Курсовая работа
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкального образования
Даукенова Виолетта Сериковна
РАЗВиТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОЧНЫХ ОБРАЗОВ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ АЛЬБОМАХ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищена | Специальность: 53.02.01. |
с оценкой____________________ | Музыкальное образование |
« » _______________ 201__ года | Курс: 3, группа: 30 |
Руководитель: Арсентьева И.Н., преподаватель | |
МДК 03.03 Музыкально-инструментальный | |
класс | |
высшей квалификационной категории | |
Челябинск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | |
1.1. Эмоциональная отзывчивость: общая характеристика младших школьников | |
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости | |
1.3. Сказочные образы как средство развития эмоциональной отзывчивости младших школьников | |
Выводы по I главе | |
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОЧНЫХ ОБРАЗОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | |
2.1. Характеристика детских фортепианных альбомов | |
2.2. Методические условия успешности развития эмоциональной отзывчивости младших школьников | |
2.3. Возможности развития эмоциональной отзывчивости в различных видах музыкальной деятельности | |
Выводы по II главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы исследования. Одной из приоритетных задач современной отечественной педагогики является развитие и становление личности ребенка. Основополагающая роль в реализации данной задачи принадлежит музыкальному воспитанию младших школьников. Считается, что именно в период начальной школы у человека развиваются основы, необходимые для формирования наиболее значимых качеств и способностей, то есть в этот период развития, человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. В этой связи встает вопрос о развитии у детей такого важного качества, как эмоциональная отзывчивость, которая находит выражение в переживаниях младшего школьника своего собственного отношения к окружающему миру, к людям, к искусству. На сегодняшний день проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку достаточно актуальна. Изучение научной литературы показало, что в младшем школьном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Главными источниками, питающими детскую эмоциональность, выступают разные виды искусства: литература, живопись, музыка. Без эмоций невозможно почувствовать жизненное содержание в искусстве, так же, как и невозможно полноценно воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство. На протяжении многовековой истории исследований эмоции пользовались самым пристальным вниманием со стороны ученых - философов (Р. Валетт, И. А. Васильев, И. Кант, А. Энштейн), педагогов и психологов (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, В. Вундт, Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, М. Полани, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, П. М. Якобсон). В процессе восприятия сказки ребёнок познаёт определенный её смысл, который доступен только ему. В своих исследованиях А. В. Запорожец писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влиянием слушания у ребенка возникает сочувствие герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. Как отмечают психологи, эмоциональная отзывчивость на сказку у детей младшего школьного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально образному содержанию произведений. Исследованиями формирования эмоциональной отзывчивости занимались: В.В. Пермикина, Л.П. Стрелкова, но у детей дошкольного возраста. Сказочная тема волновала и вдохновляла многих художников, поэтов, архитекторов, и особенно композиторов. Многообразие музыкальных образов, характеризующих сказочные образы, представлены в детских фортепианных альбомах. Начиная с Р. Шумана и П.И. Чайковского и в творчестве современных композиторов. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на примере сказочных образов в детских фортепианных альбомах. Цель исследования: выявить и раскрыть возможности сказочных образов из детских фортепианных альбомов для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Объект исследования: образовательный процесс на уроках музыки. Предмет исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на основе сказочных образов в детских альбомов. Исходя из установленной цели, поставлены следующие задачи исследования: − на основе анализа научной литературы представить общую характеристику эмоциональную отзывчивость младших школьников; − определить и расскрыть педагогические и методические условия для формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки; − охарактеризовать эмоционально-образное содержание сказочных образов в детских альбомов композиторов; − обобщить результаты исследования. Теоретические методы: − изучение и анализ научной психолого-педагогической и музыковедческой литературы; − классификация; − систематизация изученного материала; − обобщение. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
1.1. Эмоциональная отзывчивость: общая характеристика младших школьников В современной науке существует множество вариантов понимания сущности эмоций. Так, анализ справочной литературы показал, что в различных словарях предлагается различное определение эмоций. В Большом психологическом словаре эмоции рассматриваются как «особый класс психический процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности». В «Новейшем психологическом словаре» дано следующее определение: «эмоция - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции - непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности». В Российской социологической энциклопедии эмоции характеризуются как «особый класс психических процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Здесь же рассматривается основная функция эмоций, которая заключается «в регуляции активности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом». Эмоцию называют «атрибутом действия», потому что она приводит в движение весь организм. Эмоции могут достигать большой концентрации и силы. В эмоциях присутствует значимость, так как они непосредственно понимаются теми, кто их испытывает. Эмоции являются смысловыми образованиями, вызывающими сложную работу сознания. Эмоции – это важнейшие психические процессы, лежащие в основе эмоциональной отзывчивости на музыку. Эмоциональная отзывчивость – это способность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции людей рядом с вами. Люди с высокой степенью эмоциональной отзывчивости обычно знают, что они чувствуют, что это значит, и какое влияние их эмоции могут оказать на других. Как отмечено Л.С. Рубенштейном, эмоциональная отзывчивость зависит от типологических особенностей центральной нервной системы конкретной личности, которые, раскрываясь в самых разнообразных формах чувствительности, выражаются в сензитивности – общем свойстве сенсорной организации человека, оказывающем существенное влияние на развитие его способностей к различным видам деятельности, в том числе и к музыкальным. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональная отзывчивость является специализированной реакций на конкретную ситуацию. К эмоциональному состоянию С. Л. Рубинштейн относит настроение, определяя его как общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех его проявлений. Рубинштейн указывает, что, в отличие от эмоций, чувств, настроение не предметно, а личностно - это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее эмоциональное состояние. Эмоциональная отзывчивость выступает ведущим компонентом музыкально-творческих проявлений у младших школьников. Школьники младших классов, как показано Т. Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются материализовать эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов. В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной отзывчивости. К примеру, к третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, а так же формируется привязанность к товарищам. Вместе с тем, необходимо отметить, что у младших школьников система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции - не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств. Итак, эмоциональная отзывчивость младших школьников характеризуется: - легкостью отклика на происходящие события и окрашенностью эмоциями процессов восприятия и воображения, умственной и физической деятельности; - непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия; - готовностью к аффекту страха, который в процессе учебной деятельности ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; |
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости
Характерным признаком музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Поэтому с первых занятий необходимо активизировать эмоциональную и слуховую стороны музыкальности в единстве.
Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку, как мы уже выяснили, - это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций. Развивая эмоциональную отзывчивость, необходимо стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.
Эмоциональная сторона воспитания младшего школьника ярко отражается в музыкальном развитии. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.
Таким образом, развитию эмоциональной отзывчивости способствуют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию детей. Посредством музыки воспитывается у младшего школьника способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт творческой, созидательной жизнедеятельности.
К видам музыкальной деятельности относятся: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Формирование эмоциональной отзывчивости происходит в процессе пробуждения у младших школьников внутреннего сопереживания, направленного на тактичную поддержку эстетических впечатлений. По мнению С.Н. Беляевой-Экземплярской «музыка пробуждает множество зрительных образов и ассоциаций, зависимых от слушателей, их устремлений и слушательского опыта». [Осенева, с.221].
Вызвав эмоциональный отклик учащихся на музыку, учитель подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию.
Песня воздействует на чувства учащихся, занимает его досуг, в яркой образной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Так как в пении сочетается слово и музыка, то оно обладает большей массой эмоционального воздействия. Развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников способствует понимание эмоционально-смыслового содержания песни. Поэтический текст песни необходимо прочитать педагогу выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Затем объяснить непонятные слова, использовать наглядность, чтение текста в диалоге. Такая работа помогает более выразительно петь песню. Выразительность исполнения песни выражается в умении правильно брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, связно тянуть звук и т.д.
В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая переработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением. Инсценирование музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащиеся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыку, и выразительно их исполнить. Создавая тот или иной образ, школьники передают свое понимание содержания и характера произведения.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащает художественный опыт школьника, развивает интерес к исполнительской деятельности, формирует эмоциональной отношение ребят к музицированию, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость развивается в процессе различной музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
Кроме этого, для развития эмоциональной отзывчивости необходимо создать ряд психолого-педагогических условий, способствующих успешности данного процесса. По нашему мнению, к ним можно отнести:
- создание в классе эмоциональной атмосферы;
- создание атмосферы доверия, доброжелательности;
- создание ситуаций успеха.
Педагогу необходимо создать все условия для проявления эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку, поэтому необходимо начинать урок с создания в классе эмоциональной атмосферы. Поэтому создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку является одним из важных условий формировании эмоциональной отзывчивости у младших школьников на музыку.
Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.
В.А. Сухомлинский утверждает, что «толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Нельзя забывать, что язык музыки - это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии» [Сухомлинский с.197]. Мы думаем, что учитель музыки должен быть выразительным во всех своих проявлениях, находить форму выражения, переживаемых им чувств, эмоций, и как результат - дети, не боящиеся определять словами, выразительными движениями красоту и тонкость музыкальных образов.
Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для развития эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
Важны на уроке музыки также оптимизм и доброта по отношению к учащимся. Если педагог доброжелателен и готов помочь ученику, то те требования, которые учитель выдвигает перед учениками, не разъединяют, а объединяют учителя и ученика, превращая все виды совместной деятельности в «восхождение на гору». Надо «делать» своё настроение и быть приветливым. Приветливость, как черта характера, сохраняет учителю резервы душевных сил, обеспечивает оптимистическую трезвость, доброжелательность в тоне, поведении и взгляде.
Немаловажную роль в процессе развития эмоциональной отзывчивости играет создание ситуаций успеха. Поощряя, учитель помогает испытать переживание радости, что придает детям уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над музыкальным произведением. Выразительная, эмоциональная форма изложения позволяет педагогу скрывать принуждение, делает учеников инициативными добровольными соучастниками событий на уроке. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для формирования эмоциональной отзывчивости.
1.3. Сказочные образы как средство развития эмоциональной отзывчивости младших школьников
Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребенок, лишенный ее эмоционального воздействия, остается обделенным на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития. По мнению музыковедов сказочные образы закладывают в человеке и нравственный фундамент: так рельефно и ярко очерчены полосы тьмы и света переплетаются и именно вместе со сказкой, именно в ней ребёнок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие, коварство и т.д.
Сказки и сказочные образы зародились в древности из далёких времён и хранились в памяти народа, но если говорить об истоках, то они все появились устном народном творчестве в фольклоре. Они передавались из поколения в поколение с одного рассказчика к другому что ты при этом сбывалось и что-то приносилась новое наконец пришло время когда их стали записывать издавать особенно больше внимание и уделялось XIX веке когда возрос интерес к народному искусству. Мы знаем сказку в различных видах искусств: в литературе, театре, кино и музыкальном искусстве.
Эмоциональная отзывчивость на сказку у детей школьного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально образному содержанию произведений. Особое место здесь занимает сказка, которая включает в себя духовные ценности, ярко представленный мир чувств, напоминающий жизнь взрослых людей. Сказка помогает ребёнку познать мир не только умом, но и сердцем, даёт возможность откликнуться на окружающие явления и события, выразить своё отношение к добру и злу. Сказка особенно активно пробуждает активность ребёнка, подчеркивает Л.П. Стрелкова, т. к. помогает школьнику мысленно преодолеть весь путь с любимыми героями, сочувствуя им и переживая. Также сказка активизирует воображение ребёнка, т. к. появляются не только новые знания и представления, а самое главное - возникает новое отношение к людям, событиям, предметам и явлениям [44]. Существуют разнообразные классификации сказок. Различают сказки о животных, бытовые и волшебные, авторские, народные и т. д. Но все сказочные образы помогают закладывать в детях основы нравственности, воспитывать моральные ценности, формируют характер, эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать основные задачи формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе работы со сказочными образами:
⸺ учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией;
⸺ учить распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен);
⸺ развивать эмоциональную отзывчивость на эмоции других людей (если человек обижен, пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, постараться понять причину);
Детей надо приучать и размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своем воображении. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ. С помощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.
Следует особо подчеркнуть, что большая эмоциональная отзывчивость возникает у младшего школьника в процессе переживания и понимания смысла воспринимаемой музыки, обусловленного, с одной стороны, индивидуальным его эмоционально- чувственным опытом, а с другой – определенным идейно-чувственным содержанием, заложенным композитором в структуру музыкального произведения. Поэтому очень важно установить контакт между музыкальным образом и миром воспринимающего ребенка, чтобы он не просто испытал сильное душевное потрясение, но и глубже раскрыл суть явлений окружающей действительности, отраженных в музыке.
Данные вопросы будут нами освещены во 2 главе исследования.
Выводы по 1 главе
Обращаясь к изучению и анализу психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу что эмоции и чувства представляют собой отражение в сознании реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную отзывчивость личности.
Если эмоции - это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера - совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоциональная отзывчивость выступает ведущим компонентом музыкально-творческих проявлений у младших школьников. Вместе с тем, необходимо отметить, что у младших школьников система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции - не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств.
Эмоциональная отзывчивость младших школьников характеризуется:
- легкостью, непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний, готовностью к аффекту страха.
Раскрыт ряд педагогических условий, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости ( создания в классе эмоциональной атмосферы; создание атмосферы доверия, доброжелательности; создание ситуаций успеха).
Эмоциональная отзывчивость на музыку представляет собой значимое качество личности школьника, проявляющееся вО-првых, в его способности эмоционально-осознанно переживать содержание музыкального произведения и в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций.
Развивая эмоциональную отзывчивость, необходимо стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.
Эффективность в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку можно достигнуть путем активизации отображения детьми собственных музыкальных впечатлений в процессе осуществления музыкально-творческой деятельности.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОЧНЫХ ОБРАЗОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
2.1 Методические условия успешности развития эмоциональной отзывчивости младших школьников
Одним из важных педагогических условий, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников является использование целесообразных методов и приемов. Использование на уроке музыки разнообразных наглядных средств: иллюстрации, репродукции картин, созвучные теме, образному содержанию музыкальных произведений, способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки. Обращаясь на уроке к другим видам искусства, учитель должен помнить, что перед ним произведения, имеющие свой язык и свои возможности, поэтому их использование требует особого мастерства, искусствоведческих знаний и высокой культуры.
Наиболее целесообразными, на наш взгляд, являются следующие методы: эмоционального воздействия, сравнения, словесные, побуждения к сопереживанию. Раскроем кратно сущность каждого из них.
Метод эмоционального воздействия заключается в умении учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Голос учителя может окрашиваться в зависимости от характера, настроения музыки: тепло, ласково и нежно рассказывает о колыбельной; торжественно, с суровым и мужественными интонациями - о патриотической песне. Использование метода эмоционального воздействия определяет успех музыкальной деятельности учащихся, формирует эмоциональную отзывчивость у младших школьников.
Для развития эмоциональной отзывчивости используется метод сравнения, который предполагает анализ и сравнение контрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения, учащиеся ощущают их различие, осознают особенности каждого жанра, обращают внимание на движение мелодии в каждом. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т.д. Выполнение различных заданий позволяет им ощутить выразительность используемых композитором выразительных средств, способствует формированию эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах, а постепенное сравнение менее контрастных произведений - развитию более тонкого восприятия музыки.
Применение словесных методов (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эмоциональные переживания учащихся. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие образы картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, - писал В.А.Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника…Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души…» [Сухомлинский, с.175].
Использование словесных методов зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения. Рассказ учителя используется для того, чтобы настроить учащихся на восприятие музыкального произведения, сообщения интересных сведений из жизни композитора, событий, связанных с его творчеством. Важно найти образные сравнения, яркие выражения, объясняющие глубину или разнообразие человеческих чувств, переданных в произведении. Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных произведений. Необходимо отметить, что в педагогической практике повсеместно наблюдается обилие слов и недостаточная их выразительность и точность, очень редки случаи недосказанности на уроке музыке.
Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод побуждения к сопереживанию, который способствует развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку. Его содержание - побуждать детей сочувствовать не только тем, кого он видит, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода. А.А.Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то у ребенка формируется индивидуальное эмоциональное отношение к музыке. Учителю необходимо актуализировать чувственный опыт учащихся, обращаясь к их личным переживаниям "Что ты почувствовал?", "Как ты ощутил?", "Было ли так с тобой?", "В чём тебе это помогло разобраться?", "А как бы ты поступил?" и т.д. Только сопереживая, младший школьник постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту природы, произведений искусства.
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. В содержание урока музыки входят произведения, различные по характеру, настроению. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремиться поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащихся. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровне музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.
Таким образом, педагог, гибко используя различные методы, ведет учащихся по пути самостоятельных эстетических открытий, способствуя развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку со сказочными образами.
