Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс образовательного учреждения
статья на тему

Коваль Лариса Александровна

На трудоустройство специалисов - выпускников среднего профессионального образования влияют два фактора: первый престижность или востребованность спесиальности, второй- престижность образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_informatsionno.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение информационных технологий в учебный процесс образовательного учреждения

Коваль Л.А.

г. Абакан, ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

e-mail: pu-5@khakasnet.ru, goupu-5@mail.ru, тел./факс 8(3902) 34-07-12

На трудоустройство специалистов влияют два фактора: первый- престижность или востребованность специальности, второй- престижность образовательного учреждения. А она зависит от качества подготовки своих выпускников, освоение ими современных научных знаний и технологий, от наличия у них способности к быстрой переориентации и переквалификации в рыночных условиях, которая возможна лишь на основе заранее сформированной у человека прочной личностной и профессиональной основы.

Выполнение этих задач требует создания в учебном заведении условий для внедрения развивающихся педагогических технологий.

Необходимо пересмотреть содержание организации обучения педагогического коллектива, разделить его как бы на два этапа.

Первый этап- создание мотивационного блока т.е. осуществить психологическую перестройку мышления педагогов, которая заключается в анализе традиционной системы организации учебного процесса, в подведении их к самостоятельной формулировке противоречия между возможностями традиционной системы и современными требованиями к подготовке специалиста.

Второй информационный блок, основывается на принципах развивающегося обучения, развивающихся педагогических технологий и гибкой технологии проблемно- модульного обучения как наиболее отвечающей требованиям к организации учебного процесса в профессиональном учреждении.

Смысл обучения профессии заключается в том, чтобы выработать у обучаемых желание учиться, чтобы обучающиеся были заинтересованы в восприятии, переработке, закреплении и практическом использовании полученных знаний и умений. Каждый урок должен достигать поставленных мастером и преподавателем дидактических целей - формирование ключевых компетенций.

Информационная компетенция включает навыки деятельности по отношению к информации: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция- владение приемами профессионального общения с коллегами, установление правильных взаимоотношений с окружающими, которые способствовали бы наиболее эффективному решению профессиональных задач, проявление заинтересованного отношения к ценностям семьи и коллектива.

Следовательно, информационно-коммуникационные технологии необходимы, они должны быть интегрированы даже в традиционные дисциплины профессиональной подготовки для формирования соответствующих компетенций.

Например, в курсах «Техническое черчение», «Материаловедение», «Спец технология производства»  информационно- коммуникационные технологии могут применяться наряду с традиционными начиная с первых занятий.

Наибольшее распространение информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) получили при организации обучения с использованием дистанционных технологий, при создании программ и виртуальных учебников и учебных пособий по различным предметам, поиске в сети информации для организации и содержания учебного процесса, при разработке компьютерного тестирования обучающихся, создания электронных библиотек, формирование единой электронной среды.

ИКТ- это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказание услуг, а также аппаратное и программное обеспечение (компьютерное оборудование, программное обеспечение, электронная почта, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Одним из интересных направлений, проводимой в нашем техникуме,  работы является разработка методики и создание новых учебных программных средств с помощью компьютерных технологий. Началась работа по созданию учебных программных продуктов по некоторым предметам теоретического и производственного обучения. Все преподаватели и мастера производственного обучения включились в работу по использованию ПК в учебных целях и по разработке собственных учебных программ.

Возможности ПК могут быть использованы в любом элементе учебного процесса, для решения любых его задач, если для этого есть необходимое программное обеспечение и внешние устройства. Например, на уроках производственного обучения по специальности мастер столярного и мебельного производства используются программы «Базис- Мебельщик»- позволяет создавать корпусную мебель сложной конструкции, визуалировать ее с учетом материала и специальной фурнитуры и «Cutting»- предназначена для оптимизации раскроя прямоугольных листов на прямоугольные детали.

 ПК можно применить при выполнении обучающимися заданий по переработке новой информации в текстовом или графическом виде, в виде модели или ситуационной деловой игры.

Использование ПК дает возможность организовать обратную связь при переработке обучающимися введенной им информации. Причем, ПК предоставляет больше возможности в выборе способов такой работы. Это и подсказки, и справочная информация по ошибкам, и принудительный возврат к предыдущему материалу и т.д.

ПК позволяет автоматизировать оценочный контроль качества усвоения учебного материала на всех уровнях обучения: на первом- узнавание изученных ранее понятий, свойств, процессов, параметров в данной профессиональной деятельности и выполнения действий с подсказкой; на втором- самостоятельное выполнение по памяти типового действия; на третьем- продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

Таким образом, современные средства обработки информации позволяют создавать: информационные фрагменты урока; фрагменты управления деятельностью обучающихся по освоению нового материала и ее коррекции; контрольные фрагменты уроков или экзаменов.

Преподавателями и мастерами п/о создаются мультимедийные фрагменты уроков для их активного использования на практике.

Многие из задач могут быть решены с помощью электронных учебников ЭУ. Электронный учебник- это не только закодированная в электронном формате ЭВМ информация и визуализация нужных фрагментов текста на экране монитора. Одним из требований к ЭУ является – обеспечение быстрого доступа к нужному материалу через систему гиперсвязей (гиперссылок). Доступ основан на том, что некоторые выделенные участки учебного материала (части текста или иллюстрации) выступают  в качестве ссылок на другие, логически связанные с ними участки материала или на новые автономные объекты (текстовые и звуковые фрагменты, анимационные блоки, видеосюжеты).

Применение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере позволяет эффективно решать многие труднореализуемые в рамках традиционной педагогики дидактические задачи. К ним в первую очередь следует отнести обеспечение творческой, самостоятельной работы обучающихся учреждений профессионального образования над учебным материалом в интерактивном, диалоговом режиме и развитие способности поддерживать многочисленные и разнообразные контакты в процессе работы. Также, возможность реализации дифференцированного подхода к обучаемым; высокую информативность, высокоуровневую помощь и консультирование, что позволяет решить чрезвычайно важную задачу современной образовательной системы – максимализации познавательной активности обучаемых, самообучение. Кроме того, информационные технологии дают возможность поставить обучающегося на позицию исследователя в учебной деятельности, например, при выполнении письменной дипломной экзаменационной работы.

Перед современным профессиональным учебным заведением стоит важнейшая задача- обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у него умения предложить себя на рынке труда, способности в любой период времени и в разных ситуациях оптимально, гибко и эффективно решать возникающие проблемы.

Хорошее владение  информационно- коммуникационными технологиями, формируемое, в том числе и на уроках- это путевка в большую профессиональную жизнь, обеспечение конкурентоспособности и востребованности выпускников.  

Библиографический список:

  1. Журнал «Научные исследования в образовании» №1 (2011) «Формирование конкурентоспособности выпускников профессионального колледжа». Гренов Г.С., Семенова О.А.
  2. Журнал «Научные исследования в образовании» №3 (2011) «Информационные и коммуникационные технологии в педагогическом исследовании». Стариков С.А.
  3. Журнал «Научные исследования в образовании» №10 (2011) «Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна». Соловьева В.В.
  4. Журнал «Профессиональное образование» №4 (2011) «Формирование компетенций на базе интегрированных CAD/CAM-систем» Ретивых М.В.. Селезнев В.А.
  5. Педагогический журнал Башкортостана №2 (2007) «Формирование информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса». Подковыров А.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Современные образовательные технологии в учебном процессе

статья о новых методиках преподавания, основанных на изменении ФГОС...

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Дорога длинною в 75 лет", посвященная юбилею ПРОФТЕХа

Работы обучающихся, выполненные в рамках областных конкурсов информационных технологий и конкурсов нашего образовательного учреждения....

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"...

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по МДК «Устройство автомобилей»

Внедрение информационно-коммуникационных  технологий на занятиях по МДК "Устройство автомобилей"...