Метаподход в образовании
статья
Данная статья рассказывает о пользе метаподхода в образовании и в частности на уроках физики!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapodhod_-sam_rab_statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПО
М. В. Тихонова, преподаватель физики
ГБПОУ «Прокопьевский горный техникум им В.П. Романова»
Самостоятельная работа обучающихся СПО непосредственно связана с идеей целенаправленности образовательного процесса, при котором общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК) задают высший, обобщенный уровень умений и навыков обучающегося. При этом, на наш взгляд, наиболее эффективна организация самостоятельной работы через метапредметный подход в обучении. Известный и широко распространенный в 1918 году метод проектов не что иное, как зарождающееся метапредметное обучение.
Метапредметы – это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных дисциплин. Цель метапредметного подхода - обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым обучающимся в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы социального опыта. В основе метапредметного подхода – понимание того, что главное, чему надо учить, — это творческое мышление [3]. Метапредметный подход предполагает, что обучающиеся не только овладевают системой знаний, но и осваивают универсальные способы действий и с их помощью смогут самостоятельно добывать информацию о мире, обществе и профессии.
Метапредметный подход при организации аудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Физика» включает в себя универсальные учебные действия, которые призваны обеспечить овладение обучающимися ОК и ПК. Перечислим основные.
- Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:
- общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
- логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
- постановка и решение проблемы[2].
- Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и обучающимися (создание сайта Генератор интересных мыслей и творческих идей (ГИМиТИ), обсуждение плана мероприятий Центра Учебных Проектов (ЦУП));
- постановка вопросов при подготовке семинаров, диспутов и конференций: «Боль и мужество Чернобыля», «Биологическое действие радиационных излучений», «Физика в профессии»;
- создание и разрешение конфликтных учебных ситуаций, решение которых происходит при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы: экспресс - конфликт «Три яблока, которые изменили мир», диспут по теме «Вечный двигатель»;
- управление сотрудничеством обучающихся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, научно-исследовательской работы «Ё - мобиль как альтернатива автомобилю с двигателем внутреннего сгорания»;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при организации внеаудиторной реферативной деятельности «+ и – современных двигателей внутреннего сгорания», «Влияние электромагнитных полей на организм человека в быту и в профессии».
Метапредметы (по А. В. Хуторскому) – «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».
Метапредметы (по Ю. В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности [4,6]. Следовательно, метапредметный подход при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы содержит три этапа:
- промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебной дисциплины «Физика»;
- переоткрывание процесса возникновения того или другого знания через несколько учебных дисциплин, принцип бинарности УД «Физики» с другими спецдисциплинами: «Электротехника», «Техническая механика», «Материаловедения»;
При организации аудиторной самостоятельной работы по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» изучение физики акцентируется на ассоциативном восприятии того или иного природного явления или процесса, на установлении связи между метапредметами, на активизации мыслительной деятельности обучающегося, через взаимосвязь ключевого понятийного аппарата физических явлений.
На уроке по теме «Внутренняя энергия» после выяснения, что внутренняя энергия зависит от абсолютной температуры, предлагаю обучающимся самостоятельно установить связь между метапредметами «температура» и «темпераментом», опираясь на уже известные знания обучающихся по учебным дисциплинам русский язык, обществознание, химия. И, казалось бы, не связанные между собой понятия, в ходе метапредметного обучения становятся логически понятны.
Изучение темы «Смачиваемость и несмачиваемость» начинаем с выполнения творческого эскиза разными краскам. Путём сравнения выполненных работ, начинаем выяснять причины различия эскизов, постепенно накапливая знания о свойствах поверхностей материалов и о межмолекулярном соединении веществ. В качестве изучаемых метопредметов выступают «вещество» и «поверхность», и соответственно затрагивается учебный материал «Материаловедения» и «Химии».
На наш взгляд организация внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы через метапредметное обучение способствует формированию в сознании обучающихся единства мира складываемого из отдельных предметных областей наук. Молодые люди приобщаются к мысли, что все процессы в природе, обществе – единое, целостное явление. В ходе изучения метапредметов обучающийся осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Умению мыслить, понимать и сообразно этому действовать – один из основных мотивов метапредметного обучения при выполнении самостоятельных работ.
Использованная литература
1. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»)
2. http://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-k-obucheniyu-v-praktike-raboty-gimnazii (пермский педагогический журнал)
3. Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.
4. Хуторской А. В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. - 68 с.
5. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998
6. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
7 .Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
8. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
9 . Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.
10. http://ozyorsk-shkola-nach.ru/wp-content/uploads/2013/03/meta-predmetniy-podhod.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.
Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...
2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...
3. 10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующи...
3.14 Награды, поощрение органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Благодарность Министрества образования и науки Республики Тыва за реализацию государственной политики в области добровольчества среди обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального обра...
2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня ...
3.10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельс...
3.14.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования14.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующ...