Психологические основы систем развивающего обучения
статья
Сегодня образование на всех его ступенях призвано не только снабдить ребенка теоретическими знаниями, но и поддерживать и развивать в нем творческую, мыслящую личность с активной жизненной позицией. Именно этот принцип является залогом успешной реализации систем развивающего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osnovy_sistem_razvivayushchego_obucheniya_1.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические основы систем развивающего обучения
Выполнила:
Жучкова Оксана Николаевна
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
- ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ……………………………………………..4
- Предпосылки формирования развивающего обучения в отечественном образовании…………………………………..…...4
- Основные особенности систем развивающего обучения в школе с точки зрения психологии…………………………………………..5
- Анализ наиболее действенных психологические методики, разработанные для применения в развивающем обучении в школе………………………………………………………………..8
- РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИЗУЧЕННЫХ МЕТОДИК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………..………….11
2.1. Методика, цели и задачи разработки практических рекомендаций по применению изученных методик в общеобразовательной организации ………………………………………………………..…….11
2.2. Методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….....21
ПРИЛОДЕНИЕ 2……………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдающаяся в настоящий момент устойчивая динамика роста технического и информационного прогресса все чаще заставляет задумываться о необходимости пересмотра существующих стандартов образования. Это связано с тем, что традиционное обучение уже не способно в полной мере отвечать современным требованиям обучения и воспитания личности обучающихся.
Актуальность. Сегодня образование на всех его ступенях призвано не только снабдить ребенка теоретическими знаниями, но и поддерживать и развивать в нем творческую, мыслящую личность с активной жизненной позицией. Именно этот принцип является залогом успешной реализации систем развивающего обучения в школе.
Отмечено, что в основе такого обучение лежат грамотные психологические подходы, позволяющие раскрыть в учащихся их индивидуальные способности и таланты, дать им возможность самовыражения и самореализации в ходе образовательного процесса.
Разработанность вопроса. Теоретические основы данного вопроса разрабатывались с 50х годов прошлого столетия. Наиболее значимыми в данной области признаны труды Б.Г. Ананьева (Б.Г. Ананьев, 1977. С. 24), Л.В. Занкова (Занков Л.В., 1990), Эльконин Д.Б. (Эльконин Д.Б., 1989). Основные причины для их научных изысканий строились на выводах о том, что огромнейшие усилия, прилагаемые на тот момент в отечественном традиционном образовании, не имели большого эффекта и не способствовали в должной мере психическому развитию детей. [20]
Таким образом, вопрос практической реализации основных теоретических психологических методик систем развивающего обучения стоит наиболее остро.
Цель:
Методическая разработка применения психологических основ систем развивающего обучения на примере общеобразовательной школы.
Задачи:
- Изучить предпосылки формирования развивающего обучения в отечественном образовании;
- Выявить основные особенности систем развивающего обучения в школе с точки зрения психологии;
- Проанализировать наиболее действенные психологические методики, разработанные для применения в развивающем обучении в школе;
- Описать методику, цели и задачи разработки практических рекомендаций по применению изученных методик в общеобразовательной организации;
- Разработать методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе.
Методы и методика. В курсовой работе были использованы методы описания, статистического анализа, а так же анализ существующих теоретических методик в области психологических основ развивающего обучения, разработаны собственные методические рекомендации.
Объект исследования: разработка методических рекомендаций по практическому применению психологических основ систем развивающего обучения в школе.
Предмет исследования: основные теоретические методики психологического развития школьников в системах развивающего обучения.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ
1.1. Предпосылки формирования развивающего обучения в отечественном образовании
Изначально отечественное образование, сложившись в довольно устойчивую систему, носило объяснительно – иллюстративный характер. В такой ситуации уровень развития обучающихся и его скорость не имели тесной взаимосвязи с обучением. Уже в 50х годах ХХ ведущие отечественные ученые начали задумываться о необходимости изменить ситуацию.
По мнению Л. С. Выготского, соотношение обучения и развития - "Самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены". [15] Именно на этом соотношении должна основываться любая методика, предполагающая правильное психическое развитие человека в процессе обучения.
В этой связи необходимо было обусловить четкое понимание того, что такое умственное развитие и, каким образом оно зависит от формата обучения. Впервые этим вопросом в отечественном образовании занимались С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. При этом Б. Г. Ананьев считал умственное развитие сложной психической особенностью, от которой зависит успех учения и труда. Это в действительности находило свое отражение в исследованиях того времени. [3]
Н. С. Лейтес в своих исследованиях писал, что сто качества ума дают основу возможностям теоретического познания и практической деятельности любого индивидуума. При этом он отмечал, что также существует прямая зависимость умственного развития от волевой и эмоциональной сфер психики человека. Обязательно, по его мнению, от этого зависит и возможность самоконтроля и саморегуляции во время обучения.[12]
Стоит отметить, что одной способности теоретически и практически действовать не достаточно. Явным условием нормального умственного и психического развития является знание.
Д. Левитов характеризовал умственное развитие через ряд показателей:
1) Самостоятельностью мышление;
2) Быстрота и прочность восприятия учебного материала;
3) Быстрота умственного ориентирования, проявляющаяся в поцессе решения нестандартных задач;
4) Глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенные детали от несущественных) ;
5) Критичность ума, отсутствие склонности к появлению предвзятых, необоснованных суждений.
1.2. Основные особенности систем развивающего обучения в школе с точки зрения психологии
Для того, чтобы вести рассуждение о психологии систем развивающего обучения, необходимо полностью осознавать значение и условия использования термина «развивающее обучение». Сам термин принадлежит В.В. Давыдову и, подразумевает он наиболее комплексное понятие, работающее только в системе с сопутствующими условиями в обучении:
- Учет психологических новообразований данного возраста, которые будут возникать, формироваться и развиваться в данной возрастной категории;
- Наличие ведущей деятельности в данной категории, определяющей вероятность возникновения и развития сопутствующих новообразований;
- Согласованность с содержанием и способами осуществления психолого – педагогической деятельности;
- Учет взаимосвязей производимой психолого – педагогической деятельности с другими видами деятельности;
- Выявление системы методик, с помощью которых можно было бы определить уровень развития существующих новообразований в изучаемом направлении;
- Соответствие характеру связи этих уровней и особенностей организации производимой деятельности. [18]
Взаимосвязь обучения со всеми выше перечисленными условиями как раз и определяет развивающее обучение, как таковое.
Для применения развивающего обучения в общеобразовательной организации необходимо в обязательном порядке учитывать возрастные характеристики учащихся. Ни одна образовательная программа в школе, либо планирование не обходятся без соответствия стандартам образования для общеобразовательных организаций.
В этой связи в современной системе образования введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который подразумевает соблюдение определенных условий и требований.
Так же изменился подход к образовательному процессу и системе осваивания нового материала. Теперь учитель на уроке больше не играет главенствующие роли человека, выдающего весь «пакет» знаний. Теперь педагог лишь сопровождает обучающихся в освоении нового материала, направляет их. Его роль на этом фоне становится больше тьюторской.
Широко распространился в преподавании всех дисциплин личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые направлены на выявление индивидуальных особенностей и талантов личности каждого обучающегося. [10]
Применяемые подходы призваны формировать нормальное умственное и психическое развитие обучающихся. Их суть заключается в особой организации учебного процесса, в основе которой лежит проектно-исследовательская деятельность школьников. Такая деятельность напрямую способствует выявлению и развитию способностей каждого ребенка.
При этом существуют основные направленности, на которые должен опираться компетентный педагог в процессе современного развивающего обучения, соответствующего ФГОС:
1) жизнетворчество – подключение учащихся в решение существующих проблем реальной жизни, обучение технологиям самостоятельного стремления к изменению собственной жизни, создание среды жизни;
2) социализация – приобщение ребенка к жизни социума, его взросление, освоение различных способов и видов жизнедеятельности, а также выявление и усиленное развитие его духовных качеств и практических потребностей, способствование жизненному самоопределению;
3) культурная идентификация – восприятие собственных культурных особенностей и свойств личности, понимание того, что ребенок принадлежит к определенной культуре и направление и поддержка в приобретении общих черт культурного человека;
4) духовно-нравственное развитие личности – освоение и развитие понимания у ребенка общечеловеческих нормам нравственности, формирование внутренних систем моральной регуляции поведения (совесть, честь, собственное достоинство, долг и т.д.), осуществление формирования способностей выбора между добром и злом, измерения гуманистическими критериями своих поступков и поведения;
5) индивидуализация – оказание помощи в становлении индивидуальной, самобытной личности, развитии ее творческих способностей и талантов, формирование личностных характеристик каждого ребенка. [3]
Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача психолого – педагогической деятельности учитеся - создание условий для умственного и психического развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.
1.3. Анализ наиболее успешных психологических методик в развивающем обучении, разработанных для применения в школе
На сегодняшний день ситуация обстоит так, что существует множество психологических методик, направленных на изучение психологических основ развивающего обучения, но далеко не все возымели действительно значимый эффект в данной области.
Отмечено, что сейчас системно разработанными считаются две основных системы развивающего обучения:
1) Система развивающего обучения В.В. Давыдова. Данное направление берет свое начало с трудов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. [16]
Данная система основывается на принципе от общего с частному. Здесь подразумевается освоение новых знаний через общую картину и поиск причин и следствий поставленной проблемы. Для образовательного процесса по этой системе характерны обобщение и абстрагирование. Важным явлется нахождение связи между единичным и целым.
Мыслительное действие здесь выражается через качественный анализ теоретического знания, что дает возможность разобраться не только в самом материале, но в его смысле, выявить для себя его значение.
2) Методика развивающего обучения Л.В. Занкова. Эта методика психолого – педагогической деятельности объединяет наиболее современные способы работы с обучающимися, способствуя формированию творческой, мыслящей нетрадиционно личности. Л. В. Занков отдает предпочтение интенсивному развитию учащихся. При этом он не приемлет допущение неправомерного облегчения учебного материала, а также неоправданно медленные темпы его освоения и регулярное однообразное повторение. [7]
Система по Л. В. Занкову, основывается на нескольких важнейших принципах:
- Обучение должно иметь высокий уровень трудности. Реализация данного принципа подразумевает обязательное наличие меры трудности. Работа должна быть основана на преодолении препятствий, осмыслении взаимосвязей и систематизации осваиваемых явлений.
- Теоретическая основа знаний играет ведущую роль в развивающем обучении. Согласно этому принципу отработка таких важнейших показателей, как понятия, отношения, связи в учебном предмете, а также межпредметные связи так же важны, как и формирование и закрепление навыков.
- Ученик обязан самостоятельно осознавать собственное учение. Данный принцип способствует развитию рефлексии, осознанию самого себя в качестве субъекта учения.
- Развитие должно быть коллективным. Здесь подразумевается, что развитие личности может происходить только при условии освоение нового материала только в коллективе, так как без коммуникации учащийся не имеет возможности сравнивать, делать выводы, перенимать опыт и способы работы коллег по образовательному процессу. Данный принцип в частности отвечает за гуманизацию учебного процесса.
Таким образом, система по Л. В. Занкову нацелена на осмысленную работу учащихся во время освоения и познания нового. Она заставляет ставить цели и идти к ним, как индивидуально, так и коллективно, добиваясь успеха в образовательной деятельности, находя наилучшие способы решения поставленных задач. Данная система наилучшим образом развивает творческое мышление, заставляет, проходя через определенные препятствия, мыслить неординарно.
Вывод
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для полноценного умственного и психического развития обучающихся необходима полная замена объяснительно - иллюстративного способа освоения нового материала во время обучения на собственно – деятельностный. Только в таком случае обучение можно будет назвать развивающим.
Теоретические аспекты становления психологических основ развивающего обучения начали формироваться еще в середине прошлого столетия, что говорит о том, что вопрос соотношения и развития стал волновать ведущих ученых в области образования уже тогда.
На сегодняшний день наиболее распространенными и применяемыми являются системы развивающего обучения по В. В. Давыдову и Л. В. Занкову. С данных системах наблюдаются существенные отличия. Наиболее развитой и отвечающей современным стандартам в образовании является система Занкова, которая предполагает полноценное умственное и психологическое развитие только через деятельность и саморегуляцию учащихся.
- РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИЗУЧЕННЫХ МЕТОДИК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Методика, цели и задачи разработки практических рекомендаций по применению изученных методик в общеобразовательной организации
Методика разработки практических рекомендаций для применения развивающего обучения в школе основывается на изученных теоретически системах развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. Данные теоретико-методологические подходы дают возможность определить взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к формированию личности ребенка, а также философское понимание своей роли в воспитании и обучении детей, как наставника, сопровождающего и направляющего в процессе обучения и воспитания.
При разработке рекомендаций была проведена работа по выявлению наиболее прочных связей между развитием и обучением. Для этого были даны определения этих понятий.
Развитие — процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка), индивидуальном (своеобразие, особенности развития), личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности).
Обучение — это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.
Находясь в постоянном контакте с социумом учащийся становится подвержен преемственности личностных особенностей воспитания и образования других детей, его окружающих.
