Статья "Социальное обслуживание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:виды, формы, технологии"
статья на тему
Одной из важных проблем России является социальное сиротство. В России дети – сироты направляются в специально предназначенные для этого детские воспитательные учреждения: дома ребенка, детские дома (Центры содействия семейному воспитанию), интернаты, приюты. Но приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.Социальное сопровождение несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно актуально, отличается новизной и в то же время сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношении. Получатели социальных услуг – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, временно направленные в учреждение по заявлению родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mustafaeva_g.a._.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр содействия семейному воспитанию № 10»
«Социальное обслуживание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей: виды, формы, технологии»
Работа «Службы социального сопровождения»
Выполнила:
Педагог дополнительного образования
Мустафаева Гюзель Айратовна
Оглавление
- Введение
- Нормативно-правовая обоснованность
- Основная часть
- Заключение.
Введение.
Одной из важных проблем России является социальное сиротство. Из-за социальных потрясений, возникновения кризисов, изменения традиционного уклада семей, роста рождения детей вне брака некоторые родители не справляются с ролью родителей и, таким образом, дети становятся оставшимися без попечения родителей при живых родителях. Дополнительными факторами пополнения численности социальных сирот являются: оставление детей трудовыми мигрантами, рождения ребенка с серьезными заболеваниями. В России дети – сироты направляются в специально предназначенные для этого детские воспитательные учреждения: дома ребенка, детские дома (Центры содействия семейному воспитанию), интернаты, приюты. Но приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 СК РФ. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности – в интернатные учреждения (п. 1 ст. 123 СК РФ).
Социальное сопровождение несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно актуально, отличается новизной и в то же время сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношении. Получатели социальных услуг – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, временно направленные в учреждение по заявлению родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г. «О деятельности организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Вопросы социального сопровождения несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, находят свое отражение в законодательстве Российской Федерации, законодательстве субъектов Российской Федерации, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ социальное сопровождение рассматривается как вид помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ социальное сопровождение несовершеннолетних, оставшимся без попечения родителей, заключается в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Профилактика и раннее выявление детского и семейного неблагополучия, мобилизация возможностей для сохранения семейного окружения ребенка и активизации внутреннего потенциала семьи принадлежат к числу приоритетов служб социального сопровождения несовершеннолетних получателей социальных услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014
№ 1283 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» рекомендуемая индивидуальная программа социального обслуживания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей,
в стационарной форме социального обслуживания при постоянном проживании, актуальна, обоснованна и чрезвычайно значима. Наименование социальных услуг, количество услуг на одного получателя в год соответствует утвержденным нормативам и нуждаемости заявленной категории получателей социальных услуг.
Нормативно-правовая обоснованность
Международные правовые документы:
Декларация прав ребенка (1959 г.)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
Федеральные правовые документы:
Конституция РФ (1993 г.)
Гражданский кодекс РФ от 21 декабря 1994 г.
Семейный кодекс РФ (1995 г.)
Федеральные законы:
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48 - ФЗ
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 7 марта 2018 года)
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот на 01.12.2014 г.
Постановления Правительства РФ:
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
Указы Президента РФ:
«О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 № 1338 ( в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2000 N 35)
«О дополнительных мерах по обеспечению прав защиты интересов несовершеннолетних граждан РФ от 13.04.2011 № 444
Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Приказ Министерства образования и науки РФ:
Приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Нормативные правовые акты Санкт-Петербурга:
Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. № 728 – 132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2015 № 53-р «Об организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания населения Санкт-Петербурга»
Ведомственные приказы, инструкции:
Распоряжение Комитета по труду и социальной защите населения от 20.12.2007 N 132-р «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 N 1163»;
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 31.10.2014 г. № 259-р «Об утверждении Плана информационной работы в целях реализации в Санкт-Петербурге положений Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ»
Внутренние документы:
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила внутреннего распорядка
Взаимодействие Центра № 10 с субъектами профилактики безнадзорности с различными структурами
Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей.
Основная часть.
Я работаю в Центре содействия семейному воспитанию № 10 педагогом дополнительного образования. Получатели социальных услуг - дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, временно направленные в учреждение по заявлению родителей и лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г.
"О деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
В работе использую Рекомендуемую индивидуальную программу социального обслуживания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в стационарной форме социального обслуживания при постоянном проживании, с учетом их нуждаемости возрастных особенностей.
Цель программы: обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Оказываемые социальные услуги:
Социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Моя работа, как педагога дополнительного образования, строится на предоставлении социально-педагогических услуг. Актуальность данного вида услуг (формы, методы и технологии) обусловлена, прежде всего, ее социальной и психолого-педагогической значимостью, так как воспитание является важнейшим фактором формирования социально-устойчивой личности в современных условиях, определяет формирование ценностных ориентаций, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, готовность к созидательному труду, взаимодействие с окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей.
Все педагогическое окружение (воспитатели, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель) - все мы можем помочь этим детям, потому что именно мы находимся рядом с ними, общаемся, наблюдаем, советуем, подаем пример. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом мне приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям в связи с их психофизическими недостатками и двигательной активностью. Педагог должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.
Многое зависит от нас, педагогов, от нашей жизненной позиции, отношения к воспитанникам, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях. Процесс воспитания, направленный на развитие воспитанников построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. Проводя работу по воспитанию, мы понимаем, что в наше современное время нельзя детям указывать, «навязывать» - это может вызвать у них протест, отчуждение. Необходимо стараться делать это ненавязчиво, заинтересовывая детей возможностью проявить свои таланты и способности, лучшие стороны своей личности.
Воспитательная работа, включающая в себя беседы, интересный отдых и общественную работу помогают восстановлению затраченных физических сил, формированию межличностных отношений как между педагогом и детьми, так и между самими детьми,
а вследствие этого - благожелательный психологический климат в коллективе. Результатом обучения должны явиться такие качества личности обучающегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе.
Подготавливая социально-устойчивого выпускника, социально адаптированного к социуму, поставщик социальных услуг в значительной мере обеспечивает эффективность своей работы.
Организация воспитательного процесса
Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с разработанной и реализуемой в детском Центре программой.
В программу включены следующие разделы:
- Интеллектуальное развитие, саморазвитие
- Социально-правовое воспитание
- Патриотизм и гражданственность
- Духовно-нравственное воспитание
- Эстетическое воспитание
- Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности
- Экономическое воспитание.
- Социальная адаптация.
В центре воспитательного процесса – ребенок (личность), способная строить жизнь достойного человека. Цель и задачи воспитания определяются в соответствии с целью и задачами образовательного учреждения.
Формы организации воспитательного процесса:
Во время воспитательного процесса с воспитанниками систематически используются современные методы психолого-педагогического обследования: анкетирование, интервью, анализ результата деятельности воспитанников:
- фронтальные занятия;
- открытые занятия;
- конкурсы;
- соревнования;
- экскурсии;
- беседы;
- дискуссии;
Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
Воспитательная работа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Основы социализации и навыки коммуникативного общения:
воспитание навыков самоконтроля поведения; закрепление навыков культуры поведения; выделение положительных сторон личности; формирование представления о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений;
формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.
Нравственно-волевые черты характера:
-формирование следующих черт личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность;
- воспитание ответственности.
(Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим.).
Отношение к учебе, к творческой деятельности, к школьной жизни:
- активизация потребности в деятельности; -
- поощрение и развитие организаторских способностей
Эмоциональное здоровье:
- контроль эмоциональные проявления; - воспитание позитивного отношения к окружающим;
- поддерживание положительного настроя; - поощрение воли и упорства.
Социализация воспитанника протекает как в условиях целенаправленного формирования личности ребенка, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность, различных иногда противоположно направленных факторов общественного бытия.
Деятельность воспитанников проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени.
Свободное время детей планируется и организовывается преимущественно в соответствии с их индивидуальными представлениями о целесообразности его расходования, например: в дополнительных занятиях по вокалу и хореографии, спорту.
Духовно-нравственное воспитание
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка. Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения с окружающими.
Патриотическое воспитание
- привлечение внимания детей к историческому и культурному восприятию своей Родины, Государства,
- изучение символы России: Герб, флаг, гимн,
- ежегодное проведение встреч с ветеранами ВОВ,
- просмотр фильмов, посвящённых ВОВ,
- конкурс рисунков на патриотическую тематику,
- экскурсии по историческим местам, связанные с Великой отечественной войной.
Эстетическое воспитание. Творческое воображение (организация досуга):
Проводятся беседы и рассказы о национальной культуре и её истоках.
Разучивание песен и танцев народов мира.
Проводятся экскурсии в Русский музей, Эрмитаж, Этнографический музей, музей воды. Посещение театральных постановок.
Участие в городских конкурсах рисунка.
Воспитанники выступают в различных конкурсах-фестивалях, таких, как:
«Созвездие», «Будущее за нами», «Парус мечты», «Шаг навстречу», «Пасхальное слово»,
«Нотки КиноМая», «Танцующий мир», «Светлячок», и др. (см. Приложение)
(Если обучение творчеству сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.)
Заключение.
Мне, как педагогу дополнительного образования, очень важно, что воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием многих традиций в коллективе - празднования дней рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения праздничных мероприятий 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников в форме капустника, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить воспитанников. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.
По итогам работы можно с уверенностью сказать, что труд и упорство обеспечили положительные педагогические результаты (призовые места в рамках городских и международных конкурсах, фестивалях, грамоты и благодарности детям и педагогам).
Говоря об ожидаемых результатах и практической значимости, можно отметить возможность использования оказания конкретного вида услуг и сопровождения по формированию здорового образа жизни. При составлении плана учтены все виды деятельности. Работа направлена на воспитание самореализации личности, умеющей управлять собой, стремящейся к здоровому образу жизни, обладающей культурой поведения и позитивного отношения к жизни. Чем больше воспитанник будет знать, уметь ориентироваться в окружающей жизни, иметь практические навыки, тем легче пройдет процесс его интеграции в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....
Практическое занятие по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Материал представляет собой разработанную инструкционную карту по выполнению практической работы по теме "Изучение влияния психологических факторов на развитие ребёнка-сироты и детей, оставшихся без п...
Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области
В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля....