Роль руководителя в ДОУ
статья на тему

Харламова Татьяна Андреевна

Рассказано о роли руководителя ДОУ в создании психологически благоприятного климата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_rukovoditelya_v_dou.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Т.А. Харламова

Коренные изменения в культурной, политической и экономической жизни общества накладывают свой отпечаток на отношения в коллективе. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, но также отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой, внешняя мотивация и удовлетворенность работой.

Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Важнейшая роль в формировании социально-психологического климата в коллективе отводится руководителю. Компетентный, авторитетный руководитель, который имеет отработанные навыки профессионального общения с членами группы, создает в ней благоприятный социально-психологический климат, сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей, повышая при этом эффективность деятельности коллектива.

Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается. Эта работа предоставляет широкие возможности, для развития личности; она престижна, приносит уважение окружающих (чем руководитель выше рангом, тем значительнее он выглядит в глазах подчиненных и своих собственных).

Характеристика руководителя как субъекта управленческого труда включает важную составляющую - структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения. Каждая объективно предписанная и ожидаемая роль предполагает наличие у руководителя определенных способностей, навыков и умений для эффективного ее исполнения [1, с. 106].

Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников.

Для должной эффективности мер по созданию благоприятного социально-психологического климата руководитель должен знать важнейшие педагогические принципы объединения работников в коллектив:

  • совмещение личных и общественных интересов людей, находящихся в одной производственной группе;
  • «закон движения коллектива», который предполагает разработку систем и задач, позволяющих людям постоянно видеть перспективу движения;
  • принцип «параллельного движения», смысл которого состоит в том, что воздействие руководителя на личность должно быть одновременно и воздействием на коллектив. И, наоборот, прикосновение к коллективу должно быть и воспитанием отдельных личностей.
  • На формирование благоприятного социально-психологического климата оказывает влияние стиль управления коллективом. Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных [3, с. 118], один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Наиболее значимыми для формирования положительного социально-психологического климата коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм. Эти черты и должен формировать в себе и проявлять в своей деятельности руководитель, если он хочет быть авторитетным и оказывать благотворное влияние на людей в интересах дела и самих людей [1, с. 118-120]

Немало важным условием формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе является удовлетворённость работой руководителя. Исходя из исследований В.М. Шепеля [4, с. 17], члены коллектива испытывают удовлетворенность работой руководителя в тех случаях, когда создаются следующие условия:

  • доброжелательное, уважительное отношение руководителя к работнику. Человек тяжело переживает равнодушное, а тем более отрицательное отношение к нему руководителя. При этом он думает о переходе в другой коллектив и при случае осуществляет свое намерение;
  • человеку предоставляется возможность работать там и делать то, к чему он чувствует призвание и интерес. Если этого нет, люди, как правило, испытывают чувства неудовлетворенности и стремятся найти новое место работы;
  • каждый человек рассчитывает, что его работа будет замечена и отмечена. Если руководитель хотя бы морально поощряет хорошую работу, то человек испытывает глубокое удовлетворение от признания общественной значимости своего труда. Глубоко несчастным бывает тот, чью добросовестную работу никто не замечает и не отмечает. Даже критика иногда переносится легче, чем безразличное или равнодушное отношение к тому, что делает работник;
  • работник заинтересован в росте своего мастерства и общекультурного уровня. Если для такого роста создаются условия, то он глубоко удовлетворен жизнью и работой в данном коллективе. Если таких условий нет, то он склонен искать новое место работы;
  • каждый добросовестный работник ожидает продвижение по службе, с чем связаны не только его материальное положение, но и престиж в коллективе и, наконец, самоуважение. Если человек все время работает в одной и той же должности, а способен делать лучше и больше, то постепенно гаснут его творческие способности, он может деградировать и как личность;
  • члены коллектива бывают глубоко удовлетворены, когда поощрение их трудовых заслуг определяется руководителем. И наоборот, они недовольны, когда руководитель поощряет работников, исходя из личной симпатии, а не из объективной оценке его работы.

Формируя сознательно и целенаправленно социально-психологический климат своего коллектива, руководитель пресекает и ликвидирует все ненужные раздражители. Современная наука доказала чрезвычайную вредность психологических переживаний. Вполне здоровые люди, пережившие стресс - в связи с переутомлением, болезнью или смертью близкого человека, разладом в семье, неприятностями на работе, ссорой с друзьями, коллегами - утрачивают прежнюю психологическую выносливость.

Резюмируя выше сказанное, отметим, что социально-психологический климат коллектива - это психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива важнейшая задача  руководителя. Чтобы руководить эффективно, необходимо обладать соответствующими личными и профессиональными качествами, организаторскими способностями, и умело использовать их в своей руководящей деятельности.

Список литературы:

  1. Общая психология / под ред. А.В. Петровского – М.: Просвещение, 1998. – С. 528–593.
  2. Реан А.А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, - М.: Просвещение, 2000.- 412с.
  3. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления : руководитель и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.
  4. Шепель В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 17—21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Презентация "Роль классного руководителя в воспитании детей".

Презентация "Роль классного руководителя в воспитании детей"....

Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)

Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....

Роль руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося

В презентации рассказывается о роли руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося...