Программа «Оказание индивидуально-ориентированной комплексной помощи семье, находящейся в социально опасном положении»
учебно-методический материал
Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sop.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск
Программа
«Оказание индивидуально-ориентированной комплексной помощи семье,
находящейся в социально опасном положении»
Составитель:
Балакина Лилия Валерьевна
п. Зеленоборск 2018 г.
Информационная карта
Полное наименование Программы | «Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении» |
Сроки реализации Программы | 2018 - 2021 учебный год |
Учреждение - заявитель | МБОУСОШ п.Зеленоборск |
Автор-составитель | Балакина Лилия Валерьевна |
Цель Программы | Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей. |
Задачи Программы | - Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур. - Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей. - Провести анализ эффективности программы. |
Предполагаемые результаты реализации программы | 1.Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения). 2. Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей. 3.Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения. 4.Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности. 5. Разработка комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания. |
- Актуализация
Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога, администрации ОУ, инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Программа «Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей, и процесс социализации ребенка. Тем самым и обозначена необходимость создания и внедрения данной программы. Созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родителями.
Цель Программы:
Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи Программы:
1. Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.
2. Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
3. Провести анализ эффективности программы.
Данные направления реализуются через:
- мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях,
- привлечение родителей к участию в мероприятиях школы;
- мероприятия с педагогами: выступления на семинарах, педсоветах;
- участие в заседаниях школьного совета профилактики
- социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;
- тематические классные часы;
Методы и формы:
- анкетирование;
- собеседование;
- родительское собрание
- консультация;
- тренинг;
- мониторинг;
Предполагаемые результаты реализации Программы:
- Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
- Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.
- Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
- Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.
- Разработка социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.
План работы с детьми и родителями из семей находящихся в социально – опасном положении
Работа с родителями
№ | Содержание работы | Дата |
1. | Составление и пополнение банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении, «группе риска». | в течение года |
2. | Посещение на дому детей из семей СОП. | в течение года |
3. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания. | в течение года |
4. | Проведение анкетирований и опросов родителей, законных представителей: - Общение в семье. - Психологический климат в семье с ребёнком, находящимся под опекой. | октябрь ноябрь февраль |
5. | Оформление презентаций, информации для родительских собраний, для родителей, законных представителей. - Здоровый образ жизни залог успешной учёбы (памятка) - Как научить детей общаться (памятка) - Принципы отношения родителей с детьми (памятка) - Привычки родителей – пример для детей (памятка) - Памятка по разрешению конфликтных ситуаций. | в течение года |
6. | Рейды в семьи, находящихся в социально-опасном положении. | в течение года |
Мониторинг
№ | Содержание работы | Дата |
1. | Анкетирования родителей и уч-ся.
| сентябрь октябрь ноябрь февраль |
2. | Мониторинг «Изучение внутрисемейных отношений и уровня комфортности ребенка в неблагополучных семьях»
| октябрь-май октябрь-ноябрь апрель по запросу апрель май |
3. | Анализ работы за полугодие | декабрь |
4. | Анализ работы за учебный год | май |
Работа с учащимися
№ | Содержание работы | Дата |
1. | Обследования условий жизни и воспитания учащихся. | в течение года |
2. | Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам. | в течение года |
3. | Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам. | в течение года |
4. | Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и уклоняющихся от обучения. | в течение года |
5. | Осуществление контроля учащихся по месту жительства. | в течение года |
6. | Индивидуальные профилактические беседы. | в течение года |
7. | Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций. | в течение года |
8. | Контроль успеваемости и посещаемости детей из семей СОП. | в течение года |
9. | Организация занятости учащихся в период каникул. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»
Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края....
Формы социально-педагогической помощи семье
В статье раскрываются формы работы социального педагога с семьями воспитанников общеобразовательной школы-интерната....
4.2 ПОЛИКЛИНИКА Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Microsoft Word
9. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении....
Методическая разработка урока обществознания «Семья как малая социальная группа и социальный институт»
Материал создан для СПО, но подойдет и для старших классов школы....
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение подростков. Помощь семьи в правильном выборе профессии обучающегося.
Аннотация: данная статья посвящена профориентационной работе проводимой в семье, трудностям выбора подростком будущей профессии....
Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района
Статья. Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...
План работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении на 2024-2025 учебный год
Смягчение факторов социального риска, способствующих возникновению проблемой ситуации в семье....