"Про талерантность"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Цели и задачи
Дать понятие термина «толерантность». Сформировать представление у детей о толерантном отношении. Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей, воспитание толерантности среди воспитанников. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
Мероприятие рассчитано на среднюю и младшую возрастную категорию.
Оборудование: наглядный материал в виде плакатов, карточки, магнитофон, макет дерева без листьев (листочки отдельно).
Подготовка к мероприятию:
В ходе подготовки мероприятия входило с посещения библиотеки с поиском литературы.
А также заранее к мероприятию были подготовлены плакаты и размещены на доске правила и памятки, касающиеся данной темы, а также атрибутика для игр: дерево толерантности, карточки, чистые листы, макеты солнца, листьев дерева . В игре принимали участие
Ход мероприятия
Стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому» (3 воспитанника)
Дима. Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Настя. А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой не интересностью своей.
Маша. У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Воспитатель С. С.
Здравствуйте, дорогие ребята и воспитатели. Сегодня мы с вами будем знакомиться с термином «толерантность». А многие ребята нашего интерната уже знают, что такое «толерантность». Так же будем играть и в тоже время думать. Термин этот, ребята происходит от латинского слова толерантио – то есть терпение. А вот почему терпение мы сейчас и разберем на примере. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию: (воспитанники группы разыгрывают сценку).
Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь? Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?
А) Попросите еще раз
Б) Оттолкнете и пойдете дальше
В) Протиснетесь между ними
Г) Другие варианты.
2. Представьте себе, что кто-то оскорбил вас, назвав дураком.
Вы реагируете:
А) Говорите «Сам дурак (а)»
Б) Попросите извиниться перед вами
В) Пожалуетесь родителям
Г) Другие варианты
Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. Подскажите, пожалуйста, кто был прав в этой истории? А это значит¸ ребята, что этот человек был толерантен к другому человеку, то есть, он понял другого и не стал его обижать плохими словами, или этот мальчик проявил к бабушкам, что? Правильно - терпение и уважение. Так что же такое толерантность на ваш взгляд? Объясните мне, как вы поняли, приведите свои примеры.
Вопросо-ответная беседа с воспитанниками младшего звена.А сейчас я хочу обратиться к нашим самым маленьким зрителям: ребята, посмотрите на эту картинку и скажите, кто на ней изображен? (человечки). А, чем они отличаются друг от друга? (цветом кожи). А чем они похожи друг на друга? (частями тела). А знаете ли вы почему у них разный цвет кожи? (потому, что люди на нашей планете делятся на несколько групп, или рас: европейцы- с белым цветом кожи, монголоидная – с желтым цветом кожи, негроидная – с черным цветом кожи. Как вы думаете, какое второе правило поможет нам жить в мире? (не важно какого цвета человек и на каком языке он разговаривает).
А давайте познакомимся с правилами толерантного общения.
Все мы живём в обществе, где эти правила помогут нам помочь научиться жить в мире и согласии.
А ВЫ ЗНАЕТЕ КАКИЕ ЭТО ПРАВИЛА?
ПРОЯВЛЯЙ УВАЖЕНИЕ И ТЕРПИМОСТЬ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ (не важно какой он по возрасту, какой национальности и какого цвета у него кожа).
Раз вы поняли, давайте поиграем с вами еще в одну игру, которая называется: «Пойми меня».
На середину зала выходят добровольцы из 10 человек.
Теперь молча без слов, только при помощи жестов или знаков попробуйте построиться:
--- по росту
--- по дате рождения от января до декабря
--- по алфавиту имени (ребята быстро перестраиваются)
А какой вывод можно теперь сделать? Что вы заметили? Правильно, что люди могут общаться друг с другом и без слов.
СТАРАЙСЯ ПОНЯТЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРЯТ ДРУГИЕ, СТРЕМИСЬ УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
Отстаивай своё мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признавать правоту другого человека.
Воспитатель В.Е:
Задание: мл. звено итоговое ( определить черты характера присущих толерантному человеку)
нарисуйте солнышко и на каждом лучике напишите доброе слово.
Перед вами, ребята дерево без листьев. Каждый отдельный листик – это черта характера, присущая добру и злу.
Задание: прикрепите листочки на соответствующую веточку.
Справедливость Жестокость
Скромность Злобность
Честность Эгоизм
Уважение Лживость
Любовь Неуживчивость
Гуманность Сварливость
Доброта Грубость
Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда, действительно, хорошо, что мы как все, но, тем не менее, важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Теперь каждый из вас напишет о каких-то 3 отличительных положительных признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств, талантов, жизненных принципов (только положительные качества). На задание отводится 3 – 5 минут. Подписать свои фамилии и отдать листочки учителю. Зачитать вслух, а класс должен угадать, кто это. Если не угадывают, то автор сам себя называет.
Вывод: нужно ценить свою индивидуальность и индивидуальность своего партнера.
Творческая работа. «Дерево толерантности»
Воспитанники на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в группе или холле интерната. Воспитатели и воспитанники, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».
Игра: «Шишки, жёлуди, орехи»
Игра: «Художники» (две команды)
Каждый участник рисует одну деталь:
Нос
Глаза
Рот и т.д.
Викторина: « Да», «Нет» ( две команды)
Да | Нет |
Нужно ли уступать в транспорте пожилым людям? | Можно ли обижать младшего брата? |
Нужно ли помочь бабушке перейти дорогу? | Можно ли издеваться над животными? |
Нужно ли помочь человеку, когда его бьют? | Можно ли портить чужое имущество? |
Можно ли любить животных? | Можно ли обижать девочку? |
Нужно ли дарить цветы маме? | Можно ли разбивать окна? |
Нужно ли иметь совесть? | Можно ли воровать? |
Нужно ли комплименты дарить друзьям? | Можно грубо разговаривать в общественном месте? |
Игра:
-Мы нарисовали солнышко. Ребята, как вы думаете ,чего не хватает у нашего солнышко.
(Ответы детей)
Правильно, не хватает у солнышко лучиков.
Задание:
- Напишите на лучике доброе слово. Мои помощники вам помогут вам прикрепить лучики, чтобы наше солнышко засияло ярко, ярко.(Приглашается ребёнок со своим лучиком и прикрепляет к солнышку.)
Заключительное слово воспитателя Наковой В.Е:
Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.
И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их».
Воспитатель Тарантай С.С.
Давайте сделаем вывод, что такое «толерантность»? (уважение, принятие и правильность понимания богатого многообразия культур нашего мира). Есть еще и синонимы к этому слову, какие?
Солидарность
Взаимоуважение
Уважение прав и свобод
Открытость
Признание
Не навязывание взглядов
- Ребята, а мы хотим вам дать домашнее задание. К субботе подготовить рисунки по нашей сегодняшней теме (каждая группа готовит по 1 рисунку). Изобразите на листе бумаги все, что вы поняли и усвоили на этом мероприятии. Победителей и участников ждут сладкие призы.
Список используемых ресурсов:
- http://ichelovek.narod.ru/
- http://www.vlivkor.com/2009/03/24/print:page,1,chto-takoe-tolerantnost.html
- http://v
Самоанализ открытого воспитательного мероприятия
«Хорошо, что мы разные»
Данное мероприятие проводилось 15 октября, в холле школы интерната. Мероприятие было рассчитано на среднюю, младшую возрастную категорию и носило характер познавательно-развлекательной игры, которое являлось итоговым в цикле мероприятий по теме толерантность. Перед этим с воспитанниками групп были проведены беседы, воспитательские часы, объединенных темой «Толерантность». На мероприятии присутствовали воспитанники и воспитатели групп школы. Целью мероприятия являлось: «Сформировать представление у детей о толерантном отношении. Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей, воспитание толерантности среди воспитанников. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
Ведущие воспитатели объявляли названия конкурсов, а также количество баллов, которые можно было заработать в том или ином конкурсе. Содержание мероприятия, на мой взгляд, отвечало поставленным целям. Вопросы, задаваемые детям в течение всего мероприятия, были тематически выдержаны и распределены на несколько частей:
1- вводная часть, в которой начальным этапом являлось определение понятия термина «толерантность», через инсценирование, (в котором принимали участие сами воспитанники). В каждой части с детьми проводилась вопросо - ответная интропритация полученной информации. В этом есть и плюсы – ребята узнавали новую для себя информацию.
