Чучело
классный час на тему
Классный час по прочитанному произведению (смысловое чтение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_chuchelo.docx | 25 КБ |
v.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело")
Цели и задачи:
- обучать умению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; показать, как ложное понимание чувства солидарности приводит к жестокости; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков;
- развивать умение тонко чувствовать слово, улавливать его значение через понимание текста, способствовать воспитанию навыков вдумчивого чтения; развивать творческое воображение, чувство музыки, цветовое восприятие;
- приобщать детей к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; вырабатывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать честно и объективно.
Эпиграф:
Что есть красота?..
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Не позволяй мне, сердце, стать глухой,
К чужой беде, нахлынувшему горю,..
Не позволяй завидовать другим –
Чужой удаче, непомерной славе…
Не позволяй спокойной пребывать,
Пока в душе горит еще огарок…
В. Потапова
Опережающее домашнее задание:
- выписать из текста слова, словосочетания, предложения, на которые стоит обратить внимание, которые понравились;
- выписать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы.
Индивидуальное задание: выразительное чтение монолога Ленки Бессольцевой.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
(Звучит на фоне тихой медленной музыки)
– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада видеть вас, надеюсь, что минуты общения принесут определенную пользу как детям, так и взрослым.
– Вам, наверное, доводилось слышать фразу: “Детство – самая счастливая пора”.
(Презентация)
– Можете ли вы согласиться с этим утверждением?
– Как вы думаете, можно ли слово “счастливая” в данном предложении заменить словами “безоблачная”, “беспроблемная”?
(Обсуждение)
– Все же некоторые из взрослых думают, что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям.
Тема переосмысления поступков интересовала писателей разных поколений, в том числе и современных, например, В.Железникова.
Вы познакомились с его произведением “Чучело”, в котором воспроизведена похожая, однотипная ситуация: много детей, целая группа, обижают, унижают, бьют одного. Читая текст, я надеюсь, вы обратили внимание на поведение всех участников конфликта.
Сегодня мы попробуем объяснить те или иные их поступки, понять, кто из персонажей задумывается о последствиях своих действий, кто выступает в роли мстителя, но, конечно же, попытаемся выразить свое отношение к происходившему на страницах книги, к сделанному героями повести.
2. Индуктор
– Подберите ассоциации с слову ЧУЧЕЛО до чтения и после чтения произведения. Какие вопросы возникли у вас?
(Все записывают в тетради).
Ассоциации, возникшие до чтения: неизвестность, непонятность, смех, юмор, чучело огородное, весело, задорно и другие.
Ассоциации, возникшие после чтения: грусть, ненависть к мстителям, жалость, облегчение, когда прочитал: все хорошо кончилось, радость, блаженство, умиротворение и так далее.
Проверка домашнего задания: прозвучали вопросы: Почему Ленка так долго выгораживала Димку? Почему бездействовали остальные учащиеся, ведь их было более сорока? Что будет дальше с героями повести? Изменится ли Димка? Может ли так поступить мой одноклассник?
Учитель (вывод): Появились вопросы, значит, чтение не прошло бесследно. Я думаю, что в ходе урока мы попытаемся ответить на них. Но вначале обратимся к тексту.
(Читается учителем I глава повести)
3. Работа с текстом
– Прежде чем ответить на поставленные писателем вопросы: “Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?”, постараемся понять, с помощью каких языковых средств автор заставляет нас так волноваться за героиню уже с первых строк повести?
– Попробуйте представить траекторию движения Ленки по городу в виде ломаной линии. Какие слова помогают нам представить это? (Антонимы верх – вниз).
– Как вы думаете, зачем писатель повторяет их дважды: в начале и в конце главы? (Линия напоминает кардиограмму, которая показывает, как бьется сердце. У Ленки оно прыгало в груди. Автор хотел показать, как девочке больно, в ее душе произошел надлом. И это в 12 лет.)
– В этой главе есть еще наречие, которое автор сознательно повторяет. Найдите его. (Прочь)
– Попробуйте определить лексическое значение слова ПРОЧЬ. (В словаре С.Ожегова: “В сторону, дальше от какого – нибудь места, долой).
– Давайте попробуем заменить его другим, подходящим по смыслу, например, ПОДАЛЬШЕ.
