Дельфинотерапия
творческая работа учащихся

Булкина Н.Б.

Эта презентация - студенческая работа по теме: "Психотерапия. Дельфинотерапия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delfinoterapiya._efimkina_31s.pptx580.13 КБ
Файл deti_s_anomalnym_razvitiem.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дельфинотерапия

Слайд 2

Дельфинотерапия - это альтернативный, нетрадиционный метод психотерапии, который заключается в общении человека и дельфина.

Слайд 3

Интеллектуально дельфины развиты почти как люди, по шкале умственных способностей они набирают 194 балла, люди — 214. Мозг этих млекопитающих по размеру равен человеческому, но на его поверхности в 2 раза больше извилин, а нравственные качества дельфинов намного превосходят человеческие — они не способны завидовать, предавать и убивать сородичей. В проведении терапии задействованы: психологи, дефектологи, педагоги, тренеры и ветеринары. В зависимости от показаний сеансы дельфинотерапии могут быть индивидуальными, семейными или групповыми.

Слайд 5

Виды дельфинотерапии Перед пациентами и их врачами стоят различные задачи, среди них: необходимость психокоррекции , восстановление физиологических функций, памяти, концентрации внимания. Свободное взаимодействие с животным . Пациенту предоставляется свобода в выстраивании отношений с необычным «терапевтом», он сам выбирает удобные для него способы общения: плавание и ныряние в близком контакте с дельфином, игра в мяч, выполнение дельфином отдаваемых им команд. Специалисты-люди только обеспечивают безопасность животного и человека. Организованное общение. Пациент взаимодействует с животным через медицинского специалиста, работающего с ним. Основное психотерапевтическое воздействие осуществляется именно врачом-человеком, а присутствие дельфинов — только фон и благоприятная среда для раскрепощения пациента.

Слайд 6

Эффект от общения с дельфинами Положительные эмоции, внутреннее успокоение, очищение сознания от конфликтов и травм, выработка эндорфинов — результаты взаимодействия человека с дельфином. Сравнительные данные энцефалограмм пациентов, проводимых до и после сеанса, показывают: замедление мозговых ритмов; синхронизацию активности полушарий мозга; устранение перевозбуждения нервной системы; расслабление всего организма. На психоэмоциональном уровне пациенты: выходят из самоизоляции; обретают интерес к внешнему миру; получают стимул для вербальной экспрессии; восполняют дефицит положительных эмоций; удовлетворяют потребность в эмоциональных контактах.

Слайд 7

Показания Для детей и подростков возраста от 6 месяцев до 16 лет дельфинотерапия рекомендуется при таких заболеваниях: умственная отсталость; ранний аутизм ; нейросенсорная тугоухость; болезнь Дауна; гиперактивность с синдромом дефицита внимания ; нарушение речи; детский церебральный паралич .

Слайд 8

У взрослых дельфинотерапией корректируют пограничные формы нервно-психических расстройств: навязчивые мысли и состояния, неврозы, фобии, депрессии, хроническую усталость, эмоциональное выгорание.

Слайд 9

Этапы дельфинотерапии Первый сеанс не всегда завершается соприкосновением ребёнка с дельфином. Для него может оказаться слишком волнительной необходимость выхода на помост и непривычное поведение ранее неизвестного животного. Опытный психотерапевт или психолог должен помочь преодолеть трудности, снять напряжение ребёнка, экипировать его и вовлечь в игру с новым другом. На втором сеансе ребёнок, стоя на помосте, может бросать дельфину мячи и кольца, которые он с удовольствием доставит обратно. Родители и психолог стараются убедить ребёнка в безопасности игр и приближения к дельфину. В конце сеанса начинают готовить малыша к контакту с животным в воде. Для этого его садят на помост и предлагают опустить ноги в воду, а тренер дельфина отдаёт ему команды, выполнение которых поможет максимально быстро наладить эмоциональную, визуальную и тактильную связь между ребёнком и дельфином.

Слайд 10

На третьем сеансе ребёнка учат здороваться с дельфином, выражать радость от встречи и общения с ним, повторяют игры, возобновляют тактильный контакт с животным, снова опускают ноги с помоста в воду и подводят ребёнка к совместному плаванию. На четвёртом сеансе, как правило, прочно установлен эмоциональный контакт между участниками терапии, ребёнок сам находит новые способы тактильных контактов, с удовольствием повторяет уже знакомые игры. Пятый сеанс становится очень желанным для малыша, поэтому установившийся контакт с животным психотерапевт может использовать для развития у пациента концентрации внимания и способности последовательно переключаться на выполнение разных задач. Рекомендованный курс — 10 сеансов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с аномальным развитием

Слайд 2

Психология аномального развитии Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза(нарушения психики),вызванного болезненным процессом, его последствиями.

Слайд 3

Аномальное развитие Аномалия (греч.anomalia – неровность) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей. К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития. Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

Слайд 5

Дефект Дефект ( лат.defectus – недостаток) Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития. Заячья губа

Слайд 6

Классификация с нарушениями слуха с нарушениями зрения с нарушениями интеллекта с нарушениями речи с нарушениями эмоционально- волевой сферы с комбинированным дефектом с нарушениями опорно- двигательного аппарата

Слайд 7

Первичные и вторичные нарушения различают в аномальном развитии две группы симптомов : первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.), и вторичные , возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

Слайд 8

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание ,например, при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, – так называемое специфическое недоразвитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха.

Слайд 9

Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития Психическое недоразвитие. Умственно-отсталые дети.( олигофрения) Термином "умственная отсталость" в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы; такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

Слайд 11

Умственно отсталые меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, вследствие чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. При психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, в особенности, обобщенность восприятия, его темп. Таким детям требуется значительно больше времени на запечатление нового материала. Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей между частями целого. Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в расстройстве эмоциональной сферы.

Слайд 12

По глубине дефекта умственная отсталость(олигофрения) традиционно подразделяется на три степени Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить эти дети начинают поздно, их движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в своих естественных отправлениях, неспособны к самообслуживанию.

Слайд 13

Имбецильность - более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти, восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

Слайд 14

Дебильность - наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета.

Слайд 16

Задержанное психическое развитие. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации , плохого ухода и т. д.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития (ЗПР) играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.

Слайд 17

Искаженное психическое развитие. Представлено в частности синдромом раннего детского аутизма , который отличается от всех аномалий развития наибольшей выраженностью как клинической дисгармоничности, так и психологической структуры нарушений. Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, "уходе" в свой внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к родным и близким, так и сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один Клинико-психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной Каннером, характеризуется следующими признаками:

Слайд 18

1) аутизм как предельное ("экстремальное") одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; 2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем; 3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка; 4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития, в большей степени связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.

Слайд 20

Программы коррекционной работы Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы, в которой выделяют следующие основные этапы: Психологическая коррекция: а) установление контакта со взрослыми; б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;

Слайд 22

в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; г) формирование целенаправленного поведения; д ) преодоление отрицательных форм поведения - агрессии, негативизма, расторможенности влечений. Педагогическая коррекция раннего детского аутизма: а) формирование активного взаимодействия с педагогом; б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).

Слайд 24

Медикаментозная коррекция раннего детского аутизма; поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия Работа с семьей: а) психотерапевтическая работа с членами семьи; б) ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка; в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях; г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка

Слайд 26

Виды аномалий развития конечностей Избыточный рост конечностей называют макромелией (от греч. macros - большой и melos - конечность). Чаще, однако, происходит недоразвитие конечности или возникают различные дефекты развития пальцев. В крайних случаях рождаются дети, у которых вовсе отсутствует одна или несколько конечностей. Такой тяжелый порок развития называют эктомелией. Иногда отсутствует конечный отдел руки или ноги. Тогда конец имеющегося у ребенка плеча, голени или бедра имеет вид ампутационной культи (гемимелия ).

Слайд 28

П ричины развития аномалий конечностей Тяжелые пороки вроде эктомелии или фокомелии чаще всего являются следствием сбоев в процессе внутриутробного развития, которые могут возникать в результате действия различных токсических веществ на организм матери в процессе беременности. Печально известный пример - последствия действия лекарства талидомида , которое во второй половине XX века американским женщинам рекомендовали применять для снятия симптомов токсикоза в процессе беременности. Позже выяснилось, что талидомид нередко приводит к врожденным уродствам плода, чаще всего влияя именно на конечности ребенка. В результате в стране за относительно короткий период времени на свет появилось множество детей с недоразвитыми конечностями. Это была настоящая национальная трагедия! Еще одна причина пороков развития конечностей - спайки, которые нарушают правильное развитие зародыша. Их можно обнаружить при ультразвуковом обследовании беременной.

Слайд 29

Можно ли жить нормально с этой аномалией ? Может показаться, что такое тяжелое врожденное уродство, как фокомелия, способно с первых дней буквально перечеркнуть жизнь человека. Однако история знает примеры, когда люди с такими тяжелыми дефектами не только не сдавались в своей борьбе за достойную жизнь, но и достигали в результате этой борьбы впечатляющих успехов.

Слайд 30

Например , у родившегося в Пруссии в 1848 г. Карла Германа Антана вместо рук были короткие обрубки, каждый из которых заканчивался всего одним пальцем. Несмотря на это, Карл смог не только полностью обслуживать себя с помощью пальцев ног, но и научился играть на скрипке. Он даже мог поменять струну во время выступления, ловко орудуя ногами! Знаменитый музыкант не раз гастролировал по странам Европы, был в США, на Кубе, в Мексике и в некоторых странах Южной Америки. Не менее удивительное жизнелюбие демонстрировал в XVIII в. «ластоногий гений» Матиас Бюхингер . Несмотря на фокомелию (у него, по сути, не было ни рук, ни ног!), Матиас занимался музыкой, неплохо стрелял, был изобретателем, четырежды состоял в браке и нажил 11 детей! Поразительный пример победы над, казалось бы, неотвратимым роком!

Слайд 31

Ника Вуйчича

Слайд 32

Оскар Писториус

Слайд 34

Аномальное развитие -это не преграда для нормальной жизни!!!!