Слова, которые нужно забыть каждому учителю.
консультация на тему

Кагал Алла Ивановна

Часто то ли вы критикуете учеников? Каждый педагог ответит, что ежедневно. Похвала проскакивает реже. Не сделали домашнее задание, шумели на уроке, дерзили- масса факторов служит причиной для замечания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому учителю

Мы делимся с учителями секретами правильной критики. Читайте, чтобы узнать, как мотивировать и вдохновлять с помощью критики, а какие слова каждому учителю нужно забыть навсегда.

 

Часто ли вы критикуете учеников? Каждый педагог ответит, что ежедневно. Похвала проскакивает реже. Не сделали домашнее задание, шумели на уроке, дерзили — масса факторов служит причиной для замечания. 

Но даже если у критики есть благородная цель, то почему ученики замечают только негатив? Мотивация и интерес к предмету падает, успеваемость не радует педагогов и родителей, а ребенок замыкается в себе. Но не критиковать вообще тоже не получится.

Так где найти золотую середину? Реально ли сделать замечание-мотивацию или похвалу и не ударить по самооценке школьника? И вообще, правильно ли вы критикуете и хвалите учеников?

Как вдохновлять похвалой?

«Доброе слово и кошке приятно» — так просто пословица выражает суть поддержки, замечания положительных качеств. Мотивированный ученик в сумме с юношеским максимализмом и запалом может горы свернуть, а не только освоить школьную программу. Но как правильно хвалить ребенка, не выращивая в нем нарцисса?

Психологи и педагоги-теоретики выделяют 3 главных правила:

  • Говорите искренне. Дети поразительно тонко считывают чувства и эмоции. Когда на душе у вас скребут кошки, настроение хуже некуда, но вы красноречиво расхваливает ребенка, то потухший взгляд или тихий голос говорят о противоположном. Поэтому искренность прежде всего.
  • Оценивайте дело, а не ребенка. Нельзя говорить фразы типа: «Ты — хороший, умница молодец». Это обесценивает труд и усилия. Лучше скажите: «Ты быстро и правильно решил задания, ты написал хорошо сочинение, ты прочел весь заданный материал, ты понял тему и можешь ее объяснить другим».
  • Не сравнивайте. Даже с благими намерениями нельзя хвалить так: «Ты рисуешь лучше Васи», «Поешь лучше всех одноклассников». Так легко вырастить нарцисса и одновременно снизить самооценку других ребят.  
     

Как мотивировать критикой?

Правильно сделанное замечание — то, которое мотивирует, а не унижает и бьет по самолюбию.

Чтобы научиться критиковать с пользой для воспитания, запомните важное правило: прежде чем ругать недостатки, вспомните о достоинствах.

В большинстве случаев ребенок и сам знает, где допустил оплошность. А вот то, что у него получилось неплохо, может и не заметить. То есть похвала критикой — это немного кнута и вагон пряников.Тогда ребенок не зациклится на неудаче, не опустит руки, самооценка не скатится вниз.

Пример: вместо «Ты пишешь хорошо, но допускаешь много грамматических ошибок, окончания неправильные. Если решишь печататься где-то, то работу завернут или в редакции посмеются», скажите «Ты нестандартно смотришь на вещи. У тебя так все ярко и сочно описано. Чуть-чуть подтяни грамматику, и тогда станешь настоящим писателем, журналистом. Я верю в тебя».

Главное показать, что то, что сделал ребенок — уникально, хорошо, достойно, а небольшие нюансы реально исправить самому или вместе с вами. Грамотная критика во благо помогает вырастить ребенка с адекватным самомнением. Если постоянно твердить, что он все делает хорошо, не обращать внимание на мелкие ошибки или недоработки, то вырастает амбициозный подросток, который верит в свою «гениальность». И малейшее замечание вызывает бурю эмоций и негодования.

Стоп-слова для учителя

Сравнение/Шантаж: ты похож на неудачника/ ты выглядишь, как бомж, если не подтянешь предмет, будешь дворником/ останешься на второй год/ не поступишь!

Оценки: хорошие дети/ ученики не опаздывают, все делают вовремя и слушают учителя/ плохие ничего не добьются!

