи с этим перед учителями начальных классов и учителями художественно-эстетического цикла, была поставлена непростая задача – достигнуть оптимального развития, в том числе и творческих способностей каждого ребенка, вооружить учащихся способами действий и развить у них способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формировать универсальные учебные действия, позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях [2]. В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Эти способы в школьной практике принято называть универсальными учебными действиями. Как органично встроить работу по формированию УУД в образовательный процесс восприятия музыки? Д.Кабалевский писал: «Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней….» В этой цитате подчеркнуты слова, связанные с размышлением о музыке, потому что в широкой школьной практике именно этого компонента музыкального восприятия, слушательской культуры в целом как раз и не хватает. Все настолько привыкли к истине, что восприятие музыки есть единая эмоционально-интеллектуальная деятельность, что перестали на уроках замечать отсутствие в ней музыкального мышления должного уровня и содержательности, которых требует сама музыка как искусство. Музыкальное искусство является одним из активных средств эстетического воспитания. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, музыка не только ориентирует человека в мире духовных ценностей, но и позволяет раскрыть его творческий потенциал. Приобщение к миру музыки требует специальной подготовки. На уроке музыки она осуществляется в различных видах деятельности, ведущее место среди которых занимает восприятие. Формирование его - длительный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов. Для того чтобы слушание музыки стало слышанием ее, необходимо приложить значительные творческие усилия, проявить определенные аналитические умения. Каждое музыкальное произведение способно обогатить музыкальную культуру ребенка, углубить его эстетические переживания, приблизить к постижению красоты [4]. В настоящее время интересы детей больше обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, редко бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, то есть формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия в процессе слушания и анализа музыкальных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью — это основные цели учителя музыки. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе восприятия классической музыки в современной обработке. Для этого нужны методы и приемы, активизирующие учебную музыкальную деятельность учащихся. Формирование познавательных УУД на уроках музыки осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству в различных видах, более понятных для современного школьника. Это способствует формированию учащихся целостной картины мира. На основании актуальности проблемы исследования нами определена тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через знакомство с классической музыкой в современной обработке». Исходя из проблем исследования, нами была поставлена цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть роль классической музыки в современной обработке в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Объект исследования: процесс учебной работы учителя музыки в начальной школе. Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий через использование знаний о классической музыке в современной обработке. Для достижения поставленной цели в работе были определены задачи исследования:
В нашей работе мы использовали методы теоретического исследования:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. 1.1. Психолого-педагогические аспекты понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия». Возникновение понятия универсальные учебные действия (далее УУД) связано с изменением парадигмы образования; от усвоения знаний, умений, навыков к развитию личности учащихся. Формирование УУД – надежный путь повышения качества образования. УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: Личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Познавательные - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения. Коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей Регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана [28]. Концепция развития УУД разрешена на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской О.А. Карабановой, Н,Г Салминой и С.В.Молчановым. УУД в образовательном процессе выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня обшего образования. Как писал А. Г. Асмолов: «универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [2]. В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. По мнению А. В Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее направленность ценностно – смысловых и операциональных характеристик». [2]. В наиболее общем плане универсальные учебные действия можно определить, как деятельность самого учащегося, направленную на процесс получения образования. Остановимся более подробно на познавательных УУД. Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [28]. Познавательные учебные действия могут быть простыми – это поиск информации, исследование; и сложные – это переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления. Таким образом, познавательные УУД включают общеучебные действия; логические действия, а также постановка и решение проблем (Таблица 1.1): Таблица 1.1 Познавательные универсальные учебные действия
К общеучебным познавательным универсальным действиям (ОПУД) относятся, представленные в Таблице 1.2: Таблица 1.2. Общеучебные познавательные универсальные действиями
Логическими познавательными универсальными действиями (ЛПУД) являются (Таблица 1.3): Таблица 1.3. Логические познавательные универсальные действиями
Особую группу ОПУД составляют знаково-символические действия, представленные в Таблице 1.4. Таблица 1.4. Знаково-символические познавательные универсальные действиями
Для преодоления трудностей дальнейшего формирования и развития познавательных УУД в педагогической практике существует ряд методов и приемов. 1.2. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника Олеся Борисовна Дарвиш - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, доктор психологии, автор и разработчик учебно методических комплексов по дисциплинам психологического блока в своем учебнике отмечает, что младший школьный возраст - это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новые социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус [11]. По мнению автора у младших школьников меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, т. о весь его уклад жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония которая опережает психическое развитие ребенка. Валерия Сергеевна Мухина - советский и российский психолог, педагог и философ считает, что младший школьный возраст определяется не только важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу, но и постоянными обязанностями, связанными с учебной деятельностью, при переходе ребенка в новую систему отношений с окружающими его людьми. [21] Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учебная деятельность. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [5]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность.[21] Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [21] Это в свою очередь организует внимание школьника. В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей. Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [5] Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [20] Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти. Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, так же как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [1] Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [7] Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями [11] Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий. 1.3. Принципы и методы развития познавательных УУД на уроках музыки Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным. Словесные методы.
Наглядные методы.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся и способом формирования всех видов УУД является включение их в исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательские и проектные работы построены таким образом, что в них формируются, развиваются и реализуются и личностные, и коммуникативные, и регулятивные, и познавательные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Исследовательская и проектная деятельности имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести структуру проектной и исследовательской деятельностей, которые включают общие компоненты:
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом:
Правильный выбор места и времени применения того или иного метода позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании простых методов обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом 16 открытого чемпионата г. Москвы по кулинарному искусству Ханяевой С.Г.
Диплом 16 открытого чемпионата г. Москвы по кулинарному искусству Ханяевой С.Г....
Диплом
Диплом...
Диплом"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ"
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ...
Диплом об образовании
Диплом об образовании...
ДИПЛОМ участника II Всероссийской комплексной педагогической олимпиады для преподавателей ОБЖ
ДИПЛОМ участника II Всероссийской комплексной педагогической олимпиады для преподавателей ОБЖ...
Диплом Олимпиадная работа для педагогов
Диплом Олимпиадная работа для педагогов...
Диплом Олимпиадная работа для педагогов
Диплом Олимпиадная работа для педагогов...