ФГОС
учебно-методический материал

Мазурец Екатерина Александровна

ФГОС по профессии  43.01.02 "Парикмахер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_parikmaher.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29644

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2 августа 2013 г. N 730

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

100116.01 ПАРИКМАХЕР

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2010 г. N 489 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2010 г., регистрационный N 17681).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр

Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 2 августа 2013 г. N 730

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

100116.01 ПАРИКМАХЕР

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 100116.01 Парикмахер для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 100116.01 Парикмахер имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 100116.01 Парикмахер в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>

среднее общее образование

Парикмахер

10 месяцев

основное общее образование

2 года 5 мес. <3>

--------------------------------

<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание парикмахерских услуг населению.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

запросы клиента;

внешний вид человека;

технологические процессы парикмахерских услуг, в том числе профессиональные препараты и материалы, технологическое оборудование, профессиональные инструменты и принадлежности;

нормативная документация.

4.3. Обучающийся по профессии 100116.01 Парикмахер готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение стрижек и укладок волос.

4.3.2. Выполнение химической завивки волос.

4.3.3. Выполнение окрашивания волос.

4.3.4. Оформление причесок.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

--------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Выполнение стрижек и укладок волос.

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 1.2. Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними.

ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские).

ПК 1.4. Выполнять укладки волос.

ПК 1.5. Выполнять стрижку усов, бороды, бакенбард.

ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.2. Выполнение химической завивки волос.

ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 2.2. Выполнять химические завивки волос различными способами.

ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.3. Выполнение окрашивания волос.

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 3.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

ПК 3.3. Выполнять колорирование волос.

ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.4. Оформление причесок.

ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами.

ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

326

224

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания и организаций сферы обслуживания;

применять экономические и правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;

знать:

понятия спроса и предложения на рынке услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития сферы обслуживания и услуг парикмахерских;

законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в области профессиональной деятельности;

основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

типовые локальные акты организации;

организационно-правовые формы организаций;

формы оплаты труда.

ОП.01. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.6

ПК 2.3

ПК 3.4

ПК 4.3

уметь:

соблюдать правила профессиональной этики;

применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности;

знать:

правила обслуживания населения;

основы профессиональной этики;

эстетику внешнего облика парикмахера;

психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

ОП.02. Основы культуры профессионального общения

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.6

ПК 2.1

ПК 2.3

ПК 3.1

ПК 3.4

ПК 4.1

ПК 4.3

уметь:

соблюдать санитарные требования;

предупреждать профессиональные заболевания;

знать:

санитарные правила и нормы (СанПиН);

профилактику профессиональных заболеваний;

основы гигиены кожи и волос.

ОП.03. Санитария и гигиена

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

уметь:

определять типы, фактуру и структуру волос;

выявлять болезни кожи и волос;

знать:

типы, фактуру и структуру волос;

болезни кожи и волос, их причины;

профилактику заболеваний кожи и волос.

ОП.04. Основы физиологии кожи и волос

ПК 1.1

ПК 2.1

ПК 3.1

ПК 4.1

уметь:

выполнять рисунок головы человека;

выполнять рисунок волос;

выполнять рисунок современных стрижек и причесок в цвете;

знать:

технику рисунка и основы композиции;

геометрические композиции в рисунке;

основы пластической анатомии головы человека.

ОП.05. Специальный рисунок

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

32

ОП.07. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-7

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.4

ПК 4.1-4.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

458

312

ПМ.00

Профессиональные модули

458

312

ПМ.01

Выполнение стрижек и укладок волос

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения мытья и массажа головы, классических и салонных стрижек (женских, мужских), укладок, бритья головы и лица;

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

уметь:

организовывать рабочее место;

подбирать препараты для стрижек и укладок;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды стрижек и укладок в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию стрижек и укладок;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

знать:

санитарные правила и нормы (СанПиНы);

законодательные акты в сфере бытового обслуживания;

физиологию кожи и волос;

состав и свойства профессиональных препаратов;

основные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии выполнения массажа головы;

технологии классических и салонных стрижек (женских, мужских);

технологии укладок волос различными способами;

критерии оценки качества стрижек и укладок.

МДК.01.01. Стрижки и укладки волос

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.6

ПМ.02

Выполнение химической завивки волос

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения мытья, химических завивок, сушки волос, профилактического ухода за волосами;

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

уметь:

организовывать рабочее место;

подбирать препараты для химической завивки;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды химической завивки волос в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию химической завивки;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

знать:

состав и свойства профессиональных препаратов;

современные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии химических завивок волос;

критерии оценки качества химической завивки волос.

МДК.02.01. Химическая завивка волос

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.3

ПМ.03

Выполнение окрашивания волос

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос красителями разных групп;

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

уметь:

организовывать рабочее место;

подбирать препараты для окрашивания волос;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию выполненной работы;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

знать:

состав и свойства профессиональных препаратов;

современные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии окрашивания волос;

критерии оценки качества выполненной работы.

МДК.03.01. Окрашивание волос

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.4

ПМ.04

Оформление причесок

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения причесок с моделирующими элементами (повседневных и нарядных);

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

уметь:

организовывать рабочее место;

подбирать препараты, принадлежности для причесок;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды причесок в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию прически;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

знать:

состав и свойства профессиональных препаратов;

современные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии выполнения причесок с моделирующими элементами;

критерии оценки качества причесок.

МДК.04.01. Искусство прически

ОК 1 - 7

ПК 4.1 - 4.3

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

80

40

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)

216

144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

УП.00

Учебная практика

19 нед.

684

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

1 нед.

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика

19 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

1 нед.

Государственная итоговая аттестация

1 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке

    36 часов в неделю)                                              57 нед.

    промежуточная аттестация                                         3 нед.

    каникулы                                                        22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

Кабинеты:

медико-биологических дисциплин;

специального рисунка;

безопасности жизнедеятельности.

Мастерские:

парикмахерская-мастерская, оборудованная парикмахерскими креслами, зеркалами, столиками для инструментов и препаратов, мойками для мытья волос, сушуарами, стерилизаторами, бактерицидными лампами, климазоном, кондиционером, водонагревателем, профессиональными препаратами.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Статистика" (ФГОС СПО)

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  примерной  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности ...

Ознакомление с концептуальными основами ФГОС СПО нового поколения

Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится «образовательный модуль». Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модул...

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО...

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО...

Современные требования к созданию коррекционно-развивающей (предметной) среды в кабинетах начальных классов в соответствии с ФГОС ОВЗ, ФГОС УО

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления  личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций....