ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03 ОСНОВЫ Материаловедение С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ОПЫТ РАБОТЫ)
статья на тему
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ОПЫТ РАБОТЫ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krasnovoy_e.n._prepodavatelya_kolledzha_peterburgskoy_mody._-_kopiya.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.04 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ОПЫТ РАБОТЫ)
Автор: Краснова Елена Николаевна, преподаватель
Место работы: СПБ ГБ ПОУ Колледж Петербургской моды
Должность: преподаватель
тел. +7(911)713-08-50, enkrasnova78@mail.ru
Стремительное изменение условий жизни требует от профессионального образования подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. От выпускников учебных заведений сегодня ждут готовности к непрерывному самообразованию и повышению профессиональной квалификации, способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т.д.), умения общаться с людьми (сотрудничества, работы в команде), умения действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях, способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью и т.д. На данный момент востребованы не только знания выпускника, но и его готовность к практической деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.
Согласно ФГОС СПО результатом образования являются не только знания, умения, но и общие и профессиональные компетенции. Под компетенциями я понимаю способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. В связи с этим в программе дисциплины ОП.04 Основы материаловедения (профессия 29.01.04 Художник по костюму) практически по каждой теме предусмотрены часы на выполнение практических работ, целью которых является создание практико – ориентированной образовательной среды, позволяющей моделировать будущую профессиональную деятельность и обеспечивать включение обучающихся в ситуации решения профессиональных задач. Для того чтобы организовать качественную профессиональную подготовку возникла необходимость в создании такого учебно-методического пособия, как рабочая тетрадь, которая позволяет значительно увеличить объем учебного материала и повысить эффективность его усвоения.
В ходе разработки рабочей тетради я руководствовалась принципами:
- доступности;
- последовательности и систематичности;
- связи теории с практикой;
- наглядности;
- активности обучаемых;
Рабочая тетрадь охватывает все темы учебной дисциплины ОП.04 Основы материаловедения, изучать которые предполагается в той последовательности, которая представлена в пособии. Тетрадь оформляется обучающимся в папку, благодаря чему их работа становится систематизированной, более осмысленной и продуктивной. Все виды заданий обязательны для выполнения и должны выполняться в срок, указанный преподавателем. Предлагаются задания для студентов, работающих в быстром темпе.
Рабочая тетрадь состоит из пяти блоков:
- Первый блок содержит методические рекомендации для студентов,
раскрывающие принципы организации работы в аудитории или дома с использованием рабочей тетради, указаны знания и умения, ПК и ОК которыми должны овладеть студенты, требования к оформлению записей, выполнению рисунков, таблиц, схем, практических и лабораторных работ, заданий для самоконтроля, критерии оценки.
- Второй блок представлен в виде сводной ведомости (таблица 1) определяющей порядок
изучения тем дисциплины и сроки выполнения практических заданий. По каждой теме преподаватель выставляет оценку, затем оценки суммируются, и выставляется общий балл.
Таблица 1
Сводная ведомость успеваемости по ОП.04 Основы материаловедения
№ темы | Наименование темы | Сроки выполнения | Оценка | Подпись преподавателя |
1. | Введение. | |||
2. | Волокнистые материалы. | |||
Лабораторная работа № 1: «Распознавание текстильных волокон». | ||||
3. | Основы технологии производства текстильных материалов. | |||
Практическое занятие №1: Виды текстильных нитей, основные процессы прядения. |
- Третий блок – информационная часть рабочей тетради.
Изучение каждой темы предполагает теоретическую часть, представляющую собой трафарет конспекта, который студент выполняет с помощью преподавателя, используя учебник или интернет источники. Например: напишите определения понятий, допишите классификацию или составьте классификацию, заполните таблицу, выполните схему, дорисуйте рисунок, прикрепите образцы материалов и т. д.
Все нарисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Разработаны задания разного уровня, некоторые темы включают кратко сформулированные основные теоретические сведения и примеры выполнения заданий.
