Использование инновационных технологий в сфере профессионального образования
статья на тему

Главное стратегическое направление развития системы образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность учащегося была бы в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий

в сфере профессионального образования

Главное стратегическое направление развития системы образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность учащегося была бы в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

В основу личностно-ориентированной педагогики легли взгляды наиболее яркого представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса. Он  выделял его основные принципы:

  • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира. Отсюда следует два вывода, чрезвычайно важных для педагога: для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности;  этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
  • человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;
  • индивид стремится к самопознанию и к самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;
  • взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;
  • самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.В.Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка); П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий); А.А.Леонтьев (психология общения) и др. Однако, в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно.

Приходится признать, что именно личностно - ориентированные ценности образования, которым столь большое внимание уделялось в религиозных, философских и собственно педагогических работах ученых и мыслителей дореволюционной России, в дальнейшем были во многом утрачены, подчинены гипертрофированно выпячиваемым коллективистским концепциям педагогической деятельности. Вполне естественно, что эти концепции отражали общие политические и идеологические установки социалистической и коммунистической ориентации, которые, несмотря на внешний камуфляж привлекательных лозунгов и деклараций (типа «все во имя человека», «все для блага человека»), в своей глубинной основе носили антигуманистический характер. Они игнорировали, по существу, высшую самоценность каждого человека, вынужденного подчинять собственные интересы государственным и общественным, конформистски приспосабливаться к господствующей моноидеологии и внешней социально-экономической среде. Тем самым человеческая личность низводилась до уровня примитивного «винтика» государственно - общественного механизма со всеми вытекающими отсюда разрушительными и для человека, и для общества последствиями. [7]

Последовательная реализация личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся позволяет учитывать, что «все аспекты человеческой жизни самым фундаментальным образом взаимосвязаны: … образование должно заботиться о развитии физических, эмоциональных, социальных, эстетических, творческих и духовных качеств каждого индивида, также как оно традиционно заботится об интеллектуальных и профессионально-ориентированных умениях» [7].

Ключевым понятием  педагогического процесса становится развитие.

Развитие – это непрерывный процесс становления и обогащения социально значимых качеств человека и его индивидуальности.

Создать условия для развития личности учащегося - это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Педагогическая технология -

  • системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования (по определению ЮНЕСКО)
  • продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.

При реализации личностно-ориентированного обучения существенным образом изменяется роль педагога. Традиционная система обучения предполагает центральную роль педагога в этом процессе и роль ученика как объекта педагогической деятельности. Взаимодействие осуществляется по схеме:

учитель – учебник (система средств обучения)– учащийся.

Личностно-ориентированное обучение подразумевает изменение роли как учащегося, так и учителя. Взаимодействие строится по схеме:

учащийся – образовательная среда – учитель.

Образовательная (предметно-информационная) среда – совокупность внешних условий, в которых протекает повседневная жизнедеятельность индивида, рассматриваемая под углом зрения имеющихся в ней возможностей для его развития как личности.

Учащийся из пассивного потребителя знаний превращается в активную познающую личность. Учитель становится  проводником и помощником учащегося в освоении им предметно-информационной среды.

Основным назначением образовательной среды является обучение через опыт. При этом образовательная среда может быть как естественной, так и искусственной.

Естественная образовательная среда является наиболее ценной, т.к. именно в ней формируется опыт действий в реальных ситуациях, а значит и  ключевые компетентности. Однако накопление опыта происходит в режиме «реального времени» и учащийся может просто не успеть за время обучения побывать во всех условиях и ситуациях, необходимых для полного овладения предметом обучения.

Искусственная образовательная среда позволяет на небольшом промежутке времени, ограниченного рамками учебного плана, создать и изучить значительно большее количество ситуаций, чем в условиях полной реальности. Грамотно организованная предметно-информационная среда предполагает создание условий  для возникновения максимально широкого спектра ситуаций, «проживание» и разбор которых способствуют формированию необходимых личностных качеств учащегося. В то же время она часто имеет преимущество, освобождая учащегося от рутинной деятельности, которая не имеет прямого отношения к содержанию профессии (например, копировальные работы), но непременно включена в деятельность на реальном рабочем месте.

