Авторская логопедическая познавательная игра с элементами песочной терапии по теме: " Текст-повествование"
план-конспект занятия
Данное индивидуальное занятие проводится с обучающимися 6-7 класса для детей с интеллектуальными нарушениями развития.
Цель:
образовательная:
-закреплять умения выстраивать предложения в тексте с учётом развития сюжета и последовательности событий, озаглавливать текст;
-обогащать активный и пассивный словарь;
-закреплять межпредметные связи;
развивающая
-продолжать формирование лексико-грамматической стороны речи;
-развивать пространственные и временные ориентировки, ттонкие
актильные ощущения, мелкую моторику;
воспитательная
-вызывать положительное эмоциональное состояние, удовольствие от совместной работы с учителем-логопедом;
-пробуждать интерес к изучению истории донского края.
Занятие детям нравится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ind.log_._zan._v_6kl.docx | 25.39 КБ |
prezentatsiya_k_ind.log_._zan._v_6kl._tekst-povestvovanie.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Гуковская специальная школа-интернат № 12
Индивидуальное логопедическое занятие в 6 классе на тему:
«Текст-повествование».
Разработала:
учитель-логопед 1 категории
Петренко
Надежда Яковлевна
Конспект
авторской логопедической познавательной игры
с элементами песочной терапии.
Тема: «Текст-повествование»
Цель: составление текста-повествования из предложений с помощью опорных слов действий.
Задачи:
образовательная:
- закреплять умения выстраивать предложения в тексте с учётом развития сюжета и последовательности событий, озаглавливать текст;
- учить выстраивать композиции на песке по ходу рассказа;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- закреплять межпредметные связи;
развивающая:
- продолжать формирование лексико-грамматической стороны речи и обогащение словаря;
- развивать пространственные и временные ориентировки, тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
воспитательная:
- вызывать эмоционально - положительное состояние, удовольствие от совместной игровой деятельности с учителем-логопедом;
-пробуждать интерес к изучению истории донского края.
Оборудование: песочный ящик, объёмные и плоскостные изображения, фрагмент карты Ростовской области, карточки, ИКТ (презентация).
Тип занятия: закрепление темы.
Форма занятия: индивидуальная игра
Ход занятия
1.Орг. момент.
Учитель-логопед: Кирилл, у тебя сегодня необычное занятие: мы будем работать с песком.
Положи ладошки на песок. Ты знаешь, песок действительно обладает чудесным свойством. Он вбирает в себя отрицательные эмоции человека и заряжает его положительной энергией.
Закрой глаза. Сейчас уходят в песок твои усталость после уроков, страхи, волнение, ты заряжаешься новой энергией.
Открой глаза. Ты снова бодр, спокоен, активен. Ты умеешь чётко произносить свистящие звуки [С ], [ З ], [Ц ]. Повтори. Хорошо произносишь и шипящие звуки [ Ш ], [Ж ] , [ Ч], [ Щ]. Повтори.
Теперь не забывай контролировать себя в разговоре со мной.
II.Введение в тему.
Учитель-логопед: Я предлагаю тебе совершить со мной два путешествия: одно - в далёкое прошлое нашей родины, второе - в твоё не такое уж далёкое детство.
Ты учишься в 6 классе и изучаешь биологию и географию, а в будущем году начнёшь изучать историю. Учитель истории будет рассказывать вам о прошлом и настоящем нашей Родины.
А сейчас я расскажу тебе одну интересную историю. Слушай, запоминай и делай вместе со мной.
III. Сообщение новых сведений и совместная с ребёнком деятельность в песочном ящике.
Учитель-логопед: - 300 лет тому назад у нас в России был царь Пётр l (слайд №2 - Пётр1) . Задумал он отвоевать у Турции для России Азовское море. У нас в то время уже были северные моря Ледовитого океана. Давай изобразим их в северной стороне песочного ящика. (Ребром ладони). Но плавать по ним можно было только месяца два в году. Почему? (Ответ ребёнка).(Накладываем «льдины»).
- А из южного Азовского моря есть выход в Чёрное море, а дальше – в другие южные моря и океаны. Давай в южной стороне ящика изобразим Азовское и Чёрное моря с помощью фрагмента карты Ростовской области.(Ребром ладони). (Слайд №3- карта Ростовской области)
-Посмотри на карту. Какая река пересекает всю нынешнюю Ростовскую область с севера на юг и впадает в Азовское море? (Ответ ребёнка) Давай изобразим реку Дон (пальцами).
- В первом походе на Азов турки разбили конные и пешие войска Петра. Тогда Пётр решил подготовить прямо здесь на месте новое сражение.
В те времена путешествовали только на лошадях. (Выставляем объёмное изображение фигуры Петра на коне). Едет Пётр, любуется красотой и богатствами матушки – России.
Вот на пути у него хвойные леса. Какие деревья в хвойных лесах? (Выставляем веточки лиственницы, сосны, ели). Смотрит на лиственницы: высокие, стройные. (Слайд №4- «Корабельная роща»). Вот он, свой русский лес для строительства кораблей.
Подъезжает к речке Воронеж - приток Дона. Давай изобразим её. Удобное место для строительства кораблей: вот рядом лес, а вот Дон и совсем близко Азов. (Выставляем карточку «Воронеж» и плоскостное изображение парусного корабля). (слайд №5-парусник). Шлёт царь гонцов в столицу, приказывает собрать всех мастеров - корабелов и прислать в Воронеж. Корабелы – это строители кораблей. В короткий срок корабелы построили ему 30 военных кораблей.
Едет дальше Пётр. Южнее пошли лиственные леса. Почему их называют лиственными? (Ответ ребёнка). Больше всех Петру понравились дубы (слайд №6- дуба). Рассказывали местные жители, что он приказал набрать мешки желудей и потом везде на своём пути сажал жёлуди, чтобы больше дубов росло в России. (Выставляем плоскостное изображение дуба). Дерево могучее, крепкое, живёт сотни лет.
Вот закончились леса, и перед глазами царя и его спутников открылись наши необъятные степные просторы (слайд №7- степи).
-А дальше начинается одна из легенд донских казаков.
Легенда- это красивая сказка, в которой есть доля исторической правды. (слайд №8- ЛЕГЕНДА)
-Так вот, будто однажды остановились путники на ночлег. Солдаты разожгли костёр. Греются. Подходит Пётр. Смотрит, в костре камни раскалённые жарко горят. Спрашивает, что это. А солдаты говорят, что местные казаки дали им горючие камни. Их здесь много. Казаки роют их из земли и печки топят. Понял царь, что это каменный уголь. Шлет гонцов в столицу, чтоб геологов прислали. Геологи – это разведчики земных богатств. И вскоре геологи нашли в наших краях огромные запасы самого качественного угля, который назвали «Антрацит». (Показ образца угля). А Пётр I сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». (слайд №9-цитата) и приказал открывать шахты и добывать много угля в наших краях, чтобы торговать им, умножать богатство России. 300 лет прошло с тех пор, а наши шахтёры до сих пор добывают уголёк «Антрацит». (Ставим объёмные изображения насыпей породы).
- А дальше опять историческая правда. Подъехал Пётр к Азовскому морю. Крепость Азов неприступна. (слайд№10- крепость Азов). В море корабли турецкие. Решил он свою крепость построить. Нашёл удобное место для стоянки русских кораблей по другую сторону залива. Это местечко местные жители называли Таганий Рог. Быстро построили крепость. (Слайд №11- крепость Таганий Рог), пригнали по Дону корабли, подошли конные и пешие войска.
И вскоре в жестоких боях с турками русские солдаты во главе с Пётром взяли крепость Азов. (Слайд №12 – взятие Азова). Правда, выход к Чёрному морю Пётр не получил. Потом, уже при других царях, пришлось России сражаться с турками за Чёрное море, но это уже другая история.
А в результате этого сражения Пётр получил крепость Азов, побережье Азовского моря, чем укрепил ранее незащищённые южные границы России от нападения врагов.
А вокруг крепости Таганий Рог стали селиться люди и вскоре образовали город. Догадался ли ты, как потом жители назвали город-крепость Таганий Рог? (Выставляется карточка «Таганрог» и плоскостное изображение памятника Петру I). А спустя много лет жители Таганрога поставили памятник основателю города Петру I, который стоит до сих пор (Слайд №13) . Есть в Таганроге и старый дуб, который по легенде местных жителей посадил сам Пётр I. Таганрожцы берегут этот дуб.
IV. Закрепление. Упражнения в составлении текста-повествования.
Учитель-логопед: - Я своё повествование закончила. Теперь наша задача построить по моему рассказу о Петре краткий текст-повествование . На групповом занятии мы уже учились строить текст-повествование. А с тобой лично как с человеком любознательным я хочу закрепить эти знания, чтобы на следующем групповом занятии, когда я буду сравнивать текст-повествование с другим типом текста, ты был моим помощником.
Вспомни общие признаки текста и, в частности, признаки текста-повествования. ( Ответ ребёнка). (слайд №14)
- Чтобы выстроить правильно события по порядку, давай вернёмся с Петром в столицу и проследим его действия от Москвы до Азова с помощью опорных слов действий, написанных на слайде (слайд №15- опорные слова).
Постарайся выстроить глаголы по порядку действий Петра . Щёлкай мышкой по нужному слову.
- Что задумал Пётр? (завоевать)
- Что сделали турки с его войском в первом походе? (разбили)
- Как потом поступил Пётр? (поехал подготовить)
- Что он приказал на речке Воронеж? (строить)
- Какую команду дал в донских степях? (открывать и добывать)
-Что сделал на берегу моря? (построил)
- Чем закончилось сражение с турками? (выиграл и завоевал)
- А теперь я предлагаю тебе предложения для краткого текста. (слайд №16-текст).
Предложения нужно расположить по порядку событий. Глаголы-действия в скважины вставляй по памяти. Щёлкай мышкой по предложению.
Какое предложение подходит к началу текста-повествования?
1. 300 лет тому назад царь Пётр I задумал ………………. у турок Азовское море (завоевать).
2. В первом походе турки …………. конные и пешие русские войска (разбили).
-Как развивались события дальше?
3. Тогда Пётр ……….. в те места, (зачем?)………. новое сражение (поехал) (подготовить).
4. На речке Воронеж он приказал ………… корабли (строить) .
5 .В донских степях дал команду ………… и ……….. уголь (открывать и добывать).
6.На берегу моря ………… крепость Таганий Рог (построил).
-Какое предложение может стать итогом?
7. Он ………….сражение с турками и ……………крепость Азов (выиграл, завоевал).
- Но эта группа предложений ещё не законченный текст-повествование.
У текста есть тема, которая может стать заголовком.
- О чём и о ком мой рассказ? (ответ ученика).
Тема бывает « широкой» и «узкой». Если речь идёт вообще о жизни Петра или обо всех его делах, то это тема «широкая». А если говорится о небольшом отрезке времени из жизни Петра и его делах в этот отрезок времени, это будет «узкая» тема.
- Я предлагаю тебе выбрать из трёх тем самую подходящую. (Ребёнок выбирает) (слайд№17). Она может стать заголовком твоего текста.
-Итак, к признакам твоего текста мы добавили тему и заголовок.
- Тексты сочиняют для того, чтобы человек задумался, понял, чему его учит этот текст, в чём убеждает?
- Как ты думаешь, зачем Пётр затеял все эти дела у нас на Дону? (Ответ ребёнка).
Ты верно мыслишь. Пётр очень много сделал для того, чтобы Россия стала независимой, сильной и богатой страной. В этом нас убедили его дела на Дону.
- А чему учит нас этот текст? (Помнить о людях, которые делали добро для России, беречь и умножать это добро).
- Это и есть основная мысль моего рассказа и построенного тобой текста-повествования.
V. Итог занятия.
Наше занятие подходит к концу. Давай ещё раз вспомним признаки текста-повествования.
Предполагаемый ответ ребёнка:
* У текста-повествования есть начало, развитие, может быть кульминация, итог.
* Предложения выстроены по порядку событий.
* Все предложения связаны по смыслу и грамматически.
*В тексте есть тема, заголовок и основная мысль.
- Мне хочется, чтобы ты запомнил и употреблял в речи новые слова этого занятия.
-Вспомни, что означают слова: (слайд№18)
Корабелы – (строители кораблей).
Геологи - (разведчики земных богатств).
Легенда - поэтическое предание об историческом событии.
«Антрацит» - название породы угля.
Таганий Рог - (старое название города Таганрога.
- И в заключение хочется спросить, что было тебе интересно на этом занятии?
Какой «волшебный» предмет помогал нам выстроить предложения в тексте-повествовании по порядку? (Ответ ребёнка)
А мне было приятно, что ты контролировал свою речь, правильно произносил звуки [ С ], [З ] , [ Ц], [Ж ], [ Ш], [Ч ], [Щ ].
Мне хотелось бы, чтобы ты и на всех уроках в устных и письменных работах, и в повседневной жизни не ошибался в произношении и написании этих звуков и букв.
Желаю тебе успехов!
Список литературы:
1.Доценко В. Д. Флот Петра Великого. Азовский поход. С-Петербург,1992г.
2. Казачьи легенды и сказки. Белый город. Тираж серии «История России».
3. Интернет-ресурсы для создания слайдов.
Учитель-логопед I категории
Петренко Н.Я.
Гуковская специальная школа-интернат №12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Река Дон
Р. Воронеж
Донская степь
Донской казак времён Петра I Легенда – это красивая сказка об историческом событии
Пётр I «Сей минерал , если не нам, то потомкам нашим, зело полезен будет».
Крепость Таганий Рог
Памятник Петру 1 в г.Таганроге
Части текста Начало Развитие Итог
построил разбили поехал, подготовить завоевать открывать, добывать выиграл, взял строить
* 300 лет тому назад царь Пётр I задумал ……….….. у турок Азовское море. * В донских степях дал команду ………… шахты и ……….. уголь. * Тогда Пётр ……….. в те места, (зачем?)………. новое сражение). * Турки …………. конные и пешие русские войска. * На речке Воронеж он приказал корабелам ………. корабли . * Он ………….сражение с турками и ……………крепость Азов. * На берегу моря ………… крепость Таганий Рог.
* 300 лет тому назад царь Пётр I задумал ……….….. у турок Азовское море. * В донских степях дал команду ………… шахты и ……….. уголь. * Тогда Пётр ……….. в те места, (зачем?)………. новое сражение). * Турки …………. конные и пешие русские войска. * На речке Воронеж он приказал корабелам ………. корабли . * Он ………….сражение с турками и ……………крепость Азов. * На берегу моря ………… крепость Таганий Рог. Путешествие Петра I Пётр I на Дону Походы Петра I ЗАГОЛОВОК
Словарь Корабелы - строители кораблей Геологи - разведчики земных богатств Легенда - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. «Антрацит» - порода отличного угля.