В рисунках отражается внутренний мир ребенка
консультация

Белоусова Светлана Васильевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunki_detey.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

В рисунках отражается внутренний мир ребенка

Ребенок растет и каждый день открывает для себя что-то новое, сталкивается с чем-то хорошим и с чем-то дурным в окружающей его действительности. Он живет своей напряженной внутренней жизнью, которая иногда остается скрытой от взрослых. Бывает так, что родители заботятся о ребенке, покупают ему игрушки, книжки, сладости, но не задумываются о том, как их маленький человек чувствует себя в этом большом и сложном мире. К поведению, играм, занятиям ребенка надо внимательно присматриваться. Есть много способов получше узнать внутренний мир ребенка. И один из них — рисунки.

Все дети любят рисовать.

В рисунках отражается их восприятие жизни. Уже давно психологами отмечено, что, когда дети рисуют в спокойном состоянии, они предпочитают яркие и светлые тона, и, напротив, когда они подавлены, угнетены, то выбирают черную или другие темные краски. Книга американского психолога К. Маховера “Проективный рисунок человека” стала сенсацией в свое время. На основе многолетних наблюдений, исследовательской работы автор пришел к выводу, что между рисуемой фигурой и личностью рисующего есть особая связь. В книге большое внимание уделено детским рисункам. Рисует ли ребенок большую или маленькую фигуру, в каком месте листа она размещена, имеет ли эта фигура признаки агрессивности — все это, утверждает автор, соотносится с характером рисующего.

Психологами разработаны самые различные тесты, помогающие с помощью рисунка лучше понять внутренний мир ребенка. Вот один из них. (Ребенку должно быть не менее 4 лет). Дайте ребенку лист белой бумаги и карандаш. Попросите нарисовать человечка. Сами сядьте рядом, но не давайте никаких указаний, не делайте замечаний, словом, не вмешивайтесь в творческий процесс. Обратите внимание, с чего ребенок начал рисовать фигурку? Если с головы, то, как считают психологи, у ребенка нормальное мироощущение, а вот если с ног, то, скорее всего, в нем затаилась тревога. Вспомним известный с детства стишок:

Точка, точка, запятая,
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик,
Вот и вышел человечек.

Перед вами такой человечек. Присмотритесь к нему. Если у человечка маленькая головка, значит, автор рисунка находится в состоянии неудовлетворенности, у него занижена самооценка. Ведь голова расценивается как сфера интеллекта, а также волевого управления различными побуждениями. Уже маленький ребенок считает голову очень важной частью человека, он чувствует, что взрослые люди смышленость, находчивость как-то связывают с головой. Нечеткое изображение головы — это тоже показатель неуверенности в своих силах, робости.

Рисунок может быть размещен в разных частях листа. Если высоко от центра, то у ребенка высокая самооценка, и вместе с тем он недоволен своим положением, ему не хватает признания со стороны близких людей. Если же рисунок расположен в нижней части листа, то у ребенка заниженная самооценка. Смещение фигурки влево указывает на пассивность, страх перед будущим, вправо — на активность, оптимизм. Если рисунок расположен по центру, то самооценка ребенка адекватна действительности.

Маленький рисунок указывает на стремление быть незаметным, на проявление тревожности очень большой — на потребность в самоутверждении. Рассмотрим детали рисунка. Квадратное или угловатое туловище свидетельствует о стремлении к мужественности, укреплению воли, слишком маленькое говорит об униженности, подавленности. Чрезмерно широкие плечи человечка на рисунке указывают на ощущение силы автора, угловатые плечи — на осторожность, повышенную тревожность. Покатые плечи чаще всего отражают пониженный жизненный тонус, иногда чувство вины рисующего.

Руки дети начинают рисовать очень рано, сначала в виде палочек или “сосисок”. Позднее на рисунках появляется кисть руки, иногда в виде “варежки”, иногда с пальцами. Если пальцев больше чем пять, то ребенок чувствует себя сильным, уверенным, если меньше — то более слабым, чем окружающие. Слишком длинные руки означают амбициозные стремления, очень короткие руки — неуверенность в себе, ограниченность стремлений. Руки характеризуют сферу общения, поэтому, спрятанные за спину или в карманах, они свидетельствуют о трудностях в этой сфере. Если руки как бы висят по бокам — это означает страх перед кем-то или чем-то и пассивность. Широкий размах рук — решительное побуждение к действию, а когда пальцы при этом сжаты в кулак — протест.

Следует обратить внимание на соответствие ног всей нарисованной фигурке. Тонкие ноги при нормальной фигуре означают неумение ребенка сопротивляться трудностям, неуверенность. Чем больше на рисунке площадь опоры у ног — тем сильнее у ребенка ощущение защищенности в жизни. Если ноги у человечка непропорционально длинные, то, по всей вероятности, у автора рисунка ярко выраженное стремление к независимости и самостоятельности.

И, наконец, очень важная деталь — лицо. Нарисованное в анфас, оно свидетельствует о сосредоточенности ребенка на себе, в профиль — о высоком интеллектуальном уровне. Если фигурка изображена спиной, и вместо лица вы видите затылок, то у ребенка наверняка есть проблема: он стремится уйти от действительности, которая ему неприятна. Полные губы у человечка — признак того, что автор рисунка чувствителен, эмоционален. Открытый и заштрихованный рот указывает на страхи, рот наподобие клоунского — на противоречивые чувства, четко нарисованные зубы — на агрессивность.

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о стремлении избежать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза — это выражение тревожности, беспокойства, потребности в защите. “Глаза-точечки” или “щелочки” также указывают на душевный дискомфорт ребенка. Если радужная оболочка глаз у человечка заштрихована, а его волосы стоят дыбом, это говорит о страхах ребенка.

Большие уши встречаются на рисунках детей, особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Маленькие уши или же вообще отсутствие их на рисунке можно расценить как желание не принимать никакой критики.

Как и любой тест, этот не лишен определенных условностей: ведь ребенок растет, развивается, его эмоциональное состояние меняется. Поэтому результаты теста нельзя принимать за исчерпывающие психологические характеристики. И, тем не менее, данный тест поможет приоткрыть дверцу во внутренний мир ребенка.

Если результаты теста говорят о страхах и тревогах, постарайтесь прийти на помощь. Все дети нуждаются в поддержке, и особенно, застенчивые, робкие. Иногда деталь, которая взрослым кажется неважной, для ребенка является очень значимой. Станьте настоящим другом своему сыну или дочке. Не читайте ребенку нотаций, а стремитесь понять его. Дайте ему полную уверенность в том, что он всегда, во всех случаях жизни, найдет у вас понимание и сочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему "Человек отражается в своих поступках"

К разработке классного часа есть приложение: презентация "Кодекс студента колледжа" (см. мои публикации)...

Методическая работа "Рисунок пером" по предметам: рисунок, композиция станковая

Методическая работа "Рисунок пером" посвящена обучению рисунку тушью и пером учащихся школы искусств.Удачный выбор наглядного материала (набросок Л.Пастернака, рисунок А.Матисса, графика Х.Грина, зари...

Методическая разработка классного часа "Человек отражается в своих поступках"

Классный час "Человек отражается в своих поступках" ставит следующие воспитательные задачи:·  развивать умения «входить в положение других людей», понимать их чувства, мотивы поведения;·...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...

«ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПО СТАНДАРТАМ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО КОДУ 1.3 ПО КОМПЕТЕНЦИИ № F7 КОРПОРАТИВНАЯ ЗАЩИТА О ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Методические рекомендации для студентов учреждений СПО по подготовке и выполнению заданий демонстрационного экзамена по компетенции «№ F7 Корпоративная защита о внутренних угрозах информационной...

Статья «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка»

Рисование – любимое детское занятие. Оно способствует развитию таких психических процессов, как внимание, речь, память, воображение, мышление. А так же развивает интеллект и мелкую моторику. Дети любя...