ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект на тему
Внедрение электронных форм учебно-методический пособий в образовательный процесс ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 89.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Внедрение электронных форм учебно-методический пособий в образовательный процесс ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва»
Автор проекта: Муллагалиева Т.С.
Нижнекамск, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт проекта | 3 |
2 | Актуальность проекта | 7 |
3 | Цели и задачи проекта | 11 |
4 | Целевая аудитория. Возможные риски | 11 |
5 | Этапы реализации проекта | 12 |
6 | Ресурсы | 12 |
7 | План мероприятий по реализации проекта | 16 |
8 | Степень достижения поставленных целей и задач – качественная и количественная оценка результатов | 18 |
9 | Планируемые результаты, перспективы дальнейшего развития проекта, его научная или практическая значимость | 18 |
10 | Литература | 20 |
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Внедрение электронных форм учебно-методический пособий в образовательный процесс ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва» |
Руководитель проекта | Муллагалиева Т.С. |
Участники проекта | Студенты ГАПОУ «НПК имени Е.Н. Королёва» |
Стратегическая цель ПОО, являющаяся основанием для инициации проекта | Создание условий для качественной подготовки кадров в ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва» |
Обоснование необходимости проекта | • Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов и Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Улучшение качества обучения за счет повышения учебной мотивации обучающихся, увеличения профессиональных компетенций преподавателей, разнообразия форм и способов учебной деятельности, появлению которых способствует активное использование электронных форм учебно-методический пособий; • Персонализация учебного процесса при использовании электронного обучения, формирование универсальных учебных действий, достижение предметных и метапредметных образовательных результатов обучающимися; • Модернизация учебного процесса, эффективное сочетание инновационного и традиционного методов обучения, повышение уровня компетентности преподавателей; • Использование электронных форм учебно-методический пособий в учебной и внеучебной деятельности что ведет к формированию предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся. |
Цель (цели) проекта | Совершенствование образовательной среды колледжа за счет внедрения электронных форм учебников и современных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта и повышение качества образовательных результатов |
Задачи проекта |
|
Результат (результаты) проекта | На уровне образовательной организации: - наличие условий, обеспечивающих внедрение электронных форм учебно-методический пособий в образовательный процесс колледжа и оценка их эффективности для дальнейшего принятия управленческих решений; - наличие опыта работы и возможность его трансляции в другие образовательные организации; - модернизация образовательной среды за счет использования электронного образовательного контента и новых педагогических технологий; - on-line площадка открытого знания. На уровне обучающихся: - повышение учебной мотивации и познавательной активности; - увеличение доли самостоятельной и проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности; - возможность дополнительного самообразования по интересующим обучающего направлениям, не входящим в учебный курс в рамках выбранной образовательной программы; - дополнительное профессиональное образование. На уровне педагога: - рост ИКТ- компетенций педагогов, формирование команды тьюторов по использованию современных средств обучения; На уровне родителей: - удовлетворенность качеством образовательных услуг; - конкурентная привлекательность образовательной организации |
Критерии успеха проекта | По отношению к традиционным учебникам электронные формы учебно-методических пособий имеют рад преимуществ, которые могут повлиять на качество и эффективность образовательной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: - возможности электронной обработки информации: поиск, навигация, закладки, цитирование, комментирование; - информация может содержаться в виде текста, схем и изображений; - межпредметная интегрированность; - мультимедийные возможности и интерактивные функции; - встроенные интерактивные модели для демонстрации экспериментов; - средства контроля; - наличие вариативности содержания. |
Период реализации проекта | I этап – 2018 год (январь - август) – подготовительный; II этап – 2018 год (сентябрь - декабрь) – 2019 год (январь - август) - основной; III этап – 2019 год (сентябрь - декабрь) – завершающий; |
Риски реализации проекта | Слабая материально-техническая база |
Предложения по устранению рисков | - Модернизация электронного образовательного контента колледжа в сети интернет с возможностью создания электронных образовательных ресурсов; - распространение ЭОР через флеш-накопитель обучающегося. |
2. Актуальность проекта
В современном мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно - коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Наряду с увеличением числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет. Изменения, вызванные стремительным развитием ИКТ, происходят практически во всех сферах деятельности, и образование не является исключением.
Главная цель информатизации образовательной деятельности — подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества и компьютеризированной среды обитания, переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в школе. Для современных школьников использование возможностей инфокоммуникационных технологий – норма жизни. Вот почему на сегодняшний день электронное обучение – это объективная закономерность. Его актуальность обусловлена парадигмой информационного общества, нуждающегося в формирования личности XXI века, свободной в океане информации.
Так как информационные технологии повсеместно используются в образовательном процессе, то целесообразнее создавать учебное пособие в электронном виде, что благоприятно скажется на педагогическом процессе и откроет новые возможности для обучения.
Нормативные документы, которые регулируют внедрение электронных образовательных технологий в образовательный процесс:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 N2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
При изучении данного вопроса была выявлена следующая проблема. Изучение многих тем по различным учебным предметам проходило бы интересней и эффективней при использовании электронных образовательных ресурсов. Тем более, что в современном учебном заведении имеются интерактивные доски, а дома практически у каждого студента есть компьютер. Но зачастую готовые электронные образовательные ресурсы бывают либо не доступны студенту и преподавателю, либо не соответствуют их требованиям (содержание не соответствует рабочей программе, не устраивает дизайн, не достаточно интерактивных элементов, позволяющих закреплять и проверять знания с помощью компьютера и др.). Электронные учебно-методические пособия еще и удобно использовать в процессе дистанционного обучения (во время болезни студента или иной причины, которая не дает возможности посещать занятия).
В процессе размышлений над путями решения данной проблемы была выдвинута гипотеза: при создании эффективного электронного учебного пособия необходимо учитывать запросы преподавателя и студентов, а также соблюдать определенные требования к электронным образовательным ресурсам.
Предполагается создание электронного пособия, включающего основные разделы:
- Введение
- Образовательный маршрут
- Содержание дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
- Глоссарий
- Информационное обеспечение дисциплины
- Методические указания по выполнению самостоятельной работы
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Совершенствование образовательной среды колледжа за счет внедрения электронных форм учебников и современных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта и повышение качества образовательных результатов.
Задачи проекта:
- Создать условия (нормативно-правовые, организационно-методические, кадровые) для внедрения электронных форм учебно-методический пособий в образовательный процесс колледжа;
- Обеспечить интеграцию электронных форм учебно-методический пособий в информационно-образовательную среду колледжа;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании ИКТ-технологий, применении электронного образовательного контента;
- Совершенствовать формы и технологии проведения современного урока (внеурочной деятельности) посредством применения электронных форм учебно-методический пособий;
- Повысить эффективность организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности обучающихся с применением электронных форм учебно-методический пособий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий.
- Оценить эффективность образовательного процесса с использованием электронных форм учебно-методический пособий.
4. Целевая аудитория. Возможные риски
Целевой аудиторией проекта являются студенты ГАПОУ «НПК имени Е.Н. Королёва», обучающиеся в рамках программы подготовки специалистов среднего звена.
Для внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный контент колледжа, необходимо создать единую базу, с которой удобно будет пользоваться обучающимся независимо от курса и специализации обучения и преподавателям. В этом мог бы помочь сайт колледжа, где имелась бы возможность не только для размещения, но и для создания самого электронного ресурса и возможность обратной связи с преподавателем. Создание такого сайта требует значительных затрат со стороны администрации колледжа (в пределах 100 тысяч рублей), что на сегодняшний день не представляется возможным. Ввиду этого возможно апробировать проект в рамках отдельно взятого преподавателя и тех учебных дисциплин, которые он преподаёт.
Создание электронного образовательного ресурса в этом случаее требует только времени и желания преподавателя. Особых ресурсов это не требует, кроме компьютера. Распространение ресурса в этом случае происходит самим преподавателем через флеш-карты студентов.
5. Этапы реализации проекта
I этап – 2018 год (январь – август) – подготовительный;
II этап – 2018 год (сентябрь – декабрь) – 2019 год (январь – август) - основной;
III этап – 2019 год (сентябрь – декабрь) – завершающий;
- Ресурсы
Для реализации Проекта необходимы следующие информационные ресурсы:
- информативный сайт учебного заведения!
- Информационная система “Система электронного обучения 3.5”
- Информационная система “Мониторинг”
- Информационная система “Экспертиза”
- Информационная система «Разработка учебных материалов и контрольно-оценочных средств»
Информационная система “Система электронного обучения 3.5” (далее – СЭО 3.5) – это программное решение, предназначенное для осуществления электронного обучения студентов, а также организации учебного процесса в образовательной организации, как аудиторно, так и дистанционно в рамках «смешанного обучения».
СЭО 3.5 предусматривает возможности управления пользователями и образовательным контентом.
Учебные материалы в СЭО 3.5 представлены в формате электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК), которые включают в себя:
- основной теоретический материал (электронный учебник);
- контрольно-оценочные средства (тестовые задания и вопросы для оперативного отслеживания освоения учебного материала обучающимися);
- виртуальные практикумы на русском и английском языках;
- словарь с английской терминологией по компетенциям.
Функционал ИС обеспечивает выполнение следующих задач:
- непрерывный контроль (мониторинг) качества усвоения знаний;
- объективная оценка результатов обучения;
- обратная связь в форме сообщений между всеми участниками образовательного процесса;
- автоматический подсчет баллов и результатов тестирования;
- сохранение индивидуальных настроек пользователей;
- зачисление и отмена зачисления пользователей и их групп вручную;
- хранение учебно-методических материалов;
- доступ к учебным материалам с помощью Internet-браузера;
- возможность дальнейшего модульного расширения с добавлением нового пользовательского и административного функционала.
Информационная система “Мониторинг” предназначена для осуществления сбора и анализа данных о результатах учебной деятельности образовательных организаций.
ИС позволяет пользователям-представителям органов управления образованием формировать отчеты, отображающие статистическую информацию об учебной деятельности образовательной организации и работе пользователей в различных ролях, а также проводить сравнительный анализ контролируемых показателей среди образовательных организаций.
Функционал ИС обеспечивает выполнение следующих задач:
- проведение мониторинга работы образовательной организации при помощи комплекса отчетов, позволяющих получать актуальную и полную информацию о ходе образовательного процесса, учебных и проч. Результатах;
- сопоставление полученных данных по различным образовательным организациям;
- выделение пользователем сформированного отчета как “избранного” для сохранения данных отчета и повторного формирования отчета по указанным ранее параметрам;
- создание пользователями событий в календаре мероприятий.
Информационная система “Экспертиза” предназначена для проведения анализа и оценки качества авторских учебных и методических материалов по направлениям подготовки образовательной организации для дальнейшего их использования в учебном процессе.
Функционал ИС обеспечивает выполнение следующих задач:
- обеспечение дистанционного доступа к учебно-методическим материалам, подлежащим экспертизе с целью установления соответствия авторских учебных материалов, представленных на экспертизу, требованиям государственного профессионального образовательного стандарта, положениям и внутренним стандартам образовательной организации и проч.;
- утверждение курса к публикации или отклонение как отдельных разделов, так и курса в целом, а также возможность размещения комментариев и рекомендаций по итогам проверки материалов;
- возможность совместной работы эксперта с разработчиком учебного материала по доработке материала;
- сохранение информации о действиях, которые были осуществлены в процессе экспертизы конкретного учебно-методического материала.
Информационная система “Разработка учебных материалов и контрольно-оценочных средств” позволяет создавать авторские цифровые учебные материалы по актуальным направлениям подготовки в образовательной организации: теоретические модули, интерактивные практические задания, контрольно-оценочные средства и проч.
Функционал ИС обеспечивает выполнение следующих задач:
- возможность создавать авторские материалы и контрольно¬-оценочные средства при помощи комплекта шаблонов и средств разработки, обеспечивающих возможность использования при создании учебных материалов видеофайлов, аудиофайлов и изображений;
- управление созданными материалами (опубликовать, отправлять на экспертизу, удалять и проч.);
- получение обратной связи от эксперта по результатам проведения экспертизы авторских материалов;
- сохранение информации о действиях пользователя с авторскими материалами.
Ввиду значительных финансовых затрат на создание такого сайта, возможно использовать вариант ЭОР передаваемого на флеш-носитель студента (обучающегося). Создание такого ЭОР возможно через систему гиперссылок, имеет удобную навигацию и возможность печать как всей информации, так и отдельных разделов и тем.
- План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Исполнители | Ожидаемые результаты |
Задача 1: Создать условия (нормативно-правовые, организационно-методические, кадровые) для внедрения электронных форм учебно-методический пособий в образовательный процесс колледжа; | ||||
1 | Разработать локальный акт об электронном образовательном ресурсе по дисциплине (МДК) | Июнь 2018 | Зам. директора по УМР | Положение об электронном образовательном ресурсе по дисциплине (МДК) |
2 | Довести локальный акт до преподавателей колледжа на педагогическом совете | Июнь 2018 | Зам. директора по УМР | Информированность преподавателей о Положении |
3 | Заключить договор на создание нового сайта образовательного учреждения | Август 2018 | Администрация колледжа | Создание нового, более гибкого сайта образовательного учреждения |
Задача 2: Обеспечить интеграцию электронных форм учебно-методический пособий в информационно-образовательную среду колледжа; | ||||
1 | Разработка электронных форм УМК по дисциплинам и МДК (в частности по дисциплинам ПОПД, АТП, МДК.03.01.) | До 28 августа 2018 | Муллагалиева Т.С. | ЭОР по дисциплинам ПОПД, АТП, МДК.03.01. (раздел 6 и 7) с возможностью использования через флеш-носитель |
2 | Создание аккаунтов преподавателей и студентов | Сентябрь 2018 | Программист колледжа | Возможность использование ЭОР через специальный раздел на сайте ОУ |
3 | Разместить на сайте ЭОР преподавателей | Сентябрь 2018 | Программист колледжа | Создание специального раздела на сайте ОУ |
Задача 3: Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании ИКТ-технологий, применении электронного образовательного контента; | ||||
1 | Провести обучение преподавателей по пользованию сайтом и информационной системой | Сентябрь 2018 | Администрация колледжа | Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов |
2 | Провести методический совет по разработке электронных форм УМК по дисциплинам и МДК | Сентябрь 2018 | Зам. директора по УМР, председатели предметно-цикловых комиссий колледжа | Организация работы преподавателей по созданию электронных форм УМК по дисциплинам и МДК |
Задача 4: Совершенствовать формы и технологии проведения современного урока (внеурочной деятельности) посредством применения электронных форм учебно-методический пособий; | ||||
1 | Проведение открытого урока с применением электронных форм учебно-методический пособий | Ноябрь 2018 | Муллагалиева Т.С. | Организация изучения и повторения учебного материала в удобной и увлекательной для обучающихся форме |
Задача 5: Повысить эффективность организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности обучающихся с применением электронных форм учебно-методический пособий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий. | ||||
1 | Внедрение ЭОР в образовательный процесс | С 01.09.2018 | Администрация колледжа | Формирование у обучающихся в процессе использования электронного пособия ключевых компетенций, таких как: умение извлечь информацию, планирование действий и времени, оценка результатов своей деятельности, сотрудничество с другими людьми. |
Задача 6: Оценить эффективность образовательного процесса с использованием электронных форм учебно-методический пособий. | ||||
1 | Создать экспериментальную группу по апробации ЭОР в образовательном процессе | Июнь 2018 | Администрация колледжа Муллагалиева Т.С. | Приказ о создании экспериментальной и рабочей групп |
2 | Провести анализ успеваемости и качества обучения в группах использующих ЭОР и нет. | Декабрь 2018 | Муллагалиева Т.С. | Получение цифровых, наглядных результатов |
8. Степень достижения поставленных целей и задач – качественная и количественная оценка результатов
Критерий | Ед. изм. | Значение индикатора | |
начало проекта | Конец проекта | ||
Наличие локального акта, регламентирующего ЭОР | Да/нет | нет | да |
Наличие сайта колледжа, поддерживающего применение и распространение ЭОР | Да/нет | нет | да |
Количество разработанных ЭОР по дисциплинам | шт. | 0 | 5 |
Качественная успеваемость по дисциплине ПОПД | % | 80-86% | 90% |
Качественная успеваемость по дисциплине АТП | % | 87% | 90-95% |
Качественная успеваемость по МДК.03.01. | % | 75% | 80% |
9. Планируемые результаты, перспективы дальнейшего развития проекта, его научная или практическая значимость
Проект направлен на повышение эффективности организации изучения и повторения учебных дисциплин (в частности, дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», изучаемая всеми студентами нашего колледжа, независимо от специальности), то логично положить в качестве критерия результативности проекта качественные показатели учебы обучающихся по итогам изучения дисциплины.
По отношению к традиционным учебникам электронные формы учебно-методических пособий имеют рад преимуществ, которые могут повлиять на качество и эффективность образовательной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов:
- возможности электронной обработки информации: поиск, навигация, закладки, цитирование, комментирование;
- информация может содержаться в виде текста, схем и изображений;
- межпредметная интегрированность;
- мультимедийные возможности и интерактивные функции;
- встроенные интерактивные модели для демонстрации экспериментов;
- средства контроля;
- наличие вариативности содержания.
Другим критерием результативности проекта, я считаю, является факт удовлетворённости и значимости проделанной работы самими обучающимся.
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 N2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- https://tspk-mo.ru/teacher/instructions - система электронного обучения в МЦК техникум С.П. Королева
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/elektronnie_obrazovatelnie_resursi_v_sovremennoj__210305.html ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Загидуллина Л.Ф., учитель математики МОБУ СОШ № 35 г. Таганрога Марченко М.В., заместитель директора по НМР, учитель математики ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий»
Проект об особенностях восприятия и заучивания стихов с помощью инновационных педагогических технологий...
План реализации инновационного педагогического проекта на 2017-2018 учебный год
План реализации инновационного педагогического проекта на 2017-2018 учебный год...
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...
Методическая разработка По выполнению инновационных бизнес – проектов с применением дистанционных технологий по предмету: «Основы инновационного предпринимательства» Разработчик: Плешанова Виктория Юрьевна – преподаватель социально – экономического про
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21106051","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...