Авторская логопедическая познавательная игра с элементами песочной терапии по теме: " Текст-повествование"
план-конспект занятия

Данное  индивидуальное  занятие  проводится  с  обучающимися  6-7 класса  для  детей  с  интеллектуальными  нарушениями    развития.

Цель:

образовательная:

-закреплять  умения  выстраивать  предложения  в  тексте  с  учётом  развития  сюжета  и  последовательности  событий,   озаглавливать  текст;

-обогащать  активный  и  пассивный  словарь;

-закреплять  межпредметные  связи;

развивающая

-продолжать  формирование  лексико-грамматической  стороны  речи;

-развивать  пространственные  и  временные  ориентировки,  ттонкие  

актильные  ощущения,  мелкую  моторику;

воспитательная

-вызывать  положительное  эмоциональное  состояние,  удовольствие  от  совместной  работы  с  учителем-логопедом;

-пробуждать  интерес  к  изучению  истории  донского  края.

    Занятие  детям  нравится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуковская специальная школа-интернат № 12

Индивидуальное  логопедическое  занятие  в  6 классе на тему:

                       «Текст-повествование».

                                                             Разработала:

                                                           учитель-логопед  1 категории

                                                       Петренко

                                                     Надежда  Яковлевна

                                                                               

                                       

                                       

                                        Конспект

                       авторской  логопедической    познавательной  игры

                                      с  элементами  песочной  терапии.

                                             Тема: «Текст-повествование»

Цель:  составление  текста-повествования  из  предложений  с  помощью  опорных  слов  действий.

Задачи:

образовательная:

- закреплять  умения  выстраивать  предложения  в  тексте  с  учётом  развития  сюжета  и  последовательности  событий,  озаглавливать  текст;

- учить  выстраивать  композиции  на  песке  по  ходу  рассказа;

- обогащать  активный  и  пассивный  словарь;

-   закреплять  межпредметные  связи;

развивающая:

- продолжать  формирование  лексико-грамматической  стороны  речи  и  обогащение  словаря;

- развивать  пространственные  и  временные  ориентировки,  тонкие  тактильные  ощущения,  мелкую  моторику;

воспитательная:

- вызывать  эмоционально - положительное  состояние,  удовольствие  от  совместной  игровой  деятельности  с  учителем-логопедом;

-пробуждать  интерес  к  изучению  истории  донского  края.

Оборудование:  песочный  ящик, объёмные  и  плоскостные  изображения,  фрагмент  карты  Ростовской  области,  карточки,  ИКТ (презентация).

Тип  занятия: закрепление  темы.

Форма  занятия:  индивидуальная  игра        

                                   Ход  занятия

1.Орг. момент.

Учитель-логопед:  Кирилл,  у  тебя  сегодня  необычное  занятие:  мы  будем  работать  с  песком.

Положи  ладошки  на  песок.  Ты  знаешь,  песок  действительно  обладает  чудесным  свойством.  Он  вбирает  в  себя  отрицательные  эмоции  человека    и   заряжает  его положительной  энергией.

Закрой  глаза.  Сейчас  уходят  в  песок  твои  усталость  после  уроков, страхи,  волнение,  ты  заряжаешься  новой  энергией.

Открой  глаза.  Ты  снова  бодр,  спокоен,  активен.  Ты   умеешь  чётко  произносить  свистящие  звуки  [С  ],   [ З ],  [Ц  ].  Повтори.     Хорошо  произносишь  и  шипящие  звуки    [ Ш ],  [Ж  ] , [  Ч],  [  Щ].  Повтори.

Теперь  не  забывай  контролировать  себя  в  разговоре  со  мной.

II.Введение  в  тему.

Учитель-логопед:  Я  предлагаю  тебе  совершить  со  мной  два  путешествия: одно - в  далёкое  прошлое нашей  родины,  второе - в  твоё не  такое  уж  далёкое  детство.

  Ты  учишься  в  6 классе  и  изучаешь  биологию  и  географию,  а  в  будущем  году   начнёшь  изучать  историю.  Учитель  истории  будет  рассказывать  вам  о  прошлом  и  настоящем  нашей  Родины.

 А  сейчас  я    расскажу  тебе  одну интересную  историю.   Слушай,  запоминай  и  делай  вместе  со  мной.

III. Сообщение  новых  сведений  и  совместная  с  ребёнком  деятельность  в  песочном  ящике.

Учитель-логопед: - 300  лет  тому  назад  у  нас  в  России  был  царь  Пётр l (слайд №2 - Пётр1) . Задумал  он  отвоевать  у  Турции  для  России  Азовское  море.  У  нас  в  то  время  уже  были  северные  моря  Ледовитого  океана.  Давай  изобразим  их  в  северной  стороне  песочного  ящика. (Ребром  ладони).  Но  плавать  по  ним  можно  было  только   месяца  два  в  году.  Почему?   (Ответ  ребёнка).(Накладываем  «льдины»). 

- А  из южного  Азовского моря  есть  выход  в  Чёрное  море,  а  дальше – в  другие  южные  моря  и  океаны. Давай  в  южной  стороне  ящика  изобразим  Азовское  и  Чёрное  моря   с  помощью  фрагмента  карты  Ростовской  области.(Ребром  ладони).  (Слайд  №3- карта  Ростовской  области)

-Посмотри  на  карту. Какая  река  пересекает  всю нынешнюю  Ростовскую  область  с  севера  на  юг  и  впадает  в  Азовское  море? (Ответ  ребёнка)  Давай  изобразим  реку  Дон (пальцами).  

 - В первом  походе  на  Азов   турки  разбили  конные  и  пешие  войска  Петра.  Тогда  Пётр  решил  подготовить  прямо  здесь  на   месте  новое  сражение.                  

В  те  времена  путешествовали  только на  лошадях. (Выставляем    объёмное  изображение  фигуры Петра  на  коне).  Едет  Пётр,  любуется  красотой  и  богатствами  матушки – России.

Вот  на  пути  у него хвойные  леса.   Какие  деревья  в  хвойных  лесах? (Выставляем  веточки  лиственницы, сосны,  ели).  Смотрит  на  лиственницы: высокие,  стройные.  (Слайд №4- «Корабельная  роща»).  Вот  он,  свой  русский  лес  для  строительства  кораблей.

          Подъезжает  к  речке Воронеж  -  приток  Дона.  Давай  изобразим  её. Удобное  место  для  строительства  кораблей:  вот  рядом  лес,  а  вот  Дон  и  совсем  близко  Азов. (Выставляем  карточку  «Воронеж»  и  плоскостное  изображение  парусного  корабля).  (слайд №5-парусник).  Шлёт  царь  гонцов  в  столицу,  приказывает  собрать  всех  мастеров - корабелов  и  прислать  в  Воронеж. Корабелы – это  строители  кораблей. В  короткий  срок  корабелы  построили  ему  30 военных  кораблей.

            Едет  дальше  Пётр.  Южнее  пошли  лиственные  леса.  Почему  их  называют  лиственными?  (Ответ  ребёнка).  Больше  всех  Петру  понравились  дубы (слайд №6-  дуба). Рассказывали  местные  жители,  что он  приказал  набрать  мешки  желудей  и   потом  везде  на  своём  пути   сажал  жёлуди,  чтобы  больше  дубов  росло  в  России. (Выставляем  плоскостное  изображение  дуба). Дерево  могучее,  крепкое,  живёт  сотни  лет.

               Вот  закончились  леса,  и  перед  глазами  царя  и  его  спутников  открылись  наши  необъятные  степные  просторы (слайд №7- степи).

-А  дальше  начинается  одна  из  легенд  донских  казаков.

