Беседа. "160 лет со дня рождения писателя А.П. Чехова".
классный час

Развитие познавательного интереса учащихся  к  творчеству писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «160 лет со дня рождения писателя Антона Павловича Чехова».

(1860-1904г).

  • Цель: Познакомить учащихся со страницами жизни А.П.Чехова
  • Развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя
  • Познакомить учащихся с произведениями писателя о детях и животных
  • Развитие умения слушать, анализировать, а также памяти и внимания
  • Прививать интерес к предмету.

    В 2010 году исполняется 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова – известного русского писателя. Нет, пожалуй, ни одного школьника, который бы не был знаком с его произведениями. Хотя... Хотя есть такие ученики, которые знают его рассказы, не зная, что их автором является именно Чехов. Это рассказы «Ванька Жуков», всем известная «Каштанка», «Белолобый».

     А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге.

Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными.

     Отец – Павел Егорович –     глубоко верующий человек, владел небольшой бакалейной лавкой, но впоследствии разорился.  Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование.

Антоша учился в гимназии.

     Семья была большая. Детей было шестеро: пятеро сыновей и одна дочь.  

    Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке. Открывалась она в 5 утра и работала до 11 ночи. Маленькие дети тоже служили в лавке -  получали с покупателей деньги, щелкали на счетах,  за всякую оплошность их строго наказывали. Вечерами -  пели в церковном хоре.  Спевки  иногда затягивались далеко за полночь. Утром, чуть свет, Павел Егорович уже будил детей и вел их в церковь, а из церкви надо было сразу идти в гимназию.

              Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

     Было тяжело всё совмещать, соответствовать требованиям и желаниям отца.  Воспитание было строгим, отец искренне верил в то, что детей для их же пользы нужно наказывать, пороть, а дети не представляли себе, что бывает иначе. На всю жизнь запомнил Чехов чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Много лет спустя он говорил, что не мог простить отцу, что он сек его в детстве. И все-таки, несмотря ни на что, он любил и за многое уважал отца. Чем старше он становился, тем больше понимал, что отец не мог поступать по-другому, что поступал он так только потому, что любил детей, хотел им добра и видел, что так же учили детей во многих семьях

     Наказания розгой, семейный деспотизм рано выработали в Чехове отвращение к несправедливости и насилию, обостренное чувство достоинства, стремление к независимости.    Сам А.П.Чехов говорил «В детстве у меня не было детства».

     В 1879 году отец Чехова разорился, произошёл переезд семьи Чеховых в Москву.  В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться.

    А Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где получает диплом врача. Однако, главным делом его жизни ещё во время учёбы становится литература.

     Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах «Будильнике», «Осколках», «Стрекозе» и др. под псевдонимами Антоша Чехонте, Балдастов и Человек без селезенки.

     В 1890 году Чехлов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин «для изучения быта каторжников и ссыльных».  Чехов-путешественник – еще одна грань его личности.

     В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась.

   Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания. 

     Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый» он адресовал именно детям.

     Рассказ «Каштанка» (1892) сразу приобрел большую популярность среди маленьких читателей. В «Каштанке» Чехов пользуется широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных - приемом антропоморфизма, т. е. очеловечивания. В этом случае животное наделяется способностями человека размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Такой художественный прием дает возможность писателю глубже раскрыть отношение человека к животному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экранизация И.С.Тургенева как интерпретация литературной классики. (к 200-летию со дня рождения русского писателя).

Открытая  научная конференция «Художественный мирИ. С. Тургенева в зеркале искусства» ( к 200- летию писателя).ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростропови...

сценарий фестиваля исследовательских работ студентов по произведениям И.С. Тургенева, посвященный 200-летию со дня рождения писателя

Цели фестиваля:·изучение и пропаганда творческого наследия и биографии И.С.Тургенева, знакомства с классическими и новыми исследованиями в области литературоведения и истории;·повышение ...

Беседа "205-лет со дня рождения русского поэта М.Ю. Лермонтова".

Ознокомление учащихся с биографией и творчеством  поэта М.Ю. Лермонтова....

Беседа. "235 лет со дня рождения Якоба Гримма.

Познакомить  детей с творчеством писателей Якоба и Вельгельма  Гримма....

Беседа."165лет со дня рождения русского биолога И.В.Мичурина".

Познакомить детей с жизнью и деятельностью  И.В.Мичурина....

Внеурочное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева "Великий писатель великой России"

Целью  методической разработки «Великий писатель великой России», посвященной  200-летию  со дня рождения И.С.Тургенева,    является  пропаганда  тв...

Сценарий беседы передвижной выставки "День рождения князя" (Д. Пожарский)

laquo;...против врагов стоял крепко и мужественно и многую службу и дородство показал, голод и во всем оскуденье... терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, ст...