Пример страницы рабочей тетради по теме: «Простые ткацкие переплетения» (таблица 2)
Таблица 2
Простые ткацкие переплетения
Название переплетения | Схема и раппорт | Особенности образования | Характерные особенности | Ассортимент тканей |
Полотняное | Основная и уточная нити чередуются через одну. | Поверхность ткани ровная, одинаковая с лицевой и изнаночной сторон. Переплетение придает ткани прочность, жесткость и большую плотность. | Ситец, бязь, батист, крепдешин, шифон, маркизет. | |
Саржевое | ||||
Сатиновое |
Конспект позволяет сосредоточить внимание студентов на основных вопросах темы, развивает образное мышление, повышает эффективность его восприятия. Использование такой модели (трафарет конспекта) не только экономит учебное время, но и непроизвольно прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства первокурсников), воспитывает аккуратность и эстетические качества, позволяет сформировать не только профессиональные, но и такие общие компетенции как:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- Четвертый блок рабочей тетради – контролирующий и состоит из практической части (включает практические и лабораторные работы)
В рабочей тетради каждого студента:
- перечислены необходимые для выполнения практической работы инструменты и
приспособления. Например: лупа, ножницы, пинцет, ручная игла, сантиметровая лента и т.п.
- составлен алгоритм (последовательность, этапы) выполнения работы;
Пример последовательности выполнения практической работы: «Выбор материалов для швейного изделия:
Часть 1: Составьте техническое описание изделия, укажите назначение и условия эксплуатации.
Часть 2: Составьте требования к материалам для данного изделия, установите перечень свойств по
которым нужно выбирать материалы.
Часть 3: Осуществите выбор «пакета материалов», удовлетворяющих предъявленным
требованиям
Часть 4: Проведите дополнительные испытания материалов
Часть 5: Разработайте рекомендации для конструирования изделия, напишите параметры и
режимы технологической обработки
Часть 6: Образцы «пакета материалов» прикрепите в таблицу №1, в соответствии с их
назначением
- предложен вариант оформления отчета
Пример оформления третей и шестой части отчета практической работы «Выбор материалов для швейного изделия» (таблица 2):
Таблица 2
Эскиз модели | Название групп «пакета материалов» | Образцы материалов |
| Основной | |
Прокладочный | ||
Подкладочный | ||
Отделочный | ||
Скрепляющий | ||
Фурнитура | ||
Утепляющий |
- перечислены требования к выполнению работы (например: прикрепить образец ткани
степлером лицевой стороной вверх, размер образца ткани должен быть 4×4 см. и т.д.);
- указаны критерии оценки работы (например: правильность определения лицевой стороны
ткани, ровность и размер образцов, точность определения волокнистого состава ткани и т.д.);
Практические работы позволяют сформировать у обучающихся немаловажную общую компетенцию - понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, а так же, стремление мыслить, применять знания для решения практических и теоретических проблем. С целью достижения самостоятельности в работе над темой, в практических работах сформулированы индивидуальные задания, но так же имеются задания для работы в группах.
Для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций в рабочей тетради задания практических работ воссоздают, наиболее типичные профессиональные проблемы и ситуации, моделирующие те ситуации и системы отношений, которые наиболее характерны для деятельности специалиста на производстве.
Например, для формирования практически всех профессиональных компетенций по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения, указанных в ФГОС (профессия 29.01.04 Художник по костюму) в заданиях практических работ по выбору «пакета материалов» обучающимся могут быть предложены следующие ситуации (в системе взаимоотношений «заказчик – одежда – художник по костюму»):
- У заказчика подобран фасон (эскиз модели) изделия, но нет материала: необходимо помочь ему подобрать «пакет материалов»
- У заказчика имеется свой материал, но нет определенной модели: требуется подобрать современную (модную) модель изделия;
- У заказчика есть и материал и подобран фасон, но надо проанализировать возможности материала, его соответствие выбранной модели, облику заказчика, современному направлению моды
- У заказчика нет ни материала, ни определенного фасона, но он хочет быть красиво одет, выглядеть современно и т.д.
- Заказчик хочет обновить изделие, вышедшее из моды;
- Заказчик хочет изменить модель изделия
Кроме того каждая из перечисленных ситуаций может усложниться:
- Фигурой, возрастом, внешним обликом заказчика
- Несоответствием свойств и фактуры предлагаемого материала направлению моды
- Несоответствием свойств материала художественно – колористическому оформлению выбранной модели
- Отсутствием необходимой фурнитуры и отделочных элементов
- Техническим возможностям (устаревшее оборудование, нет приспособлений)
Практические работы в рабочей тетради составлены таким образом, чтобы обучающиеся постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учесть уровень подготовки и интересы обучающихся, выступать в роли консультанта, не подавляя самостоятельности и инициативы.
Практический опыт работы в колледже показал, что систематически проводимые практические работы и их правильная организация способствуют получению обучающимися более глубоких и прочных знаний, формированию компетенций. Организация выполнения обучающимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их самостоятельности, познавательных и творческих способностей. Практические задания позволяют сконцентрировать внимание студентов на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Предлагаются задания для студентов, работающих в быстром темпе. Например, создать презентацию, выполнить дополнительные исследования материалов.
Рабочая тетрадь выполняет и рефлексивно-контролирующую функцию, поскольку содержит задания, направленные на самоконтроль и оценку результатов освоения обучающимися дисциплины. В заключении каждой практической работы предлагается большой перечень контрольных вопросов. Возможны три варианта их использования: либо для контроля полученных обучающимися знаний, либо для обсуждения каждого вопроса как мини-проблемы в ходе семинарского занятия, либо то и другое в определенном сочетании.
- Пятый блок – включает список рекомендуемой литературы и интернет источников.
В ходе выполнения заданий обучающиеся анализируют различную учебную литературу, журналы, ГОСТы, работают с информацией в Интернете.
В рабочей тетради используются условные обозначения «смайлы», которые позволяют акцентировать внимание на отдельных видах учебно-познавательной деятельности.
Возможности использования рабочей тетради в ходе изучения дисциплины ОП. 04 Основы материаловедения разнообразны:
- в качестве дидактического материала на уроке;
- для проведения индивидуальной работы;
- для возврата к ранее изученному (с целью повторения и для обеспечения преемственности нового материала с ранее пройденным);
- для формирования знаний и умений, общих и профессиональных компетенций;
- для закрепления и повторения пройденного материала;
- как средство контроля пройденного материала (осуществление контроля за ходом освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций);
- для формирования умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- для восстановления пропущенного материала;
- для выполнения домашнего задания;
Назначение рабочей тетради состоит в том, чтобы помочь обучающимся в освоении трудного для них теоретического курса, формирования компетенций в ходе практических работ. Тетрадь является "настольной книгой" по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения.
Практика показывает, что использование рабочей тетради вызывает у обучающихся интерес к осваиваемому материалу, методам обучения и образовательному процессу. В ходе рефлексии проведенных уроков студенты выделяют среди положительных моментов: снижение утомляемости, отсутствие монотонности, учет индивидуальных особенностей. Таким образом, рабочая тетрадь является мобильным средством, обеспечивающим дифференцированный подход к обучению и оценке знаний. Она способствует формированию профессиональной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии КИМ для формирования общих и профессиональных компетенций
Социальная значимость профессии в обществе. Востребованные качества на рынка труда. Освоение профессиональных компетенций и саморазвитие обучающихся....
Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...
Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже
В статье рассматриваются игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью р...
Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»
Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...
"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"
Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения ставить и решать задачи - не только профессиональн...
Доклад "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов" 2018 год
Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский элект...