Статья "Социальное обслуживание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:виды, формы, технологии"
статья на тему

Мустафаева Гюзель Айратовна

Одной из важных проблем России является социальное сиротство. В России дети – сироты направляются в специально предназначенные для этого детские воспитательные учреждения: дома ребенка, детские дома (Центры содействия семейному воспитанию), интернаты, приюты. Но приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.Социальное сопровождение несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно актуально, отличается новизной и в то же время сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношении.  Получатели социальных услуг – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, временно направленные в учреждение по заявлению родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mustafaeva_g.a._.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение                                 «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,                        «Центр содействия семейному воспитанию № 10»

«Социальное обслуживание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:                    виды, формы, технологии»                                        

Работа «Службы социального сопровождения»

                         

              Выполнила:

                                                             Педагог дополнительного образования

                                               Мустафаева Гюзель Айратовна


Оглавление

  1. Введение

  1. Нормативно-правовая обоснованность

  1. Основная часть

  1. Заключение.

Введение.

Одной из важных проблем России является социальное сиротство. Из-за социальных потрясений, возникновения кризисов, изменения традиционного уклада семей, роста рождения детей вне брака некоторые родители не справляются с ролью родителей и, таким образом, дети становятся оставшимися без попечения родителей при живых родителях.  Дополнительными факторами пополнения численности социальных сирот являются: оставление детей трудовыми мигрантами, рождения ребенка с серьезными заболеваниями. В России дети – сироты направляются в специально предназначенные для этого детские воспитательные учреждения: дома ребенка, детские дома (Центры содействия семейному воспитанию), интернаты, приюты. Но приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.  Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 СК РФ. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности – в интернатные учреждения (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Социальное сопровождение несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно актуально, отличается новизной и в то же время сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношении.  Получатели социальных услуг – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, временно направленные в учреждение по заявлению родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г. «О деятельности организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Вопросы социального сопровождения несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, находят свое отражение в законодательстве Российской Федерации, законодательстве субъектов Российской Федерации, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.  В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ социальное сопровождение рассматривается как вид помощи  детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ социальное сопровождение несовершеннолетних, оставшимся без попечения родителей, заключается  в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Профилактика и раннее выявление детского и семейного неблагополучия, мобилизация возможностей для сохранения семейного окружения ребенка и активизации внутреннего потенциала семьи принадлежат к числу приоритетов служб социального сопровождения  несовершеннолетних  получателей социальных услуг.

В соответствии с  Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014

№ 1283 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» рекомендуемая индивидуальная программа социального обслуживания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей,

в стационарной форме социального обслуживания при постоянном проживании, актуальна,  обоснованна и  чрезвычайно значима. Наименование социальных услуг, количество услуг на одного получателя в год соответствует утвержденным нормативам и нуждаемости заявленной категории получателей социальных услуг.


Нормативно-правовая обоснованность

Международные правовые документы:

Декларация прав ребенка  (1959 г.)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

Федеральные правовые документы:

Конституция РФ (1993 г.)

Гражданский кодекс РФ от 21 декабря 1994 г.

Семейный кодекс РФ (1995 г.)

Федеральные законы:

Федеральный закон от 24.07.1998 г.  № 124-ФЗ «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48 - ФЗ

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 7 марта 2018 года)

Федеральный  закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот  на 01.12.2014 г.

Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

Указы Президента РФ:

«О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от  06.09.93  № 1338 ( в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2000 N 35)
«О дополнительных мерах по обеспечению прав защиты интересов несовершеннолетних граждан РФ от 13.04.2011 № 444

Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Приказ Министерства образования и науки РФ:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Приказ  Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка  проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Нормативные правовые акты  Санкт-Петербурга:

Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. № 728 – 132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2015  № 53-р «Об организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания населения Санкт-Петербурга»

Ведомственные приказы, инструкции:

Распоряжение Комитета по труду и социальной защите населения от 20.12.2007 N 132-р «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 N 1163»;

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 31.10.2014 г. № 259-р «Об утверждении Плана информационной  работы в целях реализации в Санкт-Петербурге положений Федерального закона  от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ»

Внутренние документы:                                                                                                      

Устав

Правила внутреннего трудового распорядка 
Правила внутреннего распорядка 
Взаимодействие Центра № 10 с субъектами профилактики безнадзорности с различными структурами   

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей.


Основная часть.

Я работаю в Центре содействия семейному воспитанию № 10 педагогом дополнительного образования. Получатели социальных услуг - дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, временно направленные в учреждение по заявлению родителей и лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г.

"О деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

В работе использую Рекомендуемую индивидуальную программу социального обслуживания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в стационарной форме социального обслуживания при постоянном проживании, с учетом  их нуждаемости возрастных особенностей.  

Цель программы: обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации  несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Оказываемые социальные услуги:

Социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические,  социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Моя работа, как педагога дополнительного образования, строится на предоставлении социально-педагогических услуг. Актуальность данного вида услуг (формы, методы и технологии) обусловлена, прежде всего, ее социальной и психолого-педагогической значимостью, так как воспитание является важнейшим фактором формирования социально-устойчивой личности в современных условиях, определяет формирование ценностных ориентаций, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, готовность к созидательному труду, взаимодействие с окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей.

Все педагогическое окружение (воспитатели, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель)  - все мы можем помочь этим детям, потому что именно мы находимся рядом с ними, общаемся, наблюдаем, советуем, подаем пример.                                                                                                               Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом мне приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям в связи с их психофизическими недостатками и двигательной   активностью. Педагог должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.

Многое зависит от нас, педагогов, от нашей жизненной позиции, отношения к воспитанникам, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях.  Процесс воспитания, направленный на развитие воспитанников построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.  Проводя работу по  воспитанию, мы  понимаем, что в наше современное время  нельзя детям указывать, «навязывать» - это может вызвать у них протест, отчуждение. Необходимо стараться делать это ненавязчиво, заинтересовывая детей возможностью проявить свои таланты и способности, лучшие стороны своей личности.  

Воспитательная работа, включающая в себя беседы, интересный отдых и общественную работу помогают восстановлению затраченных физических сил, формированию межличностных отношений как между педагогом и детьми, так и между самими детьми,

а вследствие этого - благожелательный психологический климат в коллективе. Результатом обучения должны явиться такие качества личности обучающегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе.   

Подготавливая  социально-устойчивого выпускника, социально адаптированного к социуму, поставщик социальных услуг в значительной мере обеспечивает эффективность своей работы.                                                                                                

Организация воспитательного процесса

Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с разработанной и реализуемой в детском Центре программой.

В программу включены следующие разделы:

  • Интеллектуальное  развитие, саморазвитие
  • Социально-правовое воспитание
  • Патриотизм и    гражданственность
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Эстетическое воспитание
  • Воспитание здорового образа жизни и личной  безопасности
  • Экономическое воспитание.
  • Социальная адаптация.  

В центре воспитательного процесса – ребенок (личность), способная строить жизнь достойного человека. Цель и задачи воспитания  определяются  в соответствии с целью и задачами образовательного учреждения.

Формы организации воспитательного процесса:

Во время воспитательного процесса с воспитанниками систематически используются современные методы психолого-педагогического обследования: анкетирование, интервью, анализ результата деятельности воспитанников:

  • фронтальные занятия;
  • открытые занятия;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • дискуссии;

Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Воспитательная работа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Основы социализации и навыки коммуникативного общения:

воспитание навыков самоконтроля поведения;                                                            закрепление навыков культуры поведения;                                                                                    выделение положительных сторон личности;                                                                           формирование  представления о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений;

формирование  представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

Нравственно-волевые черты характера:

-формирование следующих черт  личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность;

- воспитание  ответственности.

(Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим.).

Отношение к учебе, к творческой деятельности, к школьной жизни:

- активизация  потребности в деятельности;                                                                              -

- поощрение и развитие организаторских способностей

Эмоциональное здоровье:

- контроль эмоциональные проявления;                                                                                        - воспитание позитивного отношения к окружающим;

- поддерживание положительного настроя;                                                                                    - поощрение воли и упорства.

Социализация воспитанника протекает как в условиях целенаправленного формирования личности ребенка, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность, различных иногда противоположно направленных факторов общественного бытия.

Деятельность воспитанников  проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени.

Свободное время детей  планируется и организовывается преимущественно в соответствии с их индивидуальными представлениями о целесообразности его расходования, например: в дополнительных занятиях по вокалу и хореографии, спорту.                                                                                                                      

Духовно-нравственное воспитание

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка. Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения с окружающими.  

Патриотическое воспитание

 - привлечение внимания детей к историческому и культурному восприятию своей Родины, Государства,

- изучение символы России: Герб, флаг, гимн,

- ежегодное проведение встреч  с ветеранами ВОВ,

- просмотр фильмов,  посвящённых ВОВ,

- конкурс рисунков на патриотическую тематику,

- экскурсии по историческим местам, связанные с Великой отечественной войной.

Эстетическое воспитание. Творческое воображение (организация досуга):

Проводятся беседы и рассказы о национальной культуре и её истоках.

Разучивание песен и танцев народов мира.

Проводятся экскурсии в Русский музей, Эрмитаж, Этнографический музей, музей воды.                                                                                                                                         Посещение  театральных постановок.

Участие в  городских  конкурсах рисунка.

Воспитанники выступают в различных конкурсах-фестивалях, таких, как:

 «Созвездие», «Будущее за нами», «Парус мечты», «Шаг навстречу», «Пасхальное слово»,        

«Нотки КиноМая», «Танцующий мир», «Светлячок», и др.  (см. Приложение)                                                  

                                                                                                                                                    (Если обучение творчеству сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.)

Заключение.

Мне, как педагогу дополнительного образования, очень важно, что воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием многих традиций в коллективе - празднования дней рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения праздничных мероприятий 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников в форме капустника, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить воспитанников. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.

По итогам работы можно с уверенностью сказать, что труд и упорство обеспечили положительные педагогические результаты (призовые места в рамках городских и международных конкурсах, фестивалях, грамоты и благодарности детям и педагогам).

Говоря об ожидаемых результатах и практической значимости, можно отметить возможность использования оказания конкретного вида услуг и сопровождения по формированию здорового образа жизни.  При составлении плана учтены все виды деятельности. Работа  направлена  на воспитание самореализации личности, умеющей управлять собой, стремящейся к здоровому образу жизни, обладающей культурой поведения и позитивного отношения к жизни. Чем больше воспитанник будет знать, уметь ориентироваться в окружающей жизни, иметь практические навыки, тем легче пройдет процесс его интеграции в общество.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Практическое занятие по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Материал представляет собой разработанную инструкционную карту по выполнению практической работы по теме "Изучение влияния психологических факторов на развитие ребёнка-сироты и детей, оставшихся без п...

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля....