Программа вариативного курса
проект

Даукенова Виолетта Сериковна

ПРОГРАММА ВАРИАТИВНОГО КУРСА «ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ В ШКОЛЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_variativnogo_kursa_daukenova.docx763.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Даукенова Виолетта Сериковна

ПРОГРАММА ВАРИАТИВНОГО КУРСА «ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ В ШКОЛЕ»

г.Челябинск, 2019

Содержание

Пояснительная записка

3

Условия реализации программы

4

Основные направления и содержания деятельности

7

Содержание программы

8

Учебно-тематический план

14

Пояснительная записка

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков становится первым кумиром и возможностью выражать себя.

Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом морали и нравственности.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа ВИА способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.

Интерес школьников к деятельности ВИА позволяет развивать творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует собственную значимость.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она обеспечивает реализацию формированиюя социальных, личностных, компетенций обучающихся. Стимулирует развитие художественного вкуса, помогает преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека.

Новизна программы заключается в комплексном подходе в изучении музыкального искусства; в реализации программы в контексте подхода в образовании; в рамках программы предусмотрено овладение учащимися социальными пробами и приобретение опыта социальных практик.

Цель программы - наполнение активным содержанием свободного времени школьников; приобщение учащихся к созданию духовных ценностей посредством включения их в процесс творчества и, как следствие, развитие творческой личности.

Задачи программы:

 - развитие музыкально-эстетического вкуса.

 - формирование и развитие музыкальных способностей.

- развитие творческой активности, художественного вкуса, приобщение к самостоятельному осмысленному музицированию

 - расширение музыкального кругозора

 - развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;

Условия реализации программы

Программа рассчитана на подростков 12-17 лет, заинтересованных в повышении уровня развития музыкальных навыков, имеющих склонность к их развитию: чувство ритма, музыкальный слух, артистичность, сценическая выразительность. В коллектив принимаются все желающие школьники. Конкурсный отбор возможен. Срок реализации - 4 года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа.

Организация работы по реализации цели программы:

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:

 - Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).

 - Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов работы; своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.

 - Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание лучших индивидуально-положительных и социально-психологических качеств детей;

Методы обучения для эффективной реализации программы:

 - метод моделирования художественно-творческого процесса;

 - метода взаимодействия;

 - метода интенсивного обучения;

 - метода коллективной творческой деятельности;

 - проблемного изложения;

 - объяснительно-иллюстративный;

 - поисковый.

Основополагающим является метод моделирования художественно  творческого процесса, который направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведений искусства. Деятельностный подход способствует развитию самостоятельности обучающихся в добывании и присвоении знаний, развития способности к индивидуальной творческой интерпретации.

Для освоения программы используются разнообразные формы деятельности:

 - игровые;

 - дифференцированные;

 - диалогические;

 - дискуссионные;

 - социально-педагогические задачи - пробы;

 - учебные тренинги.

Средства обучения:

 - наглядные;

 - вербальные;

 - практические;

 - информационные.

Учебно-методический комплект включает материал, позволяющий использовать его в самостоятельной работе:

 - набор дидактических карточек по нотной грамоте;

 - таблицы аккордов, транспонирования тональностей, длительностей нот, интервалов, квинтовый круг;

 - схема клавиатуры;

 - схема расположения нот на грифе гитары;

 - тесты для самопроверки и др.

В ВИА занятия ведутся по различным музыкальным инструментам (клавиши, соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара, ударный инструмент), по постановке голоса, музыкальной грамоте и сольфеджио, ансамблю, актёрскому мастерству.

Основу всего учебно-воспитательного процесса составляют изучение музыкальной грамоты, в процессе которого развиваются музыкальнослуховые представления, музыкальное мышление, память.

Ожидаемые результаты реализации программы:

 - предметные компетентности: овладение навыками игры в ВИА на различных инструментах, исполнение песен под собственный аккомпанемент, владение теоретическими, музыкально-эстетическими знаниями;

 - ключевые компетентности: языковые, социально-личностные, коммуникативные, информационно-познавательные.

Формы подведения итогов реализации программы:

 - контрольно-зачетные занятия;

 - концертно-конкурсная деятельность;

 - организация выступлений на уровне учреждения, города, района (социальные практики);

 - социальная практика в роли руководителей кружков музыкальной направленности (во время работы летних оздоровительных площадок, на контрактной основе в учреждениях района).

Основные направления и содержание деятельности

Музыкально- теоретическая подготовка учащихся ансамбля включает изучение основ музыкальной грамоты - элементарную теорию музыки, элементы гармонии, анализа музыкальных произведений.

Музыкально-эстетическая подготовка подразумевает изучение истории становления и развития джазовой и эстрадной музыки, знакомство с основами эстетики и другими видами искусства.

Изучение музыкального инструмента занимает центральное место в учебной работе. Здесь происходит формирование, закрепление и совершенствование художественно-исполнительского и технического уровня владения инструментом

Самостоятельная творческая работа учащихся является важной частью учебно-творческого процесса. Сюда относится система творческих упражнений, умение импровизировать в соответствии с характером и стилем пьесы, умение самостоятельно подобрать знакомые мелодии. Стремление самостоятельно выразить мысль с помощью музыкальной темы помогает развивать наблюдательность, осмысленное отношение к музыкальному материалу.