– Какое из них точнее выражает состояние Ленки? (Прочь)
– Наверное, вы заметили, что в этом отрывке есть и другие наречия, относящиеся именно к глаголам. Не 1 и 2, а 18 – в таком небольшом тексте. Для чего автор использовал столько наречий? Что они помогают понять и почувствовать читателю? (Наречия понадобились автору не только для того чтобы показать стремительный бег девочки по городу, но и помочь читателю понять внутреннее состояние героини: она переживает момент наивысшего душевного напряжения (бегущей девочке плохо, больно. Хочется узнать, кто ее так обидел?)
– Ну что же она такое страшное сделала, что ребята оттолкнули ее от себя; презрели и гоняли, как зайца? - зададимся и мы таким вопросом вместе с Николаем Николаевичем.
– Что пережила Ленка до того события, когда было сожжено чучело? (Первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшими ей прозвище “Чучело”, несправедливое обвинение, бойкот).
– Давайте посмотрим фрагмент из фильма. Самого волнующего эпизода в повести.
4. Просмотр фрагмента из фильма Р.Быкова «Чучело»
(Глава 11 со слов Шмаковой: “Давайте устроим им очную ставку” до слов Железной Кнопки: “Молодец, Сомов”.)
5. Монолог ленки Бессольцевой (читается подготовленной ученицей)
(Глава 11 со слов: “Они подтащили меня вплотную к огню” до конца главы.)
Учитель: Еще чуть-чуть и случилась бы беда, свершилось бы преступление…
6. Работа с текстом
– Ребята, как вы думаете, почему Ленка не ответила оскорблением на нанесенное ей оскорбление? (Ребята отвечают).
– Чтобы более точно ответить на этот вопрос, давайте вновь обратимся к тексту. Предлагаются три отрывка из повести (см. Приложение) с пропущенными словами (наречиями). Попробуйте вместо точек подобрать такое наречие, которое не нарушит ни логику, ни стиль писателя. Докажите свою мысль.
(Учитель хвалит тех, кто нашел интересные наречия и оказался ближе всех к оригиналу).
7. Беседа с классом
– Обратите внимание на последнюю фразу в карточке: Он стал вдруг легким, праздничным и красивым.
– Кто? Николай Николаевич Бессольцев?
– Этот з а п л а т о ч н и к, как его все называли? Или автор? Или ребята, сидящие в классе?
– Давайте обратимся к тексту повести, чтобы правильно ответить на вопросы. Прочитайте отрывок, где говорится, какой поступок Николая Николаевича сделал его красивым.
(гл.14 со слов “– Я только что узнала, – сказала Маргарита Ивановна” до слов “Они с восторгом и большим удивлением смотрели на Ленку как на человека, имеющего отношение к чему – то непонятному, но чудесному).
– Когда Николай Николаевич вошел, он понял, что все уже знают о его решении, а на вопрос Ленки он ответил громко и свободно и стал красивым. Так кто видел его красивым? (Прежде всего, Ленка, потому что она знала, как дороги ему эти картины. Он сам чувствовал себя свободным и красивым от правильности своего поступка. Маргарита Ивановна: “Вы такой человек!..” Да и ребятам в классе Н.Н., наверное, показался красивым, только многие еще не понимали этого.)
– Да, не понимали… многого не понимали, травили его внучку, издевались над ним, стариком… А он дарит им последнюю картину, которая была ему очень дорога. Кому? Этим “деткам из клетки”? Зачем? Попробуйте найти ответ в тексте. (Гл. 14 “Н.Н. улыбнулся… Но ведь есть такие, у которых бьется, бьется и пробивается пытливая мысль, и это будет всегда!..)
– Только ли таким пытливым ребятам оставлял Н.Н. свою картину? А злым и равнодушным? (Да, и им тоже, потому что на картине была изображена девушка, очень похожая на Лену Бессольцеву. Это картина злым ребятам будет напоминать о жестокости и заставлять их раскаиваться.)
– А вы, читатели, увидели Н.Н. красивым? К кому из героев можно отнести слова эпиграфа?
– Поступок, который сделал красивым Н.Н., мы назвали. А когда Ленка стала к р а с и в ой? В какой момент? (Гл.11 “Вот в это время в класс и вбежала Ленка…. А теперь оно было вдохновенно – решительным)
– При описании кого автор еще раз употребляет это слово? (При описании дедушки, когда Н.Н. все – таки удалось приобрести картину и он спешил домой: “Лицо его вдохновенно светилось и молодело”)
– Попробуйте объяснить значение этого слова, выяснив, как оно образовано?
