"Коллекция хороших манер"
план-конспект занятия на тему
Познавательный час о хороших манерах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_kollektsiya_horoshih_maner.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Коллекция хороших манер»
Цели и задачи:
*Формирование культуры общения и культуры поведения воспитанников с друзьями, учителями, взрослыми.
- Ознакомление с историей появления слова «этикет».
- Оказание помощи воспитанниками в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей.
- Развитие способностей воспитанников соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.
- Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе.
- Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
Ход занятия
Дети разыгрывают две сценки:
Первая сценка
Здорово, Викча! Здорово, Лерча!
Как дела? Где тусуешься?
Да так, дела стремные. А где тусуюсь? На дискачах.
Слышь, у тебя шнурки в стакане? А меня как-то не колышет.
Ну, ладно, а то меня предки ждут.
Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Вторая сценка
Здравствуй, Лена! Здравствуй, Инна!
Как твои дела? Спасибо, хорошо.
А твои? Тоже неплохо.
Как поживают твои родители? Все нормально.
До свидания, Лена! До свидания, Инна!
Воспитатель: Чем отличаются эти ситуации? (мнение учеников.) За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (ответы детей). А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящен наш час общения.
Обращается внимание на тему «Хорошие манеры»
Воспитатель: Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»?
Дети. Способность держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
Воспитатель: Что же принято считать хорошими манерами?
Дети. Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умение контролировать свои поступки.
Воспитатель: Узнаем немного из истории этикета.
Дети подготовили доклад – 2 чел.
Воспитатель: Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками – «сердечками». Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека» (у каждого ученика на столе лист для записи правил). На доске находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в котором будут помещены самые главные выводы. А вы ребята будете записывать «Свод правил воспитанного человека» себе на листочки и в конце нашего общения их зачитаете.
Первое правило.
Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу».
В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» А как звучит по-русски? «Здравствуйте!», то есть мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклониться от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Об это удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (читает стихотворение под тихую музыку).
- Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.
Конкурс знатоков этикета
Вопросы написаны на лепестках «ромашки». Дети читают вопрос и отвечают. Я вручаю «сердечки» за правильные ответы.
- Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший)
- Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (да)
- Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (просто кивнуть)
- С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да)
- Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (старший – младшему, женщина – мужчине.)
Воспитатель: Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним, кажется, что нужно поступать так, а другим – иначе. Так какое же правило, мы выведем? (мнения детей)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку (сама вешаю его на доску)
Второе правило
Воспитатель: Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы.
Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко и неестественно смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело». Права ли она? (мнение детей)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим. Наша ромашка вновь движется по кругу, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.
- На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?
- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (да)
Воспитатель: Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.
Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Коль в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдет». Н тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить. А значит, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.
На экране. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а, те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Воспитатель: Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступайте друг другу».
Третье правило
Воспитатель: В психологии есть такое забавное сравнение. Человек – это дробь, числитель которой означает, насколько человек сам себя оценивает, а знаменатель – насколько его оценивают окружающие.
Психологический эксперимент
Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.
- Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (тот, кто его начал).
- Если тебе принесли подарок завернутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес).
- Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…
Воспитатель: Конкурс знатоков этикета закончен и по количеству сердечков победил ……… , ему вручается медаль «Лучший знаток этикета».
Воспитатель: А теперь продолжим наш эксперимент. Одноклассники называют три положительных качества и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи вызвавшемуся, участвовать в эксперименте, учащемуся. Когда все желающие выскажутся, ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны.
Есть такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, манер? Назовите их. Что считается дурными манерами?
(Предполагаемые ответы: грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление кличек и прозвищ.)
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное избавить от них окружающих.
Так какое же следующее правило, мы запишем?
«Не доставляйте неудобства окружающим людям».
Четвертое правило
Воспитатель: Я предлагаю вам еще одну игру.
Игра «Зеркало»
Один из школьников, самый смелый, встает перед классом и оказывается как бы перед зеркалом. Ребята поочередно повторяют его фразы, слова-паразиты, которые он чаще других употребляет, его походку, движения, какие-то привычки.
Воспитатель: А что бы мы записали в нашу памятку? «Следите за собой всегда и везде».
Пятое правило.
Воспитатель: Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы просмотрим веселый шуточный эпизод из юмористического журнала «Ералаш», который произошел в школе на уроке технологии.
Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое золотое правило мы могли бы записать? «Учись смеяться над собой».
Итак, ребята, о чем же мы узнали в процессе нашего общения? (Учащиеся высказывают свои мысли). Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя. Но всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые, солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем сами ставят за эти качества себе оценки, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы.
Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих.
У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанию? У невоспитанных – ответил он, - я избегал делать то, что делают они». Я желаю вам всего самого хорошего.
Звучит песня «Мы желаем счастья Вам!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка макетов рекламных плакатов, панно, промышленных коллекций»
Данная методразработка может служить учебным и методическим материалом для преподавлелей спецдисциплин в СПО по специальности "моделирование и конструирование швейных изделий"....
Разработка классного часа "Хорошие манеры"
Разработка классного часа "Хорошие манеры" Этикет, приветствие, высказывание знаменитостей....
Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»
Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...
методические рекомендации "Ключевые принципы общего музыкального воспитания актёра-певца и воспитания народной манеры пения у ССЗ специальностей 51.02.01 театральное творчество и 52.02.04 актёрское искусство"
Музыкальное воспитание студентов актёров ирежиссёров совершенствуется в различных формах учебно-воспитательного процессаи предусматривает связь музыки как учебной дисциплины «Вокал» с друг...
Хорошему кораблю - хороший лес!
Научно-практическая работа по краеведению, в которой исследуется выбор Петром I места для строительства первой государственной верфи, критерии отбора строительного леса для деревянного флота....
Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "
Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...
"Хорошие манеры"
Цель: Способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения среди детей....