Все основные разделы содержания учебно-творческого процесса находят отражение в плане работы руководителя ансамбля и реализуются через изучение репертуара.

Репертуар - основа творческого роста ансамбля, средство музыкально-эстетического воспитания его участников. Поэтому руководитель при формировании репертуара должен следовать следующим принципам:

 - художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных

произведений;

 - доступность музыкального и литературного текста для исполнения

ансамблем;

 - педагогическая целесообразность;

 - тематическое, жанровое и стилевое разнообразие;

Содержание программы

 

I год обучения

Индивидуальные занятия на инструменте.

Теоретические сведения:

Практическая работа:

1.Электрогитара

- теоретические сведения основ музыкальной грамоты;

 - знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство;

 - настройка;

 - положение гитары при игре, постановка рук, звукоизвлечение, строй;

 - позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

- аккорды и способы их извлечения;

 - приемы игры правой руки;

 - упражнения в пределах 1-3 ладов;

 - упражнения в пределах 3-9 ладов.

2. Клавишные инструменты.

- основы гармонии и музыкальной грамоты;

 - устройство клавишных инструментов;

 - приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле;

 - уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

- приемы игры одной, двумя руками;

 - клавишные переключения;

 - упражнения для правой и левой рук;

 - освоение различных видов игры на инструменте.

3. Постановка голоса.

- основы приемов пения и личной гигиены голоса;

 - основы эстрадного исполнения;

 - навыки интонирования и владение голосом, особенности вокального пения

в ансамбле.

- певческая установка;

 - упражнения по развитию силы звука;

 - упражнения на развитие дыхания, дикции;

 - работа с микрофоном.

4. Групповые занятия на инструментах.

- основы ансамблевой игры;

 - функции каждого инструмента в ансамбле;

 - музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов;

 - солирующая роль инструментов и вокальной партии.

- ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков;

 - совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением;

 - отработка навыков исполнительского мастерства.

5. Концертная деятельность (творческие отчеты)

- основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене;

 - понятие об ансамбле.

- участие в мероприятиях, праздниках, творческий отчет.

II. год обучения

Теоретические сведения:

Практические сведения:

Практические занятия:

1.Электрогитара.

- основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение,

принципы построения аккордов);

 - правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности

электрогитары;

 - игра медиатором.

- функции бас-гитары, ритм-гитары в ансамбле;

 - виды игры на гитарах ( бас и ритмгитарах); аккордовые упражнения;

 - солирующие партии инструментов в ансамбле.

- игра совместно с инструментами ансамбля.

2. Клавишные инструменты.

- роль клавишного инструмента в ансамбле;

 - возможности и обоснование приемов переключения;

 - приемы игры в разных стилях; основы ансамблевой игры.

- исполнение простых по композиции песен, мелодий;

 - развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского

мастерства.

3. Постановка голоса.

- гигиена голоса и слуха;

 - интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении;

 - правила работы в ансамбле (с микрофоном);

 - приемы двухголосия.

работа над репертуаром;

 - ансамблевая работа (пение дуэтом, солирующие партии);

 - работа с микрофоном.

4. Ансамблевая работа.

функции каждого инструмента в ансамбле;

 - звуковой баланс; настройка инструментов;

 - соединение основных партий наизусть.

работа с репертуаром;

 - вокально-инструментальная работа с ансамблем.

5. Концертные выступления.

- основы техники безопасности при массовых мероприятиях;

 - подключение, баланс, настройка инструментов;

 - хранение и использование аппаратуры

- участие в мероприятиях;

 - проведение творческих часов;

 - концертные выступления.

III. год обучения

Теоретические сведения:

Практическая работа:

1. Вокально- ансамблевая работа.

- основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой;

 - роль ВИА в жизнедеятельности детского дома;

 - роль каждого инструмента в ансамбле;

 - принципы исполнительского мастерства;

 - чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле;

 - импровизация;

 - солирующая роль инструментов ансамбля;

 - работа с вокалистами; средства музыкальной выразительности,

используемые в ансамбле;

 - работа с компьютерными программами.

- подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля;

 - игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов;

 - подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле;

 - самостоятельное детское творчество.

2. Основы музыкальной грамоты.

- устройство и настройка инструментов;

 - солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

 - подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам;

 - основы звукоизвлечения и вокального искусства;

 - слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.

- солирование;

 - работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих

навыков.

3. Концертная (творческая) деятельность.

- основы исполнительского мастерства.

- музыкальное оформление вечеров;

 - участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах.

Учебно-тематический план

I год обучения

II год обучения

III год обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК 02.01 Технология бетонных работ основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270802.09 «Мастер общестроительных работ»

1.1. Область применения программы           Программа междисциплинарного курса  является частью основной профессиональной образовательной програм...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)

Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...

Рабочая программа вариативной учебной дисциплины "Внешнеэкономическая деятельность"

Материал учебной программы предназначен для обучения студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) ППССЗ базового уровня...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»

Рабочая программа по компетенции «Технологии моды»  является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...