(Вдохновенно <—— вдохновенный, <—— вдохновение – высокое чувство большого эмоционального подъема, свойственное людям творческим, духовно богатым).
– Почему же автор ни разу не употребил для характеристики Димки или Шмаковой, Вальки или Мироновой этого слова? (Подбирая такие слова, автор помогает нам понять, что жестокие и злые люди просто не способны испытать такие чувства)
– Ну что-то же они испытали. Что же? (Угрызения совести. Гл.14 (по мере чтения эти строчки появляются на доске) Рыжий: “Я все буду делать по – своему, как считаю нужным”; Лохматый: “Хорошо бы себе морду набить”; Железная Кнопка: “Голос у Мироновой сорвался, и она заплакала…”; Маргарита Ивановна: “Что заслужила, то и получила”. “Все до единого бросились к окнам… на котором уезжала Ленка Б. – чучело огородное, - которая так перевернула их жизнь”.)
– Что испытывали, чувствовали вы, когда читали повесть, знакомились с ее героями и их поступками?
8. Заключительный этап
– Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?
– Появилось ли такое желание сейчас? Возьмите листки бумаги и напишите: «Прости меня, …»
– Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться. И если этот человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же.
(Работают на фоне музыки)
Вывод: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.
Не позволяй мне, сердце, стать глухой,
К чужой беде, нахлынувшему горю,..
Не позволяй завидовать другим –
Чужой удаче, непомерной славе…
Не позволяй спокойной пребывать,
Пока в душе горит еще огарок…
В. Потапова
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА
В. Железников «Чучело»
1. Имя главной героини:
А) Света
Б) Лена
В) Вера
2. Как звали дедушку главной героини:
А) Николай Николаевич
Б) Николай Степанович
В) Николай Иванович
3.Что коллекционировал дедушка Лены:
А) книги
Б) посуду
В) картины
4. В каком классе училась Лена:
А) в пятом
Б) в седьмом
В) в шестом
5. Прозвище Вальки:
А) Мародер
Б) Живодер
В) Фашист
6.Прозвище Мироновой:
А) Железная Кнопка
Б) Железная Леди
В) Железная Стрела
7. Прозвище дедушки Лены:
А) Затворник
Б) Заплаточник
В) Заводила
89.На что собирали деньги ученики 6 класса:
А) На поход в кино
Б) На вечеринку
В) На поездку в Москву
9. Какой урок они прогуляли в последний день перед каникулами:
А) Русский язык
Б) Литературу
В) Физику
10. Как наказала Маргарита Ивановна ребят за прогул:
А) лишила поездки в Москву
Б) перестала с ними разговаривать
В) задала много заданий на каникулы
11 Что проверяла Железная Кнопка у ребят, чтобы найти предателя:
А) пульс
Б) сердце
В) глаза
12. Как поступили с предателем ребята:
А) побили
Б) все рассказали Маргарите Ивановне
В) объявили бойкот
13. За кого взяла на себя вину Лена:
А) За Шмакову
Б) За Сомова
В) За Васильева
14. Где спрятались ребята от погони:
А) В булочной
Б) в парикмахерской
В) в школе
15.Кто ждал Рыжего в Москве:
А) брат
Б) дядя
В) отец
16. Название картины, где изображена девочка, похожая на Лену:
А) Дашка
Б) Сашка
В) Машка
17. Что ребята сделали с Чучелом:
А) сожгли
Б) закопали
В) утопили
18.На каком празднике Лена появилась в образе Чучела:
А) на карнавале
Б) на школьном Огоньке
В) на Дне Рождении
19. Что подарил дедушка Лены городу:
А) дом
Б) картины
В) дом и коллекцию картин
20.Что он сделал с Картиной «Машка»:
А) забрал с собой
Б) продал
В) подарил школе
КЛЮЧ:
1-Б, 2-А, 3-В, 4-В, 5-Б, 6-А, 7-Б, 8-В, 9-Б, 10-А, 11-А, 12-В, 13-Б, 14-Б, 15-В, 16-В, 17-А, 18-В, 19-В, 20-В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Как не стать "Чучелом""
Данное подготовлено для обучающихся 1,2 курса(15-18 лет)....