Курсовая работа
учебно-методический материал

Ocheredko Sergey Andreevich

Формирование самооценки младших школьников на занятиях физической культурой

Объектом данного исследования является -  образовательный процесс, способствующий  формированию самооценки у детей  младшего школьного возраста.

Предметом исследования является – методы и приемы формирования  самооценки школьников на уроках физкультуры.

Цель работы - выделить и раскрыть методы и приемы формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью данного исследования  определены задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть приёмы создания ситуации успеха для формирования самооценки младших школьников на уроках физкультуры.

3.Подобрать диагностический материал по изучению самооценки младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования; сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение научно-методической литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский педагогический колледж»

Очередько Сергей Андреевич

Формирование самооценки младших школьников на занятиях физической культурой

Курсовая работа

Специальность 49.02.01 Физическая культура

Руководитель:

                                                                                                   Трихно Галина Васильевна


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1 Теоретическое учение о самооценке и ее роли на занятиях физической культурой ………………………………………………………………………………..6

1.1 Понятие о самооценке……………………………………………………….6

1.2 Вклад педагогов и психологов в  учение о самооценке………………….11

    1.3Формирование самооценки школьников……………………………….…14

              1.4 Методы и приемы формирования самооценки школьников……….……20

              1.5 Ситуация успеха в младшем школьном возрасте...………………………25

1.6  Роль физической культуры в формировании самооценки школьников...27

2Диагностика самооценки………………………………………………………32

2.1Проба «Де три»        32

 2.2 Методика «Лесенки»……………………………………………………….34

 2.3 Методика «3 оценки»………………………………………………………37

 2.4 Исследование уровня притязаний………………………………………....38

Заключение……………………………………………………………………....40

Список литературы………………………………………………………………..41

Введение

Одной из самых значительных и актуальных тем в  педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки школьника на его поведение, межличностные контакты [4,С.32].

Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.

Формированию самооценки младших школьников способствуют занятия физкультурой. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой [5,С.17].

Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.

Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям и педагогам необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии адекватной самооценки.

Данная проблема обусловила тему исследования «Формирование самооценки  младших школьников на уроках физкультуры».

Объектом данного исследования является -  образовательный процесс, способствующий  формированию самооценки у детей  младшего школьного возраста.

Предметом исследования является – методы и приемы формирования  самооценки школьников на уроках физкультуры.

Цель работы - выделить и раскрыть методы и приемы формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью данного исследования  определены задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть приёмы создания ситуации успеха для формирования самооценки младших школьников на уроках физкультуры.

3.Подобрать диагностический материал по изучению самооценки младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования; сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение научно-методической литературы.

1 Теоретическое учение о самооценке и ее роли на занятиях физической культурой

1.1 Понятие о самооценке

По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя [3,С.7].

Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [2,С.31].

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Лидии Ивановны Божович ( советский психолог, ученица Льва Выготского), общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека».[2,С46]

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку.

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается наряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [19,С.11].

Самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я» [6, С.15].

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной.

Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.

Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально - психологический статус ребенка в коллективе, регулирует процесс общения.

В современной психологии принято различать такие уровни самооценки, как адекватная и неадекватная (завышенная или заниженная). Как завышенная, так и заниженная самооценка очень затрудняет жизнь человека.

Дети с низкой самооценкой по своим интеллектуальным способностям ничем не отличаются от других детей, но во многих ситуациях внутренняя скованность, зажатость, неуверенность в себе не позволяет им проявить себя.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. Жаль, когда ребенок не может проявить себя, показать хорошие результаты, свою состоятельность по причине пониженной самооценки. Данный факт нельзя оставлять без внимания, иначе в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности. Современный мир на данный момент любит лидеров и ярких личностей, как никогда.

Часто низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.

Принято считать, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости приблизительно так же, как и девочки. Застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.

В целом, застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания.

Ребенок с завышенной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Таким образом, слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

1.2 Вклад педагогов и психологов в  учение о самооценке

Самооценка интерпретируется авторами как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира [6,С.7].

Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

Данные представления, таким образом, раскрывают с одной стороны, вопросы связи самооценки и личности, с другой - соотношения самосознания и самооценки. Эти подходы являются взаимодополняющими, раскрывающими сложность и многозначность самооценки как психического феномена.

Самооценка содержит в себе два взаимосвязанных аспекта - операционально-процессуальный и структурный. Изучение этих аспектов направлено с одной стороны, на раскрытие путей, условий и способов порождения, развития и функционирования самооценки, с другой, на выявление ее особенностей как личностного образования объединяющего в определенные системы знания человека о себе, его отношение к себе и представляющего собой особую форму отражения человеком самого себя. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка».

Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта. Можно констатировать ряд интерпретаций, зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления. Каждый исследователь определяет данное понятие по - своему. Со словом «самооценка» привычно ассоциируется явление оценки человеком себя по какому-либо свойству или способности, либо - оценки собственного потенциала в целом. Сложности возникают тогда, когда появляется необходимость в сопоставлении понятия «самооценка» с другими концептами в сфере психологии «Я», такими, например, как «образ Я», «отношение к себе» и др.

Одним из терминов, встречающимся в зарубежной науке, который тесно связан с понятием самооценки, является понятие Я-концепции. Оно обозначает совокупность всех представлений человека о себе. В Я-концепции выделяются описательная составляющая, называемая «образом Я», как некая когнитивная подструктура, эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением. Эти две составляющие конструируют поведенческую часть Я-концепции. Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже - с образом Я или концепцией Я в целом [3,С.151]. 
Рассматривая такой подход к пониманию самооценки, который типичен для зарубежной, да и для отечественной науки, можно согласиться с мнением Л. В. Бороздиной, по словам которой:«..самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта» [5,С.23].

Самооценка - оценочное отношение к собственным осознаваемым качествам, свойствам и т.д.

В словаре Мещеряковой Б. Г. самооценка - отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет индивида в своей самоценности, значимости.

Самооценка - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я [6,С.93].

Ключевым моментом понимания проблемы самооценки личности является объяснение принципов ее возникновения и формирования в процессе индивидуального развития. Уже У. Джеймс выделяет самооценку как существенный атрибут личности, называя две ее разновидности: самодовольство и недовольство собой. Указывая на то, что эти два класса чувствования являются непосредственными, первичными дарами природы, тем не менее, автор обращает свое внимание на зависимость самооценки от положения человека в обществе, достижения им успеха или не успеха. Объясняя подъемы и спады уровня самооценки, У. Джеймс видит их причину в органических изменениях, происходящих в организме [7,С.35].

Р. Бернс рассматривал самооценку как центральную составляющую более широкого образования, а именно Я-концепции. Соглашаясь с представлениями Д. Мида и Ч. Кули по поводу формирования самооценки, Р. Бернс указывает еще на два момента необходимые для ее понимания. Так одним из факторов, существенно влияющим на формирование самооценки человека, будет являться сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
По мнению Р. Бернса, тот, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую само-оценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка по всей вероятности будет низкой. Второй фактор, определяющий природу и формирование самооценки, на который указывает Р.Бернс, заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо [3,С.56].

Таким образом, можно выделить два аспекта, определяющие самооценку личности. Первая связана с внешними воздействиями социальной среды, ориентацией на мнение и оценку извне, вторая определяется собственной активностью индивида в выборе критериев для собственного самооценивания. Эта сторона возникает в ходе онтогенеза индивида. Поэтому решающее значение в этом отношении будут приобретать особенности возрастной динамики развития самооценки.

1.3 Формирование самооценки у младших школьников

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого, они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная [17,С.12].

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых - низкая, преимущественно заниженная [14,С.71].

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться в связи с высокой самооценкой у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. Особенно это проявляется в подвижных играх на уроках физической культуры. Они хотят быть капитанами команд, физоргами.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе - “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться - умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя - осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего спортивные достижения. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала - это одна сторона отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников - с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности - в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех условиях учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

а) Влияние школьной оценки

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические спортивные неудачи и низкие оценки учителя физкультуры снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в спортивной области, «приглушенное» чувство неполноценности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

б) Чувство компетентности

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.

Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания, достижения в области спорта.

Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

в) Влияние семейного воспитания

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности, занятия старших членов семьи спортом вместе с детьми.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей -- поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса:«А кто еще в классе получил пятерку по физкультуре ?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» по физкультуре как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

г) Появление и влияние рефлексии

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе - более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

Таким образом, анализ особенностей и факторов становления самооценки у младших школьников позволяет составить рекомендации для учителей физической культуры  по формированию самооценки младших школьников:

1) Оценка должна служить главной целью - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика на уроке физкультуры. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

2) В спорте необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к тренировкам.

3) Необходимо использовать взаимное оценивание результатов, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения о достижениях.

4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

6) Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, ведут дневник спортивных достижений, анализируя и оценивая свою работу на уроке, тренировке,  определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

1.4 Методы и приемы формирования самооценки школьников

На всех этапах развития значительное влияние на эффективность деятельности и формирование личности оказывает самооценка. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.[11,С.73]

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте таковой является учебная деятельность, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.[11,С.100]

Для поддержания планки на достойной высоте следует методически заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя является основой для формирования самооценки у младшего школьника. Самооценка формируется и развивается, если учитель всячески проявляет положительное отношение к ребенку, веру в его возможности, а так же желание помочь ему учиться.

Метод - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Прием - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Для формирования у младшего школьника адекватной самооценки учитель может задействовать различные источники и механизмы. Например, обратные связи со стороны других людей, а именно те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Например, людей, достигших высоких результатов в спорте. Они могут бытьввиде позитивных или негативных слов, в виде ласкового касания. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает  эти обратные связи. Используя их, он оценивает себя. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:

- принцип меры;

- принцип системы.

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребенка и причиняет ему страдания. В этом случае, весьма важным является обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.[12,С.10]

Принцип системности, как утверждает К.О. Казанская, предполагает проектирование процесса целенаправленного формирования личности, в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, который учитывает его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.

Особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей со сверстниками и с взрослыми.

По мнению М. Феннел, дети могут недооценивать свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребенку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

- игра;

- разнообразные действия с предметами;

- возможность задавать вопросы и делать выбор

В младшем школьном возрасте дети очень любят играть. В игре у них есть возможность наблюдать, исследовать, открывать, оценивать и сравнивать то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если в игре дети получают поддержку и поощрение от взрослых, то они становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно.

Как правило, дети сами выбирают игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребенком.  Ребенок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребенка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия, но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребенка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнером по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребенок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребенок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребенка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребенок может принять решение.

Выбор помогает детям:

- почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

- развить положительное отношение к себе;

- учиться выражать свой выбор;

- понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребенка помогает совместное изготовление игрового инвентаря. Для повышения самооценки ребенка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:

- как можно чаще называть ребенка по имени;

- хвалить ребенка в присутствии других детей;

- отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах «Наши спортсмены»;

-избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время;

- не подгонять и не торопить ребенка.

Таким образом, организуя деятельность на уроке физкультуры, учитель должен сознательно и целенаправленно развивать самооценку школьников. Рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела, например, игры «Зарница», «Малые Олимпийские игры», «Веселые эстафеты». Иными словами, для развития адекватной самооценки  младших школьников учителю следует выполнять следующие рекомендации.

Методически правильно построить оценочную деятельность, что поможет ребенку понять положительные и отрицательные качества своей деятельности.

Ставить ребенка в ситуацию выбора. Это важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ребенка. Когда учитель предлагает ученику совершить осознанный и желанный выбор, он помогает ему формировать свою неповторимость, уникальность.

Проводить релаксационные игры и упражнения. Это способствует снятию мышечного напряжения, полному или частичному расслаблению организма, укреплению нервной системы. Рекомендуется выполнять после сильных переживаний, физических нагрузок. Проводить специальные игры и тренинги, способствующие развитию самооценки.