Правильно организованная образовательная среда позволяет создавать следующие условия:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть приобретены;
  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
  • широкого общения со сверстниками своего региона,  других регионов и даже других стран мира;
  • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
  • постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Перечисленные выше личностные качества в совокупности с системой знаний, умений и навыков позволяют сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культурообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе принято называть компетентностями.

Структура ключевых компетентностей включает в себя:

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

Компетентность в бытовой сфере;

Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности;

Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности.

Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности предполагает умение анализировать ситуацию на рынке труда; оценивать собственные профессиональные возможности; ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений;  обладать навыками самоорганизации и самообучения.

Компетентность, определяемая через способность действовать на основе полученных знаний, «меру включенности человека в деятельность» (Д.Б.Эльконин), является понятием процессуальным, т.е. формируется и проявляется в деятельности, актуализируя опыт и активность личности, ее инициативность и самостоятельность.

Процесс формирования ключевых компетентностей не может быть эффективно реализован без внедрения инновационных педагогических технологий.

Инновация педагогическая (нововведение) –

  • целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
  • процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.)
  • поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.[15, с.48]

Коротко рассмотрим примеры  инновационных технологий пригодных для использования в профессиональном образовании.

Метод проектов впервые возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые активно разрабатывались американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Идея Дж.Дьюи заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса должна быть прагматична с тем, чтобы ученики знали, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. Надо. сказать, что Дж.Дьюи и его ученики пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, но, что очень важно, деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. То, что не мог бы сделать один ученик, в совместной деятельности оказывалось вполне достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий

К сожалению, с годами метод проектов был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности (например, организацию тематических мероприятий, викторин, создание альбомов, рефератов, газет и пр.). Подобные результаты совместной деятельности учащихся и учителей вполне укладываются в общепринятое понятие проекта, но это не метод проектов. Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Поэтому так важно не смешивать понятия «проект как результат деятельности» и «проект как метод познавательной деятельности». Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата определенными методами, приемами. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умение принимать решения по поводу направления и методов поиска решения проблемы, развитие критического мышления, умений исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах широко используется в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. 

Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве, очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к такой поисковой, исследовательской деятельности — они обладают достаточным запасом знаний, умений, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Поэтому-то и возникла педагогическая проблема — подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности.

Разноуровневое обучение. Говоря о личностно-ориентированном обучении, мы тем самым подразумеваем различные формы и виды дифференциации обучения. В первую очередь нас интересуют такие виды дифференциации общения, как внешняя дифференциация по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам. Практика показывает, что учителя давно осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных учеников, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, учитывая особенности характера.

Технология педагогических мастерских. Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской основан  на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.

Технология модульного обучения

Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль. Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.

Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Признаки критического мышления:

- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.

- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).

- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).

- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией).

- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Существует множество других методов, методик, технологий, применимых в профессиональном образовании. Задача преподавателя – изучать мировой педагогический опыт. Отбирать приемлемые методики и технологии, адаптировать их к функционирующей образовательной среде, дополнять и обогащать своим педагогическим опытом, анализировать изменение качества образовательного процесса, корректировать опробованную технологию, делиться полученными результатами с коллегами. И снова искать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках кулинарии для формирования профессиональных компетенций"

Работа содержит различные методики при проведении уроков по кулинарии, в том числе: игровые технологии, уроки конференции, проектная технология, проблемное и интерактивное обучение...

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатац

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы»...

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...

Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ

Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...

Расширение использования ИКТ-технологий в современном профессиональном образовании.

Цели использования информационных технологий в учебных заведениях среднего специального образования...

Применение обучающих игр, как эффективных форм инновационных технологий в среднем профессиональном образовании.

Методическое пособие разработано для преподавателей средних специальных технических учебных заведений. Основная цель разработки - способствовать повышению уровня подготовки студентов и выработке у них...