Битва эрудитов "Это мы не проходили"-
классный час на тему

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств личности, сплочение классного коллектива и развитие интеллектуально-творческих способностей школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bitva_eruditov.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Эрудит-шоу, или Это мы не проходили»

(интеллектуальная конкурсная программа)

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств личности, сплочение классного коллектива и развитие интеллектуально-творческих способностей школьников.

Оборудование:

любое музыкальное сопровождение — аудиозаписи различных мелодий. Набор жетонов для участников, три набора карточек с цифрами «1», «2», «3». Призы участникам.

Предварительная работа:

В коллективе формируются три команды по желанию ребят. Выбираются члены жюри. Игроки заранее знают темы конкурсов, но не задание. Программу ведет Ведущий (классный руководитель или лидер класса).

Ход классного часа

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведем необычные соревнования и выявим самых эрудированных учеников нашего класса. Это соревнование на смекалку, чувство юмора, эрудицию, знание школьной программы и не только. Придется выполнить то, что вы изучали в школе . Но будьте внимательны — возможны подвохи и ловушки.

Игра состоит из десяти конкурсов: конкурсы смекалистых, музыкальный, математический, исторический, литературный, грамматический, конкурсы по искусству, естественным дисциплинам и, по нашему мнению, самый сложный — конкурс биологический, или «Осенние дары». Команда, посовещавшись, быстро дает свой вариант ответа.

Будьте внимательны, дружны в командах и тактичны в поведении. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. А жюри уже готово вас оценивать. Итак, в путь по интереснейшей стране школьных и жизненных знаний!

Конкурс смекалистых

  1. Общее между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (Трубка)
  1. Сплюснутый квадрат. (Ромб)
  2. Его можно съесть или намазать на сапог. (Крем)
  1. Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш)
  2. Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ)
  3. Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист)
  4. Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же отец первого летчика. (Дедал)
  5. Получеловек, полулошадь. (Кентавр)
  6. Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)

10.Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген)

11 Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)

  1. Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I)
  2. Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро)
  1. Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску)
  2. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)
  3. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)
  4. Какая река самая «страшная»? (Тигр)

18.Какой месяц короче всех? (Май — три буквы)

19.Где край света? (Там, где начинается тень)

  1. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
  2. Когда строят новый дом, по чему бьют первый гвоздь? (По шляпке)
  3. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
  4. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)
  5. Сколько горошин может войти в один стакан? (Hи одной — все надо положить)
  6. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
  7. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)
  8. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
  9. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)
  10. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)
  11. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

31.Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь)

32.Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана)

33.Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)

  1. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана)
  2. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым)
  3. Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
  4. Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее? (Был яркий солнечный день)
  5. Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно? (Оба человека играли с другими людьми)

39 Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона)

40. Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)

41.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)

42. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгать с нижней ступени)

Ведущий: Молодцы. Жюри подсчитает, в какой команде больше правильных ответов или ответов, близких к истине, которые жюри сочло правильными ответами. Это было только начало. Продолжаем игру.

Музыкальный конкурс

Послушайте шутливое четверостишие и ответьте, о каком певце или вокальной группе эти строчки.

Он высокий и красивый,

Есть в нем сила и задор.

Примадонну брал он в жены,

Для нее поет с тех пор. (Ф. Киркоров)

Как певица ты прекрасна,

Голосочек—хоть куда.

Но, скорей всего, без мамы

Не взошла б твоя звезда. (К. Орбакайте)

Если девушку встречает,

Встреч он ей не назначает.

Лишь посмотрит грустно вслед.

И о ней споет куплет. (М. Леонидов)

Не страшны для них туманы,

Не страшны для них снега —

Их комбат свою Россию

Защищает до конца. («Любэ»)

В своих песенных куплетах

Ценные дает советы:

Просит соль не рассыпать

И друзей не забывать. (В. Добрынин)

Вишня мерзнет на морозе.

Чтоб не дать замерзнуть ей,

Вопреки самой природе

Джаз поет под шум дождей. (А. Варум)

Как пожарная сирена,

Чей-то вой идет со сцены,

С телевизоров-экранов

Пищит кто-то неустанно.

Но сирене этой рады —

Ведь поет звезда эстрады. (Витас)

Знают мальчика-бродягу

Уж теперь, наверно, все.

Хоть и маленький, бедняга,

Но сейчас на высоте. (А. Губин)

Бриллианты в три карата

Любят бравые ребята.

В «Евровидении» бывали,

Хоть призерами не стали,

Но артистов этих все ж

Любит наша молодежь. («Премьер-министр»)

Эти бравые ребята

В коммуналке все живут,

Змей воздушный запускают...

Как же тех ребят зовут? («Дюна»)

Обожает самолеты

И поет лишь про полеты.

Но однажды заблудился

И на землю опустился. (В. Сюткин)

Лейтенанта в ресторане

Вдруг увидела она.

Императорским указом

В чин его произвела. (И. Аллегрова)

С этим соловьем эстрады

Нету никакого сладу:

Может, был с ним кто-то груб?

Выбили центральный зуб!

Хоть теперь он шепелявит,

Зуб он все равно не вставит. (Шура)

Только звезды из балета

Не сплясали с ним дуэта,

А со всеми остальными

Спел он в матушке-России.

И певца того все знают,

Нынче он везде сверкает. (Н. Басков)

Математический конкурс

1. Решите задачу в стихах:

Мы только с парохода,

Недавно из похода —

Одиннадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней? (77)

  1. Решите задачу-шутку: из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно 1 час 20 минут. Почему? (80 мин = 1 час 20 мин)
  2. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей? (Три)
  3. Слушайте внимательно! Вопрос: Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2. На следующей вошло 4, никто не вышел. А потом на остановке один гражданин вошел с целой кучей обновок. Сколько было остановок? (4 остановки)

Исторический конкурс

  1. Кому принадлежат эти слова: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет» (Александру Невскому)
  2. Какой город в Древней Руси называли матерью городов русских? (Киев)
  3. Кто составил славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий)        
  4. Назовите вождей народных восстаний на Руси, (К. Булавин, С. Разин, Е. Пугачев, И. Болотников)

5. Каких русских историков вы можете назвать? (Соловьёв, Карамзин, Ключевский)

Конкурс родной речи, русского языка

  1. В Москве живут москвичи, во Владимире — владимирцы. А как зовут себя жители Курска? Архангельска? (Куряне, архангелогородцы)
  2. Назовите слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «К»:
  • цветок (колокольчик);
  • танец (краковяк);
  • незаменимый человек на корабле (кок);
  • детская сказка («Колобок);
  • холодное оружие (кортик);
  • гора Кавказа (Казбек);
  • помещение на корабле (кубрик).
  1. Назвать слова, которые должны начинаться и заканчиваться буквой «А»:        .
  • центральное место цирка (арена);
  • старинный музыкальный инструмент (арфа);
  • большая река в Сибири (Ангара);
  • часть света (Африка, Америка);
  • центральная кровеносная артерия (аорта);

Ведущий: Мы уже провели несколько конкурсов, Жюри будет сложно определить победителей. Давайте дадим время членам жюри поработать и проведем небольшую игру со всеми присутствующими на нашем классном часе. Итак...

                                                              Игра «Урок русского языка»

Необходимо вспомнить падежи и продемонстрировать правила склонения.

Используем слова «екалэмэнэ» и «епэрэсэтэ». Просклоняем эти слова, оставляя корень «е» неизменным, изменяя только окончание — «калэмэнэ» и «пэрэсэтэ».

Должно получиться вот так:

Именительный (кто? что?) екалэмэнэ,                                                              епэрэсэтэ.

Родительный (кого? чего?) екалэмэня,                                                              епэрэсэтя.

Дательный (кому? чему?) екалэмэну,                                                               епэрэсэту.

и т. д.

Все присутствующие по желанию пробуют свои силы. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок просклоняет слова.

После массовой игры ведущий вновь обращается к играющим командам.

Конкурс по естественным дисциплинам

  1. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
  2. Какие ноги у жирафа длиннее — передние или задние? (Одинаковые)
  1. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
  2. Какие звери летают? (Летучие мыши)
  3. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Зимой он спит)
  4. Как называется явление природы, когда Луна между Солнцем и Землей на одной прямой линии? (Солнечное затмение).

Искусствоведческий конкурс

  1. Театральное представление в честь одного из его участников. (Бенефис)
  2. Искусство, которому Чайковский посвятил свою жизнь. (Музыка)
  3. Картина, на которой изображены овощи и фрукты. (Натюрморт)
  4. Кто написал оперу о походе князя Игоря на половцев? Название оперы. (А.Н. Бородин, «Князь Игорь»)
  5. Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника? (Бах).

  1. Викторина «Вспомни курс литературы»
  • Чем угощала Золушка своих сестер на балу? (Апельсинами, лимонами)
  • Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай, сказка «Снежная королева» Г.X. Андерсена)
  • Героиня, которая учила мальчишку: «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для того есть ложки и вилки». (Мальвина)
  • Имя автора «Приключений Чиполлино». (Джанни Родари)
  • Сказочное название скатерти. (Самобранка)
  • В каком из перечисленных ниже городов родился
  • А. П. Чехов? Таганрог, Львов, Мурманск, Севастополь, Киев; Новгород, Орел. (Таганрог)

Ведущий: Мы попросим жюри объявить итоги перед последним конкурсом. (Слово членов жюри)

А сейчас мы подошли к финальному биологическому конкурсу — «Осенние дары».

Биологический конкурс: «Осенние дары»

Теперь мы всех просим помолчать, лишь поднимать таблички с номером, соответствующим, по вашему мнению, правильному варианту ответа.

  1. После проведения археологических раскопок мы узнали о самом первом хлебе. Его готовили из...
  1. древесины
  2. орехов и желудей
  3. дикорастущей травы

Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой делали первые сырые лепешки, их можно было печь на огне. Так делали хлеб, пока не стали употреблять пшеницу.

  1. Есть сказка про чудо-дерево, на котором растут булки, калачи, пряники. А в какой стране на самом деле растет хлебное дерево, которое плодоносит 8 месяцев в году, а хлеба с одного 15-летнего дерева хватает семье из трех человек на целый год?
  1. На Ямайке
  2. В Японии
  3. В Китае
  1. Без хлеба, как известно, не проживешь. Поэтому человечество научилось выращивать его и в безводной пустыне, и среди камней, но печь хлеб из отравы не умудрился никто, кроме...
  1. жителей Чукотки
  2. южноамериканских индейцев
  3. папуасов

Хлеб делают из юкки — смертельно ядовитого корня маниока. Соком юкки смазывали наконечники стрел, а мякоть индейцы араваки с острова Доминике выкладывали в плоские глиняные тарелки и придавливали сверху тяжелыми камнями. Получившиеся белые круги — касаба— это и есть хлеб араваков. Хранят его долго, готовят просто: достаточно сунуть касабу в уголья — и хлеб готов

4.        Название этого овоща, заимствованное из немецкого языка, восходит через итальянское слово «трюфель» к латинскому «терратубер», что означает «земляная шишка. Как вы думаете, что это за «земляные шишки»?

  1. Редис
  2. Свекла
  3. Картофель

5.        Судя по археологическим находкам, этот овощ использовался первобытными людьми уже в каменном и бронзовом веках. Название было заимствовано из латинского языка, оно происходит от слова «капут» — голова.

Какому овощу было дано такое название?

1).Репе

  1. Тыкве
  2. Капусте

6.        Раньше существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миски с этим пареным овощем — утром найдешь слиток золота, так как этот овощ — любимое лакомство гномов. Ночью гномы съедят угощение и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски, но золота, увы, не находили. Какой пареный овощ является любимым лакомством гномов?

  1. Морковь
  2. Козелец
  3. Фасоль

7. Этот овощ у древних персов считался символом ссор, раздора и сплетен. Кто хотел насолить сопернику или недругу, тайно подбрасывал ему в дом ветвистое дикорастущее растение. А греки, наоборот, очень ценили этот корнеплод, даже благодарственные приношения богам делали в виде его серебряного изображения. А на Руси красавицы использовали его как румяна. Что это за овощ?

  1. Редис
  2. Свекла

3) Морковь

8. Этот овощ не только съедобен. В 1532 году в долине реки Ориноко, оказывая сильное сопротивление испанским завоевателям, индейцы провели первую в истории... газовую атаку. Они несли жаровни и непрерывно бросали на тлеющие угли какой-то красный порошок. Из какого измельченного овоща индейцы получили удушливый газ?

  1. Лук
  2. Чеснок
  3. Перец

9. Этот овощ долгое время во Франции и Италии служил только декоративным украшением беседок, в Германии — красовался в горшках среди комнатных растений, а в Англии и России его выращивали в оранжереях среди экзотических цветов. Привезен он был из Южной Америки, плоды его назывались «золотыми яблоками», хотя и считались ядовитыми. О каком овоще идет речь?

1)Дыня

  1. Помидор
  2. Патиссон

 10. Родина этого овоща — Индия. Одно время считалось, что это самая изысканная пища. В Турции даже живет легенда: в далекие времена, когда этот овощ только-только появился в стране, жестокий и жадный султан Шагомет II приказал однажды вспороть животы семи своим придворным, дабы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок овощей. В Россию попал он из Греции, а название его на греческом означает «неспелый, недозревший». Что это за овощ?

1) Баклажан

2) Огурец

3) Капуста

 11. В старину на Руси, кочуя из одного места в другое, люди часто испытывали тяжелые беды и лишения. Чтобы как-то помочь идущим вслед, шедшие впереди оставляли разного рода пометки. Они бросали зерна этого овоща, те быстро давали всходы и, созревая, спасали немало переселенцев от голодной смерти. Семена какого овоща бросали кочевники в землю?

1) Гороха

2) Томата

3)Лука

12. Еще в Египте жрецы объявили этот овощ священным растением и не употребляли в пищу. Он напоминал Луну, которая считалась символом вечности. Его, как замечательный стимулятор работоспособности, по приказу фараона, ежедневно получали строители пирамиды Хеопса. Этот овощ был первым наглядным пособием при изучении астрономии. Древние ученые, разрезав его поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, состоящей, как тогда утверждали, из нескольких сфер и оболочек, окружающих Землю. Во все времена все народы приписывали ему необыкновенные лечебные свойства. Это...

1)Лук

  1. Картофель
  2. Чеснок

13.        Этот овощ афганцы считали лучшим средством от усталости. Великий древнегреческий врач Гиппократ успешно применял его для лечения легочных заболеваний, а в I веке до н.э. древнеримский врач Диоскорид первым указал на глистогонные свойства растения. Название его почти одинаково звучит на многих славянских языках и означает «расщепленный на дольки». О каком лекарственном растении идет речь?

  1. Патиссон
  2. Чеснок

3)Лук

14.        Об этих фруктах в Европе узнали в начале XV века, а в XVIII веке их слава дошла до России. Недалеко от Санкт-Петербурга есть город, до недавнего времени носивший название этого фруктового дерева — Ораниенбаум. Там в 1714 году граф Меншиков построил дворец с большими оранжереями, где выращивали фрукты. Екатерина II присвоила городу герб: оранжевое дерево в серебряном поле. Что это за фруктовое дерево?

  1. Яблоня
  2. Лимон
  3. Апельсин

15.        Из этого фрукта на Кавказе делают чурчхелу — сладкую «колбасу», начиненную орехами. Высушенные фрукты широко используют как десерт, из них готовят компоты, добавляют в выпечку. Из каких же фруктов делают сладкую «колбасу»?

  1. Из яблок
  2. Из винограда
  3. Из груши

16.        Несколько столетий назад в нашей стране эти ягоды ценились дороже золота и признавались весьма редким и исключительно важным лекарством. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Хранились они в Кремле, в Аптекарском приказе, и, чтобы получить их, требовалось специальное разрешение царя. Из цветов этого растения готовят варенье, используют для производства духов. А греки его цветок называли «собачьей розой». Что это за чудо-ягоды?

  1. Шиповник
  2. Рябина
  3. Клубника

Ведущий: Вот и подошел к концу наш конкурс, или эрудит-шоу.

Мы попросим жюри огласить окончательные итоги и назвать команду-победительницу, а также «самого умного» игрока.

Жюри объявляет итоги. Проводится награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Сталинградская битва. Поклонимся великим тем годам!!!"

Презентация может быть использована при проведении классного часа со студентами....

Сталинградская битва

Сталинградская битва...

Сталинградская битва

Внеклассное мероприятие, посвященное 70 -летию Сталинградской битвы с мультимедийной презентацией...

Классный час "Сталинградская битва"

Классный час с использованием презентации....

Битва под Москвой в примерах и задачах по математике», посвященный 75 лет битве за Москву.

Битва под Москвой в примерах и задачах по математике», посвященный 75 лет битве за Москву....

Методическая разработка к открытому уроку «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…», посвящённого 190-летию со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина

Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-лети...