Программа «Оказание индивидуально-ориентированной комплексной помощи семье, находящейся в социально опасном положении»
учебно-методический материал

Балакина Лилия Валерьевна

Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности. 

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sop.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск

Программа

«Оказание индивидуально-ориентированной комплексной помощи семье,

находящейся в социально опасном положении»

Составитель:

                                                                                                                                                                                                     Балакина Лилия Валерьевна

п. Зеленоборск 2018 г.

Информационная карта

Полное наименование Программы

«Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении»

Сроки реализации Программы

2018 - 2021 учебный год

Учреждение - заявитель

МБОУСОШ п.Зеленоборск

Автор-составитель

Балакина Лилия Валерьевна

Цель Программы

Создание условий для реализации комплексных мероприятий  в   целях успешной социализации  учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.

Задачи Программы

- Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.

- Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

- Провести анализ эффективности программы. 

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Положительная динамика развития способности

адаптивного и положительного поведения учащихся

(снижение числа правонарушений, фактов асоциального

поведения).

2. Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение

психолого-педагогической культуры родителей.

3.Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и

семейного общения.

4.Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод

личности.

5. Разработка   комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.

 

  1. Актуализация

Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности. 

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога,  администрации ОУ, инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.

      Программа «Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей, и процесс социализации ребенка. Тем самым  и обозначена необходимость создания и внедрения данной программы. Созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родителями.

Цель Программы: 

Создание условий для реализации комплексных мероприятий  в   целях успешной социализации    учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.

Задачи Программы:

1. Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.

2. Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

3. Провести анализ эффективности программы. 

       

     

Данные направления реализуются через:

  • мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях,
  • привлечение родителей к участию в мероприятиях школы;
  • мероприятия с педагогами: выступления на  семинарах, педсоветах;
  • участие в заседаниях школьного совета профилактики
  • социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;
  • тематические классные часы;

Методы и формы:

  • анкетирование;
  • собеседование;
  • родительское собрание
  • консультация;
  • тренинг;  
  • мониторинг;

Предполагаемые результаты реализации Программы:

  1. Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
  2.  Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  3.  Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
  4. Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.
  5. Разработка  социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.

План работы с детьми и родителями из семей находящихся в социально – опасном положении

Работа с родителями

Содержание работы

Дата

1.

Составление и пополнение банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении,

«группе риска».

в  течение года

2.

Посещение  на дому детей из семей СОП.

в  течение года

3.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания.

в течение года

4.

Проведение  анкетирований  и опросов  родителей, законных представителей:

-  Общение в семье.

- Психологический климат в семье с ребёнком, находящимся под опекой.

октябрь

ноябрь

февраль

5.

Оформление  презентаций, информации для родительских собраний, для родителей, законных представителей.

- Здоровый образ жизни залог успешной учёбы  (памятка)

- Как научить детей общаться (памятка)

- Принципы отношения родителей с детьми (памятка)

- Привычки родителей – пример для детей (памятка)

- Памятка по разрешению конфликтных ситуаций.

в  течение

года

6.

Рейды в семьи, находящихся в социально-опасном положении.

в течение года

Мониторинг

Содержание работы

Дата

1.

Анкетирования родителей и уч-ся.

  • Составление социального паспорта школы.
  • Анкета для родителей неблагополучных семей «Общение в семье».
  • Анкетирование родителей детей давиантного поведения «Жестокое обращение в семье».

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

февраль

2.

Мониторинг «Изучение внутрисемейных отношений и уровня комфортности ребенка в неблагополучных семьях»

  1. Анкетирование детей, проживающих в неблагополучных семьях «Семья и родители глазами ребёнка».
  2. Анализ анкет.
  3. Индивидуальные беседы с детьми, их родителями, классными руководителями по выявленным проблемам.
  4. Повторное анкетирование детей с целью определения эффективности проведенных мероприятий.
  5. Анализ анкет.

октябрь-май

октябрь-ноябрь

             апрель

по запросу

               апрель

май

3.

Анализ работы за полугодие

декабрь

4.

Анализ работы за  учебный год

май  

Работа с учащимися

Содержание работы

Дата

1.

Обследования условий жизни и воспитания учащихся.

в течение

года

2.

Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам.

в течение

года

3.

Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам.

в течение

года

4.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и уклоняющихся от обучения.

в течение

года

5.

Осуществление контроля учащихся по месту жительства.

в течение

года

6.

Индивидуальные профилактические беседы.

в течение

года

7.

Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

в течение

года

8.

 Контроль успеваемости и посещаемости детей из  семей СОП.

в течение

года

9.

Организация занятости учащихся в период каникул.

В течение

года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края....

Формы социально-педагогической помощи семье

В статье раскрываются формы работы социального педагога с семьями воспитанников общеобразовательной школы-интерната....

4.2 ПОЛИКЛИНИКА Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Microsoft Word

9. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении....

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение подростков. Помощь семьи в правильном выборе профессии обучающегося.

Аннотация: данная статья посвящена профориентационной работе проводимой в семье, трудностям выбора подростком будущей профессии....

Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...

План работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении на 2024-2025 учебный год

Смягчение факторов социального риска, способствующих возникновению проблемой ситуации в семье....