Легенда- это  красивая  сказка,  в  которой  есть  доля  исторической  правды. (слайд №8- ЛЕГЕНДА)

-Так  вот,  будто  однажды  остановились  путники  на  ночлег.  Солдаты  разожгли  костёр.  Греются.  Подходит  Пётр.  Смотрит,  в  костре  камни  раскалённые  жарко  горят.  Спрашивает,  что  это.  А  солдаты  говорят,  что  местные  казаки  дали  им  горючие  камни.  Их  здесь  много. Казаки  роют  их  из  земли  и  печки  топят.  Понял  царь,  что  это  каменный  уголь. Шлет  гонцов  в  столицу,  чтоб  геологов  прислали.  Геологи – это  разведчики  земных  богатств.  И  вскоре  геологи  нашли  в  наших  краях  огромные  запасы  самого  качественного  угля,  который  назвали  «Антрацит». (Показ  образца  угля). А  Пётр  I  сказал:  «Сей  минерал,  если  не  нам,  то  потомкам  нашим  зело  полезен  будет». (слайд №9-цитата)  и  приказал  открывать   шахты  и  добывать  много  угля  в  наших  краях,  чтобы  торговать  им,  умножать  богатство  России.  300 лет  прошло  с  тех  пор, а  наши  шахтёры  до  сих  пор  добывают  уголёк  «Антрацит». (Ставим  объёмные  изображения  насыпей  породы).

       - А  дальше  опять  историческая  правда.  Подъехал  Пётр  к  Азовскому  морю.  Крепость   Азов  неприступна. (слайд№10-  крепость  Азов). В  море  корабли  турецкие.    Решил  он  свою  крепость  построить. Нашёл  удобное  место  для  стоянки  русских  кораблей  по  другую  сторону  залива.  Это  местечко  местные  жители  называли  Таганий  Рог.  Быстро  построили  крепость. (Слайд №11-  крепость  Таганий  Рог),  пригнали  по  Дону  корабли,  подошли  конные  и  пешие  войска.

   И  вскоре  в  жестоких  боях  с  турками  русские  солдаты  во  главе  с  Пётром  взяли  крепость  Азов. (Слайд №12 – взятие  Азова).  Правда, выход  к  Чёрному  морю  Пётр  не  получил.    Потом,  уже  при  других  царях,   пришлось  России  сражаться  с  турками  за  Чёрное  море,  но  это  уже  другая  история.

А  в  результате  этого  сражения  Пётр  получил  крепость  Азов,  побережье  Азовского  моря,  чем  укрепил  ранее  незащищённые  южные  границы  России  от  нападения  врагов.

А  вокруг  крепости  Таганий  Рог  стали  селиться  люди  и  вскоре  образовали  город.    Догадался  ли  ты,  как  потом  жители  назвали  город-крепость  Таганий  Рог? (Выставляется  карточка «Таганрог»  и  плоскостное  изображение  памятника  Петру I).  А  спустя  много  лет  жители  Таганрога   поставили  памятник  основателю  города  Петру I,  который  стоит  до  сих  пор   (Слайд №13) .  Есть  в  Таганроге  и  старый  дуб,  который  по  легенде  местных  жителей  посадил  сам  Пётр I.  Таганрожцы  берегут  этот  дуб.

IV. Закрепление.  Упражнения  в  составлении  текста-повествования. 

Учитель-логопед:  -  Я  своё  повествование  закончила. Теперь   наша  задача  построить  по  моему  рассказу  о  Петре  краткий  текст-повествование .  На  групповом  занятии  мы  уже  учились  строить  текст-повествование.  А  с  тобой  лично  как  с  человеком  любознательным  я  хочу  закрепить  эти  знания,  чтобы  на  следующем  групповом  занятии,  когда  я  буду  сравнивать  текст-повествование  с  другим  типом  текста,  ты  был  моим  помощником.

Вспомни  общие  признаки  текста  и, в  частности,  признаки   текста-повествования. ( Ответ  ребёнка). (слайд №14)

- Чтобы  выстроить  правильно  события  по  порядку,  давай  вернёмся  с  Петром  в  столицу  и  проследим  его  действия  от  Москвы  до  Азова  с  помощью  опорных  слов  действий,  написанных  на  слайде  (слайд №15- опорные  слова).  

Постарайся  выстроить  глаголы  по  порядку  действий  Петра .  Щёлкай  мышкой  по  нужному  слову.

 - Что  задумал  Пётр?                                      (завоевать)

- Что  сделали  турки  с  его  войском в первом  походе?         (разбили)

- Как  потом  поступил  Пётр?                                 (поехал  подготовить)

- Что  он  приказал  на  речке  Воронеж?    (строить)

- Какую  команду  дал  в  донских  степях? (открывать  и  добывать)

-Что  сделал  на  берегу  моря?                      (построил)

-  Чем  закончилось  сражение  с  турками?   (выиграл  и  завоевал)

- А  теперь  я  предлагаю  тебе  предложения  для  краткого  текста.  (слайд №16-текст).

Предложения  нужно  расположить  по  порядку  событий.  Глаголы-действия  в  скважины  вставляй  по  памяти.   Щёлкай  мышкой   по  предложению.

Какое  предложение  подходит  к  началу  текста-повествования?

  1. 300 лет  тому  назад  царь  Пётр I задумал    ……………….  у  турок  Азовское  море  (завоевать).

2. В  первом  походе  турки  ………….  конные  и  пешие  русские  войска (разбили).

-Как  развивались  события  дальше?

3. Тогда  Пётр    ………..  в  те  места, (зачем?)……….    новое  сражение  (поехал) (подготовить).

4. На  речке  Воронеж  он  приказал  …………  корабли (строить) .

5 .В  донских  степях  дал  команду  …………  и  ………..  уголь  (открывать  и  добывать).

6.На  берегу  моря  …………  крепость  Таганий  Рог (построил).

-Какое  предложение  может  стать  итогом?

7. Он  ………….сражение  с  турками  и  ……………крепость  Азов (выиграл,  завоевал).

- Но  эта  группа  предложений  ещё  не  законченный  текст-повествование.

У  текста  есть  тема,  которая  может  стать  заголовком.

- О  чём  и  о  ком  мой  рассказ?  (ответ  ученика).

Тема  бывает « широкой»  и  «узкой».  Если  речь  идёт  вообще  о  жизни  Петра  или  обо  всех  его  делах,  то  это  тема  «широкая».  А  если  говорится  о  небольшом  отрезке  времени  из  жизни  Петра  и  его  делах в  этот  отрезок  времени,  это  будет  «узкая»  тема.

- Я  предлагаю  тебе  выбрать  из  трёх  тем  самую  подходящую. (Ребёнок  выбирает) (слайд№17).  Она  может  стать  заголовком  твоего текста.

-Итак,  к  признакам  твоего  текста  мы  добавили  тему  и  заголовок.

-  Тексты  сочиняют  для  того,  чтобы  человек  задумался,  понял,  чему  его  учит  этот  текст,  в  чём  убеждает?  

- Как  ты  думаешь, зачем  Пётр  затеял  все  эти  дела  у  нас  на  Дону?  (Ответ  ребёнка).

Ты  верно  мыслишь.  Пётр  очень  много  сделал  для  того,  чтобы  Россия  стала  независимой,  сильной  и  богатой  страной.  В  этом  нас  убедили  его  дела  на  Дону.

- А чему  учит  нас  этот  текст? (Помнить  о  людях,  которые  делали  добро  для  России, беречь  и  умножать  это  добро).

- Это  и  есть  основная  мысль  моего  рассказа  и  построенного  тобой  текста-повествования.

V. Итог  занятия.

Наше  занятие  подходит  к  концу.  Давай  ещё  раз  вспомним  признаки  текста-повествования.

 Предполагаемый  ответ  ребёнка:

* У текста-повествования  есть  начало,  развитие, может  быть  кульминация,  итог.

 * Предложения  выстроены  по  порядку  событий.

* Все  предложения  связаны  по  смыслу  и  грамматически.

*В  тексте  есть  тема,  заголовок  и  основная  мысль.

- Мне  хочется,  чтобы  ты  запомнил  и  употреблял  в  речи  новые  слова  этого  занятия.

-Вспомни,  что  означают  слова: (слайд№18)

Корабелы –   (строители  кораблей).

Геологи   -    (разведчики  земных  богатств).

Легенда - поэтическое  предание  об  историческом  событии.

«Антрацит» - название  породы  угля.

Таганий  Рог -  (старое  название  города  Таганрога.

  -  И  в  заключение  хочется  спросить,  что  было  тебе  интересно  на  этом занятии?

 Какой  «волшебный»  предмет  помогал  нам  выстроить  предложения  в  тексте-повествовании  по  порядку?  (Ответ  ребёнка)

 А  мне  было  приятно,  что  ты  контролировал  свою  речь,  правильно  произносил  звуки  [ С ],  [З ] , [ Ц],  [Ж ], [ Ш],  [Ч ],  [Щ ].  

 Мне  хотелось  бы,  чтобы   ты  и  на  всех  уроках  в устных  и    письменных  работах,  и в  повседневной  жизни  не  ошибался  в  произношении  и  написании  этих  звуков  и  букв.

    Желаю  тебе  успехов!

                                       Список  литературы:

1.Доценко В. Д.  Флот  Петра  Великого.  Азовский  поход.  С-Петербург,1992г.

2. Казачьи  легенды  и  сказки.  Белый  город.  Тираж  серии «История  России».

3.  Интернет-ресурсы  для  создания  слайдов.

                                                           Учитель-логопед  I  категории

                                                                  Петренко  Н.Я.

                                                          Гуковская  специальная  школа-интернат  №12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторская логопедическая игра с элементами песочной терапии 6 класс Тема: « Текст-повествование» Цель: составление текста-повествования из предложений с помощью опорных слов действий.

Слайд 3

Река Дон

Слайд 5

Р. Воронеж

Слайд 7

Донская степь

Слайд 8

Донской казак времён Петра I Легенда – это красивая сказка об историческом событии

Слайд 9

Пётр I «Сей минерал , если не нам, то потомкам нашим, зело полезен будет».

Слайд 11

Крепость Таганий Рог

Слайд 13

Памятник Петру 1 в г.Таганроге

Слайд 14

Части текста Начало Развитие Итог

Слайд 15

построил разбили поехал, подготовить завоевать открывать, добывать выиграл, взял строить

Слайд 16

* 300 лет тому назад царь Пётр I задумал ……….….. у турок Азовское море. * В донских степях дал команду ………… шахты и ……….. уголь. * Тогда Пётр ……….. в те места, (зачем?)………. новое сражение). * Турки …………. конные и пешие русские войска. * На речке Воронеж он приказал корабелам ………. корабли . * Он ………….сражение с турками и ……………крепость Азов. * На берегу моря ………… крепость Таганий Рог.

Слайд 17

* 300 лет тому назад царь Пётр I задумал ……….….. у турок Азовское море. * В донских степях дал команду ………… шахты и ……….. уголь. * Тогда Пётр ……….. в те места, (зачем?)………. новое сражение). * Турки …………. конные и пешие русские войска. * На речке Воронеж он приказал корабелам ………. корабли . * Он ………….сражение с турками и ……………крепость Азов. * На берегу моря ………… крепость Таганий Рог. Путешествие Петра I Пётр I на Дону Походы Петра I ЗАГОЛОВОК

Слайд 18

Словарь Корабелы - строители кораблей Геологи - разведчики земных богатств Легенда - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. «Антрацит» - порода отличного угля.