Мониторинг адаптации первокурсников в образовательную среду колледжа: выводы и рекомендации
статья на тему
Доклад для выступления на методсовете о проблеме адаптации студентов 1 курса в образовательную среду колледжа. Пути решения, выводы и рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_adaptatsii_pervokursnikov_v_obrazovatelnuyu_sredu_kolledzha.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Мониторинг адаптации первокурсников в образовательную среду колледжа: выводы и рекомендации»
Подготовила: Председатель ПЦК ООД
Мазаева О.Н.
Бутурлиновка 2018
Одной из наиболее важных проблем в современном колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.
Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Адаптация молодого человека в среднем профессиональном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в колледж; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в колледже; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.
Работа классного руководителя группы нового набора по адаптации первокурсника продолжается весь учебный год, при этом проводятся соответствующие мероприятия. Планируя свою работу как классного руководителя, я включаю в разделы плана воспитательной работы различные мероприятия, направленные на успешную адаптацию студентов в колледже. Такие как: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. Наиболее значимыми и уже ставшими традиционными мероприятиями являются: игра «Мы - вместе», главной задачей которой является сплочение первокурсников; «Легкоатлетическая спартакиада», где каждому студенту дается возможность выявить и показать свои физические способности; организация праздничного концерта ко Дню Учителя – сохранение традиций колледжа; «Алло, мы ищем таланты!», где первокурсники определяют свои интересы и творческий потенциал; празднование «Масленицы», приобщая молодое поколение к традициям русского народа; проект «Читаем вместе», целью которого служит привитие любви к чтению литературы различных жанров; участие студентов нового набора в студенческом самоуправлении.
Одним из важных моментов в процессе адаптации является совместная работа куратора групп и психологической службы колледжа. По просьбе классного руководителя психологом проводится психологическая диагностика студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. По результатам диагностики и по мере необходимости психолог проводит индивидуальные консультации, беседы студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого сотрудничества и является улучшение адаптационных возможностей студентов в образовательную среду колледжа.
Результаты исследования адаптированности студентов 1 курса
Для определения степени адаптированности студентов 1 курса к колледжу, были предложены 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия. В опросе приняли участие 84 студента 1 курса. Подсчёт результатов осуществлялся по двум показателям: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности. Результаты распределились следующим образом:
№ П/П | Группа | Адаптированность к учебной группе | Адаптированность к учебной деятельности |
1 | КС-11 | 12,10 | 11,43 |
2 | О-11 | 12,00 | 11,53 |
3 | О-12 | 12,36 | 11,71 |
4 | ТЗ-11 | 12,29 | 10,47 |
5 | ТХ-11 | 12,33 | 10,47 |
Максимальная оценка по каждому показателю может составлять 16 баллов, таким образом, адаптированность к учебной группе студентов 1 курса составляет 12,2 балла, адаптированность к учебной деятельности – 11,1 балла, что соответствует показателям выше среднего.
В тоже время в каждой группе есть студенты с низким уровнем адаптированности:
№ П/П | Группа | Адаптированность к учебной группе, чел. | Адаптированность к учебной деятельности, чел. |
1 | КС-11 | 3 | 4 |
2 | О-11 | 3 | 2 |
3 | О-12 | 1 | 1 |
4 | ТЗ-11 | 2 | 6 |
5 | ТХ-11 | 1 | 4 |
88,09% опрошенных студентов чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам. При необходимости они могут обратиться к однокурсникам за помощью, способны проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают их взгляды и интересы.
11,9% студентов испытывают трудности в общении с однокурсниками. Они держится в стороне, проявляют сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с однокурсниками, они не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью.
79,76% первокурсников легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания; при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.
20,23% студентов с трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания; им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости они не могут задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам они нуждаются в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
Вывод:
В целом, работа всего педагогического коллектива колледжа в сложный адаптационный период направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом, а самое главное – на здоровьесбережение уже на начальном этапе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС
В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...
Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития
Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются вопросы организации инженерно-технического творчества студентов колледжа в рамках совершенствования инновационной образовательной среды. Техническое творчество обучающихся пре...
Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже
Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже...
Адаптация первокурсников в колледже
Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к ...
Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"
Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРАТОРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Методические рекомендации разработаны с целью оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже....