КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
тест на тему
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | 75.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
«Кемеровский педагогический колледж»
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ
СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников
по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.
Кемерово 2018
Комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский педагогический колледж»
Разработчик: Халиман О. В., преподаватель ПОУ КемПК
Пугосей В.Т., преподаватель ПОУ КемПК
Общие положения
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является дифференцированный зачет:
Итогом дифференцированного зачета является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
1.Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля
Таблица 1.1
Элемент модуля | Форма контроля и оценивания | |
Промежуточная аттестация | Текущий контроль | |
МДК 02.06 Теоретические основы и методика математического развития дошкольников | дифференцированный зачет | Тестирование, контрольная работа творческая работа, презентация, защита реферата, практическое задание, педагогическая ситуация, терминологический диктант |
2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на дифференцированном зачете:
2.1. В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
Таблица 2.1
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки | Показатели оценки результата |
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня | – Демонстрация проектирования различных видов деятельности и общения в течение дня в соответствии с образовательной программой и современными тенденциями в сфере; дошкольного образования. - обоснованность постановки целей и задач в соответствии с образовательно программой и особенностями возраста; – соответствие содержания деятельности целям и сопутствующим задачам; – обоснованность выбора форм, методов и средств организации разнообразных видов деятельности детей. |
ПК 2.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста. | – Полнота реализации цели и задач в ходе организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; – обоснованность применения форм, методов и средств организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; – точность распределения времени в ходе организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; – организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; - организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – адекватность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач. |
ПК 2.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста | - Полнота реализации цели и задач в ходе организации и проведения праздников и развлечений; – обоснованность применения форм, методов и средств организации и проведения праздников и развлечений; – точность распределения времени в ходе проведения праздников и развлечения; – организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации и проведении праздников и развлечений. |
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей | – Обоснованность анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей; – точность интерпретации результатов диагностики уровня развития различных видов деятельности и общения детей;
– соблюдение этических норм в ходе анализа. |
ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста | – Обоснованность формулировок цели и задач в соответствии с этапом обучения и возрастных особенностей детей; – обоснованность моделирования учебного процесса в соответствии с задачами, этапом обучения и возрастным особенностям детей; – обоснованность применения современных педагогических технологий в процессе организации педагогического процесса. |
ПК 2.6. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста | – Полнота реализации цели и задач в ходе организации учебно – познавательной деятельности; – обоснованность применения форм, методов и средств в процессе организации учебно-познавательной деятельности; – организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации учебно – познавательной деятельности; - применение педагогических технологий в процессе организации учебно – познавательной деятельности. |
ПК 2.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников | - Организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – точность интерпретации результатов диагностики уровня сформированности знаний по образовательным областям. |
ПК 2.8. Анализировать занятия | – Соответствие самоанализа и анализа организации учебно – познавательной деятельности; – соблюдение этических норм в ходе анализа учебно – познавательной деятельности. |
ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс | - Соответствие документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования. |
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников | - Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов; - организация учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований техники безопасности. |
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду | - Обоснованность планирования и выбора дидактического материала, необходимого оборудования. |
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - Обоснованность отбора психолого-педагогической, научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений | - Соблюдение требований к оформлению педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования | - Обоснованность отбора диагностических методик в соответствии с поставленными целями, возрастом детей, образовательной программы; - владение методами исследования развития детей дошкольного возраста; – точность интерпретации результатов диагностики уровня сформированности знаний по образовательным областям; - обоснованность разработки проекта в соответствии с поставленной целью, задачами, возрастом детей; - организовывать проектную деятельность с детьми дошкольного возраста. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - Объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии; - наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - Самостоятельность изучения теоретических вопросов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям; - самостоятельный поиск педагогически целесообразных методов и приемов учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - самостоятельное моделирование учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - самостоятельная организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - Соотнесение собственного замысла учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста фактическим реалиям; - оперативность и адекватность принятия решений в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Обоснованность отбора психолого-педагогической, научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - Применение мультимедийных средств в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного дошкольного возраста; - использование электронных ресурсов для создания учебно – методических пособий по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста; - грамотное владение приемами и способами работы с различными электронными ресурсами. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - Готовность к сотрудничеству, работать в коллективе; - соблюдение принципов и норм делового (педагогического) общения в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - Планирование цели, способов мотивации, организации и контроля деятельности воспитанников с учетом их возрастных особенностей и возможностей |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - Самостоятельность в планировании повышения личностного и профессионального роста; - систематическое обращение к психолого-педагогической литературе в процессе осуществления профессиональной деятельности. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - Адаптация учебно-методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности; – соответствие содержания поставленным целям; – обоснованность использования педагогических технологий. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - Соответствие содержания документации организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду согласно нормативной документации; – использование здоровье-сберегающих технологий на педагогической практике. |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов; – организация своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми нормами. |
К дифференцированному зачету по междисциплинарному курсу допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические работы/задания, и, имеющие положительные оценки по результатам текущего контроля.
2.2. Требования к портфолио
Тип портфолио: смешанный тип (портфолио документов, рефлексивный портфолио, портфолио творческих достижений).
Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Профессиональные компетенции, для проверки которых используется портфолио:
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 2.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 2.8. Анализировать занятия.
ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных.
ПК 5.2 . Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5 .Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.
Оценка портфолио:
Таблица 2.2.
Коды проверяемых компетенций | Показатели оценки результата | Оценки (да/нет) |
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня | – Демонстрация проектирования различных видов деятельности и общения в течение дня в соответствии с образовательной программой и современными тенденциями в сфере; дошкольного образования. - обоснованность постановки целей и задач в соответствии с образовательно программой и особенностями возраста; – соответствие содержания деятельности целям и сопутствующим задачам; – обоснованность выбора форм, методов и средств организации разнообразных видов деятельности детей. | |
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей | – Обоснованность анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей; – точность интерпретации результатов диагностики уровня развития различных видов деятельности и общения детей;
– соблюдение этических норм в ходе анализа. | |
ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста | – Обоснованность формулировок цели и задач в соответствии с этапом обучения и возрастных особенностей детей; – обоснованность моделирования учебного процесса в соответствии с задачами, этапом обучения и возрастным особенностям детей; – обоснованность применения современных педагогических технологий в процессе организации педагогического процесса. | |
ПК 2.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников | - Организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – точность интерпретации результатов диагностики уровня сформированности знаний по образовательным областям. | |
ПК 2.8. Анализировать занятия | – Соответствие самоанализа и анализа организации учебно – познавательной деятельности; – соблюдение этических норм в ходе анализа учебно – познавательной деятельности. | |
ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс | - Соответствие документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования. | |
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников | - Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов; - организация учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований техники безопасности. | |
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду | - Обоснованность планирования и выбора дидактического материала, необходимого оборудования. | |
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - Обоснованность отбора психолого-педагогической, научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений | - Соблюдение требований к оформлению педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. | |
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования | - Обоснованность отбора диагностических методик в соответствии с поставленными целями, возрастом детей, образовательной программы; - владение методами исследования развития детей дошкольного возраста; – точность интерпретации результатов диагностики уровня сформированности знаний по образовательным областям; - обоснованность разработки проекта в соответствии с поставленной целью, задачами, возрастом детей; - организовывать проектную деятельность с детьми дошкольного возраста. | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - Объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии; - наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики. | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - Самостоятельность изучения теоретических вопросов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям; - самостоятельный поиск педагогически целесообразных методов и приемов учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - самостоятельное моделирование учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - самостоятельная организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач. | |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - Соотнесение собственного замысла учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста фактическим реалиям; - оперативность и адекватность принятия решений в нестандартных ситуациях. | |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Обоснованность отбора психолого-педагогической, научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - Применение мультимедийных средств в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного дошкольного возраста; - использование электронных ресурсов для создания учебно – методических пособий по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста; - грамотное владение приемами и способами работы с различными электронными ресурсами. | |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - Планирование цели, способов мотивации, организации и контроля деятельности воспитанников с учетом их возрастных особенностей и возможностей | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - Самостоятельность в планировании повышения личностного и профессионального роста; - систематическое обращение к психолого-педагогической литературе в процессе осуществления профессиональной деятельности. | |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - Адаптация учебно-методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности; – соответствие содержания поставленным целям; – обоснованность использования педагогических технологий. | |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - Соответствие содержания документации организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду согласно нормативной документации; – использование здоровье-сберегающих технологий на педагогической практике. | |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов; – организация своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми нормами. |
3. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля
3.1. Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса профессионального модуля является оценка знаний и умений.
Оценка теоретического курса профессионального модуля осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: тестирование, контрольная работа, творческая работа, презентация, защита реферата, практическое задание, педагогическая ситуация.
Оценка теоретического курса профессионального модуля предусматривает использование накопительной / рейтинговой системы оценивания.
3.2. Задания для оценки освоения МДК : (материалы текущего, промежуточного (тестовые задания, педагогические ситуации, вопросы для устного/ письменного контроля, КОЗ и т.д.) и итогового контроля)
Типовые задания для оценки освоения МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников
Проверяемые результаты:
Уметь:определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников с учетом особенностей возраста; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях; определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики; анализировать занятия; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий.
Знать: основы организации обучения дошкольников; особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях.
Контрольная работа:
Вариант I
Задание 1: Дать определение, что такое формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задание 2: Раскрыть особенности словесного метода формирования элементарных математических представлений.
Задание 3: Описать формы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Вариант II
Задание 1: Дать определение, что такое математического развития детей дошкольного возраста.
Задание 2: Раскрыть особенности наглядного метода формирования элементарных математических представлений.
Задание 3: Описать средства математического развития детей дошкольного возраста.
Время выполнения контрольной работы – 40мин.
Критерии оценки:
«Отлично» - студент демонстрирует всестороннее и глубокое знание по всем предложенным заданиям; грамотно владеет психолого-педагогическим понятийным аппаратом; подтверждает теоретические постулаты примерами; при раскрытии каждого задания демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к предложенной проблеме.
«Хорошо» - студент по всем предложенным заданиям последовательно излагает учебный материал; демонстрирует способность применять знания теории к решению задач профессионального характера; однако допускает отдельные погрешности и неточности при ответе на одно из предложенных заданий.
«Удовлетворительно» - студент в основном знает программный материал в объеме изучения МДК, однако ответ строит только в рамках лекционного курса без привлечения дополнительной психолого-педагогической литературы; допускает нарушения в последовательности изложения материала, не всегда точно использует психолого-педагогическую терминологию, в ответе использует в основном бытовую лексику; затрудняется теоретические вопросы рассматривать с точки зрения практико ориентированности.
«Неудовлетворительно» - студент не понимает сущность предложенных заданий, демонстрирует значительные пробелы в знаниях; не может показать практико ориентированность теоретических знаний.
Тестовые задания:
Задание 1
Вариант А
1. Вопрос: Выберите правильный ответ. В какой возрастной группе занятие по математике заканчивается таким образом:
В конце занятия дети сами делают выводы: «Чем мы сегодня занимались?».
Варианты ответа:
а) вторая младшая группа;
б) средняя группа;
в) старшая группа;
г) подготовительная к школе группа.
2. Вопрос: Распределите примерные части хода математического занятия по порядку.
Варианты ответа:
а) дидактическая игра;
б) физкультминутка;
в) математическая разминка;
г) работа с раздаточным материалом;
д) работа с демонстрационным материалом.
Варианты ответа:
1 часть ___, 2 часть ___, 3 часть___,4 часть ___, 5 часть ___.
