Литературные викторины для проверки усвоенности прочтённых произведений за лето (6, 7, 8, 9 классы)
методическая разработка
Данный материал позволяет выявить уровень читательской компетенции учащихся по литературе в начале учебного года. Литературные викторины составлены с учётом не только репродуктивности материала учащимися, но и даёт возможность учащимся продемонстрировать сформированные УУД. Также предмтавлена контрольная работа по литературе в 5 классе по теме "Народные и литературные сказки" на выявление уровня имеющихся знаний и умений учащихся по теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Викторина по литературе для учащихся 6 класса по итогам летнего чтения
- Из какого произведения данный отрывок? (назовите его полностью, указав жанр) Кто его автор?
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват. (За правильный ответ – 3 балла)
- Какие слова пропущены в данном отрывке? Допишите их.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела;
А и по той ли по дорожке прямоезжею
Да и пехотою никто да не прохаживал,
На добром кони никто да не проезживал:
Как у той ли‑то у грязи‑то у черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у …………….,
У того креста у ………………
Сидит …………………….. во сыром дубу,
Сидит …………………. ……………… сын. (За правильный ответ – 4 балла)
- Соотнесите название произведения и отрывок. Кто автор этих произведений? К какому литературному жанру они относятся? (Ответьте развёрнутым предложением)
1 «Кубок» | 2 «Людмила» | 3 «Лесной царь» |
А: «Где ты, милый? Что с тобою? С чужеземною красою, Знать, в далекой стороне Изменил, неверный, мне; Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила». Так Людмила, приуныв, К персям очи преклонив, На распутии вздыхала. «Возвратится ль он, — мечтала, — Из далеких, чуждых стран С грозной ратию славян?» | Б: Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик... …Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мёртвый младенец лежал. | В: И в третий раз царь возгласил громогласно: «Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»
И все безответны… вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед; Он снял епанчу, и снял пояс он свой; Их молча на землю кладет… И дамы и рыцари мыслят, безгласны: «Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»
И он подступает к наклону скалы И взор устремил в глубину… |
Запишите нужную букву рядом с цифрой: 1 | Запишите нужную букву рядом с цифрой: 2 | Запишите нужную букву рядом с цифрой: 3 |
(За правильный ответ – 5 баллов )
- Соотнесите название произведения с его автором.
п№ | Автор | Название произведения | |||
1 | Николай Сергеевич Лесков | А «Бежин луг», «Записки охотника» | |||
2 | Николай Васильевич Гоголь | Б «Метель», «Дубровский», «Барышня-крестьянка» | |||
3 | Александр Сергеевич Пушкин | В «Левша» | |||
4 | Иван Сергеевич Тургенев | Г «Вечера на хуторе близ Диканьки» | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
(За правильный ответ – 4 балла)
- По отрывку и портрету литературного героя определите, как его зовут, из какого он произведения и кто его автор.
1) Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.
2) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег... Около строящейся купальни, под зелёными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник ………, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами. Он пыхтит, отдувается и, сильно мигая глазами, старается достать что-то из-под корней ивняка. Лицо его покрыто потом. На сажень от ……….., по горло в воде, стоит плотник ………., молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками. Как ……….., так и ………., оба в рубахах и портах. Оба посинели от холода, потому что уж больше часа сидят в воде...
3) В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, …………………………., сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и…….
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(За правильный ответ – 7 баллов)
- Укажи правильный ответ. Назови произведение и его автора.
П№ | Вопрос | Варианты ответа |
1 | Кто такой изумруд? | а)Пёс, б) конь, в)слон |
2 | Почему усилилась неприязнь между жеребцами? | а) Из-за недостатка места б) Из-за того, что к ним в конюшню подселили молодую кобылу в) Из-за того, что Изумруд был всеобщим любимцем |
3 | Кто был наездником Изумруда на бегах? | а)Француз, б)англичанин, в)американец |
4 | Как прошли бега, в которых участвовал Изумруд? | а) Он выиграл б) Он проиграл в) Он пришел одновременно с другим конем |
5 | Почему люди обступают Изумруда после скачек? | а) Они поздравляют его б) Они рассматривают его в) Они хотят его покормить |
6 | Почему люди, осматривавшие Изумруда, требуют вернуть деньги? | а) Они считают его некрасивым б) Они считают его поддельным рысаком в) Они решили, что он был слишком молод для участия в бегах |
7 | Куда отвезли Изумруда после бегов? | а)В город б)В цирк в)В деревню |
8 | Как избавились от Изумруда? | а) Продали на живодёрню б) Накормили отравленным овсом в) Пристрелили |
9 | Что сделал человек, виновный в смерти Изумруда, после того, как тот умер? | а) Попросил у него прощения б) Толкнул каблуком в бок в) Заплакал |
(За 3 правильных ответа – 1 балл, за 6 – 2 балла, за 9 – 3 балла)
- Укажи правильный ответ. Назови автора произведения «Кладовая солнца».
