РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ
статья

Финатова Марина Владимировна

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и преобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзия23.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С  ОВЗ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ  

В ГБПОУ МО «МОЖАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Финатова М.В., преподаватель

ГБПОУ МО «Можайский техникум»

На V съезде Всероссийского общества инвалидов Д.А. Медведев обозначил основной вопрос по формированию эффективных механизмов предоставления социальных услуг и оказания помощи инвалидам, защите их прав и законных интересов и перспективах создания в России безбарьерной среды.  «Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих силах, получить образование, найти интересную работу, реализовать свои способности в творчестве и спорте» [4].

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии – это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности.

По данным А.Г. Асмолова, Л.И. Аксеновой, Ю.А. Афонькиной, О.А. Степановой и других ученых в российских условиях начала XXI в профессиональное образование лиц с ОВЗ рассматривается как совокупность процессов:

-  профессиональной ориентации;

- вооружения знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности;

- овладения конкретной специальностью или областью профессиональной деятельности.

В ГБПОУ МО «Можайский техникум» реализуется профессиональная подготовка  лиц с ОВЗ и инвалидов по двум направлениям: «Швея» и «Плотник». В техникуме созданы все условия для получения профессионального образования, социальной адаптации, психологической и медицинской помощи. Наполняемость в  группах  составляет 12 человек с разными ограничениями в деятельности. Опытные преподаватели и мастера производственного обучения постоянно расширяют  свои  профессиональные компетенции для  осуществления профессионального  обучения лиц с ОВЗ  на высоком уровне.

Важной  задачей мастеров производственного обучения и преподавателей при проведении практических и теоретических занятий  является использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся, применение активных форм обучения и компьютерных технологий.

На своих занятиях по экологии я учитываю скорость усвоения учащимися теоретического материала, уменьшение объема кратковременной памяти, интенсивность внимания, и как следствие, необходимость создания условий большей практической направленности образовательного  процесса. Благодаря этому усвоение учебного материала и овладение трудовыми навыками достигается на достаточном уровне.

 В своей практике я столкнулась  с такой проблемой как оценивание учащихся.  Ведь физические и умственные возможности у них различны, а оценки могут быть одинаковые. Выходом из этой ситуации является развитие творческих  способностей. Идеальный способ решить эту ситуацию - метод проектов.  Выполнение мини-проектов по изучаемой  дисциплине повышает познавательную активность учащихся, тренирует память, сообразительность, развивает интерес к предмету и дает возможность дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающегося, более полно и целесообразно  использовать учебное время.

Проектная деятельность обучающихся состоит из следующих этапов:

  • Постановка цели: выбор темы проектного задания с учетом его практической значимости, выявление проблемы, формулировка задач.
  • Оценка материальных и интеллектуальных возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта.
  • Сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных.
  • Разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна, самообразование учащихся в процессе работы над проектом
  • Обобщение результатов и выводы.
  • Оценка качества выполненной работы, защита проектов, анализ успехов и ошибок.

Обучающиеся активно включатся в  реализацию мини проектов. Особый интерес вызвали такие проекты как  «Глобальные экологические проблемы», «Шум и его влияние на подростков»,  «Влияние мобильных телефонов на организм человека»,  «Удивительный микромир» и на подготовительном этапе проект «Экология моего дома».

В результате каждый учащийся вносит свой вклад в проект, в соответствии со своими возможностями, и в конце видит общий итог работы. Это способствует снижению уровня тревожности обучающихся и повышению мотивации к учению. И наконец, самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся не только  расширить круг своего общения, но и даёт возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах.

В целях активизации обучения  я также использую такие приемы как:    

- нестандартные формы  занятий, что дает возможность совместного решения проблемной ситуации;

- организация ситуации успеха, за счет благоприятной эмоциональной и доверительной атмосферы между обучающимися и педагогом и дифференцированного подхода   дает возможность учащимся поверить в себя;

- создание проблемной  ситуации на занятиях, что  позволяет активизировать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся, учит высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссии, умению слушать остальных, принимать решение и др.;

- организация самостоятельной работы на занятиях позволяет сформировать стремление самостоятельного  поиска информации,  ее отбор и выделение главного, то есть развиваться по индивидуальной траектории.

В Можайском техникуме активно проходят всевозможные студенческие мероприятия, в которых принимают участие все обучающиеся. В результате такой совместной работы  развиваются не только творческие способности, но и воспитываются чувства ответственности, дружелюбия и толерантного отношения к окружающим.

Итак, профессиональное обучение для лиц с ОВЗ и инвалидов является главным фактором  их социальной и профессиональной адаптации. Не менее важным аспектом является правильный выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей. Внедрение  современных методов обучения, особенно дистанционных,  позволяет  получить качественное образование, открыть новые возможности и почувствовать себя полноценным членом общества.

Литература

  1. Гончарова В.Г. Организация учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании / В.Г. Гончарова, О.А. Автушко  // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=view&id=265
  2. Степанова О.А. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации / О.А. Степанова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.soc-journal.ru/archive/2012/no2.html
  3. Ясногородская Л. А. Актуальные проблемы в обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://multiurok.ru/files/aktual-nyie-probliemy-v-obuchieniia-i-vospitaniia.html
  4. Ястребова Э.Р. Статья «Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, опыт работы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения

Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."

Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...

«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»

Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и д...