Оценка эффективности урока
статья на тему

как эффективно оценить урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_effektivnosti_uroka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

Выступление на педагогическом совете.

Дадатченко Т.А.

Каждого посещающего уроки всегда не покидает  мысль: как оценить эффективность занятия , имея определенные критерии и измерители, не впадая в субъективизм и не давая общие, не перегруженные смыслом  оценки «урок хороший» или  « урок получился».Согласитесь , задача не самая простая .Этим вопросом задался доктор педагогических наук , профессор А.Т.Глазунов  который создал систему, позволяющую во время одного урока оценить его эффективность, провести экспресс-анализ качества обучения на уроке, оценить педагогический профессионализм.

Итак, урок оценивается с помощью таблицы, в которой отмечаются этапы урока, деятельность учащихся и педагога, и профессиограммы педагога.

Группа №=, 25 учащихся, длительность урока Т=45 минут

Время

Этапа

Мин.

(t)

Деятельность

учащихся

Число

Учащихся

Занятых

Учебным

Трудом(m)

Деятельность  педагога

0-14

Работа с раздаточным

материалом

     24

Организация работы

учащихся с карточками

7-2; 9-4; 11-3; 3-2 (11)

15-26

Работа с учебником

     22

Формулировка заданий

для работы с учебником

11-4; 5-4; 4-4  ( 12)

27-38

Конспектирование лекции

    16

Изложение нового

материала

11-5; 8-4  (9)

39-45

Выполнение эксперимен-

тальной задачи

    20

Организация работы

учащихся

12-5; 4-4; 5-4; 7-3 ( 16)

Организация экспресс-анализа качества обучения:  за пять минут до начала урока преподаватель формулирует 5 основных понятий (умений, навыков), которые будут сформированы на уроке. По окончанию урока преподаватель методом случайных чисел вызывает учащихся, например под номерами 2,12, 22 по журналу ( остальные уходят на перемену). Этим учащимся предъявляются задания, связанные с пятью основными понятиями ( всего трем учащимся предъявлено 15 заданий ). Предположим они выполнили 9 заданий из 15. Тогда коэффициент экспресс- оценки качества: Ккач =  =0,6.

Деятельность педагога оценивается ( последняя колонка таблицы) оценивается по профессиограмме.

ПРОФЕССИОГРАММА ПЕДАГОГА

  1. Психологическая уравновешенность.
  2. Уровень профессиональных знаний.
  3. Эффективность учебных занятий.
  4. Организация учебного труда учащихся ( коллективная, групповая, индивидуальная формы работ).
  5. Мотивация учащихся.
  6. Рефлексия ( самооценка ).
  7. Учет психологических особенностей учащихся.
  8. Культура речи.
  9. Индивидуализация и дифференциация учащихся.
  10. Общая эрудиция.
  11. Формирование учебных навыков учащихся.
  12. Педагогическое творчество.

Система оценки: по каждому из умений может быть выставлен балл от 1 до 5 (1-отсутствие умения, 5- развито очень хорошо).Баллы суммируются

Результаты оценки:

50-60 баллов    -педагог профессионал

30-49 баллов    - начинающий педагог

меньше 30 баллов – непрофессионал.

В нашем случае:11+12+9+16=48.

Внимание: данная профессиограмма может использоваться для оценки профессионализма извне, а также для самооценки педагога. Она не является системой оценки при аттестации.

Для  оценки профмастерства педагога надо посетить 5-10 комбинированных уроков. Посещение одного урока дает примерную, достаточно случайную картину.

Во время урока с учетом различных умений, указанных в профессиограмме, отмечаются профессиональные качества педагога в последнем столбце. Цифры 7-2; 9-4  обозначают, что  седьмое качество( учет психологических особенностей учащихся) продемонстрировано слабо, а девятое качество( индивидуализация и дифференциация учащихся) на этом этапе урока продемонстрировано хорошо. Аналогично отмечаются и другие качества, отмеченные в профессиограмме.

Практика таких анализов уроков, по мнению А.Т. Глазунова, который посетил более 500 уроков, показывает достаточную эффективность и относительную точность оценок. Все они дают информацию для построения системы индивидуальной переподготовки педагога,  построенной на анализе его профессиональной деятельности.

Безусловно, могут быть использованы и другие таблицы и системы.

Фактически коэффициент эффективности показывает учебную деятельность учащихся(похожий подход предлагал профессор В.Б.Беспалько).