П№ | Вопрос | Варианты ответа |
1 | Жанр произведения? | а)Повесть, б)сказка, в)рассказ, г)сказка-быль |
2 | Название произведения означает, что речь в нём идёт о | а) Богатых залежах торфа на болоте б) Душевном богатстве людей в) Богатом растительном и животном мире лесов г) Бескрайних космических далях |
3 | Тема произведения | а) Единство человека и природы б) Взаимоотношения между людьми в) Размышления о том, насколько природа выше человека и его человеческих страстей г) Зависимость человека от природы, от внешних воздействий на него |
(За правильный ответ – 4 балла)
- Согласны ли вы с утверждением, что между произведениями В. Распутина «Уроки французского» и А. Платонова «Песчаная учительница» есть много общего? Обоснуйте своё мнение. Старайтесь написать связный текст, в котором аргументы опираются на примеры, показывающие знание текста произведения. Следите за грамотностью и почерком.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(За правильный ответ – 5 баллов: есть тезис, аргументы, вывод, то есть присутствует композиция текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок)
- Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас произведение А. С. Пушкина «Дубровский». Интересно ли оно для юного читателя XXI века? Почему? Обоснуйте свой ответ. Назовите жанр произведения.
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(За правильный ответ – 5 баллов: есть тезис, аргументы, вывод, то есть присутствует композиция текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок)
- Какие произведения для внеклассного чтения вы прочитали летом? Кто их авторы?
О каком из прочитанных произведений вам особенно хотелось бы рассказать? Почему? О чём оно заставило вас задуматься?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(За правильный ответ – 5 баллов: есть вступление, основная часть, заключение, то есть присутствует композиция текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок)
Максимальное количество баллов – 45
40 – 45 баллов – отметка «5»,
28 – 39 баллов – отметка «4»,
19 – 27 баллов – отметка «3»,
0 – 18 баллов – отметка «2»
Правильные ответы викторины:
№1 – Былина «Илья Муромец и Соловей — разбойник» Нет автора, так это произведение устного народного творчества.
№2 – У реки Смородины, у креста Леванидова, Соловей – разбойник, Одихмантьев сын
№3 – 1 Б, 2 В, 3 А
№4 – 1 В, 2 Г, 3 Б, 4 А
№5 – рассказ «Злоумышленник» – Денис Григорьев; рассказ «Налим» – Герасим, Любим: рассказ «Смерть чиновника» – Иван Дмитрич Червяков. Автор произведений – Антон Павлович Чехов.
№6 – Ответы теста по рассказу «Изумруд» И Куприна:
1 б, 2 б, 3 б, 4 б, 5 б, 6 б, 7 в, 8 б, 9 б
№7 – 1 г, 2 а, 3 а Автор произведения – Михаил Михайлович Пришвин
Задания №8, №9, №10 творческие, предполагают умение ученика строить письменный развёрнутый ответ – текст небольшого объёма, применяя навык его построения по законам композиции, правильного написания слов и постановки знаков препинания.
Предварительный просмотр:
Викторина по произведениям, прочитанным летом,
для учащихся 7 класса
- Из какого произведении отрывок или фраза? (1балл за каждый правильный ответ)
Кто автор этого произведения? (1балл за каждый правильный ответ)
- а) У каждого человека – не часто, не искусственно, но само собой, и только в день очень хороший, среди других, просто хороших дней наступает потребность оглянуться, даже побыть тем, каким был когда-то. Она сродни перебиранию старых писем.
_______________________________________________________________________________
- б) Какая же всё-таки несправедливость на белом свете!