Таким образом, именно личностная ориетнированность психолого-педагогических процессов в ОО определяет возможность достижения целей и задач, поставленных перед развивающим обучением в школе.
В этой связи с практической части курсовой работы была поставлена цель: сформировать на основе систем развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова рекомендации по психолого-педагогической деятельности в общеобразовательной организации.
При разработке практических рекомендаций были поставлена следующие задачи:
- Выявить наиболее значимые аспекты психологических основ в системах развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова;
- Сформировать рекомендации по их применению в ОО;
- Определить предполагаемый эффект от применения разработанных рекомендаций.
2.2. Методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе
Занятия, разработанные по методикам, ориентированным на постоянную практическую деятельность учащихся, индивидуальную и групповую работу, заставляющие детей задумываться над применением полученных знаний призваны повысить интерес и уровень мотивации к изучению нового материала. На этой основе формируется активное деятельностное мышление, способствующее полноценному умственному и психологическому развитию. А конечная рефлексия как индивидуальная, так и групповая помогает учащимся наиболее точно разобраться со степенью усвоения материала.
Творческий подход к проведению занятия, добавление соревновательного эффекта, а также активное общение учащихся между собой и с преподавателем заставляют их принимать непосредственное участие в ходе занятия, а не просто присутствовать на нем.
Данное положение идет красной нитью через содержание систем развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова, является их общей составляющей и обладает наибольшей эффективностью в применении в психолого- педагогической практике в общеобразовательной организации.
На основе ведущих положений изученных систем были сформированы следующие рекомендации:
- Педагогическая работа в общеобразовательной организации должна вестись в соответствии с уровнем психического и умственного развития категории обучающихся с которыми она ведется.
- Занятия должны четко планироваться и иметь 60% деятельностной составляющей. Для этого необходимо предоставить учащимся возможность заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Изготовление проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности процесс многогранный и интересный. Для учащихся он интересен наиболее тем, что в результате такой деятельности получается актуальный продукт, который либо тут же, либо в дальнейшем презентуется. Исследовательская же деятельность вызывает большой интерес у детей самим процессом поиска и познания информации. При этом обучающиеся имеют возможность самостоятельно оценивать свои действия и уровень достигнутых результатов. Результаты точно так же презентуются, обсуждаются и оцениваются как коллективом, так и индивидуально. При таком подходе происходят сложные психические процессы, направленные на формирование неординарной, нестандартно мыслящей и продуктивно действующей личности обучающегося ;
- Учащиеся должны учиться самостоятельно ставить перед собой цели, и планировать действия для их достижения.
- Педагог должен выполнять сопровождающую, наводящую роль, уступая лидирующие позиции в освоении материала учащимся;
- Способы освоения нового материала должны меняться. Преподнесение общей информации по теме с поиском причин и следствий должно сменяться самостоятельных добывания знаний по нарастающей. Учащиеся должны уметь рассуждать логически и приходить к определенной целостной картине, являющейся конечной точкой в освоении конкретной темы.
- Скорость психического развития сугубо индивидуальна, поэтому занятия обязаны выстраиваться таким образом, чтобы заставлять мыслить и действовать индивидуально каждого ребенка. Существует достаточно много способов повысить уровень мотивации к освоению нового у учащихся. Одним из таких способов является применение личностно - ориентированных методик в преподавании предмета. Грамотно составленные практические занятия с применением личностно – ориентированных методик, заставляющие студентов лично добывать нужные знания различными способами, также регулярная поддержка, направление и стимулирование преподавателем существенно увеличивают интерес к изучаемому предмету и профессии в целом.
- Результативность образовательного процесса должна оцениваться в первую очередь самим учащимся, что позволит совершенствовать механизмы саморегуляции и самоконтроля психики.
- Конечная рефлексия должна завешать любое занятие любого типа, открывая педагогу наиболее точную картину правильности выбранных для занятия приемов и способов работы.
- Последующая работа должна раскрывать сформированные на предыдущих занятиях универсальные учебные действия (УУД), предусмотренные во ФГОС. (Приложение 1)
- Формирование УУД не должно быть помещено в узкие рамки изучения одной темы или предмета. Необходимо раскрыть учащимся возможность их применения в других областях знаний и жизни.