2.2 Возможности развития эмоциональной отзывчивости в различных видах музыкальной деятельности
Эмоциональная сторона воспитания младшего школьника ярко отражается в музыкальном развитии. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.
Таким образом, развитию эмоциональной отзывчивости способствуют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию детей. Посредством музыки воспитывается у младшего школьника способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт творческой, созидательной жизнедеятельности.
К видам музыкальной деятельности относятся: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Формирование эмоциональной отзывчивости происходит в процессе пробуждения у младших школьников внутреннего сопереживания, направленного на тактичную поддержку эстетических впечатлений. По мнению С.Н. Беляевой-Экземплярской "музыка пробуждает множество зрительных образов и ассоциаций, зависимых от слушателей, их устремлений и слушательского опыта" [Осенева, с.221].
Вызвав эмоциональный отклик учащихся на музыку, учитель подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию.
Песня воздействует на чувства учащихся, занимает его досуг, в яркой образной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Так как в пении сочетается слово и музыка, то оно обладает большей массой эмоционального воздействия. Развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников способствует понимание эмоционально-смыслового содержания песни. Поэтический текст песни необходимо прочитать педагогу выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Затем объяснить непонятные слова, использовать наглядность, чтение текста в диалоге. Такая работа помогает более выразительно петь песню. Выразительность исполнения песни выражается в умении правильно брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, связно тянуть звук и т.д.
В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая переработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением. Инсценирование музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащиеся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыку, и выразительно их исполнить. Создавая тот или иной образ, школьники передают свое понимание содержания и характера произведения.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащает художественный опыт школьника, развивает интерес к исполнительской деятельности, формирует эмоциональной отношение ребят к музицированию, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость развивается в процессе различной музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
2.3 Характеристика детских фортепианных альбомов
Д.Н. Ушаков рассматривает альбом в двух трактовках.
1. Альбом расшифровывается как «Книга или тетрадь для стихов, рисунков, автографов» [15,с. 10]
2. Альбом расшифровывается как книга, содержащая коллекцию фотографий, открыток, почтовых марок и т.п.
У древних римлян альбомом называлась белая, как правило, покрытая гипсом доска объявлений, выставлявшаяся в публичных местах. На таких досках верховный жрец публиковал официальные итоги работы в течение года.
В позднее средневековье римское слово Альшан (альбом) вновь вошло в употребление в европейских языках применительно к книге из белых, сшитых или не сшитых листов, предназначенной для собственноручной записи.
К первым русским прототипам альбомов следует отнести подносные альбомы с портретами русских царей, изготовленные для царя Алексея Михайловича. Многочисленные памятные фотоальбомы находились в парадных кабинетах и гостиных и в приёмной Александровского дворца при Николае II.
В XVIII веке альбом приобретает новое значение, в связи с активизацией путешествий с научными или художественными целями. В альбомы переплетаются гравюры, имеющие не только научное, но и художественное значение.
В эпоху романтизма в конце XVIII — первых десятилетиях XIX века альбом становится специфическим культурным явлением, особенно распространённым в России.
С появлением фотографии и цветной полиграфии, альбом опять становится украшением гостиной, его изготавливают типографским способом по рисункам художников. Благодаря высокому качеству, «Альбом для фотографий» становится хорошим подарком. Теперь это напоминание о семейных событиях, о родных и знакомых. Альбом становится активным предметом демонстрации.
В 1920-х гг., в связи с резкими социальными переменами, альбом теряет назидательные посвящения и другие жанровые компоненты, происходит упрощение состава, фольклорного жанра составляющих текстов. Среди них всё большее место занимают сначала романсы, затем тексты популярных песен, в связи с чем, сами альбомы, часто называют «песенниками». В отличие от постоянно издававшихся песенников, включавших официально рекомендуемые тексты, личные песенники сохраняют главный признак альбома — это тексты для определённого адресата. В таком качестве альбом сохраняется доныне в быту разных слоев населения.
Итак альбом, представляет собой культурное явление, он становится активным предметом демонстрации жизни общества.
