Доклад на тему: Безопасность в сети «Интернет»
методическая разработка

Актуальность.

Глава 1. Противодействие экстремизму в Сети «Интернет».

Глава 2. «Клиповое» мышление современной молодежи.

Глава 3. Игровая зависимость, ее причины, стадии, симптомы и лечение.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx307.89 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Октябрьский нефтяной колледж им.С.И.Кувыкина

Доклад на тему:

Безопасность в сети «Интернет»

C:\Users\Администратор\Desktop\фото с собрания\IMG_5857.JPG

                                                Подготовила:

воспитатель общежития №2

Л.Р.Гузей

        

2019 г.

Оглавление

Актуальность.        3

Глава 1. Противодействие экстремизму в Сети «Интернет».        4

Глава 2. «Клиповое» мышление современной молодежи.        7

Глава 3. Игровая зависимость, ее причины, стадии, симптомы и лечение.        11

Заключение.        13

Список использованной литературы.        14


Актуальность.

«За безопасность необходимо платить,

а за ее отсутствие расплачиваться»

Уинстон Черчилль,

британский государственный и политический деятель.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.

В современном мире наблюдается рост интереса к проблемам безопасности и безопасности поведения человека. Социальная нестабильность требует нового взгляда на мир и место человека в нем. В этих условиях поиск новых путей осмысления и решения мировоззренческих проблем, повернул вектор психологического познания в сторону явлений социальной действительности, обеспечения личной и общественной безопасности. Проблема безопасности становится все более актуальной не только из-за нарастающего количества угроз, но и в связи с вступлением человечества в эпоху «мегарисков» и, соответственно, появлением «мегаугроз».

Всемирный «Интернет», глобализированный социум, фиксируют возрастание индивидуализма с одновременным расширением публичности жизни человека. В связи с этим, необходимо направить все усилия на защиту личности от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.

Просвещение подростков, их родителей, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться, способствует повышению безопасности и правовой защищенности, воспитанию грамотного и ответственного пользователя в глобальной сети «Интернет».

Глава 1. Противодействие экстремизму в Сети «Интернет».

«Одно дело общаться с людьми, видя их перед собой

                                                                      и совсем другое-стучать по клавиатуре, получая в      

                                                                      в ответ цепочки символов. Боюсь, что  распростра-

                                                                      нение таких бесконтактных и абстрактных

                                                                       отношений в ущерб живому непосредственному

                                                                      общению неприятным образом скажется на

                                                                      характере людей. Сделает их менее человечными».                                                                    

                                                                      Наом Хомски, американский лингвист,

                                                                      политический публицист, философ.

        

Многие люди, услышав о том, что кто-то из знакомых стал приверженцем радикальной идеологии, могут испытывать удивление, непонимание и даже неприязнь по этому поводу. При этом подавляющее число людей уверены, что лично они точно бы  никогда в такую ситуацию не попали. И многие из них ошибаются, так как подход к каждому человеку при вербовке подбирается индивидуально и профессионально.

Главная опасность вербовки заключается в том, что человеку очень сложно распознать, что его вербуют. Каждый этап вербовки четко отработан. Во время вербовки ничего не подозревающим людям навязывается система ценностей той или иной радикальной или экстремистской организации.

По мнению экспертов, вербовка осуществляется следующими путями: в социальных сетях, на тренингах, мастер-классах, бизнес-курсах, в спортивных секциях и клубах, на благотворительных или общественных мероприятиях, в клубах по интересам, а так же в среде друзей. Нет сомнений в том, что экстремистские организации сегодня нужны не только рядовые боевики (здесь вербовка осуществляется в среде действительно малообразованной молодежи, либо молодежи с проблемной социализацией), но и молодые люди, получившие качественное образование в той или иной, как правило, узкоспециализированной сфере.

Если вы подозреваете, что ваш родственник подвергается вербовке, нужно прямо и  доверительно говорить с человеком. Объяснить, что цена увлечения экстремистской или террористической идеологией - это заблуждение, которое неизбежно приведет к гибели.

В более сложных случаях - обратиться к профессиональному психологу. Штатные психологи работают во всех образовательных организациях Российской Федерации.

Как противодействовать экстремизму в «Интернете»?

При обнаружении противоправного контента, ссылку на обнаруженный контент можно отправить через сервис «Сообщить о противоправном контенте» на сайте НЦПТИ или через сообщение в официальное сообщество социальной сети «ВКонтакте». Принять участие в акции по поиску противоправного контента в социальной сети «ВКонтакте». Сотрудники НЦПТИ подготовили инструкции для целенаправленного поиска экстремистского контента. Все присланные материалы проходят проверку, а затем блокируются.

Повышать личную медиа грамотность - умение анализировать источники информации, выявлять и пресекать «фейковые» новости. Анализировать информационные угрозы, противостоять манипуляции, а также прививать такую культуру безопасного использования интернета в своем окружении.

Создавать позитивный контент, разъясняющий обманчивость и опасность радикальной идеологии, самим и способствовать его распространению среди целевой аудитории.

Экстремистские и террористические организации сейчас сложно представить в отрыве от пропагандистской деятельности в Интернет. Так, активисты ИГИЛ умело используют возможности социальных сетей для распространения своих взглядов. Любая акция джихад истов, призыв к действию или проповедь «духовных лидеров» мгновенно становятся доступными для сотен тысяч сторонников и сочувствующих по всему миру.

Информация для них стала оружием, а сторонников в социальных сетях они называют «моджахедами» - воинами джихада.

Радикалы ведут активную пропагандистскую работу. Основной метод работы - пассивное привлечение. Радикалы в сети Интернет крайне редко используют метод убеждения. Яркий, интересный, регулярно публикуемый контент является основным мотивирующим фактором. Создатели такого контента используют особенности психологии потенциальной аудитории. Набирают наибольшее количество «лайков» следующие темы : романтика жизни моджахедов, героизация отдельных личностей, призывы к устранению несправедливости.

Современные технологии, особенно социальные сети, используются не только для привлечения сочувствующих, но и для привлечения доноров. Деятельность по вербовке в Интернет часто очень тесно связана с призывами финансовой помощи террористам. Легкость перевода средств и возможность пожертвовать относительно небольшие суммы могут расширить возможности доноров и помочь террористической организации в эффективном сборе средств и расширении ее базы идеологического влияния. Кроме того, участие отдельных лиц в финансировании деятельности повышает риск их дальнейшей вербовки этими организациями для прямого участия в террористической деятельности.

8 признаков вербовщика в сети «Интернет».

  1. «Я хочу тебе помочь…» Дружелюбный незнакомец, старающийся занять пустующую нишу в жизни человека.
  2. «Бог с тобой». Частые беседы о религии.
  3. «Ты - избранный». Тебе внушают принадлежность к особому обществу, для этого может предлагаться различная атрибутика в виде одежды или книг.
  4. Жажда мести. Тебя призывают к чувству вины, долга, мести, например, за то, что в этом обществе нет справедливости.
  5. «Кругом враги!». Старается представить социум и ближайшее окружение враждебными, глупыми, деградирующими людьми.
  6. «Годы уходят, а ты так до сих пор ничего дельного и не сделал». Давит на комплексы и страхи.
  7. Готовые ответы на сложные вопросы. Изменение смысла общих понятий и предоставление готовых образцов и смыслов.
  8. Влияние на эмоциональное состояние. Либо соглашается с тобой, либо резко осуждает.

На территории России в Общественной палате Российской Федерации открыта горячая линия по противодействию вербовщикам террористической организации «ИГИЛ». Свои жалобы или сообщения граждане России могут оставить по бесплатному номеру телефона 8-800-700-8-800.

Кроме этого, ваше сообщение вы можете оставить:

  • на сайте МВД России (https://мвд.рф);
  • на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций(https://rkn.gov.ru);
  • на сайте Федеральной службы безопасности РФ (Web-приемная сайта www.fsb.ru (www.fsb.ru/fsb/webreception.htm);
  • на сайте Следственного комитета РФ (https://sledcom.ru);
  • на сайте Генеральной прокуратуры РФ (https://genproc.gov.ru).

Глава 2. «Клиповое» мышление современной молодежи.

В современном обществе термин «клиповое» мышление появился не так давно-в середине девяностых годов. Сначала это словосочетание означало восприятие человеком ярких образов, появляющихся в СМИ. Само английское слово «clip» переводится как отрезок чего-либо (отрывок, фрагмент). «Клиповое» мышление-это может быть короткий видеоролик, отрывок фильма или газеты. Те, кто слишком активно пользуется соц. сетями еще больше усугубляет эту «клиповость» своего сознания, поскольку живое общение с людьми в таком случае сведено к минимуму.  Эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга. Что же происходит с мышлением людей, которые злоупотребляют общением в соц. сетях? Эти пользователи видят на экране информацию еще более короткую, чем по телевидению, в газетных статьях. Эта информация и более поверхностная: смс, фото с подписями в ленте, видеоклипы и т.п. В ответ на эти сообщения люди также особо не напрягаются: картинка, фраза, фотография. Как при таком общении, возможно, научиться оценивать другого человека и сопереживать ему? Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!»

«Клиповое» мышление. Отрицательные признаки:

  • Поспешность в выводах. «Клиповость» требует, если думать, то думать быстро. Здесь не вдумчивости, сосредоточенности, проницательности.
  • Языковой минимализм. Короткометражность, присущая мышлению, отражается и в речи говорящего. Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли. Словарный запас не пополняется, поскольку его объем напрямую зависит от количества прочитанного и осмысленного в жизни. Часто носители «клипового» сознания прибегают к цитированию фраз из кинофильмов, афоризмов с картинок в социальных сетях.
  • Отрыв от реальности. Отсутствие личного опыта или его минимум, такой же минимум реального общения, присутствие сознанием в воображаемом мире - все это уводит человека от реальности. Он живет в воображаемом, несуществующем или навязанном мире. Человек бежит от проблем и попадает прямиком в социальные сети, где можно забыть обо всем и придумать себе новую жизнь, новое имя, «избавиться» от каких-либо своих комплексов. Свой «идеальный мир» человек начинает воспринимать как часть реальности. Пользователь социальных сетей создает новый образ себя самого, приписывая себе качества, которых у него в жизни может вовсе и не быть. Например, скромный, замкнутый человек в социальной сети может себя позиционировать как общительного, коммуникабельного, а так же самодостаточного, ни в чем не нуждающегося человека, он так же может встретить, как ему кажется, вторую «половинку», которая может находиться очень далеко от него. Зачастую, этот «виртуальный мир» не имеет ничего общего с самим человеком, который ищет в социальных сетях то, что ему не хватает в реальной жизни, поэтому эта «идеальная жизнь» становится для него более ценной, чем настоящая. Многие молодые люди не могут обойтись без виртуального общения, совершенно забывая про общение в реальной жизни. Очень часто можно наблюдать такую картину, когда люди, не отрываясь, находятся в телефоне, например, в общественном транспорте, на улице, даже когда встречаются с друзьями.  Со временем вырабатывается определенный рефлекс, человек начинает постоянно проверять свою почту в надежде, что кто-то напишет ему или посетит его страницу. Для него становится важным не только, как он живет, но и посмотреть, как живут другие. Просматривая одну фотографию за другой, человек забывает о времени. На сегодняшний день существуют такие «преданные» пользователи, которые проводят в социальных сетях все свое время, и не только свободное. В статье К. Янга «Диагноз-интернет-зависимость» приводится статистика по данным опроса. Она свидетельствует о том, что около 54% зависимых от интернета не собираются уменьшить свое времяпровождение в сети, при этом зная, что это наносит вред их здоровью и психике. Остальные 46% пытались избавиться от зависимости, но безуспешно.

!      Постоянное нахождение в социальных сетях - не лучшее занятие для нашего мозга. Это нельзя назвать какой-нибудь полноценной умственной работой. Человек просто бесцельно занимает свое свободное время, вместо этого можно было бы, например, побыть на природе, заняться спортом…

  • Бедность эмоций. Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью. У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, используя  воображение, логику, анализ. Отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, еще один признак «клипового» мышления. Попавший под влияние «интернета» человек становится похожим на макет. Его восприятие происходящего  и вас происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик(приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий(пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго…
  • Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы.
  • Снижение способности к запоминанию. Мозг утилизирует сиюминутную, устаревшую информацию. Таким образом,  объем кратковременной (рабочей или оперативной) памяти, возможно и растет, объем долговременной памяти, наоборот, значительно уменьшается. Для человека это очень опасно, так как личностью может являться только такой индивид, который может осуществлять планирование, нести ответственность за свои поступки, накапливать и передавать опыт. А где же должен храниться это опыт, как не в долговременной памяти? Что человек с «клиповым» мышлением передаст своим детям? Педагоги, как и психологи всего мира, забили тревогу–«клиповое» мышление создает проблемы в обучении, поскольку отличается своей узостью, срезанностью и ограниченностью. Они быстро забывают то, к чему их совсем недавно учили. Таким образом, современные ученики заметно отличаются от учеников 10,20-летней давности.

Что делать, чтобы «клиповое» мышление не стало основой личности?

  • Старайтесь анализировать увиденное событие.
  • Как можно больше общайтесь с содержательными людьми.
  • Читайте книги, помогающие увидеть смысл жизни, книги о людях и их взаимоотношениях.
  • Тренируйте память.
  • Развивайте воображение.
  • Попробуйте объяснить письменно смысл тех афоризмов. Это поможет научиться формулировать свои мысли.
  • Смотрите полезное и интересное кино-научно-познавательные, исторические фильмы с глубоким смыслом.

Глава 3. Игровая  зависимость, ее причины, стадии, симптомы и лечение.

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare»- с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Причины. Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера: закомплексованность, застенчивость часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема актуальна среди подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто, чтобы избежать скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя реальным и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и иногда может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психологические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных моральных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам. Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира.  Игроки не могут планировать время своего нахождения за компьютером.