Данные рекомедации предполагают, что одна из важнейших целей развивающего образования - формирование у обучающихся научного мировоззрения. Оно базируется на целостности и единстве получаемых знаний, их системном и уровневом построении, многообразии и логических взаимосвязях между уровнями. Кроме того, биология как дисциплина ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Для достижения наиболее точных результатов был разработан и предложен пример этапности практического занятия с учетом разработанных в ходе исследования рекомендаций. (Приложение 2)
При разработке занятия был сделан акцент на деятельностный подход к психолого-педагогическому процессу. В процессе познания, рассуждения, закрепления учащиеся действуют самостоятельно. При этом педагог грамотно подводит к переходу на следующую ступень занятия. В этом случае происходит активный процесс саморегуляции и самоконтроля психики учащихся, что помогает в дальнейшем полностью самостоятельно ставить перед собой четкие правильные цели, планировать дальнейшие действия, искать пути решения выявленных проблем.
На этой почве происходит активное формирование и развитие психики ребенка через действие. Ученик имеет возможность не только добиваться высоких результатов в освоении нового материала, но и здраво оценивать проделанную собой и коллективом работу.
Вывод
Таким образом, при регулярном применении разработанных рекомендаций, основанных на системах развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова в планировании и проведении занятий, происходит достижение необходимого уровня результатов, так же прописанных государственным стандартом для каждой ступени образования. При систематической работе подобного характера обучающиеся не только поддерживают, но и развивают, и укрепляют в себе индивидуальные таланты и способности, чем обусловлено полноценное умственное и психическое развитие личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной в исследовании работы можно заключить следующее:
- Сформированные еще в середине прошлого столетия психологические основы систем развивающего обучения в данный момент переживают необходимость в практическом применении.
В условиях постоянно нарастающего технического и информационного прогресса психика человека подвержена сильнейшему влиянию огромного информационного потока. Освоение и усвоение новой информации будет проходить успешно только в том случае, если учащиеся будут не только иллюстративно получать информацию, но и иметь возможность деятельностно в ней ориентироваться, самостоятельно целеполагать, ставить перед собой и решать определенные задачи, осознавать возможность применения полученных знаний на практике.
- Современная система образования в нашей стране прямым ходом идет к освоению развивающего обучения. Большим шагом этому стало внедрение ФГОС в образовательный процес. Данный стандарт предполагает наличие в психолого-педагогической работе деятельностного и личностно- ориентированного подходов, которые с точки зрения психологии способствуют наиболее устойчивому формированию по полноценной психически здоровой личности учащихся.
- Самыми популярными на сегодняшний день являются системы развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. Данные системы так же основываются на деятельностном подходе, но имеют несколько значительных различий. Использование сразу двух методик в образовательном процесс не возможно, но существует возможность интеграции и разработки практических рекомендаций по частичному их применению в общеобразовательной организации.
- Методически разработка практических рекомендаций в исследуемом направлении основывается именно на интеграции основных тезисов систем развивающего обучения по В. В. Давыдову и Л. В. Занкову. Целью практической части исследования стало сформирование на основе систем развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова рекомендаций по психолого-педагогической деятельности в общеобразовательной организации. Для достижения данной цели были поставлены необходимые задачи и, далее, предложены пути их решения.
- Результатом исследования проведенного в курсовой работе стали методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе. Данные рекомендации разработанны на основе двух наиболее популярных систем развивающего обучения, они отвечают требованиям современного Федерального Государственного Стандарта в образовании. Дополнительно разработан примерный план занятия в общеобразовательной организации с учетом предложенных в работе рекомендаций.
Таким образом, при полноценном применении предложенных в исследовании рекомендаций существует реальная возможность вывести образовательный процесс на абсолютно новый уровень. Соответствующий психолого-педагогический подход в общем образовании призван формировать наиболее самостоятельную прогрессивно развивающуюся личность учащегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Атемаскина Ю. В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». - 2013. - С.89.
- Атутов П. Р., Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 2011. - № 2. - С.236.
- Беспалько В. П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 2010.- С.287.
- Венгер А. Л., Цукерман Г. А., Психологическое обследование младших школьников. - М., 2001. – С. 213.
- Воронов В. В., Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. – С. 288.
- Вульфов Б .З., Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. – С. 511.
- Выготский Л. С., Педагогическая психология. - М., 1996. – С. 412.
- Гуревич П. С., Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 479.
- Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения/ - М: Просвещение, 2011 г. – С. 397.
- Джуринский А. Н., Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c
- Кларин М. В., Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 2013 г. - С. 478.
- Ксензова Г. Ю., Перспективные школьные технологии: - М.: Педагогическое общество России, 2012. - С. 214.
- Кукушкин В. С., Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2013.- С. 59-64.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - С.336.
- Кибанова А. Я., Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А. Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. – С. 480.
- Киреева Э. А., Психология и педагогика (для бакалавров) / Э. А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. – С. 496.
- Кравченко А. И., Психология и педагогика: Учебник / А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. – С 400.
- Мандель Б. Р., Педагогика: Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. – С. 288.
- Павленко Н. Н., Психология и педагогика: Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. – С. 496.
- Сальникова Т. П., Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2012. - С. 57.
- Селевко Г. К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2013. – С. 256.
- Шипилина Л. А., Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. – С. 208.
- Щербакова Е. В., Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. – С. 408.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. УУД, формируемые в процессе развивающего обучения
Вид УУД | Типы заданий |
Личностные | самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание |
1.Прочитать изучаемого параграфа учебника. 2.Ответить на вопросы и задания, которые находятся в конце параграфа. Объясни и выскажи своё мнение о прочитанном. 3. Просмотреть презентации по теме. 4. Творческое задание 5. Сравнить свою работу с работами других. | |
Коммуникативные | планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка |
1. Разделиться на группы. Составить задание для группы соперника через прием: «Пропущенные слова в тексте» 2. Совместное обсуждение выполненного задания. Оценка работы группы. 3. Разбиться на варианты и разработать презентацию. | |
Познавательные | общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем |
1. Прочитать содержание пункта параграфа на тему «…»; выделить все специальные термины и выражения, найти, что они обозначают. 2. Составить таблицу терминов, заменить слова синонимами и вставить во второй столбец. 3. С выписанными терминами придумайть свой рассказ, озаглавить, и записать его. | |
Регулятивные | планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка |
1. Решить задачи, в которых имеются преднамеренные ошибки. 2. Найти информацию в предложенных источниках. 3. Задания на выявление ошибок. 4.Самостоятельная работа. Её проверка: самоконтроль и взаимоконтроль. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2. Примерные этапы занятия с применением разработанных рекомендаций
Этапы | Содержание | Практическая составляющая |
Мотивирование на учебную деятельность | Создание доброжелательной атмосферы в кабинете, нацеливание на работу. | Творческое введение в тему |
Актуализация | Закрепление знаний, полученных ранее, привязка к новой теме через задание, на которое не хватает имеющихся знаний. | Вставить пропущенные слова в текст. |
Целеполагание, постановка проблемы | В ходе коллективной работы, выявляются затруднения, на основе чего сами студенты формулируют цель занятия. | Цель: «…» |
Поиск путей решения проблемы | Совместное планирование достижения поставленной цели. Групповая работа по решению практических задач | Разделение на две команды и составление « Авторских опор». Каждая команда проектирует свой плакат имеющихся знаний и возможных рассуждений по теме занятия, затем плакаты вывешиваются на доску и, происходит обсуждение с корректировкой педагога, добавляющего новую информацию. |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. | Выполнение заданий по новой теме, самопроверка по эталону. | Например, выдаются карточки с индивидуальными заданиями. Затем на экран проектора выводятся правильные ответы. |
Систематизация знаний | Работа по выявлению связи между новой темой и ранее изученным материалом. | Команды формулируют по 3 вопроса, связывающих новую тему с ранее изученными и обмениваются ими с последующим обсуждением. (Для удобства в каждой команде выбирается спикер). |
Оценивание | Студенты самостоятельно оценивают проделанную работу | Упражнение «Хорошо – плохо» Команды составляют список вопросов усвоенных хорошо и не вполне усвоенных, затем происходит совместное обсуждение |
Рефлексия | Проверка значимости усвоенного материала | Учащиеся самостоятельно называют тему занятия, цель и определяют, достигнута ли она. Обосновывают применение полученных знаний на практике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобенности развивающегося обучения
Исследования, направленные на определение качества обучения учащихся черчению в общеобразовательной школе, проведенные в разные годы (А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, Е.А.Василенко, JI.H. Коваленко, В...
Английский язык – как одно из средств развивающего обучения дошкольников
обучение дошкольников...
Методическая разработка проведения практического занятия по электротехнике на основе технологии развивающего обучения
Методические рекомендации по проведению практических работ по электротехнике в помощь преподавателю и обучающемуся...
Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении
Аудирование на начальном этапе обучения, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение.Именно на начально...
Развивающее обучение на основе проблемной ситуации
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обуча...