В музыкальной культуре существует самостоятельный жанр «Детский альбом», как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем его многообразии. Детские фортепианные альбомы – являются проводниками, помогающими ребенку ориентироваться в мире звуков. Композиторы, с помощью музыкальных образцов, знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем тем, что близко и дорого им самим. Тематика циклов – это события, случавшиеся в детской жизни: игры, сказки, эмоционально-психологические состояния.
Существует два подхода к созданию детского альбома. Первый, как у Р. Шумана, передающий мир ребёнка. Но исполнить эти «детские произведения» под силу только взрослому человеку. Он не создан для детских рук, музыка отличается сложностью и полифонией.
Второй подход начиная с творчества П.И. Чайковского, пишется о ребенке и для ребенка. Раскроем последовательно и подробно сказочные образы встречающиеся в детских альбомах одного и другого вида изложения мира ребенка.
Обратимся к анализу творчества Роберта Шумана − немецкиого композитора, педагога и влиятельного музыкального критика. Он широко известен, как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.
«Альбом для юношества» был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом. В октябре Шуман писал своему другу Карлу Рейнеке – «Первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные». Первоначальное название сборника было «Рождественский альбом».
Всё ново было в его «Альбоме» – это гармония, фортепианное изложение, ритмы, пульсация, психологизм пьес. Но главным явилось - программное содержание. Шуман ставит своей целью раскрыть мир ребенка и сочиняет психологические миниатюры.
«Дед мороз»
Дед мороз или Кнехт Рупрехт является спутником Святого Николая, как описано в фольклоре Германии. В некоторых областях Германии считали, что добрый Санта-Николаус ходил в сопровождении нескольких злых спутников. Кнехт Рупрехт был невероятно высокий, лохматый, со спутанной бородой, его лицо было измазано сажей, или покрыто черной маской, или раскрашено до неузнаваемости. Приходит он в латаном-перелатаном плаще до пят, с огромным мешком, в котором, правда, не было ни одного подарка. Мешок предназначался только для карательных целей - в него он прятал всех маленьких озорников и сорванцов. Мешка для всех непослушных детей было мало, поэтому и плащ у него был снабжен множеством карманов, используемых для тех же целей. Понятно, какой ужас охватывал ребенка при мысли, что в каком-то кармане осталось место и для него. Иногда он одет в штаны и тулуп, они, как полагается вывернуты наизнанку, и вся одежда топорщится огромным количеством "хвостов", тулуп подвязан простыней, сам он в порванной шапке. Обвешан он цепями и другими металлическими предметами, которыми специально гремит. Бывает он подпоясан металлической цепью, выкрашенной в красный цвет. Такая цепь на морозе покрывается инеем и выглядит весьма зловеще. Кнехт Рупрехт производит много шума.
Если родители ребенка, к которому приходили эти персонажи, говорили, что он себя плохо вел, то вместо подарка этот ребенок получал луковицу, а Рупрехт бил его по рукам прутиком. Впрочем, шалуны обычно получали шанс исправиться. Такой гость в канун праздника был очень сомнителен, и постепенно, чтобы не портить детям рождество,
Рупрехт начал постепенно становиться добрее и уже только грозился забрать с собой самых непослушных малышей. Послушные же стали получать от него подарки. Внешний вид его также постепенно менялся к лучшему: исчез, к примеру, страшный плащ с карманами, уступив место красочному кафтану. А в 16 веке Кнехт Рупрехт вообще стал помощником Санта-Николауса. С тех пор неразлучный дуэт ежегодно появляется в домах добропорядочных немцев. Санта-Николаус имеет при себе огромный мешок с подарками, а Рупрехт держит в руке пучок розог для наказания нерадивых и непослушных мальчиков и девочек. Музыка по звучанию грозная, суровая, важная, чёткая, звучит низко, тяжело.
Второй подход написания детского альбома связан с именем П.И. Чайковский. Детский альбом пишется о ребенке и для ребенка. Он был написан, исходя из мира ребенка и для детских рук, от самых простых до развернутых произведений. Перечислить всех композиторов, которые обращались к детскому альбому, невозможно, т. к. их более 100. Но есть авторы, к которым мы чаще всего обращаемся, это: П.И. Чайковский, С. Майкапар, В.И. Ребиков, С.С. Прокофьев, М.А. Парцхаладзе, В.В. Коровицын, Г.В. Свиридов. Анализ литературы убедил нас в том, что фортепианные детские альбомы обладают рядом качеств:
− каждая пьеса представляет собой небольшой сюжет из мира ребенка;
− последовательность пьес отличается контрастностью, способствуя сохранению внимания, активности и восприятия.
− программность позволяет настроить ребенка на готовность к восприятию, пробудить интерес.
В музыке Чайковского всегда ощущается «сердечное тепло, ласка, приветливость» [цитата] (Б.В. Асафьев. П.И. Чайковский. Избранные труды. М., изд. Академии наук СССР, 1954, т.II, стр 24). Композитор всегда дает услышать, о самом значительном в жизни человека, правдиво и просто.
Композитор сочинял «Детский альбом» в Каменке, родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. С вниманием прислушивался к рассказам племянников, о проведенном дне или разных событиях из их жизни. В последствии, именно это общение с детьми подтолкнуло его к размышлению о детской музыке. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом».Кратко охарактеризуем сказочные образы из данного цикла.
«Баба Яга»
Баба Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.
Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.
«Нянина сказка»
Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами. Можно по разному представить себе содержание этой пьесы: либо как собственно историю, которую рассказывает старушка-няня , которая сама остается как бы «за кадром». Либо – так предлагает считать известная пианистка И. Малиника – мы представляем себе старушку-няню, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи ( к примеру, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, колючесть изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 г.⸺1953 г.) − русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Народный артист РСФСР. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.
Прокофьев написал сборник из 12 фортепианных пьес для детей, под названием «Детская музыка». Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора XX века - воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии.
«Сказочка»
Мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и мечта тесно переплетены. Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а собственные их представления о фантастическом, всегда живущие в сознании детворы совершенно рядом с виденным и пережитым. В сущности, подлинная фантастика появляется только в среднем разделе на ремарке sostenuto, а в первом и заключительном разделах преобладает мечтательное повествование с простенькой мелодией на фоне неизменно повторяющихся ритмических оборотов. Эти ритмические повторы как бы «цементируют» форму «Сказочки», сдерживают ее повествовательные тенденции.
«Шествие кузнечиков»
Это — быстрая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразительными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отношении заметно отличается от, скажем, таинственной фантастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это забавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.
Современный композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.
Владимир Коровицын автор девяти сборников: «Радуйся солнцу», «Детский альбом», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Исполнение желаний», «Предчувствие красоты», «Русская тетрадь», «Джазовая коллекция», «Обаяние ушедших эпох» и других.
Пьесы, представленные в сборнике «Детский альбом» совместили в себе отрывки из фортепианных циклов композитора: «Русская тетрадь», «Джазовая коллекция», «Обаяние ушедших эпох». Программность пьес пробуждает детскую фантазию, стимулируя работу над развитием сказочных образов .
«Вальс Золушки»
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Музыка нежная хрупкая пронизанная ритмом вальса мелодия, передающая волнение трепетность Золушки.
«Емеля на печке едет»
Характеризуется через интонацию русской народной песни с призывными интонациями. Задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую. В пьесе обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских песен.
«Русалочка»
Я живу в стране подводной,
В тихой темной глубине.
И парю, парю свободно,
Как в волшебном детском сне.
Как единый миг проходят
Дни, недели и года…
Я мечтаю о свободе.
Я хочу уплать туда,
Где цветы, деревья, птицы,
Где танцуют и поют,
Где смогу я встретить принца
И найти свою любовь.
Краткая характеристика добавить
Выводы по 2 главе
Можно сделать вывод, что музыкальный материал, представленный на уроках музыки должен быть ярким. Запоминающимся, красочным и на наш взгляд именно сказочные образы созданные композиторами в разных стилях и жанрах способствуют развитию эмоциональной активности.
В сказочной образах ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств младших школьников, для дальнейшего формирования эмоциональной отзывчивости.
Методические условия успешности развития эмоциональной отзывчивости младших школьников:
⸺ метод эмоционального воздействия
⸺ метод сравнения
⸺ словесный метод
⸺ метод побуждения к сопереживанию
⸺ метод эмоциональной драматургии
Основные педагогические приемы работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, беседа, проблемные ситуации; моделирование сказок, проигрывание эпизодов сказки, метод физического действия, выразительные движения, игровая драматизация, игровая психогимнастика, творческие задания и др. Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции. Указанные выше особенности сказок и педагогические способы из применения позволяют эффективно развивать эмоциональную сферу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональная отзывчивость была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью воспитания современных школьников.
