"Жизнь не по лжи"
методическая разработка по теме
Библиотечный урок "Жизнь не по лжи" посвящён 100-летия А.И.Солженицына. Разработка знакомит учащихся 9-11 классов с жизнью и творческой деятельностью писателя. Любой библиотекарь может ею воспользоваться в своей работе. На уроке использовались личностно-ориентированный подход и технология поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_ne_po_lzhi.docx | 69.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОБУРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Районный заочный конкурс методических разработок,
посвящённый творчеству Александра Солженицына
Номинация «Творчество Солженицына за рамками урока»
(Сценарий литературного марафона в школьной библиотеке)
Тема:
«Жизнь не по лжи»
(для 9-11 классов)
Автор работы:
Поздняк Ольга Петровна
педагог-библиотекарь
первой квалификационной
категории
п. Новобурейский
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сколько бы не спорили сегодня о месте Александра Солженицына в русской литературе, пришла пора понять: нет ему равных – не по таланту художественному, которыми 19 век да и начало 20 мировую культуру стороной не обошёл, - равных нет ему крепостью противостояния. Не зря же писателем и повторено: слово правды весь мир перетянет. Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства. Он честно заслужил уважение и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Солженицына определяет его место и роль в современной мировой литературе. Изучение его жизни и творчества означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к кризису.
В нашей школьной библиотеке учащиеся могут познакомиться с такими книгами, как «Матрёнин двор», «Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича».
Ребята должны знать и читать книги Солженицына. Солженицын сделал актуальным вопрос о достоинстве писателя, о значении не только внутренней, но и политической свободы как важнейшего условия творчества художника, подчеркнул ответственность художника «за язвы сегодняшнего мира»: «...художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него и остро передать его людям. И в неудачах, и даже на дне существования — в нищете, в тюрьме, в болезнях — ощущение устойчивой гармонии не может покинуть его». Противостояние А.И. Солженицына тоталитарному режиму — одно из самых заметных событий в истории борьбы за права человека в России.
Литературный марафон «Жизнь не по лжи»», посвященный 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына, русского писателя, прозаика, публициста поможет детям полнее и шире узнать о писателе, о его произведениях, окунуться в эпоху советского времени. Дети должны гордиться своей родиной, своей историей.
Материал данного библиотечного урока очень актуален. Его могут использовать как педагоги-библиотекари так и учителя литературы на уроках или на внеклассных мероприятиях. Внеклассное мероприятие расширит знания учащихся и поможет при сдаче ЕГЭ.
Цели и задачи:
- Приобщение к ценностям российской культуры;
- Познакомить с биографией и творчеством писателя;
- Способствовать развитию культуры чтения художественной литературы
Оборудование:
- Мультимедийная презентация «Жизнь не по лжи» с видеофрагментами;
- Аудиозаписи произведений А.И.Солженицына в исполнении учащихся 11 классов
Оформление:
Портрет писателя и эпиграф к уроку:
«Солженицын - трудно достигаемый пример того,
что писатель в ответе перед сегодняшним днем,
как перед вечностью». (В. Соколов)
Форма проведения: библиотечный урок (литературный марафон)
Возраст: рекомендован для учащихся 9-11 классов
Ведущие - библиотекарь, исследователи (ученики 11 классов), чтец.
Ход библиотечного урока
Библиотекарь:
Сегодня мы собрались в школьной библиотеке, чтобы познакомиться с одним из ведущих писателей двадцатого века - Александром Исаевичем Солженицыным. Великому писателю в 2018 году исполнилось бы 100 лет. «Если бы мне сказали: придумай себе жизнь, я б не мог придумать лучше» - итог всей его жизни и деятельности. В Солженицыне есть что-то от ветхозаветного пророка – подвижничество, страстность в идеях и непримиримость в обличии зла. Нечто библейское угадывается в его облике: седобородый, сурово-замкнутый, с глубокой складкой поперёк лба. Не только книгами, но и всеми поступками он утверждает: жить надо не по лжи. Это его высказывание станет названием нашего литературного марафона.
(Слайд 1)
Исследователь 1:
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В год его рождения в России началась гражданская война.
(Видео «Жизнь Солженицына»)
Исследователь 2:
Отец Солженицына, Исай Семёнович, происходил из крепкой крестьянской семьи, жившей на Ставрополье. Он учился в Московском университете. Добровольцем ушел на первую мировую войну. Офицер царской армии. Был награждён Георгиевским крестом.
Из зажиточного крестьянского рода происходила и мать писателя – Таисия Захаровна Щербак. Она окончила Бестужевские курсы в Петербурге, прекрасно знала иностранные языки. (Слайды 3-4)
Библиотекарь:
Николай Дмитриевич Виткевич, друг писателя, вспоминал: «…В четвёртом или пятом классе я увидел у него тетрадь с надписью «Полное собрание сочинений А. Солженицына. Том первый. Книга первая». Он составлял четко продуманные планы: прочитать всю русскую и зарубежную классику, непременно интересоваться музыкой и другими видами искусства. Выполнял планы неукоснительно». (Слайд 5)
Исследователь 1:
Будущий писатель, несмотря на интерес к литературе, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. И параллельно учился на заочном отделении Московского института философии, литературы и истории.
Библиотекарь:
В 1941 году Александр Исаевич с отличием окончил Ростовский университет. (Слайд 6)
Исследователь 2:
1941 год – начало Великой Отечественной войны. Солженицын был призван в армию в октябре 1941 года. Сначала он был в конном обозе, потом окончил артиллерийское училище. Осенью 1942 года он в звании лейтенанта оказывается в частях действующей армии. Его назначают командиром артиллерийской батареи. (Слайд 7)
Библиотекарь:
Много писал – не только письма домой, но и первые произведения, которые отправлял на рецензию московским литераторам. Военный этап своей жизни Солженицын отразил в рассказе «Желябугские выселки».
Он получил звание капитана, был награжден орденом Отечественной войны III степени и орденом Красного знамени.
Пройдя боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, он волею судьбы оказался в тех самых местах, где в 1914 году воевал его отец. Впоследствии напишет роман «Август четырнадцатого». (Слайд 8)
Исследователь 2:
Военные годы стали для Солженицына порой прозрения. С 1945 года попадает под надзор военной разведки. Капитана Солженицына арестовывают. Повод – критика Сталина «за искажение ленинизма».
Исследователь 1:
В 1945 году будущий писатель был лишен звания капитана и отправлен в Москву в следственную тюрьму на Лубянку. Солженицын был неудобен властям. Приговор - 8 лет исправительно-трудовых лагерей с последующей ссылкой в Сибирь за «антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации».
(Слайд 9)
Исследователь 2:
В Сибире судьба свела Солженицына с талантливыми, образованными людьми. Общение с ними решительным образом повлияло на взгляды писателя. Именно здесь Солженицын и начал серьезные литературные занятия. На старых бумагах записывал свои мысли- основы будущих книг.
Библиотекарь:
После заключения в 1953 году писатель был направлен в Казахстан. Преподавал математику, физику, астрономию. Сильно заболел, сказались годы ссылки, но чудом спасся. Живя в ссылке, преподает в школах.
Исследователь 1:
6 февраля 1957 года Солженицын был реабилитирован. После реабилитации поселяется в Рязани, где также работает учителем математики в средней школе.
Библиотекарь:
В 1959 году произошло поистине историческое событие: за несколько недель Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича». На «Новый мир», где была напечатана эта повесть, записывались в очередь, критики сравнивали со Львом Толстым. На страшном лагерном материале построил писатель свою философию. Герой повести соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение. (Слайд 10)
Исследователь 2:
Содержание повести говорит о том, что человек из народа соотносит себя с навязанной реальностью и её идеями. Поэтому самое глубокое впечатление мы получаем не от характера Ивана Денисовича, его выразительной фактуры, деталей внешнего поведения и речевого жеста.
Библиотекарь:
Автор умело скрывался за спиной своего героя. Он не душит нас своим всезнайством. А деликатно соблюдает дистанцию и рассчитывает на вдумчивого читателя, на медленное чтение, которое только и возможно здесь.
Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разум, умение приспособиться к нечеловеческим условиям не потеряв лица. Мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряжённо думать «о времени и о себе».
(Видео «Отрывок из рассказа» в исполнении автора)
Исследователь 1:
Солженицын часто размышлял над вопросом, почему стали возможны чудовищные преступления советской власти. Он начинает работу над своей главной книгой – «Архипелаг ГУЛАГ». Это художественно-документальное исследование о страшной жизни заключенных в сталинских лагерях. Многие факта в этом романе написаны Солженицыным по памяти, используя лагерные заметки, наблюдения и рассказы очевидцев, почерпнутые там.
«Я на клочке бумаги писал карандашом, потом содержание запомню и уничтожаю бумажку», - вспоминал писатель. (Слайд 12)
Библиотекарь:
«Архипелаг ГУЛАГ» стал гражданским и человеческим подвигом писателя. Писатель сказал о книге: «Все, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всём догадался»
Исследователь 2:
В 1959 году в Рязани был написан рассказ «Матрёнин двор». В нём запечатлел образ Матрены Васильевны Захаровой – крестьянки из деревни Мильцево. Писатель подчеркивает, что рассказ «полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены и смерть ее воспроизведены как были».
(Слайды 13-14. Видео «Матрёнин двор». Отрывок из рассказа читает ученица 11 класса Нечаева Алина)
Библиотекарь:
В центре рассказа – кризис советской деревни. Несмотря на болезнь, Матрёна самоотверженно помогает сельчанам, чем они охотно пользуются. Ее подвижничество, однако, уберегает деревенский мир от полной деградации и катастрофы. Рассказ был опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир».
(Видео «Сцена из спектакля»)
Исследователь 1:
В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Но получит он её спустя 4 года. Начались гонения на писателя. По решению Политбюро 13 февраля Солженицын был посажен на самолёт и выслан на Запад. Семье разрешено выехать к нему.
Исследователь 1:
За границей Солженицын основал Русский общественный фонд помощи заключенным. Поселился в штате Вермонт (США). Был нелюдим, за что и получил прозвище «вермонтский затворник». Здесь же выходит вторая автобиографическая книга Солженицына – «Угодило зернышко промеж двух жерновов». Где бы он не жил, что бы ни писал, его мысли в первую очередь занимала судьба России. Писатель не теряет уверенности, что вернется в Россию. (Слайд 16)
Исследователь 2:
В 1994 году, после 20 лет эмиграции Солженицын вернулся на родину. Сделал он это по-своему: 55 дней двигался с Дальнего Востока в Москву, пересёк полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь. С 1995 года писатель жил под Москвой, навещая сыновей, Степана и Ермолая в Америке.
Библиотекарь:
Он активно включается в общественную жизнь. Пишет очерки и статьи, посвященных «обустройству» России. Отказывается принять от Бориса Ельцина орден Андрея Первозванного, но одобрительно относится к политике В. В. Путина. В 1997 году была учреждена премия А. И. Солженицына, финансируемая из личного бюджета писателя. В 1998 году он получил награду Русской Православной церкви – орден Святого благоверного Даниила Московского. До последних дней Александр Исаевич интересовался историей России, ее судьбой, и постоянно писал. Готовил к изданию самое полное собрание своих сочинений. Великий труженик, великий писатель-гражданин, эталон российской духовности и нравственности, самый мужественный, самый человечный…
"Все его книги не просто там о лагере или о лагерной системе — они о том, как человек встречает экстремальную ситуацию, будь то война, лагерь, смертельная болезнь. Как люди реагируют, и что помогает тем, которых эти обстоятельства не расплющивают", — говорит Наталия Солженицына. (Слайд 17)
Исследователь 1:
Сердце Солженицына перестало биться 3 августа 2008 года. Исполняя последнюю волю писателя, его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве. Он не встал из-за письменного стола до самого последнего дня своих почти девяноста лет. Сегодня едва ли не каждый, кто пишет о Солженицыне, говорит, что с его смертью ушла эпоха.
(Слайды 18-20)
Библиотекарь:
Ребята, на нашем мероприятии вы узнали о жизни и творчестве Александра Солженицына. В нашей библиотеке вы найдёте статьи, книги этого поистине великого писателя. Я предлагаю вам поучаствовать в создании синквейна «Писатель Солженицын». Задача – самостоятельное обобщение черт характера А.И.Солженицына, характеристика личности писателя в творческой форме. (Слайд 21. Памятка)
Образец:
- Солженицын – Нобелевский лауреат
- Гражданин мира, патриот
- Честный, эрудированный, несгибаемый
- Борется со злом, восстанавливает справедливость, помогает обездоленным
- Совесть нации
Библиотекарь:
Я надеюсь, что наш литературный марафон «Жизнь не по лжи» останется у вас в памяти надолго. Я выражаю уверенность: каждый сидящий сегодня на библиотечном уроке останется человеком в любом жизненном испытании. И может быть, вы совсем иначе будете смотреть на людей. Цените в них те самые прекрасные свойства души, о которых мы с вами говорили и которым посвящены строчки Булата Окуджавы. Ими мы и закончим наше мероприятие.
Чтец:
Совесть, благородство и достоинство – |
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
(Видео «Совесть». Читает ученица 8 класса Тимофеева Эля)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Газета «Комсомольская правда», 4 июня 1994 г.
2.Журнал «Смена», 1980 г.
3. Журнал «Эхо планеты», №50-51, декабрь, 1998г.
4.Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. М., 2011 г.
5. Журнал «Ровесник», 1998 г.
6.Интернет-ресурсы :
Видео «Солженицын читает ОДИД»
Видео «Жизнь Солженицына»
Видео «Матрёнин двор» (сцена из спектакля)
Приложение 1
Памятка
«Как составлять синквейн»
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвёртая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Образец:
- Солженицын – Нобелевский лауреат
- Гражданин мира, патриот
- Честный, эрудированный, несгибаемый
- Борется со злом, восстанавливает справедливость, помогает обездоленным
- Совесть нации
Приложение 2
Стихотворение «Совесть»
Совесть, благородство и достоинство – |
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
(Булат Окуджава)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»
Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. ...
Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".
Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...
Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"
Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...
Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»
Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...
Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...
Тема 6.5 Раздел 4 "Происхождение и развитие жизни на Земле" Тема урока "Происхождение и развитие жизни на Земле"
Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные: 1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); 2)...
Психологическая игра-аукцион "Ценности жизни: на что мы тратим свою жизнь?"
Данная разработка может быть полезна педагогам при проведении классных или кураторских часов на тему "Жизненные ценности"...