________________________________________________________________________________
- в) Перед самым рассветом он увидел во сне раннее весеннее утро, красивую зарю над землёй
и низкий ароматный луг. Трава была так густа и сочна, так ярко, сказочно – прелестно
зеленела и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве,
и всюду на ней дрожала огнями роса. В лёгком редком воздухе всевозможные запахи
доносятся удивительно чётко. Слышен сквозь прохладу утра запах дымка….
________________________________________________________________________________
- г) Горбач нащупывает пяткой корягу и, крепко ухватившись сразу за несколько веток,
становится на неё…Совладавши с равновесием и укрепившись на новой позиции, он
изгибается и, стараясь не набрать в рот воды, начинает правой рукой шарить между корягами
Путаясь в водорослях, скользя по мху, покрывающему коряги, рука его наскакивает на
Колючие клешни рака…
________________________________________________________________________________
- д) Наши молодые друзья ждали уже около получаса, как вдруг все двери распахнулись и
было возвещено о прибытии его величества…. Людовик XIII показался на пороге. Он
опередил всех спутников. Король был в совершенно запылённом охотничьем костюме и
в ботфортах. В руках у него была плеть.
_______________________________________________________________________________
- е) Исаак стоял в стороне от всех, тщетно ожидая, не найдётся ли местечка, где бы он мог
присесть и отдохнуть. Наконец пилигрим, сидевший на скамье у камина, сжалился над ним,
встал с места и сказал:
- Старик, моя одежда просохла, я уже сыт, а ты промок и голоден.
Сказав это, он сгрёб на середину широкого очага разбросанные и потухавшие поленья и
раздул яркое пламя; потом пошёл к столу, взял чашку горячей похлёбки с козлёнком, отнёс
её на столик, у которого сам ужинал, и, не дожидаясь изъявлений благодарности со стороны
еврея, направился в противоположный конец зала…..
_________________________________________________________________________________
- ж) Лондон существовал уже пятнадцать веков и был большим по тем временам. В нём
насчитывалось сто тысяч жителей, иные полагают – вдвое больше. Улицы были узкие,
кривые и грязные… Дома были деревянные; второй этаж выдавался над первым, третий выставлял свои локти далеко над вторым. Чем выше росли дома, тем шире они становились…
________________________________________________________________________________
- з) Все эти слухи, передаваемые из уст в уста, достигли Буэнос-Айреса. Несколько недель
«морской дьявол» был излюбленной темой хроникёров и фельетонистов бульварных газет.
Если при неизвестных обстоятельствах тонули шхуны, рыбачьи суда, или портились рыбачьи
сети, или исчезала пойманная рыба, в этом обвиняли «морского дьявола». Но другие рас –
сказывали, что «дьявол» подбрасывал иногда в лодки рыбаков крупную рыбу и однажды даже
спас утопающего.
________________________________________________________________________________
- и) В этой школе воспитанникам воспрещалось думать о жизни до поступления в школе,
вспоминать раннее детство, родителей и задавать вопросы, касающиеся их прошлого и
будущего. Никто их воспитанников не знал, что их ожидает, к чему их готовят, почто никто
не помнил и своего прошлого. Тем, у кого были ещё слишком свежие воспоминания и крепкая
память, гипноз помогал забыть прошлое. (продолжение на обороте страницы)
_________________________________________________________________________________
- к) Пробегая по канцелярии полковник схватил стул. «Деревянный, - подумалось ему, - старое доброе дерево, старый добрый бук». Дважды ударил им о стену и разломал. Потом схватил одну из ножек, крепко сжал в кулаке. Он был почти лиловым от гнева и ловил воздух
раскрытым ртом. Для пробы сильно ударил ножкой стула себя по руке.
- Годится, чёрт побери! – крикнул он. С диким воплем он выбежал и хлопнул дверью.
_______________________________________________________________________________
- Установите соответствие жанров и произведений, заполнив таблицу. В соответствующем столбце, в котором совпадают жанр и название произведения, поставьте знак «+».
Название произведения | Жанры произведений | ||||||||
Фантасти- ческий рассказ | Роман- тическая повесть | Юмори- ческий рассказ | Авантюрно -истори- ческий роман | Истори-ческий роман | Фантасти- ческий роман | Научно- фантасти- ческий роман | Драмати- ческая повесть | Рассказ | |
«Белый Бим Чёрное ухо» | |||||||||
«Изумруд» | |||||||||
«Три мушкетёра» | |||||||||
«Бегущая по волнам» | |||||||||
«Человек – амфибия» | |||||||||
«Айвенго» | |||||||||
«Ржавчина» | |||||||||
«Принц и нищий» | |||||||||
«Налим» | |||||||||
«Ариэль» |
Максимальное количество баллов - 10
3. Определите по описанию героя произведения. (за каждый правильный ответ 1 балл)
А) Среди экипажей, родственников, носильщиков, негров, китайцев, пассажиров,… так неподражаемо, безупречно и картинно произошло сошествие по трапу неизвестной молодой девушки, по-видимому небогатой, но, казалось, одаренной тайнами подчинять себе место, людей и вещи... Она сошла медленно, с задумчивым интересом к происходящему вокруг нее. Благодаря гибкому сложению, или иной причине, она совершенно избежала толчков...Так спускаются по лестнице роскошного дома к почтительно распахнутой двери… Вокруг девушки постепенно утих шум; стало так почтительно и прилично, как будто на берег сошла дочь некоего фантастического начальника всех гаваней мира. Между тем на ней были (мысль невольно соединяет власть с пышностью) простая батистовая шляпа, такая же блузка с матросским воротником и шелковая синяя юбка. _______________________________________________________________________
Б) Он же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно – как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а окрас – ну ничего похожего. ________________________________________________________________________
В) Ноги и тело у него были безупречные, совершенных форм, поэтому он всегда спал стоя, чуть покачиваясь вперёд и назад. Иногда он вздрагивал, и тогда крепкий сон сменялся у него на несколько секунд лёгкой чуткой дремотой, но недолгие минуты сна были так глубоки, что в течение их отдыхали и освежались все мускулы, нервы и кожа. _____________________________________________________________________
Г) Молодой человек…Постараемся набросать его портрет: представьте себе Дон-Кихота в восемнадцать лет, Дон-Кихота без доспехов, без лат и набедренников, в шерстяной куртке, синий цвет которой приобрел оттенок, средний между рыжим и небесно-голубым. Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы - признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые - неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца, даже если на нем нет берета, - а молодой человек был в берете, украшенном подобием пера; взгляд открытый и умный; нос крючковатый, но тонко очерченный; рост слишком высокий для юноши и недостаточный для зрелого мужчины. _______________________________________________________________________
Д) Она была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет её кожи отличался ослепительной белизной, а благородные очертания головы и лица были таковы, что исключали мысль о бесценности, часто сопровождающей красоту слишком белокожих блондинок. Ясные голубые глаза, опушённые длинными ресницами, смотрели из-под тонких бровей каштанового цвета, придававших выразительность её лбу. Казалось, глаза эти были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Кроткое выражение больше всего шло к её лицу. Однако привычка ко всеобщему поклонению и к власти над окружающими придала этой саксонской девушке особую величавость, дополняя то, дала ей сама природа. Густые волосы светло-русого оттенка, завитые изящными локонами, были украшены драгоценными камнями и свободно падали на плечи, что в то время было признаком благородного происхождения. ________________________________________________
Е) На спине дельфина сидело верхом, как на лошади, странное существо — «дьявол», о котором недавно рассказывал ныряльщик. Чудовище обладало телом человека, а на его лице виднелись огромные, как старинные часы-луковицы, глаза, сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля, кожа отливала нежным голубым серебром, а кисти рук походили на лягушечьи — темно-зеленые, с длинными пальцами и перепонками между ними. Ноги ниже колен находились в воде. Оканчивались ли они хвостами, или это были обычные человеческие ноги — осталось неизвестным. Странное существо держало в руке длинную витую раковину. Оно еще раз протрубило в эту раковину, засмеялось веселым человеческим смехом. ___________________________________________________________________________
Ж) На нём была туника – рубашка с короткими рукавами из грубой ткани. На ногах не было даже сандалий. Это был высокий светловолосый юноша лет восемнадцать. Но по выражению лица ему можно было дать иногда и меньше: светло-серые глаза смотрели с детским простодушием, хотя на высоком лбу уже намечались лёгкие морщинки, как у человека, который, немало пережил и передумал. Цвет его глаз и волос указывал на европейское происхождение. Его лицо с правильными англосаксонскими чертами было неподвижно, как маска. ___________________________________
4 Ответьте на вопросы (за каждый правильный ответ 1 балл)
- Какое имя носила шхуна из произведения А. Грина «Бегущая по волнам»?
_______________________________________________________________________________
- Какой след на земле оставил после себя Бим?
__________________________________________________________________________________
- Какую русскую народную сказку напоминает юмористический рассказ А.П. Чехова «Налим»?
__________________________________________________________________________________
4- 5)Чему учит читателей роман А.Д. Дюма «Три мушкетёра? Какой главный девиз романа?
_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- О чём мечтал Том Кенти, один из главных героев романа М.Твена «Принц и нищий», слушая рассказы священника Эндрью? _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Какой необычный дар приобрёл Ариэль в стенах индийской школы?
__________________________________________________________________________________
5. Расскажите в нескольких предложениях, что вы поняли из содержания рассказа А. И. Куприна «Изумруд». Как вы думаете, в чём заключается его главная идея?
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ, ПРОЧИТАННЫМ ЗА ЛЕТО
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ
IСоотнесите автора и название произведения (6баллов):
1«Ася. Первая любовь» А) А. С. Пушкин
2«После бала» Б) М. Ю. Лермонтов
3«Капитанская дочка» В) И. С. Тургенев
4 «Арап Петра Великого» Г) Н. В. Гоголь
5 «Мцыри» Д) Л. Н. Толстой
6 «Ревизор» Е) М. Горький
7 «Сказки об Италии» Ж) К. Г. Паустовский
А) | Б) | В) | Г) | Д) | Е) | Ж) |
II Соотнесите произведение с исторической эпохой (1балл) и автором (1балл) – всего 16 баллов.
1 "Телеграмма„ | А ДРЕВНЯЯ РУСЬ | I Устное народное творчество |
2 ”Василий Тёркин„ | ||
3 ”Дядя Ермолай„ ”Микроскоп„ | II Б. Л. Васильев | |
4 Песни о Петре I, Ермаке, Пугачёве | Б ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА | |
III А. Т. Твардовский | ||
5 ”Житие преподобного Сергия Радонежского„ | IV К. Г. Паустовский | |
6 ”Завтра была война„ ”В списках не значился„ | V В. М. Шукшин | |
7 ”Слепой музыкант„ ”Парадокс„ | С ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | |
8 ”Сказание о Борисе и Глебе„ | VI В. Г. Короленко |
А | Б | С |
III Угадай героя произведения (1 балл), название произведения (1балл) и его автора (1 балл) – всего 12 баллов.
1. Появление ………, его наружность, образованность и природный ум возбудили в Париже общее внимание. Все дамы желали видеть у себя le Negre du czar и ловили его наперехват . (…) Обыкновенно смотрели на молодого негра как на чудо, окружали его, осыпали приветствиями и вопросами, и это любопытство, хотя и прикрытое видом благосклонности, оскорбляло его самолюбие.(.….) Сладостное внимание женщин…, не только не радовало его сердца, но даже исполняло горечью и негодованием. Он чувствовал, что он для них род какого-то редкого зверя, творенья особенного, чужого, случайно перенесенного в мир, не имеющий с ним ничего общего. (…) Ему было двадцать семь лет от роду; он был высок и строен, и не одна красавица заглядывалась на него. Разговор его был прост и важен. Его курчавая голова, чернела посреди пудреных париков. Он был ранен в голову и вместо парика носил повязку.
______________________________________________________________________________________
2. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (….) Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила. (….) Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чахарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
________________________________________________________________________________________
3. Ему шел уже пятый год. Он был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. Кто смотрел на него, как он уверенно выступал в комнатах, поворачивая именно там, где надо, и свободно разыскивая нужные ему предметы, тот мог бы подумать, если это был незнакомый человек, что перед ним не слепой, а только странно сосредоточенный ребенок с задумчивыми и глядевшими в неопределенную даль глазами. Но уже по двору он ходил с большим трудом, постукивая перед собой палкой. Если же в руках у него не было палки, то он предпочитал ползать по земле, быстро исследуя руками попадавшиеся на пути предметы.