В процессе исследования мы выявили, что проблеме эмоционального развития, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется значительное внимание в отечественной и зарубежной науке. Нами было установленно, что в младшем школьном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
В контексте новой парадигмы педагогики вопросы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников связываются с обновлением содержания образования, а также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения учащихся к миру художественной и музыкальной культуры.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у младших школьников развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Поэтому детские альбомы, которые, включают в себя сказочные образы, способствуют развитию основ нравственности, воспитывают моральные ценности, формируют характер, эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям.
На основе проведенного исследования мы сделали заключение, что наша тема актуальна и современна. Так как эмоциональная отзывчивость на музыку представляет собой значимое качество личности младшего школьника, проявляющееся в его способности эмоционально-осознанно переживать содержание музыкального произведения.
Цель исследования: выявить и раскрыть возможности сказочных образов из детских фортепианных альбомов для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников достигнута, поставленные задачи решены:
− представлена общая характеристика эмоциональной отзывчивости младших школьников;
− определены и раскрыты педагогические и методические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки;
− охарактеризовано эмоционально-образное содержание сказочных образов в детских альбомах зарубежных, русских и современных композиторов для развития эмоциональной отзывчивости;
− обобщены результаты исследования.
В дальнейшем мы планируем создать цикл бесед для внеклассной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арсентьева, И.Н. Сценарий класс-концерта «Мир детства в фортепианной музыке В. Коровицына» / И.Н. Арсентьева // Организация и проведение класс-концерта преподавателя: методические пособие, − Челябинск, 2016. – С.10-13, 15-16.
2. Асафьев, Б.В. П.И. Чайковский. / Б.В. Асафьев // Избранные труды. − М., изд. Академии наук СССР, 1954, т.II
3. Асафьев, Б.В. Русская музыка о детях и для детей. / Б.В. Асафьев // Избранные труды, цит. Изд., т. IV
4. Асафьев, Б. В. Русская музыка (XIX и начала XX века) / Б.В. Асафьев // — Л.: Музыка, 1968 — 324 с.
5. Бережная, Т.Н. «о С.С. Прокофьеве и его музыке для детей» / Т.Н. Бережная // Музыка в школе. I класс. – URL: http://denysberezhnyi.com.ua/berezhnaya/1class/prokofiev_tvorchist.html (дата обращения: 10.03.2018)
6. Богданова, А. Мераб Парцхаладзе. Очерк жизни и творчества / А. Богданова // Портреты советских композиторов. − Ленинград : Советский композитор. 1985.
7. Булкин, А. И. Фортепианный детский альбом: пути становления, поэтика жанра / дисс. канд. искусствоведении: 17.00.02. // А.И. Булкин — Киев, 2005 — 163 с.
8. Житомирский, Д. / В Роберт Шуман: очерк жизни и творчества // Д. Житомирский. − М.: Музыка 1964, 880 с.
9. Корыхалова, Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н.П. Корыхалова — 2-е изд., доп. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007 — 328 с.
10. Минасов, Р. Всюду эти песни поются… / Р. Минасов // Советская культура. − 1960, 16 июня (№71) []
11. Мозговенко, М. «Детская музыка» С.С.Прокофьева /Чигинцева О. Н.// Искусство в школе. – 2011.- № 5. – С.35-37.
12. Рзянкина, Т.А. Композиторы детям. / Т.А. Рзянкина.− Ленинград : Советский композитор. [Ленингр. отд-ние], 1962.− 122 с.
13. Степанова, С.А. Современные композиторы детям / С.А. Степанова // Открытый урок первое сентября. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/586623/ (дата обращения: 2.03.2018)
14. Ушаков, Д.Н. Понятие «Альбом» / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь Ушакова. −URL:http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=478 (дата обращения: 03.02.2018 )
15. Юрченко, Т. Г. Понятие «Альбом» / Т. Г. Юрченко, О. В. Фраёнова // Большая Российская Энциклопедия. − URL:https://bigenc.ru/literature/text/1815365 (дата обращения: 17.02.2018 )
https://revolution.allbest.ru/psychology/00560123_0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...
Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК
Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...
Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ
Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
В пособии предоставлены методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...