Научно-практическая конференция "В.А. Сухомлинский"
методическая разработка
Материалы даны для провеления конференции "В.А. Сухомлинский по педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_konferentsii_po_suhomlinskomu.zip | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский педагогический колледж» в Г. Касимове
(Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове)
Конспект конференции
Тема: Педагогическая система воспитания и творческое наследие В.А.Сухомлинского
Специальность: 44.02.01 «Дошкольное образование»
Составители: заведующая отделением профессиональной подготовки О. И. Агжитова,
преподаватель дошкольных дисциплин
О. П. Мелехова
Касимов, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СЕРДЦЕ = ЧУВСТВО
УМ = ЗНАНИЯ
И РУКА = ТРУД
________________________________
От искры удивление и восхищение
знаниям и практической деятельности
/Формула педагогической деятельности по Сухомлинскому/
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из выдающихся педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что "сила и возможности воспитания неисчерпаемы". Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.
Всеобъемлющее и многоаспектное научно педагогическое наследие В.А. Сухомлинского с годами не теряет своей актуальности, а открывается все новыми и новыми гранями. Она касается важнейших педагогических проблем и помогает их решению на уровне требований современной педагогики том, Василий Александрович во многих своих книгах и статьях постоянно подчеркивал, что в решении сложных задач обучения и воспитания детей большая роль принадлежит учителю, воспитателю. Он глубоко исследовал эту профессию, ее особенности. И в книге «Сто советов учителю» Василий Александрович раскрыл специфические свойства и качества учительской специальности. «Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим, что есть в жизни, - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, ум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье ».
Смутное время, в котором мы живем - это время больших размышлений, надежд. Сегодня нужно думать и работать по -новому, по- новому строить процесс образования и воспитания. Каждая историческая эпоха выдвигает требования к воспитанию и обучению детей, создает определенный положительный педагогический опыт. Так и сегодня актуальны слова В.А. Сухомлинского: «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребенка, от его духовной культуры и идейного богатства зависит ум, здоровье, счастье человека». Поэтому, постоянным ориентиром в процессе подготовки воспитателей должно быть педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
В содержательных, эмоционально насыщенных произведениях Сухомлинского поднимаются и решаются важнейшие проблемы воспитания и обучения. Приведены проверенные многолетней практикой ответы на важные вопросы о том, как нужно воспитывать детей и подростков, чтобы они стали сознательными и активными гражданами, патриотами своей страны. Профессиональная самостоятельность и творческая активность педагога выступают как лаконичное завершения процесса формирования воспитателя - мастера педагогического дела.
Для человека, который сделал свой выбор в пользу педагогической деятельности, наиболее важными являются наличие всестороннего их развития. В условиях обновления системы дошкольного образования миссия воспитателя особая. Он должен быть активным организатором, настойчивым, уметь владеть собой и влиять на других таким образом, чтобы каждый ребенок осознавал себя как "Гражданин, как хранитель духа народа, его идей, его богатств и ценностей, его непреходящей величия", - утверждал В.А.Сухомлинский. Также он подчеркивал, не должно быть никакого педагога, которого бы труд учителя тяготила: «... Учителю нужно иметь огромный талант человеколюбия и безграничной любви к своей работе и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, а без этих качеств труд педагога превращается в муку».
...В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути». В этих словах весь Сухомлинский — гуманист и педагог.
Методическая разработка будет полезна студентам, преподавателям средних профессиональных организаций по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, а также воспитателям и старшим воспитателям различных видов и типов дошкольных организаций.
Методическая цель конференции: показать коллегам вариант использования ТСО.
Дидактические единицы
Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. Определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением баланса “необходимо и достаточно” исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности, ТСО, а также театрализация сказок В. А. Сухомлинского по ролям, чтение стихотворений, исполнение песен, презентация книг.
Методами обучения на данном уроке являются словесные (слово преподавателя), наглядные (просмотр фильма о творческой деятельности В.А.Сухомлинского, презентация о его биографии), практические (театрализация сказок В. А. Сухомлинского, чтение стихотворений, исполнение песен, презентация книг.).
По типу конференция является комбинированной, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала, изученного материала, подведение итогов.
Актуальность темы: 28 сентября 2018 года известному педагогу Сухомлинскому В.А. 100 лет.
Проблема: Студенты не интересуются педагогическим наследием известных педагогов. Творчество педагогов- новаторов –это кладезь для формирующего педагога. Наибольший интерес вызывает наследие и личность Сухомлинского Василия Александровича, так как его работы являются как настольными пособиями для педагога и для воспитания духовно богатого человека. Педагог раскрывает пути, формы нравственного воспитания, учит видеть красоту природы, красоту человеческой души.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
Умения:
У.2. находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития
У.1. ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
Знания:
З.7.педагогические основы саморазвития и самосовершенствования, способствующие становлению педагога – мастера.
Оборудование: проектор, экран, презентация, атрибуты оформления аудитории, театрализации, буклеты, сердечки для раздачи слушателям, выставка книг, оформленная доска: надпись, портрет В. А. Сухомлинского.
Достигнутые результаты:
- Студенты изучили педагогическую деятельность и наследие Сухомлинского В.А. (интерактивная деятельность студентов);
- У студентов появился интерес к педагогическому наследию педагога и стремление быть похожим на него (вопросы);
- Динамика по отношению к выбранной профессии в положительную сторону (эссе).
Список использованных источников:
- Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.
- Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 603с.
- Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского, М.: Премьера, 2001.-642с.
- Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем, М.: КВАНТА +, 2002.- 521с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001.- 436с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа", 1974. - 287с.
- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00110184_0.html
- http://ped-kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitanija-suhomlinskogo.html
Как ежик готовился к зиме
В.А. Сухомлинский
В лесу жил Ежик. Устроил он себе домик в дупле старой липы. Тепло там и сухо. Вот наступила осень. Падают желтые листья с деревьев. Скоро и зима придет.
Начал готовиться Ежик к зиме. Пошел в лес, наколол на свои иголки сухие листья. Принес в свой домик, расстелил листья, стало еще теплее.
Опять пошел в лес Ежик. Насобирал груш, яблок, шиповника. Принес на иголках в домик, сложил в уголок.
Еще раз пошел Ежик в лес. Нашел грибы, насушил их и тоже сложил в уголок.
Тепло и уютно Ежику, но одному так грустно. Захотелось ему найти себе товарища. Пошел в лес, встретил Зайчика. Не хочет идти Зайчик в домик Ежика. И Серая мышка не хочет, и Суслик. Потому что у них есть свои норки.
Встретил Ежик Сверчка. Сидит Сверчок на стебельке, дрожит от холода.
- Иди ко мне жить, Сверчок!
Попрыгал Сверчок в домик к Ежику — рад-радешенек.
Наступила зима. Ежик сказку Сверчку рассказывает, а Сверчок песню Ежику поет.
Вопросы к детям:
- Где жил ежик?
- Что делал Ежик?
- Как он готовился к зиме?
- Почему было грустно Ежику?
- Кому он предлагал жить с ним?
- Кто согласился с Ежиком жить?
- Как они жили?
Осенние сны клена
В.А. Сухомлинский
Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Остановились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки и не задрожат, и не зашепчут.
- Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел от весны до осени. Вот желтый листочек — будто цветок одуванчика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчикового цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуванчик, — листочек и пожелтел.
- А там, видите, листочек — будто утренняя заря — розовый и ласковый. А этот — будто вечернее зарево перед ветреным днем.
- Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый, будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас приснилось ее крыло клену.
Мы затаив дыхание смотрели на красоту. Все замолчали, будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.
Вопросы к детям:
• Куда пошли дети любоваться красотой?
• У какого дерева они остановились?
• Какой наряд был у клена?
• Что ему приснилось?
• Что он запомнил на память о весне?
• Почему дети боялись потревожить сон клена?
Как начинается осень
В.А. Сухомлинский
Осень — это дочка деда Мороза. Старшая дочка, ведь у негo еще есть и младшая дочка — Весна. У Осени косы убраны пшеничными колосками и красными ягодками калины. Ходит Осень лугами, берегами. Где вздохнет, там холодом повеет. Любит Осень ночами сидеть на берегу пруда. А утром над водой поднимается седой туман и долго не расходится. Так и начинается Осень.
Боятся Осени птички. Как только увидят ее ласточки, слетаются и о чем-то тревожно шепчутся. А журавли поднимаются высоко в небо и тревожно курлычут.
Любит Осень заходить в сады. Дотронется до яблони - яблоки желтеют.
А дятлы радуются, встретившись с Осенью: громко кричат, перелетают с места на место, ищут поживу на деревьях.
Сегодня теплый, солнечный день. Низко стоит солнце- светит, но не очень греет. Села старшая дочка деда Мороза под стог сена, расплетает косу, греется. Поет песню о серебряных паутинках.
Вопросы к детям:
• Какая погода в начале осени?
• Как вы догадались, что погода солнечная?
• Что можно сказать о пруде?
• Почему трава бывает разного цвета - и зеленого, и желтого, и коричневого, и серого?
• Какие цвета преобладают в начале (в середине, в конце) осени?
• Какое настроение вызывает у вас осень?
• Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картинки?
Как Ежиха приласкала своих деток
В.А. Сухомлинский
У Ежихи было два ежонка — кругленькие, как клубочки, с маленькими иголочками. Однажды покатились клубочки-ежата добычу искать. Катятся садом, катятся огородом, увидели Зайчика. Ест Зайчик сладкую морковь. Ежикам тоже захотелось моркови попробовать. Только высунули маленькие головки, а Зайчик как закричит:
- Вон отсюда, вы гадкие, колючие!
Прикатились ежата к маме, плачут.
- Почему вы плачете, дети? — спрашивает мама.
- Зайчик говорит, что мы противные, колючие, — говорят плача ежата.
Ежиха прижала маленьких деток, приласкала их:
- Да разве вы колючие, детки мои родные, — говорит она. — Волосики у вас мягонькие, как лен. Вы же пушистые, круглые, как мячики.
- Вопросы к детям:
- Где жил ежик?
- Что делал Ежик?
- Как он готовился к зиме?
- Почему было грустно Ежику?
- Кому он предлагал жить с ним?
- Кто согласился с Ежиком жить?
- Как они жили?
Ласточки прощаются с родной стороной
В.А. Сухомлинский
Много лет под крышей хаты жили ласточки. Весной они прилетали из теплого края, выводили птенцов, а осенью улетали в теплые страны.
В хате жили отец, мать и девочка Аленка. Она с нетерпением ждала тот теплый весенний день, когда прилетали ласточки. Это был для Аленки настоящий праздник. Летом девочка любила смотреть, как ласточки кормят птенцов, ложатся спать.
А осенью, когда ласточки улетали, Аленке становилось грустно. Она будто разлучалась с дорогими друзьями.
За несколько дней до того, как улететь, ласточки собирались небольшой стайкой, садились на телеграфную проволоку возле двора и долго сидели там. Аленке казалось, что ласточки грустят. Она прислушивалась к их тревожному щебетанию и думала: «Почему это они долго сидят?»
- Мама, почему ласточки перед отлетом собираются на проволоке и долго-долго щебечут?
- Они прощаются с родной землей. Ведь дорога в теплые края далекая и опасная.
Аленка подошла к стайке ласточек, которые сидели на проволоке. Ей хотелось, чтобы ласточки и с ней попрощались.
Вопросы к тексту:
• Почему девочка с нетерпением ждала прилета ласточек?
• Что делали ласточки весной?
• Почему становилось грустно ей осенью?
• Что делали ласточки перед отлетом?
• Какая для птиц дорога в теплые края?
• Что хотелось девочке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"
Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...
«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции
В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...
«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа
В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...
"Развитие". Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции, г.Липецк, 2017
Научно-исследовательский центр «Аксиома»Сборник содержит тексты научных докладов студентов - участников II-й между- народной научно-практической студенческой конференции «Развитие&ra...
Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"
Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО» ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Химизация швейной промышленности
Актуальность темы: Химизация - одно из направлений техническогопрогресса швейной отрасли....
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО», ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Рославль 2019
Настоящее положение определяет порядок проведения международной научно-практической студенческой конференции «Наука, творчество, молодёжь – успех будущего», проводимой в рамках IX Вс...