Внимание детей на уроке - в Ваших руках.
статья по теме

Семенова Анна Юрьевна

Статья знакомит с разными приемами работы на уроке для привлечения внимания детей из опыта работы учителя начальных классов. Приведены примеры влияния цвета на уроке. 10 заповедей учителя - девиз работы с учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внимание детей на уроке - в Ваших руках!

     Начнем разговор о внимании с восточной  притчи  о бабочке: "все в твоих руках":

Притча о бабочке: все в твоих руках

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились.
Ранним утром ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно.
Придумал он хитростью одолеть учителя: «Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце.
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
— Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
— Все в твоих руках... Если ты сожмешь пальцы, она погибнет, если раскроешь ладони, она улетит.

C:\Users\ЦАРЬ\Desktop\анна\Мастер класс Семеновой\ladon-i-babochka.jpg

 А что же в руках учителя?  Внимание детей!   Как им завладеть? Как удерживать внимание на протяжении всего урока?  

 Внимание детей может быть неустойчивым, непродолжительным: ученики часто отвлекаются сами и отвлекают одноклассников. Тем самым, нарушают дисциплину в классе и "испытывают" терпение учителя.     

           C:\Users\ЦАРЬ\Desktop\анна\Мастер класс Семеновой\ученик 3.jpgC:\Users\ЦАРЬ\Desktop\анна\Мастер класс Семеновой\ученик2.jpg

   К сожалению, обучаясь в педагогических колледжах, институтах, университетах, будущим педагогам не преподают курс  о том, как удерживать  внимание на уроке. А ведь от этого зависит и интерес к уроку, и дисциплина ,и усвоение материала,  и успех всего образовательного процесса!

   Учитель с годами , с практикой, методом проб и ошибок сам находит приемы, которые помогают удерживать внимание детей на протяжении всего урока.

Я хочу предложить Вам некоторые приемы, которые можно использовать для привлечения внимания детей на уроке.

         Позитивное начало урока.

  • Стихотворное начало:

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

  • Цитаты : 

«Школа без учительских улыбок превращается в душегубку.

Дети увядают без них, как увядают цветы без живительной влаги и без солнечных лучей.»

                                                                         Уроки Шалвы АМОНАШВИЛИ   "Улыбка моя, где ты"

(Улыбка учителя должна быть на каждом уроке- это и приветствие учеников, и одобрение за хороший ответ, и просто хорошее настроение!)

  • Конверты с вопросами, интригующие задания

приготовить какие-то предметы,

 разгадать шараду,

 сложить из бумаги фигуру и т. д.

  • Случай из жизни ,который плавно перейдет к теме урока.

 Если детям сказать: " Будьте внимательны! Очень важно!" Скорее всего, большая часть детей будет невнимательна. А если предложить историю, рассказ, притчу, то дети с огромным удовольствием прослушают их и запомнят.

Нестандартные формы урока

  • Участие любимых героев –персонажей
  • Сюрпризные моменты
  • Открытый микрофон, перевоплощение -театрализация
  • Задания – соревнования
  • Практические задания, которые пригодятся детям в жизни

 Современные дети готовы искать ответы на вопросы в интернете - дайте им такую возможность, и контролируйте ситуацию прямо на уроке! Пусть ребята пробуют стать Блогерами, снимать видео-ролики, участвовать в Батлах, хеш-тегах и т. д.

Советы, которые помогут “захватить” внимание учеников.

  • Ключевые моменты

Если Ваш урок содержит большое количество информации - выпишите на доску главные слова, тезисы, план или делайте схематические рисунки.

«Обратная связь»

"Тише едешь-дальше будешь" Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сила тишины. . Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля.. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом

Прерывание речи .Н е договаривайте фразу, заставьте учеников прислушиваться к вашей речи

Стойте на одном месте ,покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Внимание -это средство, а не цель

("хотите узнать ответ на этот вопрос? - будьте внимательны!")

  • Привязка ко времени

Давайте на выполнение заданий определенное время, не растягивайте его до бесконечности, так вы теряете контроль и внимание.

  • Музыка

Используйте разную  музыку на  различных этапах урока (физминутки, чистописание, рисование, решение задач)

  • Цвет

     При составлении презентаций вы выбираете цвет шрифта и фона презентации, а ведь ученики  смотрят на доску лишь некоторое время. а учитель перед глазами детей - весь урок. Как  цвет  одежды учителя может влиять на внимание детей? Какой цвет поможет вам и Вашим ученикам  удерживать внимание в течении всего урока?

