статьи, методические разработки
методическая разработка
статьи, методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья судентки по моим руководством | 22.63 КБ |
фрагмент методических рекомендаций | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии на музыкальных занятиях как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Студентка 415А гр. Торопыгина Н.С.
Руководитель: Насырова С.М.
На современном этапе развития российского дошкольного образования происходят существенные изменения, которые нашли свое отражение в содержании дошкольного образования, в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сферы. В этих изменяющихся условиях музыкальному руководителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Надо отметить, что на заседании совета по делам инвалидов при правительстве Югры в 2018 году в Югре численность детей-инвалидов в федеральном реестре составила 6059 человек.
Уровень детской инвалидности в автономном округе ниже среднего российского показателя, однако он вырос с 17,3 (2013г) до 19,8%. Это показатель того, что за последние 5 лет добавилось 250 детей с ОВЗ.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемой социализации детей с ОВЗ занимались многие учёные-исследователи, такие как М.М Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова, А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другие специалисты. В своих работах они делают акцент на то, как сделать жизнь «особенного ребенка» полноценной.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является приобщение к музыкальной деятельности, в которой ребенок чувствует себя личностью и участником детского коллектива в условиях дошкольного образования. Музыка выступает как средство для социализации личности ребенка, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть творческие способности, быть более раскрепощенными. Именно на музыкальных занятиях ребенок получает возможность реализовать свой творческий и социальный потенциал.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивиающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
На IX Гайдаровском форуме были выделены три основных тренда российской образовательной политики, это − цифровизация, проектная деятельность, а также игра в обучении.
По мнению многих ученых, таких как, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, игра стоит на высшей ступени в интересах детей, учитывает психофизические особенности ребёнка с проблемами в развитии, отвечает его особым образовательным потребностям и интересам, способствует полноценной коррекции и развитию дошкольника.
Таким образом, несомненна актуальность и значимость применения игровых технологий на музыкальных занятиях, способствующих успешной социализации детей, имеющих ограничения по здоровью. Иными словами, музыкальная игровая деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.
Объект исследования: процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: игровые технологии на музыкальных занятиях как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: определение эффективности применения игровых технологий на музыкальных занятиях, направленных на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
- Проанализировать сущность понятий: «социализация», «игровые технологии».
- Осуществить отбор игровых технологий и реализовать комплекс музыкальных занятий с их применением, направленных на развитие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Обработать результаты опытно-практической работы и выявить динамику изменения критериальных показателей.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой:
- применение игровых технологий на музыкальных занятиях детей с ограниченными возможностями здоровья окажет положительное коррекционное воздействие на процесс их социализации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические: изучение и обобщение практического опыта применения игровых технологий на музыкальных занятиях с дошкольниками; обработка результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость: в работе будут представлены теоретические основы и практические возможности приобщения дошкольников к музыкально-игровой деятельности, направленной на их социализацию.
База прохождения преддипломной практики: ДОУ № 77 «Эрудит», смешанная группа детей старшего возраста разных нозологий.
Тезаурус
Социализация – это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Игровые технологии – это вид педагогических технологий, основанный на активизации и интенсификации деятельности обучающихся. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, в которой ребенок познает окружающий его мир.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Структура работы включает введение, две главы, приложение. В первом параграфе первой главы рассматриваем проблему социализации в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы опираемся на толкование определения «социализация» таких педагогов-психологов, как Ф. Гиддингсон, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгин, И.С. Конт, Г.М. Андреева. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, различные социальные институты. Социализация детей с ОВЗ – это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. У всех детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, поэтому воспитание детей с ОВЗ, их социализация является одной из актуальных проблем в современном обществе
Среди проблем социализации детей, имеющими ограниченные возможности здоровья выделяют следующие:
- непроизвольность движений;
- боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
- речевые нарушения или отсутствие речи;
- замкнутость, неактивность детей;
- неустойчивые внимание и память.
Во втором параграфе первой главы мы раскрываем понятие «игровые технологии», их классификацию и возможность применения на музыкальных занятиях. Многие педагоги, работающие в коррекционном образовании, говорят о том, что именно игровые технологии необходимо использовать на музыкальных занятиях.
Игровые технологии – это один из видов педагогических технологий, применяемых при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных функций игровых технологий является функция социализации, то есть включения в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игровые технологии представляют собой многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного процесса, структурными элементами которого являются: сценарное построение музыкального занятия, игровые методы, репертуар музыкальных игр.
Отмечают следующие виды музыкальных игр в детском саду: подвижные (они бывают сюжетные и несюжетные), музыкально-дидактические игры и хороводные музыкальные игры. Для повышения уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, мы осуществили отбор музыкальных игр с применением их на музыкальных занятиях во время преддипломной практики. Картотека отобранных музыкальных игр будет находиться в приложении к дипломной работе.
В третьем параграфе первой главы рассматриваем методические основы применения игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ с детьми с ОВЗ.
Музыкальная игровая деятельность мобилизует резервные силы ребенка, способствует развитию его творческих способностей, координации движений, помогает взаимодействию с другими детьми, а также оказывает успокаивающее воздействие на организм, повышает самооценку ребенка.
Специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки.
Во второй главе будет представлена опытно-практическая работа по исследованию вышеназванной проблемы, которая будет организована и проведена на базе ДОУ № 77 «Эрудит» с детьми старшего возраста смешанной группы нескольких нозологий.
С целью диагностики уровня социализации детей с ОВЗ мы планируем использовать методику «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» Степановой Галины Борисовны (детского психолога, кандидата психологических наук). Вопросы-утверждения в данной анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения.
На формирующем этапе в ходе преддипломной практики мы планируем провести комплекс музыкальных занятий с применением специально отобранных музыкальных игр. Картотека музыкальных игр, ориентированных на повышение уровня социализации детей с ОВЗ будет приложением к дипломной работе.
На контрольном этапе после получения результатов в ходе общепринятых этапов исследования, мы проведем сравнительный обзор по динамике изменения критериальных показателей, которые позволят нам сделать определенные выводы и заключение.
В заключении необходимо отметить, что для развития социализации детей с ОВЗ на музыкальных занятиях мы планируем создать перечень рекомендованных игр, которые будут апробированы в ходе преддипломной практики. Теоретическое обоснование и описание практического опыта, полученного в результате работы над исследуемой проблемой могут быть использованы в качестве дополнительного материала для музыкальных руководителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков, презентации, статьи, занимательные факты
материал содержит методические разработки уроков и презентации по дисциплинам "Маркетинг", "Производственный менеджмент"статьи для подготовки докладов...
Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"
Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....
Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"
Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....
Методическая разработка внеаудиторного занятия «Если хочешь стать успешным»
«Как стать успешным?». Краткая аннотация: Данное мероприятие проводится в виде круглого стола. Приглашаются студенты всех курсов, учителя-пр...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Терроризм, как не стать его жертвой»
Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы...
Рабочие программы ,КОСЫ, методические разработки по ПМ 01и внеаудиторных мероприятий, рабочая тетрадь по ПМ01,СТАТЬИ
Мною разработаны рабочие программы по ПМ01 , косы по ПМ , КТП , методиченские указания подисциплине " взрослый , пожилой" , рабочая тетрадь по дисциплине "ребенок , подросток"...
Статья по БЖ - Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету «Безопасность жизнедеятельности»
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, обучения безопасному образу жизни в сложных условиях, техногенных, социальных, природных и экологических катастроф. Появившийся в нач...