Оценка эффективности урока
статья на тему
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
Выступление на педагогическом совете.
Дадатченко Т.А.
Каждого посещающего уроки всегда не покидает мысль: как оценить эффективность занятия , имея определенные критерии и измерители, не впадая в субъективизм и не давая общие, не перегруженные смыслом оценки «урок хороший» или « урок получился».Согласитесь , задача не самая простая .Этим вопросом задался доктор педагогических наук , профессор А.Т.Глазунов который создал систему, позволяющую во время одного урока оценить его эффективность, провести экспресс-анализ качества обучения на уроке, оценить педагогический профессионализм.
Итак, урок оценивается с помощью таблицы, в которой отмечаются этапы урока, деятельность учащихся и педагога, и профессиограммы педагога.
Группа №=, 25 учащихся, длительность урока Т=45 минут
Время Этапа Мин. (t) | Деятельность учащихся | Число Учащихся Занятых Учебным Трудом(m) | Деятельность педагога |
0-14 | Работа с раздаточным материалом | 24 | Организация работы учащихся с карточками 7-2; 9-4; 11-3; 3-2 (11) |
15-26 | Работа с учебником | 22 | Формулировка заданий для работы с учебником 11-4; 5-4; 4-4 ( 12) |
27-38 | Конспектирование лекции | 16 | Изложение нового материала 11-5; 8-4 (9) |
39-45 | Выполнение эксперимен- тальной задачи | 20 | Организация работы учащихся 12-5; 4-4; 5-4; 7-3 ( 16) |
Организация экспресс-анализа качества обучения: за пять минут до начала урока преподаватель формулирует 5 основных понятий (умений, навыков), которые будут сформированы на уроке. По окончанию урока преподаватель методом случайных чисел вызывает учащихся, например под номерами 2,12, 22 по журналу ( остальные уходят на перемену). Этим учащимся предъявляются задания, связанные с пятью основными понятиями ( всего трем учащимся предъявлено 15 заданий ). Предположим они выполнили 9 заданий из 15. Тогда коэффициент экспресс- оценки качества: Ккач = =0,6.
Деятельность педагога оценивается ( последняя колонка таблицы) оценивается по профессиограмме.
ПРОФЕССИОГРАММА ПЕДАГОГА
- Психологическая уравновешенность.
- Уровень профессиональных знаний.
- Эффективность учебных занятий.
- Организация учебного труда учащихся ( коллективная, групповая, индивидуальная формы работ).
- Мотивация учащихся.
- Рефлексия ( самооценка ).
- Учет психологических особенностей учащихся.
- Культура речи.
- Индивидуализация и дифференциация учащихся.
- Общая эрудиция.
- Формирование учебных навыков учащихся.
- Педагогическое творчество.
Система оценки: по каждому из умений может быть выставлен балл от 1 до 5 (1-отсутствие умения, 5- развито очень хорошо).Баллы суммируются
Результаты оценки:
50-60 баллов -педагог профессионал
30-49 баллов - начинающий педагог
меньше 30 баллов – непрофессионал.
В нашем случае:11+12+9+16=48.
Внимание: данная профессиограмма может использоваться для оценки профессионализма извне, а также для самооценки педагога. Она не является системой оценки при аттестации.
Для оценки профмастерства педагога надо посетить 5-10 комбинированных уроков. Посещение одного урока дает примерную, достаточно случайную картину.
Во время урока с учетом различных умений, указанных в профессиограмме, отмечаются профессиональные качества педагога в последнем столбце. Цифры 7-2; 9-4 обозначают, что седьмое качество( учет психологических особенностей учащихся) продемонстрировано слабо, а девятое качество( индивидуализация и дифференциация учащихся) на этом этапе урока продемонстрировано хорошо. Аналогично отмечаются и другие качества, отмеченные в профессиограмме.
Практика таких анализов уроков, по мнению А.Т. Глазунова, который посетил более 500 уроков, показывает достаточную эффективность и относительную точность оценок. Все они дают информацию для построения системы индивидуальной переподготовки педагога, построенной на анализе его профессиональной деятельности.
Безусловно, могут быть использованы и другие таблицы и системы.
Фактически коэффициент эффективности показывает учебную деятельность учащихся(похожий подход предлагал профессор В.Б.Беспалько).
В нашем случае он равен:
Кэф = == = 0,88.
Нет единых критериев, но достаточно эффективным считается урок при К≥ 0,7, в этом случае 70%( и больше) учащихся заняты учебной деятельностью. Вообще перегрузка учащихся лишь частично связана с объемом программ. Большая часть перегрузки связана с формальным присутствием учащихся на уроке, их учебной недогрузкой, которая, по мнению физиологов, и является причиной утомления.
Итак, три измерителя - таблица, профессиограмма и экспресс-оценка качества позволяют сделать вывод об уроке. Отмечу, что данная система не единственная, но существующая практика использования ее в десятках учебных заведений показала ее целесообразность.
Оценка эффективности урока математики преподавателя Дадатченко Т.А.
проведенная зам. по УМР МАКАРОВОЙ С.В.
Тема урока: Применение производной
Дата посещения: 09.12.2010
Группа №25, учащихся - 25, длительность урока Т=45 минут
Время Этапа Мин. (t) | Деятельность учащихся | Число Учащихся Занятых Учебным Трудом(m) | Деятельность педагога |
0-14 | Работа с раздаточным материалом | 24 | Организация работы учащихся с карточками 7-5; 9-4; 11-4; 3-4 (17) |
15-26 | Работа с учебником | 22 | Формулировка заданий для работы с учебником 11-4; 5-5; 4-5 ( 14) |
27-38 | Конспектирование лекции | 16 | Изложение нового материала 11-5; 8-4 (9) |
39-45 | Выполнение эксперимен- тальной задачи | 20 | Организация работы учащихся 12-5; 4-4; 5-4; 7-5 ( 18) |
ПРОФЕССИОГРАММА ПЕДАГОГА
1. Психологическая уравновешенность.
2. Уровень профессиональных знаний.
3. Эффективность учебных занятий.
4. Организация учебного труда учащихся ( коллективная, групповая, индивидуальная формы работ).
5. Мотивация учащихся.
6. Рефлексия ( самооценка ).
7. Учет психологических особенностей учащихся.
8. Культура речи.
9. Индивидуализация и дифференциация учащихся.
10. Общая эрудиция.
11. Формирование учебных навыков учащихся.
12. Педагогическое творчество.
Система оценки: по каждому из умений выставлен балл от 1 до 5 (1-отсутствие умения, 5- развито очень хорошо).Баллы суммируются . Во время урока с учетом различных умений, указанных в профессиограмме, отмечаются профессиональные качества педагога в последнем столбце. Цифры 7-5; 9-4 обозначают, что седьмое качество( учет психологических особенностей учащихся) продемонстрировано отлично, а девятое качество( индивидуализация и дифференциация учащихся) на этом этапе урока продемонстрировано хорошо.
Результаты оценки:
50-60 баллов -педагог профессионал
30-49 баллов - начинающий педагог
меньше 30 баллов – непрофессионал.
В нашем случае:17+14+9+18=58.
Внимание: данная профессиограмма может использоваться для оценки профессионализма извне, а также для самооценки педагога.
Коэффициент эффективности( по критериям профессора А.Т. Глазунова) показывает учебную деятельность учащихся(похожий подход предлагал профессор В.Б.Беспалько).
В нашем случае он равен:
Кэф = == = 0,9.
Из этого следует, что 90% учащихся группы на уроке математики были заняты учебной деятельностью.
Нет единых критериев, но достаточно эффективным считается урок при К≥ 0,7.
Зам поУМР Макарова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ заболеваемости и оценка эффективности лечения пациентов с туберкулезом легких
“Необходимо срочно активизировать усилия по борьбе с туберкулезом. Если нам не удастся сделать это, к 2015 году умрет 10 миллионов человек, в том числе 4 миллиона женщин и детей” – заявила генеральный...
Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что являе...
Программа промежуточной аттестации МДК.04.01 Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике
Во время проведения промежуточной аттестации студент должен продемонстрировать сформированность общих и профессиональных компетенций....
Рабочая программа ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике
В ходе освоения профессионального модуля студент должен:Иметь практический опыт:- навыки оценки эффективности, координация и контроля логиситческих операций, процессов, систем;- выявлять уязвимые мест...
Рабочая программа Производственной практики (по профилю специальности) ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике
Целями производственной практики является комплексное освоение студентами вида производственной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение н...