3. Вопрос: Выберите основные формы работы по математическому развитию дошкольников:
Варианты ответа:
а) занятие;
б) беседа;
в) дидактическая игра;
г) подвижные игры;
д) индивидуальная работа;
е) досуг;
ж) самостоятельная деятельность
4. Вопрос: Выберите правильный ответ.
Исключите лишний раздел программы по формированию элементарных математических представлений:
Варианты ответа:
а) «Количество и счет»;
б) «Сенсорное воспитание»;
в) «Величина»;
г) «Форма»;
д) «Ориентировка в пространстве»;
е) «Ориентировка во времени».
5. Вопрос: Что является предметом исследования теории и методики математического развития дошкольников:
Варианты ответа:
а) всестороннее развитие личности ребенка;
б) изучение основных закономерностей процесса формирования и развития у дошкольников математических представлений;
в) изучение условий для создания предметно-развивающей среды, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
г) изучение условий для конструкторской деятельности.
6. Вопрос: Основными задачами математического образования можно считать:
Варианты ответа:
а) познавательные, развивающие, практические;
б) развивающие, теоретические, воспитательные;
в) познавательные, практические, воспитательные;
г) развивающие, воспитательные, познавательные.
7. Вопрос: Какие задачи математического развития детей решает именно методика, как дисциплина?
Варианты ответа:
а) познавательные, развивающие, воспитательные;
б) разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей;
в) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
г) развитие у детей познавательных психических процессов.
8. Вопрос: Целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, учений, приемов и способов умственной деятельности, предусмотрен действующими программами, — это …
Варианты ответа:
а) математическое развитие дошкольников;
б) математизация научного знания;
в) формирование элементарных математических представлений;
г) математическая компетенция детей.
9. Вопрос: Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение относится к:
Варианты ответа:
а) развивающим задачам;
б) познавательным задачам;
в) обучающим задачам;
г) воспитательным задам.
10. Вопрос: Назовите все элементы методической системы развития математических представлений у детей дошкольного возраста (полный ответ):
Варианты ответа:
а) цель, содержание работы;
б) содержание работы;
в) формы работы, цель, методы;
г) содержание, методы, цель и форма работы.
11. Исключите лишнее слово:
Варианты ответа:
а) объяснение;
б) рассказ;
в) вопросы;
г) дидактическая игра.
12. Вопрос: К демонстрационным материалам не относится:
Варианты ответа:
а) магнитная доска;
б) объёмные фигуры;
в) счётные палочки;
г) приборы.
13. Вопрос: К раздаточным материалам не относится:
Варианты ответа:
а) наборное полотно;
б) карточка с двумя полосками;
в) счётные палочки;
г) плоскостные предметы для выкладывания на карточках с двумя полосками.
14. Исключите неверный вариант ответа.
К методам, обеспечивающим передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий относятся:
Варианты ответа:
а) демонстрация;
б) исследовательский;
в) беседа;
г) упражнения.
15. Вопрос: К словесным методам обучения относится
Варианты ответа:
а) объяснение;
б) наблюдение;
в) упражнение;
г) демонстрация.
Вариант В
1. Вопрос: Любое занятие должно быть законченным. Определи, в какой возрастной группе воспитатель подвел итог занятия.
… « Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».
Варианты ответа:
а) вторая младшая группа;
б) средняя группа;
в) старшая группа;
г) подготовительная к школе группа
2. Вопрос: Выберите основные разделы программы ФЭМП в ДОУ:
Варианты ответа:
а) «Количество и счет»;
б) « Величина»;
в) «Моделирование»;
г) « Ориентировка в пространстве»
д) «Сенсорное воспитание»
е) « Форма»;
ж) « Ориентировка во времени».
3. Вопрос: Под математическим развитием дошкольников следует понимать:
Варианты ответа:
а) изучение технологий математического развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях;
б) изучение индивидуальных особенностей математического развития детей дошкольного возраста;
в) сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций;
г) формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
4. Вопрос: В процессе обучения воспитателю следует ориентироваться на:
Варианты ответа:
а) только то, что ребенок может выполнить самостоятельно;
б) то, что он может выполнить сам и с помощью взрослого;
в) то, что оа сможет выполнить с помощью взрослых;
г) то, что ребенок не может выполнить в данный момент ни сам, ни со взрослым.
5. Вопрос: Воспитание готовности к обучению в школе, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей относится к:
Варианты ответа:
а) развивающим задачам;
б) познавательным задачам;
в) обучающим задачам;
г) воспитательным задам.
6. Вопрос: Основной формой организации обучения детей математике в детском саду является
Варианты ответа:
а) индивидуальная работа;
б) дидактическая игра;
в) занятие;
г) досуг.
7. Исключите лишнее слово:
Варианты ответа:
а) показ;
б) объяснение;
в) вопросы;
г) самостоятельная деятельность.
8. Вопрос: К демонстрационным материалам не относится:
Варианты ответа:
а) магнитная доска;
б) объёмные фигуры;
в) карточка с двумя полосками;
г) приборы.
9. Вопрос: К раздаточным материалам не относится:
Варианты ответа:
а) счетная лесенка;
б) карточка с двумя полосками;
в) счётные палочки;
г) плоскостные предметы для выкладывания на карточках с двумя полосками.
10. Вопрос: Целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка, — это …
Варианты ответа:
а) математическое развитие дошкольников;
б) математическое образования;
в) формирование элементарных математических представлений;
г) математическая компетенция детей.
11. Вопрос: С какой части начинается ход математического занятия.
Варианты ответа:
а) дидактическая игра;
б) физкультминутка;
в) математическая разминка;
г) работа с раздаточным материалом;
д) работа с демонстрационным материалом.
12. Вопрос: Распределите примерные части хода дидактической игры:
Варианты ответа:
а) Инструкция, объяснение или повторение правил игры
б) Беседа, заинтересовать игрой
в) Варианты усложнений игры
г) Итог игры
д) Игровая деятельность
1 часть ___, 2 часть ___, 3 часть___,4 часть ___, 5 часть ___.
13. Вопрос: Исключите неверный вариант ответа.
К методам, обеспечивающим передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий относятся:
Варианты ответа:а) показ;
б) проблемный;
в) объяснение;
г) предметно-практические действия.
14. Исключите лишнее слово:
Варианты ответа:
а) занятие;
б) упражнение;
в) дидактическая игра;
г) самостоятельная деятельность.
15. Вопрос: К наглядным методам обучения относится
Варианты ответа:
а) объяснение;
б) наблюдение;
в) упражнение;
г) демонстрация.
Ключ:
ВАРИАНТ А | ВАРИАНТ В | ||||||
№ вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ |
1 | Г | 9 | А | 1 | А | 9 | А |
2 | 1В2Д3Г4Б 5А | 10 | Г | 2 | АБВДЕ | 10 | Б |
3 | АВДЕЖ | 11 | Г | 3 | В | 11 | В |
4 | Б | 12 | В | 4 | Б | 12 | 1Б2А3Д4В 5Г |
5 | Б | 13 | А | 5 | Г | 13 | Б |
6 | Г | 14 | АВГ | 6 | В | 14 | Б |
7 | Б | 15 | АБ | 7 | Г | 15 | Г |
8 | В | 8 | В |
Время выполнения тестовых заданий – 40мин.
Критерии оценки:
За правильный ответ выставляется 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы выставляется 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений:
Процент результативности правильных ответов (%) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
86 - 100 (13-15) | 5 | отлично |
67 - 87 (10-12) | 4 | хорошо |
55 - 60 (8-9) | 3 | удовлетворительно |
менее 50 (0-7 заданий) | 2 | неудовлетворительно |
Задание 2
1: Соотнести программную задачу с возрастной группой
Варианты ответа:
Программные задачи | Возрастные группы |
А) учить сравнивать 2 предмета опосредованно с помощью третьего (условной мерки); Б) учить сравнивать два предмета равные по высоте; В) учить сравнивать два предмета отличающиеся длинной и толщиной; Г) учить делить целый предмет на 8 частей.
|
|
2: Показывая высоту предмета, рука движется:
Варианты ответа:
А) слева направо;
Б) справа налево;
В) снизу вверх;
Г) сверху вниз.
3: При сравнении предметов по длине соединяют стороны:
Варианты ответа:
А) нижние;
Б) верхние;
В) левые;
Г) правые.
4: Выбрать правильное определение признака величины:
Варианты ответа:
А) подлиннее;
Б) длиньше;
В) длинности;
Г) длиннее.
5: Выбрать дидактический материал для сравнения предметов по длине:
Варианты ответа:
А) лента, лесенка, веревка, башня, окно, дорожка, палка, скакалка;
Б) тесьма, лист, ручка, ветка, книга, лента, дом, пояс;
В) веревка, шарф, ручеек, нитка, лыжи, бусы, карандаш, шнурок;
Г) ручеек, скакалка, забор, удав, машина, полоска, канат, лента.
6: Определить последовательность сравнения двух предметов по величине:
Варианты ответа:
А) объему в целом;
Б) высоте;
В) длине;
Г) ширине.
7: Соотнести разницу величин демонстрационного дидактического материала и возрастную группу
Варианты ответа:
Разница | Возрастные группы |
А) 2 см.; Б) 3 см.; В) 5 см.; Г) 10 см.
|
|
8. Соотнести умение упорядочивать предметы с возрастной группой
Варианты ответа:
Упорядочивание предметов | Возрастные группы |
А) выкладывание 5 предметов в порядке возрастания толщины; Б) выкладывание сериационного ряда в порядке убывания 5 предметов по высоте; В) выкладывание 6 предметов в порядке убывания по объему с целом; Г) выкладывание сериационного ряда в порядке убывания 10 предметов по длине.
|
|
9: Определить геометрические фигуры, которые используют для обучения деления целого на части
Варианты ответа:
А) круг, треугольник, квадрат;
Б) треугольник, квадрат, ромб;
В) круг, прямоугольник, трапеция;
Г) круг, квадрат, прямоугольник.
: Выбрать правильный ответ при раскладывании сериационного ряда в порядке возрастания
Варианты ответа:
А) сверху самая маленькая, потом больше, потом большей этой, потом большая;
Б) первая самая маленькая, вторая побольше, третья еще побольше, четвертая самая большая;
В) вначале маленькая, потом чуть побольше, еще четь побольше и последняя самая большая;
Г) самая маленькая, побольше, еще побольше, самая большая.
Проверяемые результаты обучения:
Уметь:
- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
Знать:
- основы организации обучения дошкольников;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
- развитие элементарных математических представлений
Время выполнения тестовых заданий – 40 мин.
Критерии оценки:
За правильный ответ выставляется– 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы выставляется 0 баллов.
Ключ:
№ вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ |
1 | 1Б, 2В, 3А, 4Г | 6 | В, Г, Б, А | 1 | 1Б, 2В, 3А, 4Г | 6 | В, Г, Б, А |
2 | В | 7 | 1Г, 2В, 3Б, 4А | 2 | В | 7 | 1Г, 2В, 3Б, 4А |
3 | В | 8 | 2А, Б 3В, Г | 3 | В | 8 | 2А, Б 3В, Г |
4 | Г | 9 | Г | 4 | Г | 9 | Г |
5 | В | 10 | Г | 5 | В | 10 | Г |
Шкала оценки образовательных достижений:
Процент результативности правильных ответов (%) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 - 100 (14-16) | 5 | отлично |
75 - 89 (11-13) | 4 | хорошо |
50 - 74 (8-10) | 3 | удовлетворительно |
менее 50 (0-4 заданий) | 2 | неудовлетворительно |
Задание № 4
Педагогическая ситуация:
Воспитатель, разместив детей средней группы по кругу, предложила поиграть в игру «Посмотри и назови». Перед началом игры объяснила правила игры: «Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен сказать, что находится впереди, сзади, слева, справа от вас. Посмотрите, как это сделаю я - слева от меня окно, справа от меня стена с картиной, впереди меня сидят дети, сзади от меня стоит шкаф». Во время игры дети называли предметы наугад, не ориентируясь на свое пространственное расположение.
Текст задания:
- Обосновать причины ошибок, допускаемых детьми.
- Разработать правильный вариант данной игры.
- С учетом возрастных особенностей, написать программные задачи (математические знания, умения, терминология).
Время выполнения тестовых заданий – 40мин.
Критерии оценки:
«отлично» - студент логично и грамотно анализирует предложенную ситуацию; дает полную психолого-педагогическую характеристику возникших трудностей; предлагает самостоятельный и оригинальный проект игры с учетом современных подходов к образовательной деятельости; в полном объеме определяет программные задачи.
«хорошо»- студент правильно анализирует проблему математического развития дошкольников, однако наблюдается некоторая непоследовательность анализа; предлагает самостоятельный проект игры, однако исходит из традиционных позиций, почти не проявляя творчество; программные задачи формулирует полностью.
«удовлетворительно» - студент затрудняется в психолого-педагогическом обосновании ввозникших у детей трудностей; ответ выстраивает недостаточно логично; испытывает затруднения при определении программных задач.
«неудовлетворительно» - студент не справляется с заданием.
Практические задания
Задание 1:
ПК 2.1, ПК 2.3, ПК 2.5, ПК 2.6; ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9
Проверяемые результаты обучения
Знать:
•сущность и особенности математического развития дошкольников;
•задачи, содержание, формы организации, методы и приемы математического развития дошкольников;
Уметь:
•определять цели, задачи, содержание, методы и приемы математического развития детей;
• подбирать наглядный материал с учетом возраста и поставленных задач.
Текст задания: Содержание и методика обучения образованию, группировке, выделению совокупностей предметов и одного предмета в младшей группе. Составление плана – конспекта: тема, программное содержание, формулировка программных задач, подбор оборудования, форма, этапы, методы и приемы руководства.
Критерии оценки:
«отлично» - студент планирует, разрабатывает, составляет план (конспект, рекомендации и др.) на основе знаний математического развития детей дошкольного возраста; прогнозирует результаты педагогического воздействия; выполняет на творческом уровне; умеет мотивированно отстаивать свою позицию; выполняет технически и методически грамотно, без ошибок; отвечает, структурировано, последовательно, логично, доказательно
«хорошо» - студент планирует, разрабатывает, составляет план (конспект, рекомендации и др.) на основе знаний математического развития детей дошкольного возраста; не всегда успешно прогнозирует результаты педагогического воздействия; задание выполняет на репродуктивно- творческом уровне; не всегда уверенно мотивирует и отстаивает свою позицию; выполняет с 2-3 незначительными техническими и (или) методическими ошибками; отвечает, структурировано, последовательно, логично, доказательно, однако присутствуют речевые ошибки.
«удовлетворительно» - студент планирует, разрабатывает, составляет план (конспект, рекомендации и др.) не учитывая особенностей математического развития детей дошкольного возраста; слабо прогнозирует результаты педагогического воздействия; задания выполняет на репродуктивном уровне; не уверенно мотивирует и отстаивает свою позицию; выполняет с 2-3 значительными техническими и (или) методическими ошибками; отвечает непоследовательно, не логично, присутствуют речевые ошибки, нет доказательности;
«неудовлетворительно» - студент планирует, разрабатывает, составляет план (конспект, рекомендации и др.) не учитывая особенностей математического развития детей дошкольного возраста; не прогнозирует результаты педагогического воздействия; задания не выполняет или выполняет на эмпирическом уровне; не мотивирует и не отстаивает свою позицию; задание не выполняет или выполняет с серьёзными (более 3) техническими и (или) методическими ошибками; отвечает непоследовательно, не логично, присутствуют речевые ошибки, нет доказательности.