игра "Старик - годовик"
план-конспект занятия

социально-коммуникативная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_starik_-_godovik.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир реальностей «В ГОСТЯХ У СТАРИКА – ГОДОВИКА»

Проводят воспитатели младшей группы: Деева Т.В.

Каландарова А.Н.

Цель.

По сюжету сказки – загадки В.И. Даля «Старик – годовик» знакомить младших дошкольников с последовательностью времён года и месяцев. Закреплять знания старших дошкольников о неделях, последовательности дней в неделях и частях суток.

Задачи.

  • Знакомить детей с окружающим миром через игру.
  • Развивать речь и пополнять словарный запас детей.
  • Развивать внимание и сообразительность.
  • Развивать умение выполнять задания сообща, помогая младшим.

Предварительная работа.

  • Беседы: «Любимое время года», «Зимушка-зима».
  • Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  • Подбор картин по временам года, снежков 15 шт., небольшой обруч, карточки для игры «Лобстер», громко тикающие  часы, колокольчик, стулья по количеству детей +1.
  • Изготовление 12 сказочных птиц, по количеству месяцев (3 синих, 3  зелёных, 3 жёлтых, 3 оранжевых). Изготовление рисунка старика – годовика (на листе ватмана).
  • Распечатать подсказки для детей, надписи времён года, месяцев, дней недели.

Ход игры.

Вед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пойдём в гости к старику – годовику. Может, вы с ним знакомы?

Ответы детей.

Вед. Тогда я вас с ним познакомлю.

Подходят к рисунку с изображением старика – годовика.

Вед. Вышел старик – Годовик. Стал он рукавом махать и птиц пускать. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз -  и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз. Ой, ребята, как холодно стало, давайте поиграем, чтобы не замёрзнуть.

Игра «Пересядь по сигналу».

Дети сидят по кругу на стульях лицом в круг. Ведущий берёт колокольчик и тоже садится на стул. По сигналу колокольчика дети меняются местами, и когда сядет последний игрок все вместе хлопают. Затем игра повторяется (повтор 5-7раз).

Вед. Слушайте дальше. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Мужики стали рожь жать. Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. Ребята, как вы думаете, что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Ответы детей

(Если дети не ответили, то чтобы получить подсказку надо выиграть у ведущего 12 снежков,  по количеству 12 месяцев, в игре «Снежки», если дети ответили, то игра – это приз за правильный ответ).

Игра «Снежки»

Снежки лежат на полу в обруче, первый играющий подбрасывает вверх любой снежок, пока снежок опускается, играющий должен быстро взять любой снежок из обруча и положить себе на колени, если игрок не успел положить снежок на колени, то снежок остаётся в обруче. Игра продолжается.

Вед. Ребята, вы молодцы, очень быстро выиграли подсказку старика-годовика. Первые три птицы – это зимние месяцы ДЕКАДРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Вторые три птицы – это весенние месяцы МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ. Третьи три птицы – это летние месяцы ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ. И четвёртые три птицы – это осенние месяцы СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Ребята, я забыла, сколько крыльев у голубя, воробья,  сороки, вороны, синицы и других птиц? Сколько перьев на крыльях этих птиц? А как вы думаете, почему у этих сказочных птиц по четыре крыла и по семь перьев на каждом крыле?

Ответы детей.

(Если дети ответили, то игра «Найди часы» - это приз за правильный ответ, если не ответили, то чтобы заработать подсказку надо найти часы).

Игра «Найди часы»

Настенные часы спрятаны в группе, они тихо ходят, чтобы найти часы, дети должны создать полную тишину и на слух определить, где они лежат. Тот, кто понял, где находятся часы, подходят к ведущему, говорят ему шёпотом и садятся на ковёр. Трогать часы нельзя! Если кто-то не может услышать, где тикают часы, другие дети очень тихо могут ему помочь.

Вед. Как тихо и быстро вы справились с заданием и заработали подсказку. В каждом месяце четыре недели – в декабре – 4недели, в январе, в феврале по  4 недели, и в других месяцах тоже по 4 недели, поэтому у каждой птице-месяце 4 крыла. Может кто-то сам скажет, почему по 7 перьев на каждом крыле?

Ответы детей.

Вед. Давайте поиграем в игру «Исправь ошибку».

Игра «Исправь ошибку»

Выбирается один водящий, он поворачивается спиной к детям. Семь детей берут карточки с написанными днями недели, они путаются между собой и выстраиваются в линию перед водящим. Водящий выстраивает правильную последовательность дней недели. Остальные дети проверяют выполнение задания водящим. Затем меняется водящий, и игра повторяется (3-4 раза).

Вед. Ребята, вы здорово выполнили задание и правильно ответили, почему на каждом крыле птиц-месяцев по 7 перьев (в неделе 7 дней). А каждое перо у этих птиц тоже с именем. Одна половина пера – белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым-светло, махнёт другой – станет темным-темно. Попробуйте ответить сами без подсказок старика-годовика, почему половина пера-дня белая, половина – чёрная.

Ответы детей.

Вед. Вот и закончилась сказка – загадка «Старик – годовик». У меня есть ещё одна игра,  в которую я хочу с вами поиграть, и называется она «Лобстер».

Игра «Лобстер»

У водящего карточки с нарисованными предметами. Не называя предмет, водящий даёт ему разные характеристики. Игроки должны отгадать этот предмет. Отгадавший игрок, забирает карточку, а игра продолжается. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Дети играют в игру, отвечают на вопросы и прощаются с ведущим.

Заключительные вопросы:

  • Почему старик – годовик выпускал четыре тройки птиц?
  • Что за птицы вылетали из рукава старика – годовика?
  • Какие это четыре крыла у каждой птицы?
  • Какие семь перьев в каждом крыле?
  • Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?
  • Как звали старика из сказки - загадки В.И. Даля «Старик – годовик»?