Изменяется режим, качество питания и сна. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ - ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Постоянно находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, не задумывается об учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перезагрузке нервной системы, в мозг человека поступают импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости является то, что они начинают пропускать занятия в учебном учреждении.  Подростки часто отказываются от друзей, становятся агрессивными, забрасывают учебу. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограничению умственных способностей и распаду личности.

Нельзя рассматривать игровую зависимость как самостоятельное состояние, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней.

Рекомендации для родителей.

Для профилактики игровой зависимости используется психотерапия. Очень важно применить комплексные меры. Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), лечение страхов. Рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.


Заключение.

«Чтобы оценить свой путь, нужно его пройти».

Лига молодежной политики.

Компьютерная зависимость - новая болезнь, которая поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста. Они погружаются в виртуальный мир, теряя интерес к реальности. По мнению экспертов, опасность стать зависимым от компьютерной игры или социальной сети грозит каждому, кто проводит в них более двух часов в день. Компьютерная зависимость также опасна, как и другие виды наркотических зависимостей, поскольку в основе лежит болезненное состояние психики и последующая социальная дезадаптация человека, проявляющаяся в возникновении тревоги,  агрессии и депрессии.

Уважаемые родители, рекомендуйте своим детям:

  • Посещать официальные мероприятия и принимать участие в общественной жизни общежития, колледжа, республики, страны.
  • Посещать образовательные форумы – это шанс превратить свои идеи в проекты и реализовать их.
  • Свободно развивать лидерские качества.
  • Оттачивать искусство ораторского мастерства.
  • Заниматься научно-исследовательской деятельностью.
  • Осваивать азы делового общения и навыки работы в команде.
  • Сделать  шаг навстречу новым свершениям.

Воспитание молодежи осуществляется не только в учебном учреждении, но и в семье. Поэтому очень важно, чтобы педагогический коллектив, родители, общественные объединения направляли свои усилия в воспитании подрастающего поколения. Включение родителей в активную деятельность по воспитанию детей в семье основывается на их самообразовании. Необходимо умело устанавливать и систематически поддерживать связь с сотрудниками общежития и оказывать помощь в улучшении воспитания детей, а так же активизировать усилия по вовлечению молодежи в досуговую деятельность патриотического характера, способствовать максимальному охвату молодежи деятельностью спортивных секций, волонтерских структур, гражданско-патриотических клубов.

Необходимо формировать в своих детях положительные привычки,  например, прописывать цели и планы, читать книги, заниматься физкультурой и правильно питаться, уметь планировать свое время.

 

Качества, ведущие к деградации

Качества, ведущие к успеху

- пустая трата времени в интернете, на компьютерные игры, на просмотр телевизора;

- лень;

- негативное мышление;

- критика и сплетни;

- дурное общение;

- нарушение обещаний;

- ложь.

- чтение книг;

- творческое развитие;

- физические упражнения;

- общение с мудрыми людьми;

- трудолюбие;

- постановка целей;

- выполнение обещаний;

- добрые дела;

- честность.

Рекомендовано к просмотру родителей авторской программы Н. Михалкова «Бесогон» о массовой деградации молодежи.


Список использованной литературы.

  1. Попова Д.И., Лихачева Ю.Н., Бурангулова Г.С. Мир марионеток. Методическое пособие для психологов, педагогов, преподавателей, специалистов по работе с молодежью. Октябрьский 2010г.
  2.   Сафина Э.Н., Хуснутдинова З.А. Экстремизм и терроризм от «А» до «Я». Научно-популярное издание. Уфа 2018г.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва 1989г.
  4. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. №114-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О противодействии терроризму » от 06.03.2006г. №35-ФЗ.
  6. Использованы материалы: https: //ru.wikipedia.org
  7. Коротов В.М., Справочник классного руководителя. Москва 1979г.
  8. А.А.Дегтярев, Я.В.Ковалевский, А.И.Ковалевская Программа для проведения интерактивных занятий. Москва 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок безопасности в сети Интернет.

Урок безопасности в сети Интернет предназначен для учителей информатики и ИКТ для урока....

Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Урок безопасности в сети «Интернет»»

Мероприятие предназначено для студентов 1 курса специальностей, реализуемых в колледже. Методическая разработка предназначена для усвоения студентами правил безопасного использования сети  «Интер...

Единый урок безопасности в сети Интернет

в рамках мероприятий Экспертного совета...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...

Тест по теме "Информационная безопасность в сети Интернет"

1. Что можно делать на видеохостинге в YouTube?1. Размещать материалы без согласия их авторов2. Выражать своё несогласие с мнением другого в уважительной форме3. Размещать противозаконные, оскор...

Воспитательный час на тему: "Сеть без улова" по безопасности в сети Интернет

Презентация на тему: "Сеть без улова" разработана для окрытого воспитательного часа, приуроченного к празднованию Международного дня безопасного Интернета, который отмечается во второй ...