На уроках физкультуры можно использовать методы:

  1. Соревнования.  На уроках физкультуры ученики соревнуются между собой и в случае победы их самооценка повышается.
  2. Похвалы. При каких - либо достижениях или успехах необходимо хвалить ученика. Тем самым дать ему мотивацию для развития своих способностей и повысить самооценку.
  3. Наказания. Если ученик не выполнил задание, можно сказать: « Я сегодня тобой огорчен». Ребенок будет зол сам на себя, исправит свою ошибку и в конечном итоге будет доволен собой.
  4. Конфиденциальность. Если ученик на занятии совершил какую-либо ошибку,  при завершения урока можно оставить ученика на личную беседу.
  5. Авансирование. При выставлении оценки учитель должен объяснить  ученику, что он завышает оценку и просит постараться на следующий урок. Ученик понимает, что учитель возлагает на него большую надежду и начинает больше стараться и остается доволен собою.
  6. Пример. Если ученик отличился какими-либо успехами от других, то можно поставить его в пример перед его одноклассниками и похвалить его.

А так же, дать понять родителям ученика, что у него низкая самооценка и можно его отдать в спортивную секцию. Там ребенок будет развивать свои физические способности, общаться с друзьями и начнется гонка за лидером. Улучшив свои навыки на секции, он покажет лучший результат в классе и тем самым повысит свою самооценку. Если ребенок будет выступать на соревнованиях, и при этом его будут поддерживать родители, то он будет чувствовать себя увереннее.

Одним из важных приемов формирования положительной самооценки является ситуация успеха.  

1.5 Ситуация успеха в младшем школьном возрасте

Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает Белкин А.С. - педагог, ученый, гуманист, неожиданная радость - это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убеждён в правильности применяемых методов.[4,С.11]

Ситуация успеха - это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни.

Создание ситуации успеха способствует:

- повышению познавательной активности и учебной мотивации учащихся;

- формированию позитивного мышления обучающихся;

-развитию мотивации достижения;

- воспитанию успешной и социально конкурентоспособной личности обучающихся;

- формирования положительной самооценки.

Способы и приемы создания ситуации успеха могут быть следующими:

1. Установление психологического контакта( вербального, невербального ). Создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы напрмер:

«Я рад тебя видеть»

«Мне приятно общаться с тобой»

«Как хорошо, что мы встретились» и т.д., все то, что можно отнести к «психологическому поглаживанию», постоянное проявление интереса ученику, сопереживание ему.

2. Снятие чувства страха. Освобождение психологического зажима:  «Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ…»

3. Четкая инструкция. Совет, как лучше выполнить планируемое, скрытная помощь:

«Я полагаю, что удобнее было бы сделать…»

«Я знаю, что обычно начинают с…»

«Достаточно вспомнить эту часть и …»

«Я бы сначала с…»

«Может быть, попробуешь…»

«Я думаю ты не забудешь о…»

4. Авансирование личности, провозглашение её достоинств:

«У тебя это получится непременно»;

«Конечно, ты это сделаешь, потому что ты (называешь достоинство)»;

«Твой сильный характер не боится неудач». Авансирование в присутствие коллектива мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.

5. Использование приема положительного подкрепления: переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости:

«Это нам необходимо»;

«Это очень важно для нашей работы»;

«Наше дело зависит от твоей работы»;

6. Использование приема персональной исключительности:

«Только ты и можешь…»;

«Никто, кроме тебя…»;

«Именно ты способен это сделать…»;

Тем самым подчеркивается незаменимость ребенка при выполнении того или иного дела; интерпретирование недостатка, как достоинства:

«Сережа у нас не жадный, а экономный, давайте поручим ему…»

«Катя, напрасно ты расстраиваешься, что ты высокая, ведь высокий рост – это залог красоты, вспомни фотомоделей…».

Учителю физкультуры необходимо понимать роль физической культуры в формировании самооценки школьников и использовать в практической деятельности выше названные методы и приемы.

1.6  Роль физической культуры в формировании самооценки школьников

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Значительные преобразования происходят как в организации и содержании образования, так и в изменении отношения к ученику, его роли и функций в учебном процессе. Процесс демократизации современного общества требует усиления внимания к проблемам формирования активной, самостоятельной личности. Особую актуальность в этой связи приобретает способность и умение человека оценивать собственную деятельность, ее результаты.

Психические свойства личности формируются и развиваются в процессе его деятельности. Из этого следует, что не деятельность включает в свою структуру индивидов в качестве ее исполнителей, а личность, становясь субъектом деятельности, занимает в ней активную, творческую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности. Превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя.

В. А. Сухомлинский писал: «… я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и более ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощрённые методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался – над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к самовоспитанию – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»[22,С.10].

Вместе с тем анализ традиционной системы обучения показывает, что в общеобразовательной школе самооценка формируется недостаточно, функции контроля, анализа деятельности школьника осуществляются учителем. Ученик чаще всего получает недостаточно аргументированную оценку результата собственной деятельности в виде отметки.

Недостаток развернутых оценочных суждений учителя, с одной стороны, и неумение школьника контролировать, анализировать и оценивать свою деятельность, с другой, ведет к потере его ориентации в оценке собственных возможностей и формированию неадекватной самооценки результатов учебной деятельности.

Несовершенство урочной формы проведения занятий по физической культуре является главным обстоятельством, обуславливающим низкую эффективность физического воспитания в целом. Для урока характерно наличие ряда недостатков, основными из которых являются:

1. Слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры.

2. Недостаточная нацеленность на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс физического самосовершенствования.

3. Слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентаций, убеждений в области физической культуры.

4. Зачастую откровенное, неприкрытое выхолащивание образовательного содержания, низведение роли урока до утилитарного средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.

Задача современного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. В связи с этим, важную роль в жизни современного школьника играет такое понятие, как самооценка, формирующаяся через самоконтроль и самоанализ жизненной активности.

Следовательно, необходимо создавать условия для развития у учащихся универсальной способности – самоконтроля.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-ый этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя (А.А. Баранов; М.Ю. Зайцева) Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения, что только проявление приемлемо уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность;
  • просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
  • научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать  деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки у товарища гораздо легче, чем собственные, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). Необходимо практиковать выполнение двигательного действия несколькими учениками.

3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, ее самоанализ.

Развитие навыков самоконтроля и самоанализа у обучающихся на уроках физической культуры нужно начинать с формирования представлений его личностных особенностях. При изучении личности ребенка учителю физической культуры необходимо соблюдать следующие правила:

1. Наблюдать за учеником нужно в естественных условиях обучения и воспитания.

2. Прежде всего, следует определить главные личностные черты учащегося.

3. Отдельные особенности личности учащегося необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующие его личность.

4. Важно выявлять положительные черты личности ребенка, на которые необходимо опираться при его обучении и воспитании.

5. Не следует упускать из вида и отрицательные черты ученика.

6. Не надо торопиться с оценками учащегося. Следует помнить, что нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данных ряда исследований личности школьника, динамику формирования качеств личности).

7. Важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности ученика.

8. Для полноценного изучения личности учащегося нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически.

9. Целесообразно изучать школьника в коллективе (группе), выявлять учащихся, которые могут оказывать влияние на данного ученика, сравнивать поведение изучаемого школьника в группе и когда он один.

С целью мотивации учащихся к саморазвитию необходимо совместно с детьми определить ценностные установки, на которые следует опираться, такие как:

  • хочу быть сильным;
  • хочу быть здоровым;
  • хочу иметь красивую фигуру;
  • хочу повысить свою физическую подготовку – это пригодиться мне в моей будущей профессии;
  • хочу быть лидером в коллективе;
  • хочу самоутвердиться;
  • хочу иметь хорошие оценки;
  • хочу достигнуть высоких результатов в спорте;

С изменением возраста, интересов, взглядов возможности учащихся мотивация может меняться. Изменению должен быть подвержен и сам процесс обучения и воспитания. Обучение должно сочетаться с элементами учения и перерасти в учение. В свою очередь и процесс воспитания трансформироваться в самовоспитание и в дальнейшем в самосовершенствование.

