Классный час «Курить или не курить?»
классный час
Разработка классного часа «Курить или не курить» предполагает повышение уровня информированности подростков о вреде курения. Проведение классного часа сопровождается компьютерной презентацией, видеофрагментами и музыкальной заставкой песни из кинофильма «Остров сокровищ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
«Батыревский агропромышленный техникум»
Классный час
«Курить или не курить?»
Классный руководитель:
Полякова Галина Владимировна
2015г
Цели: формировать негативное отношение к курению, повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека.
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Аннотация
Разработка классного часа «Курить или не курить» предполагает повышение уровня информированности подростков о вреде курения. Проведение классного часа сопровождается компьютерной презентацией, видеофрагментами и музыкальной заставкой песни из кинофильма «Остров сокровищ»
Самоанализ
Я считаю, что данная тема в настоящее время является актуальной.
Хотелось бы, чтобы именно проведение такого классного часа определило отношение детей к своему здоровью.
По структуре классный час подразделён на вступительную часть, основную, заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
При подготовке к классному часу я старалась выбрать материал, который наиболее ярко покажет, как может влиять курение на здоровье. С этой целью я использовала видеофрагмент и презентацию, использовала групповую работу.
Микроклимат в классе был комфортный, учащиеся высказывали своё мнение, не боялись ошибиться. Каждый пришел к выводу, что курение опасно для здоровья.
Я считаю, что цель, поставленная мною, достигнута.
Оглавление
I.Вступительная часть ------------------------------------- -------------------------------------------стр1-2
II.Основная часть
1.История табака-----------------------------------------------------------------------------------------стр2-3
2.О вреде курения ----------------------------------------------------------------------------------стр3-4
3.Ролевая игра «Умей сказать «нет»»--------------------------------------------------------------стр4-5
4.Тест «Сможешь ли ты устоять» ------------------------------------------------------------------стр5
5.Информационный блок «Советуют врачи» для тех, кто решил бросить курить----стр6
6.Проведение анкетирования-------------------------------------------------------------------------стр6
III.Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------стр6
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I.Вступительная часть
Классный руководитель: Добрый день. Сегодня у нас классный час. Он посвящен очень серьёзной проблеме, которая актуальна в наше время и среди подростков.
Давайте сначала послушаем отрывок песни из кинофильма «Остров сокровищ», и тему нашего классного часа определите сами (Звучит песня о вреде курения из кинофильма «Остров сокровищ»). (слайд 1)
Так о чем мы сегодня будем говорить? Догадались? Сегодня мы поговорим о вреде курения. Цель нашего классного часа формировать негативное отношение к курению и готовность вести здоровый образ жизни
Как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курят?
Дети высказывают предложения.
По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.
У нас в стране курит около трети детей в возрасте от 10 до 17 лет. Цифра эта увеличивается с каждым годом, причём в основном за счёт представительниц женского пола: за последние 15 лет число курящих девочек увеличилось втрое. Я надеюсь, что проведение этого классного часа поможет всем разобраться и определиться в отношениях к сигарете.
А что вы знаете о курении, мы попробуем определить путём проведения игры «Брейн-ринг». У вас будет не одна команда, а две. Я сейчас раздам листочки с вопросами, вам нужно будет выбрать из трех вариантов один верный ответ. Ваша задача за 1 минуту выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетончики.. Команда, набравшая наибольшее количество жетончиков выигрывает.
Итак, начали:
* Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI в. испанцами из Америки.
2. В XVI в. китайцами.
3. В XVIII в. англичанами из Индии.
* При каком царе табак впервые появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Екатерине II.
3. При Петре I.
* Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Пётр I.
3. Екатерина II.
* Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина и смол.
3. Нет.
-1-
* Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь «за компанию».
3. Когда не затягиваешься сигаретой.
* Как влияет курение на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.
* Какое заболевание считается наиболее связанным с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.
* Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем больше куришь, тем сложнее бросить курить.
3. Чем дольше куришь, тем легче бросить курить.
- Подсчитайте количество жетончиков Команде победительнице наши аплодисменты.
У: А теперь давайте обратимся к истории. Откуда же родом табак?
II.Основная часть
1.История табака
Дети сами рассказывают историю о табаке.
(слайд 3)
Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли табак из Америки (12 октября 1492г)Когда его корабль пристал к одному их островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. Курили они и во время религиозных церемоний, пускали клубы табачного дыма по направлению к солнцу, где, по их мнению, и обитало божество «Моннито» - дух жизни.
При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой «трубки мира», это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака. В Европу табак был завезён Колумбом
(слайд4)
Несмотря на широкое распространение в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. За курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам , а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев было приказано сжечь на костре.
-2-
(слай5)
В России курение было запрещено при царе Иване Грозном и он запретил продавать и употреблять табак.
(слайд6)
Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос.
(слайд 7)
По Уложению царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города. Ввоз в страну табака был запрещен.
(слайд 8)
Усилия русских царей оказались безрезультатны. Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты
Просмотр видеофрагмента по теме
(слайд 10)
2.О вреде курения
Классный руководитель: Табачный дым – это смесь ядовитых веществ.
На кончике сигареты температура достигает около 300 градусов.
При этом происходит выделение
огромного количества вредных веществ:
(слайд11)
Влияние табачного дыма на кровь и мозг.
После выкуривания одной сигареты у курящих, сужаются кровеносные сосуды, наступает кислородное голодание, которое длиться около часа.
Погибают клетки мозга, нарушается память.
(слайд12)
-3-
Влияние на органы дыхания.
бронхит
легочно-сердечная недостаточность
туберкулез
легочная гипертония
Рак легких, горла, ротовой полости и т.д.
пневмония
(слайд13)
Влияние на печень и органы пищеварения
Гастрит
Рак желудка
Язва желудка
Рак печени
(ПОСЛУШАЕМ КАК БЬЕТСЯ СЕРДЦЕ )
(слайды14-16)
Сердце : важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь. Сердце некурящего человека бьётся с частотой 70 ударов в минуту.
Сердце курящего человека вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше .
Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростка полпачки. Иногда дети умирали от 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
В табаке содержится 1200 вредных веществ. Самый страшный из них никотин. У курильщиков плохая память, слабое здоровье, неустойчивая психика.
Курение отнимает деньги, которые можно потратить на что-то полезное. От курения страдают и некурящие. Половина вредных веществ, курильщик выдыхает, отравляя воздух, а им вынуждены дышать окружающие.
Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди.
(слайд16)
3.Ролевая игра «Умей сказать «нет»».
Классный руководитель. Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.
Сейчас мы поиграем в игру «Умей сказать «нет»». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
К доске выйдут 2 ученика и разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Диалог №1
1 ученик: Давай закурим?
2 ученик: Я не могу.
1 ученик: Почему?
2 ученик: Родители увидят.
1 ученик: А мы отойдем за угол.
2 ученик: Мне нельзя, у меня сердце болит.
1 ученик: Ну, ты же не умрешь от одной сигареты!
2 ученик: А я сигареты без фильтра не курю.
-4-
1 ученик: У меня с двойным фильтром.
2 ученик: Да я спички забыл.
1 ученик: У меня есть зажигалка.
2 ученик: Соседи из окон нас увидят.
1 ученик: А мы пойдем в подвал.
Второй ученик молчит, не зная, что ответить.
Классный руководитель: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Дети считают, что победил 1 ученик.
Как это ни странно, 2 ученик ни разу не сказал «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, ведь его друг должен был уважать его желания
Диалог № 2
1 ученик: На, кури.
2 ученик: Не хочу!
1 ученик: Кури, за компанию!
2 ученик: Отстань, кури сам, если хочешь!
1 ученик: А что ты тогда сюда пришел?
2 ученик: Захотел и пришел!
1 ученик: Ну, тогда иди отсюда.
2 ученик: Не хочу.
Классный руководитель. Вот сейчас 2 ученик стал явно сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают.
4.Тест «Сможешь ли ты устоять»
Раздается тест «Сможешь ли ты устоять?» Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он сможет показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности. Иначе легко стать жертвой вредных привычек.
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить
4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
10. Друзья зовут тебя гулять, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да», и запишите полученное число.
Вы сказали «да» не больше 3 раз – вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать ваши планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже.
Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз – тут пора задуматься.Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
-5-
(слайд17)
Классный руководитель. Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает жизнь
- 1 сигарета сокращает жизнь на 15мин;
- 1 пачка сигарет — на 5 ч;
- тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;
- кто курит 4 года — теряет 1 год жизни;
- кто курит 20 лет — 5 лет;
- кто курит 40 лет — 10 лет
( слайды18-19)
5.Информационный блок «Советуют врачи» для тех, кто решил бросить курить.
Классный руководитель: Может быть, после нашего классного часа кто-то из них захочет бросить курить. Мы должны понять, что это требует очень большого мужества и силы воли. А тем, кто все-таки решил бросить курить, наши врачи дают советы.
1 врач: Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном (лимон содержит витамин С, который особенно нужен тем, кто бросает курить).
2 врач: В первые дни воздержитесь от курящей компании.
1 врач: В первые дни ешьте больше кисломолочных продуктов.
2 врач: Каждый день съедайте ложку меда – он помогает печени очистить ваш организм от вредных веществ.
1врач: Физкультура не только помогает отвлечься от курения, но и очищает дыхание.
2 врач: Ломайте привычки: курите, например, в определенном месте, в определенное время, после определенных дел и т.д.
6.Проведение анкетирования
1.Пробовали ли вы курить?
а)да б) нет
2.Если «да», то в каком возрасте:
____________________________
3.Первую сигарету вы курили:
А) один б) с другом в) в компании
4.Курю
а)для того, чтобы считать себя взрослым
б) за компанию
в) ради интереса
5.Курят ли ваши родители?
а) да б) нет
6.Курят ли ваши друзья в компании?
а) да б) нет
(слайд20)
III.Заключение
Классный руководитель :Природа создала все, чтобы человек был счастлив.И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Так не губите свое здоровье.
Наш классный час подошел к концу. Как вы считаете, был полезным наш сегодняшний разговор? Что он вам дал?
Примерные ответы детей:
- Я узнал о том, что курение – это очень вредная и опасная привычка;
- Я узнал о вреде табака на организм;
В конце дети ставят свои подписи на плакате «Я против курения»
-6-
-7-
Список используемой литературы:
- Журнал «Начальная школа» №8,1991г.
- 1) Александров А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» М. Интерполиграф, 1996г.
- Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2005. - 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Родительские собрания. 8 -9 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.
- Как легко бросить курить / М. Андреева – С. – Пб. ООО «Издательство «Тригон», 2007 – 384 с.
- Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Курить или не курить?"(Презентация)
Плюсы и минусы курения. Статистика. Проблемы курения. Последствия курения....
Разработка классного часа на тему "Курить в XXI веке не модно"
Архив содержит разработку классного часа и презентацию к нему...
Разработка классного часа на тему "Курить в XXI веке не модно"
Архив содержит разработку классного часа и презентацию к нему...
Классный час по теме: Здоровье – ценное богатство. Курить в 21 веке – это не модно.
Данный материал направлен на пропаганду здорового образа жизни...
Классный час на тему: Кто курит табак – тот сам себе враг!
Методическая разработка классного часа...
Методическая разработка классного часа по теме: "Курить или жить"
Классный час проводится в рамках недели, посвященной Всемирному дню отказа от курения - 17 ноября 2016 г. с целью формирования у обучающихся сознательного негативного отношения к курению и понимания н...
Классный час «Не курите, я хочу быть здоровым!»
Классный час "Не курите, я хочу быть здоровым"...