Мониторинг адаптации первокурсников в образовательную среду колледжа: выводы и рекомендации
статья на тему

Касаткина Ольга Николаевна

Доклад для выступления на методсовете о проблеме адаптации студентов 1 курса в образовательную среду колледжа. Пути решения, выводы и рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

«Мониторинг адаптации первокурсников в образовательную среду колледжа: выводы и рекомендации»

Подготовила: Председатель ПЦК ООД

Мазаева О.Н.

Бутурлиновка 2018

Одной из наиболее важных проблем в современном колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.

Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Адаптация молодого человека в среднем профессиональном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в колледж; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в колледже; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.

Работа классного руководителя группы нового набора по адаптации первокурсника продолжается весь учебный год, при этом проводятся соответствующие мероприятия. Планируя свою работу как классного руководителя, я включаю в разделы плана воспитательной работы различные мероприятия, направленные на успешную адаптацию студентов в колледже. Такие как: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. Наиболее значимыми и уже ставшими традиционными мероприятиями являются: игра «Мы - вместе», главной задачей которой является сплочение первокурсников; «Легкоатлетическая спартакиада», где каждому студенту дается возможность выявить и показать свои физические способности; организация праздничного концерта ко Дню Учителя – сохранение традиций колледжа;  «Алло, мы ищем таланты!», где первокурсники определяют свои интересы и творческий потенциал; празднование «Масленицы», приобщая молодое поколение к традициям русского народа; проект «Читаем вместе», целью которого служит привитие любви к чтению литературы различных жанров; участие студентов нового набора в студенческом самоуправлении.

Одним из важных моментов в процессе адаптации  является совместная  работа  куратора  групп и психологической службы колледжа. По просьбе классного руководителя психологом проводится психологическая диагностика студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. По результатам диагностики и по мере необходимости психолог проводит индивидуальные консультации, беседы студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого сотрудничества и является улучшение адаптационных возможностей студентов в образовательную среду колледжа.

Результаты исследования адаптированности студентов 1 курса

Для определения степени адаптированности студентов 1 курса к колледжу, были предложены 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия. В опросе приняли участие 84 студента 1 курса. Подсчёт результатов осуществлялся по двум показателям: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности. Результаты распределились следующим образом:

П/П

Группа

Адаптированность к учебной группе

Адаптированность к учебной деятельности

1

КС-11

12,10

11,43

2

О-11

12,00

11,53

3

О-12

12,36

11,71

4

ТЗ-11

12,29

10,47

5

ТХ-11

12,33

10,47

Максимальная оценка по каждому показателю может составлять 16 баллов, таким образом, адаптированность к учебной группе студентов 1 курса составляет 12,2 балла, адаптированность к учебной деятельности – 11,1 балла, что соответствует показателям выше среднего.

В тоже время в каждой группе есть студенты с низким уровнем адаптированности:

П/П

Группа

Адаптированность к учебной группе, чел.

Адаптированность к учебной деятельности, чел.

1

КС-11

3

4

2

О-11

3

2

3

О-12

1

1

4

ТЗ-11

2

6

5

ТХ-11

1

4

88,09% опрошенных студентов чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам. При необходимости они могут обратиться к однокурсникам за помощью, способны проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают их взгляды и интересы.

11,9% студентов испытывают трудности в общении с однокурсниками. Они держится в стороне, проявляют сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с однокурсниками, они не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью.

79,76% первокурсников легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания; при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

20,23% студентов с трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания; им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости они не могут задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам они нуждаются в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.

Вывод:

В целом, работа всего педагогического коллектива колледжа в сложный адаптационный период направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом, а самое главное – на здоровьесбережение уже на начальном этапе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития

Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются вопросы организации инженерно-технического творчества студентов колледжа в рамках совершенствования инновационной образовательной среды. Техническое творчество обучающихся пре...

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже...

Адаптация первокурсников в колледже

Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к ...

Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"

Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРАТОРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Методические рекомендации разработаны с целью оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже....