Мастер-класс "Дом для звука" (начала грамоты)
материал
Одной из задач, обозначенных ФГОС ДО, является формирование предпосылок учебной деятельности. Система раннего обучения письму и чтению Е.Е.Шулешко учитывается все особенности детей дошкольного возраста и специфика работы с ними. Данная система работы позволяет не только сформировать у детей представления о букве и письме, но и развивает умение общаться, работать в группе,следовать правилам и многое другое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rizvanova_s.g._master_klass_nachala_gr.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дом для звука»
Мастер-класс
по использованию приемов
работы с «Аквариумом»
Ризванова С.Г.,
воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска
Цель: Представление приемов работы по системе раннего обучения детей письму и чтению Е.Е.Шулешко «Начала грамоты»
Задачи:
1. Представить коллегам приемы работы с алфавитной таблицей Аквариум;
2. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование представленных приемов в собственной практике.
Актуализация.
Одной из задач, обозначенных ФГОС ДО, является формирование предпосылок учебной деятельности.
Сегодня я представлю несколько фрагментов работы по системе раннего обучения письму и чтению Е.Е.Шулешко. «Начала грамоты». Данные приемы позволяют обеспечить достижение следующих целевых ориентиров:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать. ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Для работы мне необходимо 8 помощников.
Встаньте так, чтобы вам было видно друг друга.
Игра «Снежный ком» | Ведущий первый называет свое имя, следующий за ним повторяет имя ведущего, а затем называет свое, следующий повторяет уже 2 имени, затем называет свое. Эта игра на рабочий настрой и на непринужденную обстановку. Развивает внимание, память и общительность. |
Игра «Буква-Хоровод» | Выбираем ведущего и становимся паровозиком. Ведущий задумывает прописную букву и двигаясь по залу пишет её своим движением, а движущиеся за ним «паровозики», должны отгадать какую букву он написал. Эта игра тренирует согласованность в коллективе, развивает память, внимание и воображение. |
Предлагаю вашему вниманию Алфавитная таблица «Аквариум». Мы с ней немножко поиграем. На столе лежат 3 карточки с названиями игр, но условие! С карточкой может работать только 2 человека. Договоритесь, кто из вас уйдет | |
Аквариум | На карточках предлагается название игр: 1. Съедобное, не съедобное. 2.Одинаковое, разное. 3.Твердое, жидкое, мягкое. Ваша задача: каждой паре придумать игру с названием, указанным на карточке, и провести ее. С кем будете проводить? Кто будет с вами играть, выбирайте сами. минуты вам достаточно, чтобы придумать игру и правила? ти ее, используя «Аквариума. Таблица «Аквариум» нужна детям на протяжении всего периода обучения. По ней они знакомятся с печатными буквами русского алфавита в первые недели занятий, а в дальнейшем постоянно обращаются к ней при знакомстве с новым материалом, касающимся звуков, букв, слогов и слов. В данный момент происходит разговор возле аквариума. Такую работу можно организовать с детьми и 2-х и 3-х лет. Во время такой работы картинка оживает. Предметом сравнения может быть что угодно. Когда начинается игра, вопросы возникают сами по себе. Аквариум, как картина, помогает находить сопоставления и интересные вопросы.. У ребенка формируется и как бы «рождается» позиция знатока ответов на вопросы о названиях букв и об их облике и месте положения, и в общем, знатока Аквариума. Свою позицию знатока можно показать демонстративно, встав спиной к таблице и продолжая вести разговор, не оборачиваясь к картине. Такого рода игровой ситуацией ребенок показывает, что у него сложились представления о неповторимости буквы по имени, по месту, по облику |
Зашифровки | На трех карточках записаны числа, их нужно расшифровать с помощью аквариума. (буквы в слове перепутаны). Нужно составить слово из зашифрованных букв. Нужно найти расшифрованное слово в зале(песок). Данный вид деятельности формируется внимание, появляется мотивация к чтению, шифровка может быть мостиком к следующей деятельности) |
Коллеги продолжают работать в парах. В зале 3 ванночки с песком, в котором находятся разные мелкие запрещенные предметы (гвозди, иглы, шурупы ит.д.)
- Что вы видите в песке?
- Чем нельзя играть детям?
- Как песок можно быстро почистить?(С помощью магнита)
Эта работа позволяет выявить свойства предметов, классифицировать их.
В песке остались предметы. Ваша задача, объединить предметы в 3 группы по трем основаниям, а основания определите сами.
Назовите общее свойство одним словом
У вас получились слова…(Украшение, Игрушки, формы).
Ваша следующая задача, выбрать способ, которым вы приготовите домик для звука. Первой группе для звука, который стоит в начале, второй в середине, третьей, который стоит в конце слова.
(из веревочек, песок, пластилин, человек, бумага и ножницы…)
У детей формируется представление о букве, как о доме, в котором живет звук, или как о видимой форме , обозначающей звук.
Предлагаю вам вернуться к песку. У вас на песке нарисованы печатные буквы. Ваша задача превратить эту букву в другую.
Пары поменяйтесь местами и попробуйте угадать, какая буква была напечатана в начале. Придумайте свою букву, из которой ваши коллеги могут превратить в другую.
Данная работа формирует у детей представление о букве, ее образе, как уникальном видимом символе звука..
Ступеньки
Данный способ работы (прием) исключает развитие побуквенности – чтение и запись слов «на ступеньках».
Рефлексия "Светофорчик":
если приемы понравились и вы готовы ими пользоваться, укажите на стикере, какие именно приемы, и прикрепите их на зеленый свет;
если "подумаю" брать или не брать данный прием - прикрепляю на желтый свет;
если прием не понравился, то стикер с приемом прикрепляем на красный свет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...
Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте
Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...
Грамота студента
Грамота студента за участие в студенческой научно- практической конференции Всероссийского открытого конкурса научно- исследовательских работ молодёжи "Меня оценят в XXI веке"...
Грамота студента
Грамота за участие в конференции...
Календарно-темотическое планирование. Обучение грамоте (письмо). 1 класс
Календарно-темотическое планирование. Обучение грамоте (письмо) (115 часов) 1 класс. + пояснительная записка....
Грамоты
Грамота Мин. Образования и науки РФГрамота Федерального агенства по печати и массовым коммуникациямДепартамента образования г.МосквыДиплом Российского книжного Союза...
Статья "Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"
Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — ...