Современный классный час в педагогической деятельности мастера п/о
классный час на тему
Методы современного классного часа, проводимого мастером п/о
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_klassnyy_chas.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный классный час
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.
Под руководством мастера производственного обучения студенты включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.
Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.
- Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)
- Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
- Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
- Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)
- Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)
Исходя из этих и других определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним можно отнести следующие:
- во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;
- во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;
- в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- в-четвертых, это форма общения мастера производственного обучения и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:
- обогащение сознания учащихся знаниями об обществе, технике, человеке;
- формирование у обучающихся умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
- развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности обучающегося;
- содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
- формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.
Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения мастера со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.
Формы проведения современного классного часа.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта мастера производственного обучения и условий образовательной организации.
Основные формы проведения классного часа:
- дискуссионные формы
- формы состязательного характера
- творческие формы
- игровые формы
- формы психологического просвещения
- подвижные формы
- формы работы вне лицея
- Дискуссионные формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер вопросов и ответов,
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион;
- Формы состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация,
- турнир,
- олимпиада;
- Творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
- ярмарка;
- Игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные,
- игры – катастрофы;
- Формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование;
- Подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- школьная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.);
- Формы работы вне школы:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Приемы технологии РКМ
(развития критического мышления)
1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова
2.Кластеры, денотатный граф
3.Инсерт
4.Дерево предсказаний
5.Дневники и бортовые журналы
6.Работа в группах
7.Дискуссии
8.Приемы проведения рефлексии
9.Стратегия «РАФТ»
10.Ранжирование
11.Пирамида приоритетов
12.Стратегия IDEAL
Приемы стадии вызова
•Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)
Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)
"Ключевые слова" Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Денотатный граф -[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
(вызов, осмысление, рефлексия)
Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал) (Донна Огл)
(собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их)
Работа в группах
Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.
Технология проведения перекрестной дискуссии:
- Формулировка вопроса. - Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
- Составление схемы для перекрестной дискуссии.
Она выглядит так.
Вопрос - проблема?
Да (за) Нет (против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что… - Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".
Пирамида приоритетов
Схема
(ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации)
•Составьте перечень
•По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.
•На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.
•Объясните свои приоритеты.
Стратегия IDEAL
(увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения)
Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL
• Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.
• Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы)
• Выдвижение гипотез
• Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).
• Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
• Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).
• Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.
Основные методические инновации в воспитании связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на классных часах организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.
Технологии интерактивного обучения.
1)Работа в парах.
2)Ротационные (сменные) тройки.
3)Карусель.
4)Работа в малых группах.
5)Аквариум.
6)Незаконченное предложение.
7)Мозговой штурм.
8)Броуновское движение.
9)Дерево решений.
10)Суд от своего имени.
11)Гражданские слушания.
12)Ролевая (деловая) игра.
13)Метод пресс.
14)Займи позицию.
15)Дискуссия.
16)Дебаты.
Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Мастер формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый студент индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый студент зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
"Аквариум" - форма диалога, когда обучающимся предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные обучающиеся выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".
Приемы и методы интерактивного обучения.
1 - работа с афоризмами;
2 - дебаты;
3 - социально-педагогические и психологические игры;
4 - социально-психологическая олимпиада;
5 - коллаж;
6 - социально-значимые проекты;
7 - социокультурное мероприятие;
8 - социально-педагогический тренинг;
9- упражнения
1.Самостоятельная работа с афоризмами
Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.
Методика работы с афоризмами:
- Обсудите в группе все высказывания о привычках (или роли самообразования и т.д.) известных мыслителей прошлого и наших современников.
- Выберите три (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.
- Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и прокомментируйте их.
- Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
- Произнесите афоризм, поставив в нем логическое ударение на разные слова.
- Произнесите афоризм, с различным настроением (грустно, весело, пафосно..)
2.Дебаты
Дебаты (от фр. Debates) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».
В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.
Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:
- распечатка материалов;
- знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
- определение исходного тезиса дебатов;
- работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
- индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.
Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.
Порядок (процедура) проведения дебатов
Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
- Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);
- Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);
- В конце зала посередине – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»).
Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»
Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.
Далее роли распределяются следующим образом:
- Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
- Третьи номера опровергают аргументы соперников;
- Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
3.Социально-педагогические и психологические игры
Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.
4. Коллаж
Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи: Развивающие:
- формирование художественно-оформительских способностей;
- развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
- развитие творческого мышления;
- выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
- развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- формирование авторских умений и навыков;
- выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
- создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
- развитие личной и групповой активности, инициативы;
- создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.
Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:
- Формирование небольших групп (не более 5 чел.)
- Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж»
- Наш класс
Лицом к лицу
Участники делятся на 1 группы. Одна группа молча наблюдает. Другая играет.
На двух противоположных стенах крепятся знаки +,-, то есто, согласен и несогласен.
Участники второй группы после ознакомления с предложенным тезисом, должны подойти к той или иной стене, в зависимости от выбора, отражая свою позицию. Затем происходит аргументация позиций разных сторон.
Можно предложить участникам первой группы определиться с выбором, присоединившись к той или иной группе.
Притча.
1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.
2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.
Упражнение «Два мнения»
Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение. Образно замените спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.
Упражнение «Шаги»
Заготовьте утверждения-мифы, предложите участникам встать в одну линию, зачитывайте утверждения. Если участники согласны. То делают шаг вперед. Либо можно заменить шаги хлопками.
Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение мастера производственного обучения с обучающимися группы с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....
Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.
В России 2017 год объявлен президентом ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Важнейшей чертой современной культуры, ярко проявившейся и в музыкальных видах искусства, является взаимодействие новаторства и традиций, «современного» и &laqu...
Оценочный лист педагогической деятельности мастера производственного обучения образовательных организаций СПО 9высшая категория).
1.Дукар Уран Дадар-ооловна2. 27.04.19673. Образование: высшее4. Место работы: Филиал ГБПОУ РТ "ТСТ" в г.ШагонарДолжность: мастер производственного обучения...