Рабочая программа "Волейбол (девушки)"
рабочая программа на тему
Рабочая программа для проведения секции по волейболу в техникумах, колледжах, ПТУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_voleybolu_devushki_knt.doc | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова» | |
ОП-06-2016 | Система качества образовательного учреждения |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа спортивной секции «Волейбол» |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________Е.Ю.Кузнецова
«___»___________2018 г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
спортивной секции «Волейбол»
(возраст обучающихся - 16-19 лет
срок реализации - 1 год)
Должность | Фамилия И.О. / Подпись | Дата | |
Согласовал | Зам. директора по УВР | Цалый Н.В. | |
Разработал | Педагог доп. образования | Видяев М.С. |
г. Кстово, 2018
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа спортивной секции «Волейбол» (далее Программа) является программой физкультурно-спортивной направленности. Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся. Образовательная деятельность осуществляется на русском языке. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья, волейболом занимаются все. Эта игра пользуется популярностью и у обучающихся. Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации. Волейбол способствует укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию, служит средством активного отдыха.
Волейбол используется как важное средство общей физической подготовки у обучающихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивная секция по волейболу призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической активности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол, подготовка девушек к соревнованиям по волейболу.
Основными задачами программы являются:
образовательные
- ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома; формировать здоровый образ жизни;
- изучить основы техники и тактики игры;
- способствовать приобретение необходимых теоретических знаний;
развивающие
- способствовать овладению основными приемами техники и тактики игры;
- развивать устойчивый интерес к данному виду спорта;
- развивать креативные способности (мышление, умение предугадать тактику противника);
- содействовать правильному физическому развитию;
- развивать физические способности (силу, выносливость, гибкость, координацию движений);
- развивать специальные технические и тактические навыки игры;
- подготовить учащихся к соревнованиям по волейболу;
- содействовать отбору лучших учащихся для ДЮСШ;
воспитательные
- способствовать воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- способствовать привитию ученикам организаторских навыков;
- способствовать привитию общей культуры поведения (основ гигиены, этикет).
Программа секции рассчитана на девушек 16-19 лет. В секцию зачисляются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий волейболом.
Срок реализации программы – 1 год.
Занятия в этих группах проводятся 2-3 раза в неделю, с недельной нагрузкой 4,5 часов, курс рассчитан на 180 часов в год.
Форма занятий - физические упражнения (разминка, специальные упражнения, игровые спарринги, игра), беседы по правилам и судейству соревнований.
Практические занятия с девушками различают по направленности: однонаправленные (посвящены одному из видов подготовки: технической, тактической, физической), комбинированные (включают материал 2-3 видов в различных сочетаниях), игровые (игровая тренировка, двухсторонняя игра, игровой фрагмент), контрольные.
Программа состоит из двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел включает в себя объяснение правил игры, особенностей выполнения технических приемов. Практический раздел программы предусматривает овладение техникой основных приёмов нападения и защиты, формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования, приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу, содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1.Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3. Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе.
5.Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.
В ходе изучения данной программы по волейболу обучающиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Ожидаемые результаты
знать:
- расстановку игроков на поле;
- правила перехода игроков по номерам;
- правила игры в мини-волейбол;
- правильность счёт по партиям;
уметь:
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками;
- выполнять приём и передачу мяча снизу над собой и на сетку мяча;
- выполнять нижнюю подачу с 5-6 метров;
- выполнять падения.
Формы подведения итогов реализации программы: участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, праздниках.
Материально-техническое обеспечение
1.Площадка волейбольная.
2. Сетка волейбольная.
3. Мячи волейбольные.
4. Мячи набивные.
5. Скамейки гимнастические.
Тематический план.
№ | ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ | Количество часов |
I | Основы занятий | 20 |
1 | История развития волейбола. Общие основы волейбола | 2 |
2 | Правила игры и методика судейства | 4 |
3 | Техническая подготовка волейболистов | 4 |
4 | Методика тренировки волейболистов | 4 |
5 | Классификация упражнений | 4 |
6 | Виды соревновании | 4 |
II | Общая физическая подготовка | 24 |
7 | Гимнастические упражнения | 8 |
8 | Легкоатлетические упражнения | 8 |
9 | Подвижные игры | 8 |
III | Специальная физическая подготовка | 16 |
IV | Техническая подготовка | 104 |
Техника нападения: | ||
10 | перемещения на площадке | 8 |
11 | стойка защиты во время нападения | 8 |
12 | подачи | 10 |
13 | передачи | 10 |
14 | доводка мяча | 10 |
15 | нападающие удары | 10 |
Техника защиты: | ||
16 | перемещения | 10 |
17 | прием мяча | 10 |
18 | блок | 8 |
V | Тактическая подготовка | 90 |
Тактика нападения: | ||
19 | индивидуальные действия | 8 |
20 | групповые действия | 8 |
21 | командные действия | 8 |
Тактику защиты: | ||
21 | индивидуальные действия | 8 |
22 | групповые действия | 8 |
23 | командные действия | 8 |
24 | Игра по правилам с заданием | 6 |
И т о г о: | 200 ч |
I. Основы знаний
Вводное занятие Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.
Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
II. Общая физическая подготовка
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч — упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами - приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями -бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с мостика), согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением. Низкий старт и стартовый разбег. Эстафетный бег с этапами.
Подвижные игры: “Гонка мячей”, “Пятнашки”, “Метко в цель”, “Подвижная цель”, “Эстафета с бегом”, “Эстафета с прыжками”, “Эстафета с прыжками чехардой”, “Ловцы”, “Борьба за мяч”, “Мяч ловцу”.
III. Специальная физическая подготовка
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) - сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и Юм (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом-отягощением или в куртке с весом. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки.
Подвижные игры: “День и ночь” (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), “Вызов”, “Вызов номеров”, “Попробуй унеси”, различные варианты игры “Салки”. Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг).
Упражнения с отягощением, штанга - вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседание -до 80 %, выпрыгивание - 20-40 %, выпрыгивание из приседа - 20-30 %, пояс, манжеты на запястья, у голеностопных суставов. Приседания, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа вперед, прыжки на обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой и прыжки и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами, Упражнения с набивным мячом. Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг “крюком” в прыжке - в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг).
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).
IV. Техническая подготовка
Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу: подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.
Техника защиты. Действия без мяча.
Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.
Действия с мячом. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3, 2.
Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,2, стоя на подставке.
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах 3, 2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2).
При действиях с мячом. Чередование способов подач на точность, в ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.
V. Тактическая подготовка
Тактика нападения. Групповые действия в нападении. Взаимодействия игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зон 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования подач в зоны).
Командные действия. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи.
При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4.
Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника “углом вперед” с применением групповых действий.
Аттестация
Приемные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап
- Техническая подготовка
- Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4
- Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены (чередование)
- Подача верхняя прямая в пределы площадки
- Прием подачи и первая передача в зону 3
- Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера
- Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)
Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения программы.
Контрольные нормативы по физической подготовке обучения (девушки)
- Длина тела, см
- Бег 30 м. с
- Бег 30 м (5\6м). с
- Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с.
- Прыжок в длину с места, см
- Прыжок вверх с места толчком двух ног. см
- Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы двумя руками. м:
- Становая сила, кг
Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке,
по спортивному результату (девушки )
- Верхняя прямая подача;
- Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи)
- Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову)
- Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность
- Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность
- Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали.
- Вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом
- Вторая передача в прыжке из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом
- Нападающий удар или «скидка» в зависимости оттого поставлен блок или нет
- Командные действия: прием подачи, вторая передача из зоны 3 и зону 4 или 2 (по заданию) и нападающий удар (с 16 лет вторая передача выходящим игроком)
- Блокирование одиночное нападающих ударов из зон 4, 3, 2 со второй передачи. Зона не известна, направление удара диагональное
- Командные действия организации защитных действии по системе «Углом вперед» и «Углом назад" по заданию, после нападения соперников
- Прием снизу -верхняя передача
- Нападающий удар -блокирование
- Блокирование -вторая передача
- Переход после подачи к защитным действиям, после защитных -к нападению
- Потери подач в игре (%)
- Эффективность нападения в игре (%)
- Полезное блокирование в игре (%)
- Ошибки при приеме подачи в игре (%)
Литература
Основная:
1. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2010 (Правила соревнований)
2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: Сиб ГАФК, 2002
Дополнительная:
1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. - Минск: Полымя, 1985. - 78 с.
2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М.: ФиС. – 2007
3. Беляев, А.В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов / А.В. Беляев. – М., 1986.- 245с.
4. Вертель, А.В. Скоростно-силовые способности спортсменов-волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А.В. Вертель // Детский тренер (журнал в журнале) – М. ФИС, 2006. - №1. – с.14
5. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М.: Академия, 2001
6. Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский / Под редакцией Ю.В. Питерцева. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998- 336с.
7. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
8. Железняк, Ю.Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
9. Ивкова Т.П. Волейбол: Учебник. – Минск: Академия управления при Президенте респ.Беларусь, 2008
10. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие ,Ю.Н.Клещев - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.
11. Клещев Ю.Н. Волейбол. – М., Физкультура и спорт, 1983
16. Л.А.В (компиляция и верстка). Волейбол без компромиссов. – М.: Спорт, Волейбол, 2001.
12. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие –Нижневартовск, 2001.
13. Современная система спортивной подготовки /под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995 – 320с.
14. Хомберг, С. Некоторые советы по технике и тактике пляжного волейбола / С. Хомберг. – (http://lib.sportedu.ru).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....
Девушка, освещённая солнцем
К портрету «Девушка, освещённая солнцем»художника В.Серова Июльский полдень. Сад заросший.Ковёр душистых трав, цветов.Пух тополиный запоро\'шилАллею лип, сиреневых кустов.У старой яблони склонённо...
Сценарий 8 марта! "Девушки,любовь,весна"!.
Сценарий к 8 марта «Девушки, любовь, весна»Вот и наступила весна! А для того, что бы полностью почувствовать и ощутить её приход, мы проводим самый прекрасный праздник для девушек, 8 марта. Имен...
Особенности занятий физической культурой с девушками в период беременности
Данное учебно – методическое пособие по курсу «Физическая культура» разработано специально для студентов БОУ СПО ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна».Оно включает в себя материалы теоре...
"А ну-ка девушки!"
Классный час посвященный 8 марта...
«Спортивное мероприятие «А, ну- ка, девушки!»
Мероприятие "А, ну-ка, девушки!" рекомендовано для проведения спортивного праздника, посвященного Международному Женскому Дню 8 Марта....
"Красота в жизни девушки"
Что значит красота? В чем заключается истинная красота женщины, девушки......