Дифференцированный подход при проведении занятий и контроля знаний по русскому языку.
методическая разработка на тему
В докладе объясняется: как организовать работу на уроках русского языка, обобщив знания студентов 1 курса, если есть определённые требования к знаниям студентов, которые должны достигнуть все обучающиеся, чтобы получить положительную оценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_serpuhov.docx | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход при проведении занятий и контроля знаний по русскому языку.
Семибратова Татьяна Михайловна, преподаватель русского языка и литературы,
ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»
Программный материал, обобщающий знания студентов1курса по русскому языку в техникуме, обязательный по предмету. Обязательный, потому что ребята поступили в техникум с различным уровнем подготовки, который необходимо выявить с первых дней, чтобы правильно выстраивать свою работу на занятиях и чтобы подтянуть «слабых» студентов хотя бы до уровня «средних». Есть определенные требования к знаниям студентов, которые должны достигнуть все обучающиеся, чтобы получить положительную оценку.
Программа ставит цель перед преподавателем, преподаватель - перед студентами. Преподаватель продумывает систему учебных заданий и контроля знаний, с помощью которых можно судить, достигнута ли выдвинутая цель. На это обращаем внимание и при методике ведения, построения урока, в зависимости от типа урока (объяснения материала, обобщения, закрепления, повторения и комбинированного урока). Преподаватель специально формирует систему упражнений от простого к сложному или на основе «лестницы деятельности», которая представляет собой систему заданий с постепенно нарастающей сложностью. Эта система должна включать такие задания:
1. Обязательный уровень, который должны знать и выполнять все студенты;
2. Задания повышенной сложности для студентов, хорошо знающих материал и умеющих выполнять задания различной сложности.
Дифференцированный подход сегодня актуален – это индивидуальный, личностно – ориентированный подход к обучающемуся.
Дифференцированным обучением называют динамичную систему классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.
В процессе работы происходит не только выявление пробелов в обучении студентов, пришедших из разных общеобразовательных учреждений, но и понимание и сближение между преподавателем и студентами. При таком подходе обучающийся является не только объектом, но и субъектом обучения, и сам может оценить свои знания, не только оценить, но и понять, что его знания зависят не только от преподавателя, но и от него самого.
Достоинством технологии уровневой дифференциации обучения является личностно – ориентированный подход к учащимся, стимулирующий мотивацию учения и открытость заданий, контролирующих усвоение материала. При дифференциации студентов в соответствии с тем или иным уровнем преподавателю необходимо опираться на следующее:
- общий уровень обученности ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность),
- индивидуальные особенности студентов (склонность к гуманитарным предметам или точным, историческим наукам и т. д.),
- неспособность обучающего усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме отставания в умственном развитии),
- интерес учащегося к тому или иному предмету.
Готовясь к уроку или контролю знаний, преподаватель ориентируется на три уровня дифференциации учащихся:
1) базовый;
2) продвинутый;
3) углублённый
Студент самостоятельно выбирает уровень заданий (обязательный, повышенный или высокий) и несет ответственность за это.
Задача преподавателя - помочь сделать правильный выбор и добиться успеха, опираясь на принцип: «Возьми столько, сколько ты можешь, но не менее обязательного».
Задания обязательного уровня (на 3) должны быть посильными и доступными для каждого ученика, адекватными его интересам и способностям. Но студенты заранее должны знать, к чему быть готовыми, какие знания по теме должны быть ими усвоены в обязательном порядке. Это помогает студентам трезво оценить свои возможности, повышает интерес к предмету. Постепенно обучающиеся освобождаются от желания ограничиться только выполнением обязательной части задания, у них появляется стремление выполнять задания на повышенном уровне.
Дополнительная часть - овладение темы на повышенном уровне (4 и 5). Основная задача - дать посильную нагрузку сильным студентам. Посильность и доступность заданий дополнительной части, и их характер создает условия для продвижения обучающегося в «зону ближайшего развития», дает ему возможность перейти к выполнению заданий повышенного или высокого уровня.
При проведении занятия со студентами разного уровня подготовки можно предложить такую форму работы, как взаимопомощь в группе, групповая форма работы. В этом случае обучающиеся, имея карточки своего уровня, работают в группах по 5-6 человек. Среди них может быть два ученика с 1 уровнем, два – со 2 уровнем и один – два с 3 уровнем, который проверяет работы всех ребят, исправляет ошибки и отчитывается перед преподавателем. С отчетом может выступить и любой другой член группы, что создает обстановку демократичности среди студентов.
Стиль взаимодействия преподавателя и студента носят партнерский характер, при котором обучающийся является равноправным субъектом в организации учебного процесса. Преподаватель не может принуждать студента выполнять или пересдавать дополнительную часть, если студент этого не хочет. Обучающийся имеет право попросить у преподавателя задания для дополнительной части в любое время, если он решит получить дополнительную оценку, что в интересах и преподавателя.
Любой текст – богатый материал для работы на уроке. Пример вида работы с текстом.
Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника – все это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.
Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.
Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно.
Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее.
1уровень. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль. Подчеркните грамматические основы предложений. Напишите, чему он учит?
2 уровень. Составьте памятку «Что такое культура речи?». Объясните значение слов ПУСТОСЛОВИЕ, СВЫСОКА, МИМИКА, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ОБРАЗНО, ВУЛЬГАРНЫЙ, ДОСТОИНСТВО.
3 уровень. Найдите в тексте разные виды сложных предложений. Выпишите их, сделайте синтаксический разбор, составьте схему. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Сами студенты активно включаются в работу с дифференцированным подходом не только как объекты обучения, они с удовольствием сами составляют карточки с разным уровнем заданий. При составлении таких карточек закрепляется теоретический материал, дети работают с дополнительной литературой, проявляется интерес к предмету.
Литература
Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 класс. Материк – Альфа. Москва 2013
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.10 класс. Интеллект – Центр 2012
ЕГЭ 2018 Русский язык И. П. Цыбулько. 36 типовых вариантов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Данная методическя разработка представляет собой опыт работы по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...
Формы тестового контроля на уроках русского языка
Рассказывается о формах тествого контроля...
Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности 030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...
Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточного/ итогового контроля знаний по дисциплине «Электрические машины» МДК01.01
Контрольно-оценочные средства промежуточной или итоговой аттестации...
Методическая разработка учебного занятия по контролю знаний
Методическая разработка выполнена с целью обмена опытом с преподавателями, а также для студентов для формирования системы математических знаний и умений...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 курса специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)/...
Игра-викторина с контролем знаний по английскому языку для профессий "Повар, кондитер"
Данная игра-викторина включает в себя вопросы по пройденным темам за учебный год. Используется для контроля знаний или подготовке к зачетно-экзаменционным работам....
- Мне нравится (1)