_______________________________________________________________________________________
4. Взор мой упал на красивого молодого человека в фуражке и широкой куртке; он держал под руку девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица. (…)Да, я избегал русских, но … мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У … было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата.
_____________________________________________________________________________________________
IV. Из какого произведения отрывок? (1балл) Кто его автор? (1 балл) – 12 баллов
1. «Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…» _____________________________________________________
2. «Увы, любовь, хотя она слепа,
Без глаз найдет, какими ей путями
Дойти до нас и властвовать над нами…» ________________________________________________
3.«…Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода, —
Ни приметы, ни следа…» ______________________________________________________________
4. «Глубокоуважаемая Мария Васильевна!
Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды. Надеясь вскоре увидеться с Вами, не буду рассказывать о вашем тяжелом путешествии на Землю Франца—Иосифа по плавучим льдам. Невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть. Скажу только, что из нашей группы я один благополучно (если не считать отмороженных ног) добрался до мыса Флоры.»
_______________________________________________________________________________________
5« — Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.»
______________________________________________________________________________________________
6. « — Кого встречают?
— Детей из Пармы!
Там забастовка, в Парме. Хозяева не уступают, рабочим стало трудно, и вот они, собрав своих детей, уже начавших хворать от голода, отправили их товарищам в Геную.(…)
Из-за колонн вокзала идет стройная процессия маленьких людей, они полуодеты и кажутся мохнатыми в своих лохмотьях, мохнатыми, точно какие-то странные зверьки. Идут, держась за руки, по пяти в ряд — очень маленькие, пыльные, видимо, усталые. Их лица серьезны, но глаза блестят живо и ясно, и когда музыка играет встречу им гимн Гарибальди, — по этим худеньким, острым и голодным личикам пробегает, веселою рябью, улыбка удовольствия.
Толпа приветствует людей будущего оглушительным криком, пред ними склоняются знамена, ревет медь труб, оглушая и ослепляя детей, — они несколько ошеломлены этим приемом, на секунду подаются назад и вдруг — как-то сразу вытянулись, выросли, сгрудились в одно тело и сотнями голосов, но звуком одной груди, крикнули:
— Viva Italia!
— Да здравствует молодая Парма! — гремит толпа, опрокидываясь на них.
— Evviva Garibaldi! — кричат дети, серым клином врезаясь в толпу и исчезая в ней».
____________________________________________________________________________________________
V. Назовите тему и идею произведения (6 баллов):
1 Н. В. Гоголя «Ревизор»: тема - __________________________________________________________
Идея - _________________________________________________________________________________
2. Л. Н. Толстой «После бала»: тема - ______________________________________________________
Идея - _________________________________________________________________________________
3. М. де Сервантес «Дон Кихот»: тема - ________________________________________________________________
Идея - _________________________________________________________________________________
VI. Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
- Какие из произведений зарубежной литературы (для самостоятельного чтения) вы прочитали, и какое из них вам понравилось больше всего? Почему? (4 балла + 1 за грамотность и культуру речи) Следите за правильной орфографией и культурой речи!
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
- Как вы считаете, почему К. Паустовский решил написать рассказ «Телеграмма? О какой/каких проблеме/проблемах идёт речь в этом произведении? (2 балла + 1 за грамотность и культуру речи) Следите за правильной орфографией и культурой речи!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов – 60
До 30 баллов – отметка «2»
От 30 до 45 баллов – отметка «3»
От 46 до 56 баллов – отметка «4»
От 57 до 60 баллов – отметка «5»
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по итогам летнего чтения для учащихся 9 класса
(сентябрь 2015 г.)
- Каким героям из какого литературного произведения принадлежат эти слова?
А) «Счастливые часов не наблюдают» ________________________
Б) «Мне завещал отец: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»»_______________
В) «А судьи кто?»__________________________________________
- Взаимоотношения каких двух героев составляют основу романа «Евгений Онегин»
- Ленского и Ольги
- Автора и Евгения
- Евгения и Татьяны
__________________________________________________________________________
- Назовите того, о ком будут данные слова и того, кто их произнес: «…офицер, молодой человек лет двадцати пяти... Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно» _____________________________________
- На последней странице одной из глав романа мы прощаемся с упрямым, сварливым штабс-капитаном. Назовите его имя и тот эпитет, который характеризует его на протяжении всего повествования, где он входит в круг действующих лиц, а также автора этого произведения и название самого произведения. _________________________________
- Какая история, по мнению автора, « едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»? В каком произведении рассказана эта история?_____
- Продолжите фразу:
«Мы все учились понемногу…»;________________________
«Блажен, кто смолоду был молод, блажен…»; ____________________
«Учитесь властвовать…» _______________________
Из какого произведения эти фразы, кто его автор?________________
- Назовите литературного героя. Из какого он произведения? Кто автор этого произведения? _______________________________________
« Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти - так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит».