C:\Users\ЦАРЬ\Desktop\анна\Мастер класс Семеновой\костюмя.jpg

Влияние белого цвета

Белый цвет вселяет благодушие, успокаивает и придает силы. помогает избавиться от негативных мыслей и повседневных забот.

 Влияние черного цвета

 Его восприятие также неоднозначно. «Видеть мир в черном цвете» — широко употребляемая поговорка, и это говорит о многом.

Как правило, этот цвет отвечает за организованность и проявление силы воли но, не стоит им злоупотреблять ,так как он может привести к плохому настроению и подавленности. можно костюм разбавить ярким или светлым шарфиком,галстуком, блузкой.

Влияние красного цвета
Учитель с особой осторожностью должен относиться к красному цвету ( в начальной школе, дети видят учителя  на протяжении всех уроков) Красный цвет возбуждает психику, вызывает ускоренное сердцебиение и даже активизацию мышечной деятельности. Избыток красного цвета не рекомендован раздражительным людям, потому что с легкостью вызывает возбуждение нервной системы и вызывает усталость. 
Влияние синего цвета

 Цвет покоя. Успокоит нервную систему, снимет излишнюю нервозность и возбуждение.( при проведении контрольных работ снимет напряжение)

 Влияние желтого цвета 

Действие желтого цвета на человека полностью противоположно действию синего. Желтый цвет и все его оттенки тонизируют нервную систему, могут поднимать самооценку человека и стимулировать умственные способности.

Влияние зеленого цвета 

Цвет жизнеутверждающий. Способен успокаивать и умиротворять Все оттенки зеленого цвета благоприятно действуют на способность концентрировать внимание.

!Однако темные оттенки зеленого могут подавлять и даже вызывать депрессию.

Учитель с особой осторожностью должен относиться к красному цвету ( в начальной школе, дети видят учителя  на протяжении всех уроков)
Влияние коричневого цвета 

Цвет стабильности. Светлые оттенки коричневого создают ощущение защищенности, а темно-коричневый свет принесет уют и тепло. Излишек коричневого цвета может привести к легкой форме меланхолии.

Влияние оранжевого цвета

Он поможет раскрепоститься, взбодрит и поможет создать хорошее настроение.

 В заключении разговора о внимании детей на уроке обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, на  то, самое главное - это любовь к детям, ответственное отношение к урокам и педагогическое ПРИЗВАНИЕ!

              10    Заповедей учителя

  • Входя в класс, помни, что все сидящие там — твои дети.
  • . Учи их, помня, что их победы — это твоя радость, их поражение — твое горе, все ошибки, совершенные ими, — твоя беда.
  • . Не принимай поспешных решении.
  • . Помни, что все приходят в этот мир, чтобы быть счастливыми.
  • . Все дети талантливы, и долг педагога раскрыть этот талант.
  • . Живи ради детей, и пусть будет тебе наградой их уважение.
  • . Передать знания — значит разбудить в людях спящий ум, воспитать в детях способность любить, значит вырастить настоящих людей.
  • . Уважай ученика и учись у него.
  • . Если ты можешь удерживать внимание детей,- ты можешь их обучать.
  •  Пусть сопутствует тебе удача на твоем тернистом пути!.

отрывок из книги М. Львовой "Училка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение переутомления детей на уроках фортепиано.

Дети - создания очень ранимые и очень разные. У каждого свой характер, свой склад ума, своя выносливость - у кого-то больше, у кого-то меньше. Существует множество факторов, способствующих утомлению д...

Конспект занятия: «Ваши права и обязанности, дети!»

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.Несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учит...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Беседа с родителями «Что дают Вашим детям занятия музыкой и почему необходима система домашних занятий?»

У меня в руках книга Филипа Шеппарда – профессора по классу игры на виолончели при Королевской академии музыки в Лондоне. Преподаватель Королевского колледжа музыки и Глава Оксфордской школы игр...

месячник «Внимание! Дети!»

месячник «Внимание! Дети!»...

Предлагаю вашему вниманию подборку консультаций для родителей.

Данный материал поможет родителям  в воспитание детей....