2- основная часть игровая, которая определяла основную мысль темы мероприятия. Игра: «Шишки, жёлуди, орехи» способствовала формированию таких качеств как: доброта, коллективизм, справедливость, честность. Благодаря викторине «Да» и «Нет» воспитанники лучше узнали правила общения с людьми. Детям было предложено задание, целью которого являлось, определить черту характера, присущую добру и злу. Младшее звено правильно определили и выполнили задание.
Нужно заметить, что в подростковой среде больше распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии. С детьми проводилось упражнение: «Учимся ценить индивидуальность», где ценили только положительные качества. Анализ мероприятия показал, что дети были включены в различные деятельности (информационная, организационная), где они приобрели навыки самостоятельной работы с информацией, умение организовывать и управлять деятельностью, умение выступать перед публикой. Дети активно приняли участие в мероприятии, знали, сколько разных народов живёт рядом и что знакомые их «хорошие» люди другой национальности. . Ребята с интересом участвовали в играх, показывали свои неплохие знания и в то же время пополнили их новыми сведениями Если систематически и целенаправленно проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей, то уровень этнической терпимости будет на достаточном уровне. Такие мероприятия являются неотъемлемой частью духовной национальной культуры.
3 - часть заключалась в выведении основных правил, из которых делались выводы по данной теме. По сложности, я считаю, задания были посильны и понятны воспитанникам. Также при подборе заданий выбирались те, где описаны ситуации, в которых ребята в повседневной нашей жизни совершают ошибки ( например, сценка с бабушками). В конце мероприятия детям было задано домашнее задание. К концу недели была организована выставка рисунков по данной теме. Участники и победители были награждены сладкими призами.
В целом, я считаю, мероприятие прошло хорошо. Ребята с интересом участвовали в играх, показывали свои неплохие знания и в то же время пополнили их новыми сведениями.
Таким образом, можно сказать, что цель мероприятия достигнута, ребята усвоили основные требования в поведении и общении с людьми, овладели навыками толерантного поведения. Остается надеяться на то, что они будут использовать эти знания в своей жизни.
Приложение
ПРОЯВЛЯЙ УВАЖЕНИЕ И ТЕРПИМОСТЬ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ (не важно, какой он по возрасту, какой национальности и какого цвета у него кожа).
СТАРАЙСЯ ПОНЯТЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРЯТ ДРУГИЕ, СТРЕМИСЬ УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
ОТСТАИВАЙ СВОЕ МНЕНИЕ ТАКТИЧНО
БУДЬ СПРАВЕДЛИВЫМ, ГОТОВЫМ ПРИЗНАВАТЬ ПРАВОТУ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
СТРЕМИСЬ УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ПАМЯТКА ТОЛЕРАНТНОСТИ
ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ
БУДЬ ИСКРЕНЕН, БЕСКОРЫСТЕН, ВЕЖЛИВ
ЧАЩЕ ГОВОРИ ДОБРЫЕ СЛОВА
БУДЬ УВЕРЕН В ДРУЖБЕ
БУДЬ ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ
ЗАБОТСЯ О ЛЮДЯХ, УЧИСЬ ВИДЕТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ХОРОШЕЕ
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
Муниципальное казенное общее образовательное учреждение «санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении
Воспитательно – тематическое мероприятие:
«Хорошо, что мы все разные!»
Подготовили: воспитатели группы №2
Тарантай С.С
Накова В.Е.
2013 год