- «Он решил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь всесторонне. Во втором и третьем томах … хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника … . Но сделать этого ему не удалось. Второй том писателем был сожжён, а из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои вышли жизненно неубедительными». Вставьте на месте пропусков недостающие слова. О каком произведении идёт речь? _____________________________
- Кто из литературных героев щеголял в этом наряде? В каком произведении о нём говорится?
«Платье…было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»
_______________________________________________________________________________
- Как зовут героя, которого можно охарактеризовать таким образом? Из какого он произведения? Кто его автор?
Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм.
_____________________________________________________________________
- «Говорящие» фамилии персонажей – наследие традиций классицизма. Какие «говорящие» фамилии встречаются в реалистической комедии «Свои люди – сочтёмся!» и о чём они «говорят» зрителю и читателю?
__________________________________________________________
- Назовите пьесы А. Н. Островского, которые вы прочитали летом. ___________________________________________________________________
- «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни... но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». О каком произведении идёт речь? Кто его автор? ________________________________________________________________________________
- Из какого произведения эта фраза? Кто его автор?
«Живи по-своему и не пляши ни по чьей дудке, это лучше всего».
Кто кому советует? ___________________________________________________________________
- Соотнесите название произведения с именем его автора.
| А. «Матрёнин двор» |
| Б. «Судьба человека» |
| В. «Чудик», «Верую», «Микроскоп» … |
| Г. «Шуточка», «Студент» … |
| Д. «Олеся», «Гранатовый браслет» |
| Е. «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско» |
| Ж. «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Записки молодого врача» |
_________________________________________________________________________________
- «Нет в Датском королевстве подлеца, который не был бы отпетым плутом».
Кто и кому произносит эту фразу? Героем какого произведения он является? Кто автор этого произведения? ____________________________________________________
- Назовите литературного героя. Из какого он произведения? Кто автор этого произведения?
… «по лугу бежала босиком, как бы играючи, полоща ноги в холодной травяной росе»; , «по песчаной косе тоже шла ходко, почти не замечая её вязкой, засасывающей зыби»; «глаза у … были острые - кажется, это единственное, что не выгорело у печи»; «ходила по знакомым с детства холмикам и веретийкам, по мызам, по старинным расчисткам, отдыхала у ручейка, у речки, всматривалась в осеннюю синеву, слушала крики журавлей, собачий лай…»; «болеть не любила, была в мать - трудолюбивая..»; «длинные, красивые, густые волосы в молодости..».
______________________________________________________________________________
- «… молод, полон свободолюбивых идей и романтических иллюзий. Пережив предательство товарищей и любимой женщины — потеряв все, он исчезает, чтобы вернуться совсем иным, с чужим именем и внешностью. Но под маской возмужавшего, насмешливого и едкого … — все тот же порывистый человек, по-прежнему верный прекрасным идеалам своей юности». Какие слова пропущены? О ком идёт речь? Героем какого литературного произведения он является? Кто его автор?
___________________________________________________________________
- Э.Хемингуэй, Д. Сэлинджер, Б. Кауфман, С. Хилл, Р. Бах. Какие произведения этих авторов вы прочитали во время летних каникул? О каком хотелось бы больше всего рассказать? Почему?
_____________________________________________________________________________
- Расскажите о произведении (ях), прочитанном (ых) вами во время летних каникул, которое(ые) не вошло(и) в список литературы, предложенной для чтения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответы на вопросы викторины по литературе для 9 кл. по летнему чтению (№ с 1 по 19)
- А. С. Грибоедов «Горе от ума»: А) – Софье, Б) – Молчалину, В) – Чацкому
- 3) Евгений – Татьяна
- О Печорине Максим Максимыч
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Речь идёт о добром Максиме Максимыче
- «Герой нашего времени». История «души человеческой» - Печорина.