Зацикливание на неудачах: у тебя так всегда/ ты так же плохо написал предыдущую контрольную/ ты всегда не укладываешься в нормативы по физкультуре.

Публичное унижение: ребята, посмотрите на него!

Приказы: слушай, делай, закрой рот, вышел, пошел!

Навязывание роли: вот Петя все делает вовремя/ Катя быстрее тебя бегает, а она — девочка/ третьеклассник больше подтягивается/ да мой внук лучше читает, чем ты!

Нецензурная лексика: без комментариев!


Но нельзя же все время только хвалить ребенка. Как правильно сделать замечание и настроить на сотрудничество?


Не обвиняйте, а описывайте проблему!

Плохая критика

 «Дети, вы опять наследили
на полу, а его только
помыла уборщица».

 

Хорошая критика

 «Дети, на полу грязь. Его только
помыла уборщица.
Давайте будем убирать».


Забудьте о сарказме!

Плохая критика

«Кто тут самый умный,
написал и сдал работу
быстрее всех.
Может и ошибок не сделал?».

 

Хорошая критика

 «Как ты хорошо распределил
свое время. Не хочешь
проверить работу?».


Не приказывайте!

Плохая критика

«Закройте рот и не шумите в
классе».

 

Хорошая критика

«Ребята, в классе лучше
слышно вас, чем меня». 



Не обвиняйте!

Плохая критика

«Это ты разбил пробирку?
Разве так можно?». 

 

 


Хорошая критика

«Ты не поранился? Давай
будем работать вместе и
я научу тебя быть
аккуратным при
химических опытах».


Не унижайте!

Плохая критика

«Опять в классе потом
воняет. Кто не переоделся
после физкультуры?».

 


Хорошая критика

«Настоящие спортсмены
трепетно относятся к форме,
стирают ее после каждой
тренировки и не
использует вне зала».

Критика и мотивация походит на инструмент хирурга. Одно неточное движение — и ситуацию будет сложно исправить. Поэтому запаситесь искренностью, мудростью и постарайтесь увидеть в каждом ребенке что-то уникальное и неповторимое.

 



Предварительный просмотр:

Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому учителю

Мы делимся с учителями секретами правильной критики. Читайте, чтобы узнать, как мотивировать и вдохновлять с помощью критики, а какие слова каждому учителю нужно забыть навсегда.

 

Часто ли вы критикуете учеников? Каждый педагог ответит, что ежедневно. Похвала проскакивает реже. Не сделали домашнее задание, шумели на уроке, дерзили — масса факторов служит причиной для замечания. 

Но даже если у критики есть благородная цель, то почему ученики замечают только негатив? Мотивация и интерес к предмету падает, успеваемость не радует педагогов и родителей, а ребенок замыкается в себе. Но не критиковать вообще тоже не получится.

Так где найти золотую середину? Реально ли сделать замечание-мотивацию или похвалу и не ударить по самооценке школьника? И вообще, правильно ли вы критикуете и хвалите учеников?

Как вдохновлять похвалой?

«Доброе слово и кошке приятно» — так просто пословица выражает суть поддержки, замечания положительных качеств. Мотивированный ученик в сумме с юношеским максимализмом и запалом может горы свернуть, а не только освоить школьную программу. Но как правильно хвалить ребенка, не выращивая в нем нарцисса?

Психологи и педагоги-теоретики выделяют 3 главных правила:

  • Говорите искренне. Дети поразительно тонко считывают чувства и эмоции. Когда на душе у вас скребут кошки, настроение хуже некуда, но вы красноречиво расхваливает ребенка, то потухший взгляд или тихий голос говорят о противоположном. Поэтому искренность прежде всего.
  • Оценивайте дело, а не ребенка. Нельзя говорить фразы типа: «Ты — хороший, умница молодец». Это обесценивает труд и усилия. Лучше скажите: «Ты быстро и правильно решил задания, ты написал хорошо сочинение, ты прочел весь заданный материал, ты понял тему и можешь ее объяснить другим».
  • Не сравнивайте. Даже с благими намерениями нельзя хвалить так: «Ты рисуешь лучше Васи», «Поешь лучше всех одноклассников». Так легко вырастить нарцисса и одновременно снизить самооценку других ребят.  
     

Как мотивировать критикой?

Правильно сделанное замечание — то, которое мотивирует, а не унижает и бьет по самолюбию.

Чтобы научиться критиковать с пользой для воспитания, запомните важное правило: прежде чем ругать недостатки, вспомните о достоинствах.

В большинстве случаев ребенок и сам знает, где допустил оплошность. А вот то, что у него получилось неплохо, может и не заметить. То есть похвала критикой — это немного кнута и вагон пряников.Тогда ребенок не зациклится на неудаче, не опустит руки, самооценка не скатится вниз.

Пример: вместо «Ты пишешь хорошо, но допускаешь много грамматических ошибок, окончания неправильные. Если решишь печататься где-то, то работу завернут или в редакции посмеются», скажите «Ты нестандартно смотришь на вещи. У тебя так все ярко и сочно описано. Чуть-чуть подтяни грамматику, и тогда станешь настоящим писателем, журналистом. Я верю в тебя».

Главное показать, что то, что сделал ребенок — уникально, хорошо, достойно, а небольшие нюансы реально исправить самому или вместе с вами. Грамотная критика во благо помогает вырастить ребенка с адекватным самомнением. Если постоянно твердить, что он все делает хорошо, не обращать внимание на мелкие ошибки или недоработки, то вырастает амбициозный подросток, который верит в свою «гениальность». И малейшее замечание вызывает бурю эмоций и негодования.

Стоп-слова для учителя

Сравнение/Шантаж: ты похож на неудачника/ ты выглядишь, как бомж, если не подтянешь предмет, будешь дворником/ останешься на второй год/ не поступишь!

Оценки: хорошие дети/ ученики не опаздывают, все делают вовремя и слушают учителя/ плохие ничего не добьются!

Зацикливание на неудачах: у тебя так всегда/ ты так же плохо написал предыдущую контрольную/ ты всегда не укладываешься в нормативы по физкультуре.

Публичное унижение: ребята, посмотрите на него!

Приказы: слушай, делай, закрой рот, вышел, пошел!

Навязывание роли: вот Петя все делает вовремя/ Катя быстрее тебя бегает, а она — девочка/ третьеклассник больше подтягивается/ да мой внук лучше читает, чем ты!

Нецензурная лексика: без комментариев!


Но нельзя же все время только хвалить ребенка. Как правильно сделать замечание и настроить на сотрудничество?


Не обвиняйте, а описывайте проблему!

Плохая критика

 «Дети, вы опять наследили
на полу, а его только
помыла уборщица».

 

Хорошая критика

 «Дети, на полу грязь. Его только
помыла уборщица.
Давайте будем убирать».


Забудьте о сарказме!

Плохая критика

«Кто тут самый умный,
написал и сдал работу
быстрее всех.
Может и ошибок не сделал?».

 

Хорошая критика

 «Как ты хорошо распределил
свое время. Не хочешь
проверить работу?».


Не приказывайте!

Плохая критика

«Закройте рот и не шумите в
классе».

 

Хорошая критика

«Ребята, в классе лучше
слышно вас, чем меня». 



Не обвиняйте!

Плохая критика

«Это ты разбил пробирку?
Разве так можно?». 

 

 


Хорошая критика

«Ты не поранился? Давай
будем работать вместе и
я научу тебя быть
аккуратным при
химических опытах».


Не унижайте!

Плохая критика

«Опять в классе потом
воняет. Кто не переоделся
после физкультуры?».

 


Хорошая критика

«Настоящие спортсмены
трепетно относятся к форме,
стирают ее после каждой
тренировки и не
использует вне зала».

Критика и мотивация походит на инструмент хирурга. Одно неточное движение — и ситуацию будет сложно исправить. Поэтому запаситесь искренностью, мудростью и постарайтесь увидеть в каждом ребенке что-то уникальное и неповторимое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?

В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать картинку перестает быть воз...

Сценарий который нужно

Он правильный...

10 русских слов, которые невозможно перевести на английский

Статья содержит интересные факты при переводе русских слов на английский....

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата...

5 приемов экстремального вождения, которые нужно запомнить раз и навсегда

что можно и нельзя делать при заносе автомобиля....

Мама- главное слово в каждой судьбе

Методическая разработка классного часа к  празднику " День Матери"...

10 слов , которые нельзя говорить детям

Для воспитателей и родителей...