Доклад "Применение тестовых заданий для контроля заданий обучающихся"
статья
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: диагностическую, проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную, и др. Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта, при этом важно, чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и выполнял также учетную, контрольно-корректирующую функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 190
ФКП образовательное учреждение № 190
Школа молодого педагога
«Применение тестовых заданий для контроля заданий обучающихся»
(Доклад)
Подготовил:
мастер производственного обучения
Крупко Б.В.
Каменский, 2019 год
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: диагностическую, проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную, и др. Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта, при этом важно, чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и выполнял также учетную, контрольно-корректирующую функции.
Под педагогическим контролем понимается система проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении.
В практике педагогического контроля выделены следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный.
Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по заданиям.
К формам контроля относятся устный, письменный, программированный и др. Выбор формы контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
Предварительный контроль - позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала, дает возможность учителю внести коррективы в календарно-тематический план, определить, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях, наметить пути устранения пробелов в знаниях учащихся.
Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на отдельных этапах результатов обучения с запланированным. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы, из урока в урок, и обеспечивает возможность диагностирования усвоения учащимися лишь отдельных элементов учебной программы.
Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащихся учебного материала по разделам, темам предмета, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным темам учебного материала.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагогов и учащихся. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
В современном образовании тестовый контроль является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Однако его применение возможно лишь при условии освоения основных подходов к созданию измерительных материалов, их особенностей.
Надежность теста является одним из критериев качества теста и показывает, насколько точно измеряет данный тест изучаемое явление. Термин «надежность» имеет два значения: во-первых, если тест надежный, он при повторном выполнении дает близкие результаты; во-вторых, он обеспечивает высокую точность измерений.
Вторым важным показателем качества теста является валидность (от англ. valid – пригодный). «Проблема валидности - соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методами его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался».
Можно выделить следующие достоинства тестирования знаний учащихся:
- объективность и воспроизводимость оценки, за счет разработанного эталона - образца правильно и последовательно выполненных действий обучаемого;
- оперативное получение результатов проверки;
- эффективное использование учебного времени (проверка знаний всей группы учащихся занимает 15-20 минут);
- полный охват всей группы обучаемых, что способствует более высокой накопляемости оценок;
- оперативное выявление упущений в работе каждого учащихся, группы в целом и самого учителя;
- возможность автоматизировать процесс контроля;
- возможность проведения контроля и проверки его результатов другим лицом (учителем, не ведущим занятия в группе);
- удобное использование для самопроверки учащихся.
Изучение различных тестов позволяет выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:
- меньше проявляются обучающие функции контроля: закрепление (повторение) информации, развитие речи;
- возможность угадывания ответов при контроле с помощью выборочных тестов;
- некоторые учебные элементы предметов, отнесенных к гуманитарным, тестировать неудобно.
Поэтому тестовую форму контроля следует применять в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами контроля.
Структурными компонентами педагогического теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации теста, тестовые задания можно различать:
1. По целям: с элементами обучения и контролирующие.
2. По характеру требуемых действий: задания-воспроизведения знаний, анализа признаков понятий, выполнения определенных действий (вычисления, сопоставления, логического заключения и т.д.).
3. По характеру ответа: открытые или закрытые.
4. По месту, занимаемому в учебном процессе - исходного уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.
5. По уровню усвоения: тесты I-го уровня на опознание, узнавание и различение; тесты II-го уровня – воспроизведение информации об объекте по памяти; III-го уровня, требующие решать типовые задачи; IV-гo уровня - творческого применения полученных знаний.
6. По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).
7. По структуре ответа: с ответом «да»- «нет», на окончание мысли, с выбором верного ответа, на сравнение или сопоставление, на объяснение понятий, на количественное соотношение фактов и др.
8. По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).
9. По уровню стандартизации контроля: стандартизированные или нестандартизированные.
10. По принципу подбора содержания теста к конкретной группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.
11. По конструкции программы контроля: независимые друг от друга или «тесты-лестницы».
12. По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).
13. По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и прогностирующие.
Для получения достаточно объективных результатов необходимо соблюдать ряд правил:
- вопрос должен быть четко сформулирован и содержать одну законченную мысль;
- число ответов «да» и «нет» должно быть приблизительно равно, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково;
- в вопросе необходимо избегать использование слов, дающих возможность догадаться о правильном ответе («иногда», «обычно») и сочетаний «не считаете ли вы..». Не нужно использовать слова «немного», «меньше», «больше», и т.п.;
- чаще использовать количественные термины.
В заданиях на исключение лишнего предъявляется список объектов (слов, понятий, фигур, чисел и т.д.), из которого, найдя закономерность отношений и связи, необходимо исключить один.
Для оценки результатов тестирования используется номинальная шкала: за правильный ответ в каждом задании принято давать один балл, за неправильный - ноль. Суммирование всех баллов, полученных учащимся, ассоциируется с тестовым баллом и уровнем знания.
При разработке выборочных тестов следует соблюдать ряд требований:
1) Возможность угадывания правильных ответов должна быть минимальной. Все правильные ответы должны формулироваться с максимально возможной мерой правдоподобия, правильные ответы среди них должны мало выделяться. Правдоподобие неправильных ответов - один из основных признаков квалифицированно составленных тестов. В число неправильных ответов в первую очередь надо включать такие, которые являются результатом типичных ошибок, допускаемых обучаемыми, такой подбор ответов облегчает анализ получаемых результатов.
Частый выбор учащихся каких-либо неправильных ответов учитель не должен оставлять без внимания, оценивая лишь результаты работы над тестами. Такие ошибочные ответы следует подробно разбирать на примерах и в случае необходимости вносить коррективы в обучение.
Подбор неправдоподобных или недостаточно правдоподобных ответов - относительно несложная задача. Неправдоподобные ответы учащихся достаточно легко отличают от правдоподобного ответа. Поэтому предлагать их бессмысленно и даже вредно.
2) Работа обучаемых над заданиями должна быть продолжением обучения, поэтому в тестах не должно быть ложной информации, бессмысленных ответов, ложных формул и формулировок. Их применение, создание ловушек следует расценивать, как грубое нарушение дидактики.
Задания открытой формы применяют там, где нужно полностью исключить вероятность получения правильного ответа путем угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Такие задания используют для проверки усвоения на II уровне. С этой целью применяются тесты воспроизведения информации, решения типовых задач, разработки типовых заданий.
Особенность этих тестов - готовых ответов нет. Выполняя тест по воспроизведению информации, обучаемый вспоминает необходимые для ответа сведения. Эталон представляет собой образец полного и последовательного выполнения ответа.
Задания на установления правильной последовательности.
Они позволяют установить правильную последовательность различных действий, операций, решения задач, расчетов, связанных с выполнением обязанностей, инструкций, правил техники безопасности, очередность исторических событий, а также быстрой и умелой сборки или разборки различных изделий, и много других видов деятельности, где можно установить или уже установлены эффективные алгоритмы.
Список использованных источников и библиографический список литературы
Аванесов основы разработки заданий в тестовой форме. – М.: МГТА, 1995. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. - № 2.
Воронцов подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. // Начальная школа.- 1999 г.- № 7.
Головеева средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.
Ермолаева образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе№ 2. Лихачев: курс лекций. - М.: Юрайт-М, 2001.
Короткова образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 1997. Гершунский в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 19с.
Майоров и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-212813-1362507034.jpg)
Тестовые задания для контроля знаний по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
В тестовых заданиях представлены два варианта заданий по 31 вопросу....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565020-1421397446.jpg)
Тестовые задания входного контроля знаний по биологии для студентов 1 курса
Тестовые задания входного контроля знаний по биологии для студентов 1 курса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163958-1568655455.jpg)
Тестовые задания для контроля знаний обучающихся по теме "Основы древесиноведения", "Материалы на основе древесины"
Данные тестовые задания предназначены для контроля знаний обущающихся, после изучения тем "Основы древесиноведения" и "Материалы на основе древесины"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/21/picture-1165652-1569062125.jpg)
Тестовое задание для контроля знаний обучающихся по теме "Клеи"
Данное тестовое задание предназначено для контроля знаний обущающихся, после изучения темы "Клеи"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/21/picture-1165652-1569062125.jpg)
Тестовое задание для контроля знаний обучающихся по теме "Пороки древесины"
Данное тестовое задание предназначено для контроля знаний обущающихся, после изучения темы "Пороки древесины"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/21/picture-1165652-1569062125.jpg)
Тестовое задание для контроля знаний обучающихся по теме "Пиломатериалы. Виды и характеристика пилопродукции"
Данное тестовое задание предназначено для контроля знаний обущающихся, после изучения темы "Пиломатериалы"...