Для этого нужен переход от технологии дифференцированной модели личностно – ориентированного образования, где ученик совместно с педагогом ставит цели, определяет условия, планирует деятельность, преодолевает, осуществляет самоконтроль и педагогический контроль; к такой технологии психологической модели, где ученик самостоятельно выполняет все эти действия

Раскрыть все эти понятия для учащихся должен помочь педагог. Ведь педагогическая деятельность – это технология труда, педагогическое общение – его климат и атмосфера, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.

Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а так же средством воспитания учащихся.

Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика.

Воспитание навыков самоконтроля и самоанализа – это тот «мостик», который связывает  деятельность в школе и социальную деятельность вне ее, то есть способствует более успешной адаптации выпускника к реальному нестабильному обществу.


2 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Самооценка личности младшего школьника является объектом исследования для многих психологов.

Из числа многообразных методик измерения самооценки у детей в данную работу включены те, которые являются наиболее адекватными в работе с детьми младшего школьного возраста. [6,С.71]

2.1 Диагностирующая методика Проба «Де Три»

Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом определения самооценки. Ее рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Процедура исследования

В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий - твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

В опытах Де Греефе была выявлена повышенная самооценка у детей с умственной отсталостью. Эти дети, как правило, проводили самую длинную линию от кружка, обозначающего их самих. Обнаруженный Де Греефе симптом повышенной самооценки у умственно отсталых детей Л.С. Выготский предложил назвать именем автора методики. Возникновение этого симптома у детей с пониженным интеллектом объясняется свойственной им высокой эмоциональной окрашенностью оценок и самооценок, что обусловлено общей незрелостью личности.

По данным А.И. Липкиной, в норме уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться средняя линия, а кому самая короткая - испытуемому или его однокласснику - преимущество, как правило, отдается тому, кто лучше учится.

Если результаты ребенка отличаются от этого наиболее распространенного варианта оценивания, не следует делать скоропалительных выводов о его умственной неполноценности. Данное обследование, как в прочем и любое другое, должно обязательно сопровождаться беседой с ребенком, в ходе которой выясняются основания его действий и решений.

На протяжении младшего школьного возраста отмечается определенная динамика самооценок. Первоклассники и второклассники (в особенности слабоуспевающие и отличники) обнаруживают явное стремление несколько переоценивать себя: слабые, как это показывает последующая беседа, из-за несогласия быть зачисленными в «третьесортные», отличники - из-за боязни того, что в какой-то мере пошатнется их позиция в классе, которой они очень дорожат. Эти дети, проводя более длинную линию от своего кружка, весьма откровенно заявляли экспериментатору, что они лучше других, что другие хуже учатся.

В 3-м и особенно в 4-м классе тенденция к переоценке себя у отстающих школьников значительно снижается, а у отличников выражается не в столь откровенной форме. Под влиянием уже усвоенной этической нормы «хвалить самого себя нескромно» отлично и хорошо успевающие четвероклассники, как правило, уже не решаются проводить от своего кружка линию более длинную, чем от кружка товарища, даже когда имеют перед ним явное превосходство в успеваемости. Проводя безоговорочно самую длинную линию от кружка, обозначающего учителя, они затем заявляют: «Это я уж не могу сказать, кто из нас умнее, я или Н., спросите у учительницы».

Таким образом, по справедливому замечанию А.И. Липкиной, к концу младшего школьного возраста метод прямого получения самооценки утрачивает свою диагностическую ценность.

2.2 Диагностирующая методика «Лесенка»

Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования

Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке - самые плохие и т. д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто - на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Беседа с одним ребенком занимает примерно 20-30 минут.

Обработка и анализ результатов

Дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов необходимо прежде всего установить отношение ребенка к себе. В младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г. Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я, очень много вопросов задаю» и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже - на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».

Другой вариант - высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

3. действительно благополучных;

4. инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке,

но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

5. «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант - дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл - его не любят.

2.3 Диагностирующая методика «Три оценки» А.И Липкина

Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.

Процедура исследования

Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Работу учеников необходимо оценить тремя оценками: адекватной, завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны». Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?

3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

Обработка и анализ результатов

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим результатам:

совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя, характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

2.4  Исследование уровня притязаний

Цель исследования: выявить самооценку и динамику уровня притязаний учащихся в экспериментальной ситуации.

Уровень притязаний является вариантом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемому предлагается ряд заданий (от 14 до 18), отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки.

Исследования, проведенные с помощью этой методики (Ф. Хоппе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бежанишвили, Б. Серебрякова), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Качество выполнения первого задания влияет на выбор следующего.

Экспериментальный материал

Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня испытуемых.

Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером 12х7 см, на которых четко обозначить цифры от 1 до 14, и секундомер.

Процедура опыта

Карточки раскладываются в два ряда. После предъявления инструкции испытуемому предлагается выбрать задачу. После выполнения каждой последующей задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время решения задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю Вам плюс» или «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус».

Инструкция испытуемому

Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно. Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания. Экспериментатор же может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неудачи или удачи.

Обработка результатов

Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол. Данные эксперимента можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера пробы (выбор очередной задачи), на оси ординат - выбранные номера карточек. Знаком (+) отмечаются успешно выполненные задачи, знаком (-) - неуспешно выполненные (см. рисунок).

Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также и свои собственные замечания.

После того, как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе задания?»

Таким образом, диагностические методики являются неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Педагогическая диагностика направлена на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, были раскрыты понятия «самооценка, метод, прием».

Методами формирования положительной самооценки на занятиях физической культуры являются: соревнования, пример, похвалы, наказания, конфиденциальность, авансирование, помощь учителя и родителей, взаимопомощь.

Приемами формирования положительной самооценки на занятиях физической культуры являются:

- как можно чаще называть ребенка по имени;

- хвалить ребенка в присутствии других детей;

- отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах «Наши спортсмены»;

-избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время;

- не подгонять и не торопить ребенка.

Раскрыты приёмы создания ситуации успеха для формирования самооценки младших школьников на уроках физкультуры: установление психологического контакта, снятие чувства страха, четкая инструкция, авансирование личности, провозглашение её достоинств, прием положительного подкрепления.

В работе подобраны диагностические методики: проба Де Три, лесенка, три оценки.

Практическая значимость заключается в том, что в исследовании раскрыты особенности формирования и диагностики самооценки младших школьников, которые могут быть эффективно использованы учителями физической культуры.

Список литературы

  1. Амонашвили. Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. Москва. Просвещение.  2012 г.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Питер, 2008. -398 с.
  3. Бернс, Р. Развитие Я- концепции и воспитания. - М.: Просвещение. -2014.- 421с.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М.: Просвещение. 2012г. 1012с.
  5. Бороздина, Л.В. Динамика самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологи. № 1. - 2016.- С.23-27.
  6. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал.- Т.13. - №4. - 2013.- С.99-100.
  7. Джеймс, У. Психология.- М.: Педагогика. 2017.-368с
  8. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. - Минск. - 2012.
  9. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение".2014.-175с.
  10. Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение".2012-175с.
  11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Уч.пособ.4-е изд. / И.Ю. Гулагина / М.: Изд-во УРАО. -2014.-176с.
  12. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития.// Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С. 69-78.
  13. Липкина, А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание.-2015.-64с.
  14. Мухина, В.С. Детская психология.- М.: Просвещение. 2012. – 272с.
  15. Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение".2014-126с.
  16. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь. 2015- 305с.
  17. Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 2017-№6, 46с.
  18. Смирнова Е. Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка. Санкт-Петербург.2016-50с.
  19. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.// Вопросы психологии.-2012.-№4.-С.105-116.
  20. Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения //Вопросы психологии. - № 3. - 2013. - С.62 – 72.
  21. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев. 2014-234с.
  22. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев.2013-254с.
  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад.шк. 2012-272с.
  24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия. 2014с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ

Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

В пособии предоставлены  методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...