В нашем случае он равен:

Кэф = == = 0,88.

Нет единых критериев, но достаточно  эффективным считается урок при К≥ 0,7, в этом случае 70%( и больше) учащихся заняты учебной деятельностью. Вообще перегрузка учащихся лишь частично связана с объемом программ. Большая часть перегрузки связана с формальным присутствием учащихся на уроке, их учебной недогрузкой, которая, по мнению физиологов, и является причиной утомления.

Итак, три измерителя  - таблица, профессиограмма и экспресс-оценка качества позволяют сделать  вывод об уроке. Отмечу, что данная система не единственная, но существующая практика  использования ее в десятках учебных заведений показала ее целесообразность.  

Оценка эффективности урока математики преподавателя Дадатченко Т.А.

                                      проведенная зам. по УМР МАКАРОВОЙ С.В.

                     Тема урока: Применение производной

                     Дата   посещения: 09.12.2010

Группа №25,  учащихся - 25, длительность урока Т=45 минут

Время

Этапа

Мин.

(t)

Деятельность

учащихся

Число

Учащихся

Занятых

Учебным

Трудом(m)

Деятельность  педагога

0-14

Работа с раздаточным

материалом

     24

Организация работы

учащихся с карточками

7-5; 9-4; 11-4; 3-4 (17)

15-26

Работа с учебником

     22

Формулировка заданий

для работы с учебником

11-4; 5-5; 4-5  ( 14)

27-38

Конспектирование лекции

    16

Изложение нового

материала

11-5; 8-4  (9)

39-45

Выполнение эксперимен-

тальной задачи

    20

Организация работы

учащихся

12-5; 4-4; 5-4; 7-5 ( 18)

ПРОФЕССИОГРАММА ПЕДАГОГА

1. Психологическая уравновешенность.

2. Уровень профессиональных знаний.

3.  Эффективность учебных занятий.

4. Организация учебного труда учащихся ( коллективная, групповая, индивидуальная формы работ).

            5. Мотивация учащихся.

            6. Рефлексия ( самооценка ).

            7. Учет психологических особенностей учащихся.

            8. Культура речи.

            9.  Индивидуализация и дифференциация учащихся.

           10. Общая эрудиция.

            11. Формирование учебных навыков учащихся.

            12.  Педагогическое творчество.

Система оценки: по каждому из умений  выставлен балл от 1 до 5 (1-отсутствие умения, 5- развито очень хорошо).Баллы суммируются . Во время урока с учетом различных умений, указанных в профессиограмме, отмечаются профессиональные качества педагога в последнем столбце. Цифры 7-5; 9-4  обозначают, что  седьмое качество( учет психологических особенностей учащихся) продемонстрировано отлично, а девятое качество( индивидуализация и дифференциация учащихся) на этом этапе урока продемонстрировано хорошо.

Результаты оценки:

50-60 баллов    -педагог профессионал

30-49 баллов    - начинающий педагог

меньше 30 баллов – непрофессионал.

В нашем случае:17+14+9+18=58.

Внимание: данная профессиограмма может использоваться для оценки профессионализма извне, а также для самооценки педагога.

 Коэффициент эффективности( по критериям профессора А.Т. Глазунова) показывает учебную деятельность учащихся(похожий подход предлагал профессор В.Б.Беспалько).

В нашем случае он равен:

Кэф = == = 0,9.

          Из этого следует, что 90% учащихся группы на уроке математики были заняты учебной деятельностью.

Нет единых критериев, но достаточно  эффективным считается урок при К≥ 0,7.

                                                              Зам поУМР                       Макарова С.В.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ заболеваемости и оценка эффективности лечения пациентов с туберкулезом легких

“Необходимо срочно активизировать усилия по борьбе с туберкулезом. Если нам не удастся сделать это, к 2015 году умрет 10 миллионов человек, в том числе 4 миллиона женщин и детей” – заявила генеральный...

Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования  обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что являе...

Программа промежуточной аттестации МДК.04.01 Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

Во время проведения промежуточной аттестации студент должен продемонстрировать сформированность общих и профессиональных компетенций....

Рабочая программа ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

В ходе освоения профессионального модуля студент должен:Иметь практический опыт:- навыки оценки эффективности, координация и контроля логиситческих операций, процессов, систем;- выявлять уязвимые мест...

Рабочая программа Производственной практики (по профилю специальности) ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

Целями производственной практики является комплексное освоение студентами вида производственной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение н...