- «Мы все учились понемногу чему - нибудь и как - нибудь…»
«Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…»
«Учитесь властвовать собою. К беде несдержанность ведёт…»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
- А. С. Грибоедов «Горе от ума». Чацкий.
- Н. В. Гоголь , Чичиков, «Мертвые души»
- Плюшкин «Мёртвые души»
- Чичиков Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
- Подхалюзин – подхалюза ( у В.И.Даля), пролаз, пройдоха; лукавый, скрытный, льстивый.
Рисположенский – «упиться до положения риз»
Самсон Силыч Большов – весомость и значительность в кубе.
- «Свои люди – сочтёмся!», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица».
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи» (повесть)
- Л. Н. Толстой «Юность» (повесть) Дмитрий Нехлюдов Николаю Иртеньеву
- 1 Г; 2 Е; 3 Д; 4 Ж; 5 Б; 6 А; 7 В
- Гамлет Горацио. У. Шекспир трагедия «Гамлет»
- Ф. Абрамов «Пелагея» (повесть)
- Э. Войнич «Овод». Артур Бертон / Овод (роман)
- Эрнест Миллер Хемингуэй «Кошка под дождём», «Старик и море»
Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
Сьюзен Хилл «Я в замке король»
Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Народные и литературные сказки»
(5 класс, февраль)
Автор: учитель МБОУ «Школа№67» г. Рязани Филатова Ирина Ивановна
1. Продолжи предложение.
Сказка – это занимательный ________________ о ______________, часто ______________ событиях и ______________ .
2. Озаглавь каждый столбик по видам сказок в соответствии с названием сказки.
________________ ________________ _______________
«Лиса и волк» «Кашица из топора» «Царевна – лягушка»
«Лиса и журавль» «Жена – спорщица» «Сивка – бурка»
«Теремок» «Солдатская шинель» «Марья Моревна»
«Волк и семеро козлят» «Царь, старик и бояре» «Хаврошечка»
3.Определи по содержанию предложений, к каким композиционным элементам они относятся.
А) «Жил да был крестьянин…» —
Б) «И стали они жить да поживать да добра наживать…» —
В) «Начинается, починается добрая повесть от Сивка до Бурка, от вещего Каурка…» —
4. Соотнеси выразительные средства речи с примерами из сказок. Укажи стрелками, чем они являются.
Эпитет | Примеры | Повторы |
Добры молодцы | ||
Ехали – ехали | ||
Красная девица | ||
Жили – были | ||
Живая вода | ||
Спать – почивать |
5. Соотнеси характерные черты сказок к народным или литературным. Укажи стрелками соответствия.
Народные сказки | Характерные черты | Литературные |
Вариативность сказки | ||
Автор коллективен | ||
Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме | ||
Описание бывает сложное, детальное, неповторимое | ||
Присказка, зачин, концовка | ||
Может не иметь традиционных элементов |
6. Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей? Приведи примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Назови, из какой сказки приведены следующие слова? Кто их произносит?
Погоди хвалиться: как бы не осрамиться. Бей, руби, себя не береги!
Не хвались,…. ……! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.
8. Любишь ли ты сказки? Почему? Напиши об этом небольшое рассуждение (до 10 предложений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина по сказкам Пушкина 3 класс
Дети в игровой форме повторяют сказки Пушкина. Викторина проходит в виде соревнования между командами....
Литературная викторина "Думай, вспоминай, отвечай" - 7 класс.
Викторина выполнена в форме презентации....
литературная викторина " В мире сказок"
применяется на уроках литературного чтения или как внеклассный материал на кружке в начальной школеhttp://LearningApps.org/display?v=p8tuysd2t16...
Литературная викторина по произведениям Н.Носова
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор....
Литературная викторина
Предназначена для учеников 10-11 классов....
Материалы к литературной викторине по роману И.А. Гончарова "Обломов"
Ученики с интересом готовятся, например, к урокам, проводимым в форме викторины: перечитывают произведения изучаемого писателя, критические статьи, продумывают, какие вопросы возможны по данной теме. ...
Читаем книги о войне.Литературная викторина по книгам Алексеева С.П.
Литературная викторина по книгам Алексеева С.П. о ВОВ...